>Не ручаюсь за достоверность, но несколько десятков японцев, работавших в Красноярске (там здание речного вокзала, в частности, они построили)женились на местных женщинах и остались в СССР. Если правда, то контакт завязался до наступления дня освобождения.
Писал вроде уже тут, повторю, на редкость крепкий дедуля 80+ лет одного из японских коллег присутствовал на попойке неформальной встрече нашего отдела, не помню уж по какому случаю, вроде по поводу традиционного весеннего повода нарезаться на природе любования цветущими сливами/вишнями. В общем тяпнув сакэ он ударился в воспоминания, как провел несколько лет в Сибири после попадания в плен, попытался что-то там даже спеть и поговорить по-русски, небезуспешно. Запало в память, что он упомянул эти годы плена чуть ли не как самые яркие в жизни, ну тут типичное "в молодости и водка была вкуснее и бабы красивше" и да, чуть не женился на "русской красавице", но родители, с которым в то время установился "почтовый контакт", отговорили, ибо присмотрели уже в родной деревне невесту и "кто же унаследует хозяйство". "Не все так однозначно" в общем. Я не удивлен если довольно многие японцы захотели остаться, на современных-то японцев Россия часто оказывает оглушающее впечатление и желание если не остаться навсегда, то пожить.
В Казахстане я не слышал про то, чтобы японцы оставались навсегда.
Я, собственно, и собрал эти три довольно разных рассказа, потому что условия содержания пленных, отношение к ним заметно варьировало от места к месту.
От старых горняков слышал истории о том. что на Джезказганских рудниках во время войны погибло много немцев: там очень тяжелые георно-технические условия, медь была нужна сильно, поэтому их особо не жалели.
После воны, судя по всему, к дармовой рабочей силе относились довольно бережно, да и народ наш довольно сердобольный.
>В Казахстане я не слышал про то, чтобы японцы оставались навсегда.
"Вы мои мысли читаете" :) Вот вспомнилось что дед одного из университетских товарищей был японцем из пленных по политическим (!) соображениям оставшимся после войны в СССР (со слов товарища конечно). А он сам по паспорту казах (да и без паспорта тоже видно было :) ), японский знал, по крайней мере с университетскими японцами, жившими на нашем этаже в общаге, вполне объяснялся. Дедуля же в 70-е, насколько понял, удалился каким-то образом помирать в пампасы (сиречь на родину) после смерти жены. Внучек некоторое время в начале 90-х жил в Москве потом как-то перебрался в Японию во время разгула рынка и демократии, а дальше следы затерялись.
>Я, собственно, и собрал эти три довольно разных рассказа, потому что условия содержания пленных, отношение к ним заметно варьировало от места к месту.
Ну разумеется. Меня вот другое удивляет, что при Иосифе свят Виссарионыче в закрытой стране сразу после войны вполне браки с иностранцами заключали и даже военнопленными, и оставались и уезжали и не такое уж редкое явление похоже было (скажем, сестра моего деда вышла в 1945 за чеха, ее лучшая подруга - за немца в 1948 ЕМНИП). Возвращаясь к японовоеннопленной теме, по Токийскому каналу неск. лет назад был слезодавительный док. фильм о японцах, оставшихся после войны в России или Корее и обзавевшимися семьей, а также о впоследствии через много лет после войны уехавших в Японию и оказавшихся "ни там ни там не на родине". Корры по Сибири катались собирали сведения и воспомиания. Так что видимо это явление не было исчезающе малым. В общем тэма небезынтересная, хотя собрать статистику, подозреваю, более чем проблематично.