От Bokarev Alexandr
К All
Дата 03.02.2017 12:47:58
Рубрики WWI;

к теме пропаганды в России в ПМВ

Пропаганда на селе в Российской империи начала ХХ века могла идти через два соприкасающихся источника - церковь и школу. И церковная, и школьная сеть более-менее всё русскоговорящее православное население охватывали (с нац.меньшинствами было сложнее). В среднем на каждую пару тысяч крестьян в стране приходились как минимум три-четыре гарантированно грамотных, обученных в городе человека - священник, псаломщик и один-два школьных учителя/учительницы. В некоторых местностях ситуация была, конечно, заметно лучше.
В основном работали через церковь, как более организованную структуру. Школьная сеть была более хаотична и рассчитана в первую очередь на обучение детей, а церкви посещало большинство взрослого населения. Да и практика ознакомления крестьян с основополагающими директивами правительства через церкви была уже наработана.
Указания на темы проповедей спускались Синодом директивно по всей стране, без учёта местной специфики. Хотя, например, пока в Черноземье мужички еще страдали от снижения закупочных цен на сельхозпродукцию, на Севере цены на зерно росли со страшной силой (в Каргополе рожь до войны шла по 1,85 руб/пуд, а уже летом 1915 - 3,20 руб/пуд).
Сами директивы были в целом разумными.
Для примера несколько указаний от весны 1916 года.
1. Велено увещевать пасомых (тем более что Великий пост шёл) поститься тщательнее, ибо по имеющимся данным на потребление мяса идёт скот сверх обычной нормы ежегодного убоя, что в близком будущем грозит коллапсом всему сельскому хозяйству. Тогда как раз была затеяна перепись скота (саму перепись на селе проводили учителя, на время этой задачи освобожденные от преподавания), и крестьяне, догадываясь, что просто так такие переписи не проходят, принимали преветивные меры.
2. В народе получили хождение письма от военнопленных, описывающие их хорошую жизнь в германском плену. Находясь в резком противоречии со сведениями о тяжелейших условиях в плену, письма сии явно ложные или написанные под давлением. Пастырям надлежит заблаговременно осведомить будущих воинов о правде и о том, что ожидает в плену малодушных, способных прельститься ложными сведениями. Следует провести с прихожанами беседы о позоре плена и долге каждого русского человека.
Чуть позже в развитие этой темы председатель "Чрезвычайной следственной комиссии для разследования нарушений законов и обычаев войны австро-венгерскими и германскими войсками" (Высочайше утверждена 9 апреля 1915 года) сенатор Кривцов предлагал организовать печать листовок на тему "Страдания пленнных в германском плену" для их раздачи за церковными службами и при посещении духовенством крестьян на дому.
3. Вспомнили о 3-м, 4-м и 5-м правилах святого Григория Неокесарийского, осуждающих лихоимство и грабеж народа во время нашествия варваров - иерееям в проповедях для народа напоминать пастве о мудрых словах великого святителя и осуждать спекулянтов. Тут также рекомендовалась печать соответствующих листовок для раздачи прихожанам.
С печатью листовок, впрочем, уже тогда были проблемы, ибо источники финансирования были не очевидны, а типографские мощности слабы.
В ноябре 1916 года велено было в проповедях обратить внимание пасты на то что беженцы, прибывающие в некоторые местности Центральной России из прифронтовых районов - тоже люди, и относиться к ним следует с христианским милосердием, а не устраивать среди них еврейских погромов (а евреев среди беженцев и принудительно выселенных из прифронтовой полосы хватало). Впрочем, в значительной части страны никаких беженцев никто не видел.

Всё это, как видно, была реакция на происходящее.

Так-то война была заметна - и не только фактов изъятия из хозяйства на войну мужиков. Народ приезжал на побывку, рассказывал. Устраивали чествования георгивским кавалерам, всё такое. Практически в каждом приходе шёл сбор средств на раненых, поступавших в лазареты в губернских/уездных городах, как деньгами, так и одеждой. Практика кружечных сборов еще в довоенные десятилетия была наработана большая, но сборы проводились достаточно часто и давали результат не особо существенный.
Благотворительных обществ вообще было много, но они были довольно хаотичны, единого канала сбора не было. Куда слать ? В "Московский Комитет по снабжению табаком и предметами первой необходимости воинов передовых позиций", в приходской "Попечительский совет по помощи семьям, лишившимся кормильцев" ?

Летом 1915 года по инициативе Синода по губернским городам было проведено несколько общегородских молебнов о победе над неприятелем - ну, примерно как в засуху о дожде молятся. Многолюдно, с крестными ходами, сходящимися с разных сторон города на центральную площадь. Население, особенно городское, воспринимало подобные методы достижения победы, хмм, по разному.

