От Дмитрий Козырев
К sss
Дата 23.03.2016 12:01:56
Рубрики Танки; Армия;

Re: Это очень...

>Просто читая, например, хоть того же хрестоматийного Шаврова про период до 1914 - типичный жизненный ряд:
>- взрыв интереса к авиации, множество живых умов (подчас реально выдающихся люди) бросаются искать технические решения, генерируют какие-то частные идеи;
>- ищут средства и спонсоров (находят весьма и весьма скромненько, обычно, тысячи/десятки тысяч рублей - вроде и много, а в масштабах серьезной ОКР - пшик)
>- в данных стесненных средствах пытаются реализовать свою идею, в случае удачливости и упорства - вин! "самолет собран и летал на местном ипподроме", всё, цели достигнуты, все свободны. Ну особо выдающиеся потом совершают гастроли по стране, пока сезон позволял летать. После чего опять-таки всё - аппарат на слом, энтузиаст-авиатор получил свою славу, но уперся в потолок своих возможностей для дальнейшего творчества.

Так ведь "это - Россия". Т.е. иллюстрация того, что собственого производства хайтека (моторостроения) - нет. Поэтому удел энтузиастов спроектировать планер и купить импортный мотор.
В Англии-Франции-Германии-США имеем вполне динамично развивающееся моторное и авиапроизводство (компании полного цикла) производство, в т.ч. на заказах из России.
И организацию _серийного_ производства машин уже начиная с 1910 г. ккаие уж тут "полеты на ипподромах"?

>без войны бы еще 10 лет строили единичные самолетики на деньги спонсоров,

см. выше - Россия еще не весь мир. Но и даже Россия не строя самостоятельно, закупала за границей серийные машины для военых нужд десятками.
А производство "Муромцев" тоже началось до ПМВ и в условиях РИ интерес к этой машине мог вполне подогреваться не только военными, но и транспортно-пассажирскими нуждами.
А к идее авиапочты без войны мир пришел бы очень быстро.

От sss
К Дмитрий Козырев (23.03.2016 12:01:56)
Дата 23.03.2016 12:39:23

Re: Это очень...

>Так ведь "это - Россия". Т.е. иллюстрация того, что собственого производства хайтека (моторостроения) - нет. Поэтому удел энтузиастов спроектировать планер и купить импортный мотор.
>В Англии-Франции-Германии-США имеем вполне динамично развивающееся моторное и авиапроизводство (компании полного цикла) производство, в т.ч. на заказах из России.
>И организацию _серийного_ производства машин уже начиная с 1910 г. ккаие уж тут "полеты на ипподромах"?

А до войны - практически такие же (ну может на 3-4 года раньше началось повальное увлечение, и увлеченные ан-масс были побогаче, а игрушки подоступнее)
Знаменитый перелет Блерио -> вспышка интереса и энтузиазма, на успешную модель своего моноплана автор набирает под сотню заказов от эпигонов, открывает производство. "Серийное производство" - да, формально налицо, но по сути опять все на плечах единственного энтузиаста-на все руки мастера, а следующая модель оказалась не столь удачной и поставила всё дело на грань разорения.

И разработка/производство моторов точно также работали не сами в себе, а на заказах от таких вот "серий", что, разумеется, бесконечно больше чем ничего, но по сравнению с уровнем интеграции, достигнутым в ПМВ (а точнее - достигнутым после начала широкой, всесторонней государственной авиастроительной программы) выглядело откровенно жалко.

Программы авиастроения и, главное, оснащения самолетами армии (уж не говоря о ВВС как о новом роде войск) все равно так или иначе до войны не просматривалось, "снизу" отдельные авиаторы-энтузиасты, в силу того, что были офицерами, сумели пробить лбом стену и добиться внедрения самолетов (и себя лично в качестве их летчиков) в структуру армии, но их усилиями все и держалось, порой кажется, что не было бы их - так и вовсе не чесались бы.

ЗЫ. Говоря общие слова о некоей "широкой программе" следовало бы раскрыть понимание термина, конечно. Это хотя бы отдаленно сравнимая с программой развития морских вооружений у держав, имеющих флот. Вот там все было вполне системно и интегрировано, даже при спорности тех или иных концепций применения - строительство шло как единой, органически цельной структуры с ясно понимаемыми задачами и представлениями о путях их решения.
Как только понимание задач возникало - то и с летательными аппаратами все шло вполне весело, например в том же флоте (германском) нашлись и деньги, и кадры, и инфраструктура для намного более сложных и дорогих чем самолеты цеппелинов. И движки по 300+ сил нашлись, и эллинги, и алюминиевые/водородные заводы, и сотни людей, готовых летать на водородных монстрах, всеми ветрами шатаемых. И это в мирное время.