В рамках чистой пропаганды в той же церковной прессе, из которой деревенские священники могли черпать сведения о происходящем, ходили статьи о немецком засилье - ползучей оккупации России-матушки двухмиллионной немецкой пятой колонной, занявшей все ключевые хлеботорговые пункты, расселившейся вдоль основных магистралей, и об агентах "Зингера", имеющихся в каждом уезде, и явно работающих не только и не столько на "Зингер", но и на германскую разведку. Очень популярная тема была, замечу.
Были и перепечатки из западной прессы - например о торговле в Берлине изделиями преимум-класса из человеческой кожи, которую добывают германцы в Африке, привлекая к этому делу союзных им варваров-туземцев. Ну и прочие заколотые штыками медсестры и замученные раненые.

Вообще довольно многое из опыта ПМВ в ВОВ пригодилось.
Та же "Чрезвычайная комиссия по расследованию злодеяний"; аналоги комитета "Табак-солдату"; в тех же церквах те же сборы средств вполне проводили (и сборы были, пожалуй, полновеснее, чем в ПМВ).
Но в 1914-1917 всё это сработало заметно хуже. Почему - надо глядеть на состоянии общества в целом и его инстиутов в частности, на степень доверия к ним, всё такое.

От BP~TOR
К Bokarev Alexandr (03.02.2017 12:47:58)
Дата 05.02.2017 13:02:09

А патриотический лубок к какому из 2 ваших

>Пропаганда на селе в Российской империи начала ХХ века могла идти через два соприкасающихся источника - церковь и школу.
соприкасающихся источников относится?
https://topwar.ru/uploads/posts/2013-10/1381120500_original.jpg


http://www.kabinet-auktion.com/files/images/gallery/49789_2_CompressedImage.jpeg


http://4.bp.blogspot.com/-p4fSlRu_BXk/UtJty8EYYqI/AAAAAAAAW9Y/HfIfuPqLMSk/s1600/0_b5eeb_f22650b9_XL.jpg


Это ведь пропаганда в чистом виде и к грамотности требования пониже

От Bokarev Alexandr
К BP~TOR (05.02.2017 13:02:09)
Дата 06.02.2017 12:29:31

а как патриотический лубок относится к гос-пропаганде ?

>>Пропаганда на селе в Российской империи начала ХХ века могла идти через два соприкасающихся источника - церковь и школу.
>соприкасающихся источников относится?
>Это ведь пропаганда в чистом виде и к грамотности требования пониже
Зря я в заголовке корневого постинга не написал "государственная пропаганда".
Мне не приходилось видеть указаний на то, что издание и распространение лубка и прочей литографии как-то управлялось государством (за исключением того, что печать контролировалась цензурой). Госзаказа в этой области, видимо, не было.

От BP~TOR
К Bokarev Alexandr (06.02.2017 12:29:31)
Дата 06.02.2017 21:24:29

Так кто ж вам виноват


>Зря я в заголовке корневого постинга не написал "государственная пропаганда".
что не умеете корректно сформулировать куда набрасываете :)


От СОР
К Bokarev Alexandr (03.02.2017 12:47:58)
Дата 05.02.2017 09:32:30

Наверное кто то мешает вам с ней ознакомиться?

"Образ врага" и перспективы войны в русской периодической печати в 1914-1915 гг.: по материалам газеты "Утро России"

http://www.dissercat.com/content/obraz-vraga-i-perspektivy-voiny-v-russkoi-periodicheskoi-pechati-v-1914-1915-gg-po-materiala

На всякий случай

https://www.google.ee/webhp?sourceid=chrome-instant&ion=1&espv=2&ie=UTF-8#q=%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D1%82%D1%8B+%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9+%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8

https://yandex.ru/search/?lr=11481&msid=1486274688.33265.22871.879&text=%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D1%82%D1%8B%20%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8

Более тяжелый вариант пойти в библиотеку и посмотреть периодику тех лет, практически в каждой газетенке было о войне.

От Роман Храпачевский
К Bokarev Alexandr (03.02.2017 12:47:58)
Дата 04.02.2017 08:08:00

Тема СМИ недостаточно раскрыта

>Были и перепечатки из западной прессы - например о торговле в Берлине изделиями преимум-класса из человеческой кожи, которую добывают германцы в Африке, привлекая к этому делу союзных им варваров-туземцев. Ну и прочие заколотые штыками медсестры и замученные раненые.

Издававшаяся миллионными тиражами "Нива" вполне себе раскрывала тему "германцы убивают и жарят младецев на своих штыках".

http://rutenica.narod.ru/

От Bokarev Alexandr
К Роман Храпачевский (04.02.2017 08:08:00)
Дата 04.02.2017 17:51:06

ну это же так, короткий текст

>>Были и перепечатки из западной прессы - например о торговле в Берлине изделиями преимум-класса из человеческой кожи, которую добывают германцы в Африке, привлекая к этому делу союзных им варваров-туземцев. Ну и прочие заколотые штыками медсестры и замученные раненые.
>Издававшаяся миллионными тиражами "Нива" вполне себе раскрывала тему "германцы убивают и жарят младенцев на своих штыках".
Вы на порядок ошиблись с тиражами, миллионными они никогда не были - но да, были весьма существенными, несколько сот тысяч. Но в глубинке "Нива" попадалась всё же не так часто, подписная цена 8р/год - не так уж мало было.

От Моцарт
К Bokarev Alexandr (04.02.2017 17:51:06)
Дата 04.02.2017 19:24:07

Так ту же Ниву читал не уникальный ID number

а весь дом и всё село (в пересказе)

От Bokarev Alexandr
К Моцарт (04.02.2017 19:24:07)
Дата 04.02.2017 20:34:49

Ниву читал определенный слой населения

Не"Нива" это был всё же продукт на определенного читателя, "большая литература", её основное содержание собственно литература составляла вплоть до конца. Ну, в ПМВ ещё "аналитика" добавилась - "Займёт ли Румыния Трансильванию в условиях краха Австро-Венгрии и как это повлияет на обстановку на Балканах", всё такое.
А "всё село" могло иллюстрации разглядывать - да и то, если священник/учитель/фельдшер, который её таки выписал, решил этим богатейством поделиться. Делились не всегда, разрыв между "образованными" и простыми сельчанами был существенный.

От BP~TOR
К Bokarev Alexandr (04.02.2017 20:34:49)
Дата 04.02.2017 23:59:59

А в 25 тысяч земских сельских библиотек в 1915 г

кто ходил?
https://culture.wikireading.ru/28237
>А "всё село" могло иллюстрации разглядывать - да и то, если священник/учитель/фельдшер, который её таки выписал, решил этим богатейством поделиться. Делились не всегда, разрыв между "образованными" и простыми сельчанами был существенный.
и чтобы в земских сельских библиотеках газеты и журналы почитать священника/учителя/фельдшера просить не надо было :)
были еще и пришкольные библиотеки, земские чайные с бесплатными газетами...

От Bokarev Alexandr
К BP~TOR (04.02.2017 23:59:59)
Дата 05.02.2017 00:12:38

Re: А в...

> кто ходил?
>
https://culture.wikireading.ru/28237
>>А "всё село" могло иллюстрации разглядывать - да и то, если священник/учитель/фельдшер, который её таки выписал, решил этим богатейством поделиться. Делились не всегда, разрыв между "образованными" и простыми сельчанами был существенный.
> и чтобы в земских сельских библиотеках газеты и журналы почитать священника/учителя/фельдшера просить не надо было :)
>были еще и пришкольные библиотеки, земские чайные с бесплатными газетами...
Вы всю статью, что по ссылке читали ? ;)
Знакомство с данными статистических обследований того времени и свидетельствами современников показывает, что лишь незначительная часть сельского населения являлась абонентами «народных библиотек». По данным Е.Н. Медынского, обобщившего материалы по различным губерниям России, сельскими библиотеками пользовались в России в 1909—1911 гг. 2,9% всего сельского населения, то есть примерно 3 млн человек. Этот вывод подтверждают и наши расчеты (проведенные на основе материалов одной из публикаций земских статистиков), согласно которым различными видами библиотек пользовалось в 1901 г. не более 3% сельского населения Полтавской губернии.
Определенную роль в том, что библиотеками пользовалась небольшая часть крестьян, играл, конечно, невысокий уровень грамотности в крестьянской среде. Однако дело было не только в этом, о чем свидетельствует тот факт, что к концу XIX в. грамотными были около 20% крестьян, а «народными библиотеками» пользовалось всего 2—3%, то есть в десять раз меньше


От BP~TOR
К Bokarev Alexandr (05.02.2017 00:12:38)
Дата 05.02.2017 01:20:18

Я еще и набросы ваши прочел

читал
>>>А "всё село" могло иллюстрации разглядывать - да и то, если священник/учитель/фельдшер, который её таки выписал, решил этим богатейством поделиться. Делились не всегда, разрыв между "образованными" и простыми сельчанами был существенный.
>> и чтобы в земских сельских библиотеках газеты и журналы почитать священника/учителя/фельдшера просить не надо было :)
>>были еще и пришкольные библиотеки, земские чайные с бесплатными газетами...
>Вы всю статью, что по ссылке читали ? ;)
я еще и ваши набросы прочитал:)
ваш прыжок в сторону не удался
это ведь именно вы Bokarev Alexandr написали про то что - "всё село" могло иллюстрации разглядывать - да и то, если священник/учитель/фельдшер, который её таки выписал, решил этим богатейством поделиться. Делились не всегда..."
и все эти ваши "могло" и "да и то, если" пустое мирдверьмячество, от незнания темы о которой вы взялись судить
То что "все село" могло (имело возможность) иллюстрации разглядывать не только по прихоти священника/учителя/фельдшера видимо сюрпризом для вас оказалось :)

Смотрим ваш исходный наброс
"Пропаганда на селе в Российской империи начала ХХ века могла идти через два соприкасающихся источника - церковь и школу."
А как же земства, с их библиотеками, народными чтениями и прочим?



От BP~TOR
К BP~TOR (05.02.2017 01:20:18)
Дата 05.02.2017 01:41:15

И еще

про чтение всей статьи
>>Вы всю статью, что по ссылке читали ? ;)
каким боком цитатка с цифирьками которую вы наспех выдернули из указанной вам статьи относится к периоду ПМВ вообще и к 1915 году в частности.
А то знаете ли количество сельских библиотек в конце 19 века и в 1915 менялось, как и число грамотных :)



От Bokarev Alexandr
К BP~TOR (05.02.2017 01:41:15)
Дата 06.02.2017 12:22:10

Re: И еще

> про чтение всей статьи
>>>Вы всю статью, что по ссылке читали ? ;)
> каким боком цитатка с цифирьками которую вы наспех выдернули из указанной вам статьи относится к периоду ПМВ вообще и к 1915 году в частности.
Мне не лень и еще раз повторить:
По данным Е.Н. Медынского, обобщившего материалы по различным губерниям России, сельскими библиотеками пользовались в России в 1909—1911 гг. 2,9% всего сельского населения
Вы вряд ли возьметесь доказать, что к 1914 году эта цифра сильно выросла.



От BP~TOR
К Bokarev Alexandr (06.02.2017 12:22:10)
Дата 06.02.2017 20:39:29

То есть признаете что к теме ПМВ ваше цитирование отношения

не имеет
>Мне не лень и еще раз повторить:
т.е. публично расписываетесь что другими источниками, кроме тех куда вас ткнули носом,вы не а это и есть лень ...
>По данным Е.Н. Медынского, обобщившего материалы по различным губерниям России, сельскими библиотеками пользовались в России в 1909—1911 гг. 2,9% всего сельского населения

>Вы вряд ли возьметесь доказать, что к 1914 году эта цифра сильно выросла.
Гадалка из вас откровенно слабенькая, смотрим про желающих прессу почитать в том самом 1915 году
"Деревня испытывала «газетный голод», газеты зачитывались «до дыр». «По станциям
железной дороги стоят крестьяне, протягивая руки за газетой. Чем дальше деревня от центра, тем просьбы о газете многочисленнее», – отмечал провинциальный журналист (КК. 29. VIII. 1915. № 96). В «Губернских ведомостях» регулярно печатались списки
убитых, раненых и без вести пропавших нижних чинов – местныхуроженцев. Многие сельские жители специально добирались до города, чтобы увидеть в газете эти списки."

Известно ли вам что такая разновидность земских библиотек как изба-читальня получила широкое распространение именно в 1910-е годы "В отличие от других народных библиотек они имели в своих фондах преимущественно периодические издания"

а вот конкретные примеры количественного роста библиотек
см Владимирскую губернию
1903 год 150 земских народных библиотек
1914 год 351 земская народная библиотека
см Олонецкую губернию
"В 1900 г. по инициативе уездного земства возникает публичная библиотека в г.Олонце. К 1 января 1914 г. в Олонецкой губернии работали 62 земские библиотеки"
вот еще сюрпрайз для вас, это к вашему тезису про "могли"
" Особенностью организации библиотечного дела в малонаселенной губернии, со множеством мелких, далеко разбросанных друг от друга деревень, стало создание передвижных библиотек, которые называли "сумочными", т.к. состояли они из отдельных сумок, укомплектованных 5-6 книгами, которые рассылались через сельскую почту."
http://libraries.karelia.ru/Iz_istorii_bibliotek/

Это вы еще про народные чтения не в курсе, которые устраивались для не умеющих читать :), про земские чайные с библиотеками-читальнями, про чайные Общества трезвости с бесплатной периодикой...

От Моцарт
К Bokarev Alexandr (04.02.2017 20:34:49)
Дата 04.02.2017 22:20:08

Ну к кому подходил селянин с вопросом "что на фронте"?

Радио не было.
В Ниве была не хроника войны ("заняли 30 метров траншей у д.Свинюхи"), а две страницы баек и быличек, плюс рассказ на 4 листа на военную тему. Вот туда и надо было пихать про поджарку младенцев германцами.

От Михельсон
К Bokarev Alexandr (04.02.2017 20:34:49)
Дата 04.02.2017 21:57:38

Re: Ниву читал...

А что читала грамотная молодежь на селе? Всякие губернские-уездные вестники?

От BP~TOR
К Михельсон (04.02.2017 21:57:38)
Дата 04.02.2017 23:46:31

Re: Ниву читал...

>А что читала грамотная молодежь на селе? Всякие губернские-уездные вестники?
вот пример
"В 900-х годах в селе появились первые газеты. Некоторые зажиточные крестьяне, лавочник и священник выписывали газеты, большей частью правого направления. В земской чайной на базаре в Сосновке крестьяне могли читать некоторые газеты бесплатно: ультраправый «Московский листок» с его уголовной хроникой и «Биржевые ведомости» (беспринципная бульварная газета)16. Поэтому чтение таких газет мало помогало крестьянам разбираться в политических вопросах. Не помогали этому и «народные чтения», которые с конца 90-х годов организовало земство17. Беседы с волшебным фонарем проводили учителя, врачи, священники, и если кое-кто из либеральных земских интеллигентов придавал своим беседам «просветительский» облик, то общая политическая окраска чтений имела явно реакционный характер. Крестьяне охотно посещали беседы (в отдельных случаях посещаемость доходила до 120—150 человек), на которых демонстрировались диапозитивы. В основном читались лекции на религиозно-моральные и махрово патриотические темы: о житиях святых, о чудотворных иконах, о «святых местах», «300-летие дома Романовых» и т. п.

Беседы на литературные и географические темы проводились редко, так же как и лекции по сельскому хозяйству, интересовавшие крестьян.

На селе ответственным лицом за чтения был не учитель, а священник, который отчитывался перед земством в проведении этого мероприятия."
http://istmat.info/node/25152

От BP~TOR
К BP~TOR (04.02.2017 23:46:31)
Дата 05.02.2017 00:11:40

Re: Ниву читал...

про сельские библиотеки
вообще
http://www.library.ru/1/kb/books/village_lib/chapter_01.php
и в частности
http://breytovo.ru/staticpage.aspx?id=13
http://www.herzenlib.ru/almanac/number/detail.php?NUMBER=number15&ELEMENT=4

От Паршев
К Bokarev Alexandr (03.02.2017 12:47:58)
Дата 03.02.2017 20:58:38

Это интересная подробность - о письмах из плена

я как-то раньше не очень понимал смысл такого явления, как пропаганда среди русских пленных в плену. А она была.
Дед одного моего приятеля детства побывал в австро-венгерском плену. Им там показывали агитационные кинематографические фильмы. В частности, с таким эпизодом: русский мужик идет до ветру, подтирается пальцем и, стряхивая, попадает пальцем по ограде - и машинально сует ушибленный палец в рот. Фильм вряд ли специально для пленных, наверное, что для своих солдат делали - то и для них.
Я еще тогда подумал - какой смысл заниматься этим среди пленных? А ведь действительно, если пленные писали домой письма - смысл был.

От Г.С.
К Bokarev Alexandr (03.02.2017 12:47:58)
Дата 03.02.2017 17:58:03

Прусский учитель выиграл сражение при Садовой

http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/2295/%D0%9F%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9

Где-то читал такое мнение:
Во Франции и Германии в учителя шли только после службы в армии.
А у нас выпускники, идущие в учителя деревенских школ освобождались от призыва, и туда шли в основном молодые люди либерального толка.

Очевидно, сельский учитель становился информационным центром не только для детей, но и для взрослых, что имело соответствующие последствия.


От Bokarev Alexandr
К Г.С. (03.02.2017 17:58:03)
Дата 03.02.2017 19:09:31

учителя не виноваты )

>Где-то читал такое мнение:
>Во Франции и Германии в учителя шли только после службы в армии.
>А у нас выпускники, идущие в учителя деревенских школ освобождались от призыва, и туда шли в основном молодые люди либерального толка.
>Очевидно, сельский учитель становился информационным центром не только для детей, но и для взрослых, что имело соответствующие последствия.

Это в определенной степени проецирование страха перед призывом, который был довольно распространен ближе к концу СССР. Молодые люди либерального толка в царской России армии настолько панически не боялись, чтобы самих себя сослать в какую-нибудь глухую волость, прозябать в избёнке.
Перед революцией 1905 года учителя в церковно-приходских школах имели оклад 180-300 руб./год, помощники учителей - 150-240 руб./год, учителя в школах грамоты (укороченная программа) - 84-120 руб./год. За стаж работы свыше 5 лет давалась надбавка в 60 руб., на съем жилья, если комнаты учителя не имелось в здании школы - еще 30 руб. В земских школах оклады были такие же, в министерских училищах - получше, но таких было мало.
Это скромные деньги за работу в тяжёлых бытовых условиях, без особых перспектив к их улучшению, вдали от цивилизации. С уровнем образования, позволяющим преподавать в начальной школе, в те годы устроиться в городе можно было на больший оклад и с гораздо большими удобствами и перспективами. Идеалисты, конечно, попадались. Но значительную часть учительских мест в глубинке занимали дочки священников (выпускницы епархиальных женских училищ, специально под учительниц ориентированных) и сыновья священников (на несколько лет после выпуска из семинарии, перекантоваться, пока место на приходе не найдется).

От ttt2
К Bokarev Alexandr (03.02.2017 19:09:31)
Дата 06.02.2017 08:59:07

Re: учителя не...

>Перед революцией 1905 года учителя в церковно-приходских школах имели оклад 180-300 руб./год, помощники учителей - 150-240 руб./год, учителя в школах грамоты (укороченная программа) - 84-120 руб./год. За стаж работы свыше 5 лет давалась надбавка в 60 руб., на съем жилья, если комнаты учителя не имелось в здании школы - еще 30 руб. В земских школах оклады были такие же, в министерских училищах - получше, но таких было мало.
>Это скромные деньги за работу в тяжёлых бытовых условиях, без особых перспектив к их улучшению, вдали от цивилизации.

180-300 рублей в год не такие плохие деньги для глубинки 1900. В Среднем по России в 1900 месячный заработок рабочего составлял 16 руб

В СССР например учителя зарабатывали существенно меньше рабочих

С уважением

От Николай Поникаров
К Bokarev Alexandr (03.02.2017 12:47:58)
Дата 03.02.2017 17:16:11

Пример из глухого уезда Вологодской губ.

День добрый.

Полное отсутствие планомерной пропаганды, все на самотек.

Приходская летопись Моломской Михаило-Архангельской церкви, 1915 год:
Рассказы побывавших в боях (при отпусках в семью) и находящихся на выздоровлении по домам – о хитрости и стойкости врага-немца подтверждают мнение старших, что война необыкновенная – на суше, на воде и под водой, под землей и в воздухе... Такие события заставили население, знавшее только свое хозяйство, волость и не бывавшее далее Устюга или Вятки – следить за судьбой отечества: стали знать, когда почтовый день и огорчались, что почта в наше место ходит раз в неделю из Никольска, принося известия или письма на вторую неделю, поэтому население вверялось слухам и переговорам лиц, бывавших в городах Орлове, Котельниче или на ст[анции] Опарино. Иногда слухи были верны: напр[имер] о взятии Либавы, Варшавы, устойчивости Оссовца... Есть в приходе грамотные, что сами хотят о происходящих событиях почитать и уяснить (например деревни Малорешихской Димитрий Бартов известия о военных событиях почти выучивший наизусть, хотя и в старческих годах, а другой чтец памятливый деревни Шадринской Андрей В.Бетехтин) выписывают: «Дружеские Речи», «Сельский Вестник», пользуются телеграммами, высылаемыми Ник[ольской] Уездной Земской Управой (выдается в сторожку при церкви). Иногда чтецы из народа заглядывают в газеты, выписываемые при церкви: «Приходский Листок», «Современная Летопись» (приложение к «Воскресному Дню»)...

С уважением, Николай.

От ttt2
К Bokarev Alexandr (03.02.2017 12:47:58)
Дата 03.02.2017 16:25:49

Re: я бы не преувеличивал особо

>Пропаганда на селе в Российской империи начала ХХ века могла идти через два соприкасающихся источника - церковь и школу. И церковная, и школьная сеть более-менее всё русскоговорящее православное население охватывали (с нац.меньшинствами было сложнее). В среднем на каждую пару тысяч крестьян в стране приходились как минимум три-четыре гарантированно грамотных, обученных в городе человека - священник, псаломщик и один-два школьных учителя/учительницы. В некоторых местностях ситуация была, конечно, заметно лучше.

Детей никто воевать не заставлял, а взрослых то что происходило в школах мало волновало. Тем более учились пока не большинство и дай бог 3 года. Всеобщее начальное только при СССР достигнуто.

Церковь серьезнее, но тоже особо преувеличивать не стоит. Религиозность все таки уже не та была как в 17 веке.

На взрослых скорее красочными лубочными картинами воздействовали.


>Вообще довольно многое из опыта ПМВ в ВОВ пригодилось.
>Та же "Чрезвычайная комиссия по расследованию злодеяний"; аналоги комитета "Табак-солдату"; в тех же церквах те же сборы средств вполне проводили (и сборы были, пожалуй, полновеснее, чем в ПМВ).
>Но в 1914-1917 всё это сработало заметно хуже. Почему - надо глядеть на состоянии общества в целом и его инстиутов в частности, на степень доверия к ним, всё такое.
С уважением

От Bokarev Alexandr
К ttt2 (03.02.2017 16:25:49)
Дата 03.02.2017 18:11:02

дык вроде и нет преувеличений

>>Пропаганда на селе в Российской империи начала ХХ века могла идти через два соприкасающихся источника - церковь и школу. И церковная, и школьная сеть более-менее всё русскоговорящее православное население охватывали (с нац.меньшинствами было сложнее). В среднем на каждую пару тысяч крестьян в стране приходились как минимум три-четыре гарантированно грамотных, обученных в городе человека - священник, псаломщик и один-два школьных учителя/учительницы. В некоторых местностях ситуация была, конечно, заметно лучше.
>Детей никто воевать не заставлял, а взрослых то что происходило в школах мало волновало. Тем более учились пока не большинство и дай бог 3 года. Всеобщее начальное только при СССР достигнуто.
>Церковь серьезнее, но тоже особо преувеличивать не стоит. Религиозность все таки уже не та была как в 17 веке.
>На взрослых скорее красочными лубочными картинами воздействовали.

Для того, чтобы как-то осведомить население глубинки о происходящем и "правильно ориентировать" других каналов связи у государства не было. Директивно довести - что и в каком ключе сообщать крестьянам - можно было или до сельского священника (благодаря жесткой иерархии всей системы), или до сельского учителя (сложнее). Всё остальное - без гарантии, уже до центра волости многие деревенские могли за год ни разу не добраться.
Желающий понять, что происходит, мужик в границах своего прихода пойти пообщаться на эту тему либо с попом, либо с учителем/учительницей, как человеком образованным и газеты выписывающим. А мог не пойти, или пойти, но не к ним, а к куму-мельнику, или к троюродному брату, который без ступни с японской вернулся. Возможностей заставить мужика именно у священника/учителя интересоваться, как ему, мужику, следует думать, не было. Зависело это от степени доверия мужика к конкретному попу, которое, увы, часто оказывалось невысоким.
Впрочем, и имевшимися каналами связи государство пользовалось не очень успешно, не предугадывая распространение "нежелательной информации" и "неправильных интерпретаций", а реагируя на уже возникшие проблемы.
Что касается лубка, то это был коммерческий продукт - что популярно и будет раскупаться, то и печатали. Осознанной политики по формированию лубочными картинками "правильного мировоззрения" через госзаказ и распределение не было.

От Паршев
К Bokarev Alexandr (03.02.2017 18:11:02)
Дата 03.02.2017 21:06:01

Неужели и тут не было госзаказа?

http://humus.livejournal.com/4852550.html
>
>Что касается лубка, то это был коммерческий продукт - что популярно и будет раскупаться, то и печатали. Осознанной политики по формированию лубочными картинками "правильного мировоззрения" через госзаказ и распределение не было.

От VVS
К Паршев (03.02.2017 21:06:01)
Дата 06.02.2017 13:16:32

Re: Неужели и...

>
http://humus.livejournal.com/4852550.html
>>
>>Что касается лубка, то это был коммерческий продукт - что популярно и будет раскупаться, то и печатали. Осознанной политики по формированию лубочными картинками "правильного мировоззрения" через госзаказ и распределение не было.

Возможно, что и нет. Это типичное "детям про войну". Покупается вместе с леденцом на ярмарке. Рисунки на тему "мы-круты" и "враг-идиот" популярны (и раскупаемы) во все времена. Гос.пропаганда должна быть шире. Упрощенно говоря, призывать к лишениям для достижения цели.

От Bokarev Alexandr
К Паршев (03.02.2017 21:06:01)
Дата 04.02.2017 20:29:42

это был частный заказ

Лубки окупались. Конкретно работы "Русского лубка" были больше концептуальными, в духе лубков середины XIX века, к ПМВ уже архаичных, а потому и большого распространения не получили. А "лубки" (крупные полноцветные литографии) типографии Сытина, например, с большими многофигурными композициями, фортами, взрывами, цеппелинами, поясняющими надписями и прочими портретами генералов были вполне ходовым товаром. К 1916 на их массовости стал сказываться дефицит расходников, которые в основном ввозились, а до этого товар разбирали и разбирали хорошо. Госзаказу тут места не было.

От sss
К Паршев (03.02.2017 21:06:01)
Дата 04.02.2017 18:03:58

Я конечно оч. невысокого мнения о тогдашнем госзаказчике(+)

>
http://humus.livejournal.com/4852550.html

...но думаю он таки не настолько пал, чтобы на казенные денежки заказывать ЭТО.

От Pav.Riga
К sss (04.02.2017 18:03:58)
Дата 04.02.2017 18:37:00

Re: Я конечно...



>...но думаю он таки не настолько пал, чтобы на казенные денежки заказывать ЭТО.


Госзаказчики были вполне прозорливы и имели вкус -в исполнители выбрали будущих классиков включая В.Маяковского и К.Малевича.При том если верить соратнику В.Маяковского Д.Бурлюку,тогда обоим не переплачивали.


С уважением к Вашему мнению.

От sss
К Pav.Riga (04.02.2017 18:37:00)
Дата 06.02.2017 11:25:34

Re: Я конечно...

>Госзаказчики были вполне прозорливы и имели вкус

Это троллинг такой?))
Спорить о вкусах дело бесперспективное, конечно. Но заказывая графическую пропаганду госзаказчик должен бы был, по хорошему, рассчитывать получить за свои деньги аналоги британских/брит.содружества или американских образцов, а не абстракционизм в духе "остап бендер на пароходе" с полу-бессмысленными виршами в подписях.
Да хотя бы плакаты красных в гражданку - на порядки были выше.

>в исполнители выбрали будущих классиков включая В.Маяковского и К.Малевича

Еще б кто из них еще узнал, что их позиционируют как классиков - наверное в гробу перевернулся бы...

От Инженер-109
К Pav.Riga (04.02.2017 18:37:00)
Дата 05.02.2017 10:20:14

Прародители Шарли Эбдо...

> Госзаказчики были вполне прозорливы и имели вкус -в исполнители выбрали будущих классиков включая В.Маяковского и К.Малевича.При том если верить соратнику В.Маяковского Д.Бурлюку,тогда обоим не переплачивали.

...приспособленцы во все времена активны

От Prepod
К Паршев (03.02.2017 21:06:01)
Дата 03.02.2017 23:45:47

Re: Неужели и...

>
http://humus.livejournal.com/4852550.html
>>
А он был? Нешто господа авангардисты в своих творческих поисках сидели на подсосе у кровавого режима? Серьёзно, ЕМНИП творческие деятели поэкспериментировали с формой и бросили это дело на фоне затягивания войны и пацифизма.

От VVS
К Bokarev Alexandr (03.02.2017 12:47:58)
Дата 03.02.2017 15:26:03

Re: к теме...

А в городе что? Такое впечатление, что, разных мира - в одном церковь и школа, в другом - плакаты и газеты. Вопрос с плакатами здесь уже затронули. Есть уточняющий вопрос - а как в городе и крупном селе ДО революции с плакатной пропагандой было? Редкость или нет? Просто плакат, лубок, strip в деревню - это самое то. Засмотрят до дыр, редкость же.

От Bokarev Alexandr
К VVS (03.02.2017 15:26:03)
Дата 03.02.2017 17:13:01

Re: к теме...

>А в городе что? Такое впечатление, что, разных мира - в одном церковь и школа, в другом - плакаты и газеты. Вопрос с плакатами здесь уже затронули. Есть уточняющий вопрос - а как в городе и крупном селе ДО революции с плакатной пропагандой было? Редкость или нет? Просто плакат, лубок, strip в деревню - это самое то. Засмотрят до дыр, редкость же.
Плакатов большого формата, в том виде, как их на информационных досках в советские годы развешивали, было немного.
Картинки типографские, с разного рода подвигами, генералами, взрывами, осажденными Перемышлями и прочими аэростатами, шли очень хорошо, покупали их достаточно активно, разглядывали с удовольствием, грамотные подписи читали.
Но централизованного бесплатного распределения всей этой красоты, насколько знаю, не было (могу ошибаться).

От VVS
К Bokarev Alexandr (03.02.2017 17:13:01)
Дата 06.02.2017 13:09:29

Re: к теме...

>Плакатов большого формата, в том виде, как их на информационных досках в советские годы развешивали, было немного.
>Картинки типографские, с разного рода подвигами, генералами, взрывами, осажденными Перемышлями и прочими аэростатами, шли очень хорошо, покупали их достаточно активно, разглядывали с удовольствием, грамотные подписи читали.
>Но централизованного бесплатного распределения всей этой красоты, насколько знаю, не было (могу ошибаться).

Ясно. Фактически - контрпропаганда. крестьянин КУПИТ что-нибудь позитивно-героическое типа "сотник Н, зарубивший 100 немцев", а не "больше угля нарубишь" и "воин, защити". Хуже того, первый же пришедший калека с фронта плюнет в этот лубок с сотником, расскажет про пулеметы и авторитет власти упадет с "от нас ПРАВДУ скрывают".

Вопрос - а когда переход к большому плакату, как средству гос.агитации произошёл? В ВОВ - точно был. В гражданскую - вроде тоже. Кто и когда ввёл в обиход эту ценную идею?

От Дмитрий Козырев
К Bokarev Alexandr (03.02.2017 12:47:58)
Дата 03.02.2017 14:13:31

Re: к теме...

>Но в 1914-1917 всё это сработало заметно хуже. Почему - надо глядеть на состоянии общества в целом и его инстиутов в частности, на степень доверия к ним, всё такое.

Скорее на степень и глубину охвата аудитории этой пропагандой.
Как часто среднестатистический крестьянин ходил в церковь, сколь усерден и внимателен он был слушая проповедь? Мог ли прочитать листовку которую ему дали? Обсуждал ли ее с односельчанами и членами семьи?

В ВОВ то уже все понятно - газеты приходят регулярно, читает их большинство, случшает радио, ходит на собрания и митинги.

От И. Кошкин
К Дмитрий Козырев (03.02.2017 14:13:31)
Дата 03.02.2017 19:36:25

Церковь, как институт, и сама к 10-м годам имела очень низкий авторитет. (-)


От Alexeich
К И. Кошкин (03.02.2017 19:36:25)
Дата 06.02.2017 10:26:52

добавим, что "на земле", в приходах

среди клира ура-патриотизм был не слишком популярен и "крамольные идейки" вполне себе процветали. В селе, из которого происходит мой отец, поп из "за учредительное собрание" пропагандировал в 17-м и красный бант нацепил еще до возвращения распропагандированнных солдатиков с фронта. Понятно. что пока батюшку царя не скинули, система держалась, но все же низовой клир - он поближе к "трудовым крестьянам" был, нежели чем к официозу, это в значительной степени выходцы из той же сельской бедноты и "сельского пролетариата", хлебнувшие образования.

От Bokarev Alexandr
К Alexeich (06.02.2017 10:26:52)
Дата 06.02.2017 12:35:29

Re: добавим, что...

>среди клира ура-патриотизм был не слишком популярен и "крамольные идейки" вполне себе процветали. В селе, из которого происходит мой отец, поп из "за учредительное собрание" пропагандировал в 17-м и красный бант нацепил еще до возвращения распропагандированнных солдатиков с фронта. Понятно. что пока батюшку царя не скинули, система держалась, но все же низовой клир - он поближе к "трудовым крестьянам" был, нежели чем к официозу, это в значительной степени выходцы из той же сельской бедноты и "сельского пролетариата", хлебнувшие образования.
Не так. В Центральной России духовенство было достаточно замкнутой кастой, приток туда со стороны был очень слаб. В духовных училищах и семинариях практически все места были заняты детьми того же духовенства.
В районах активно заселявшихся - там да, был большой разнобой, и в сан рукополагали выходцев не только из "первого сословия" - в силу дефицита сложившихся кадров в условиях быстрого роста населения. За той же программой строительства "переселенческих церквей" программа подготовки для них духовенства не успевала.
Другое дело, что само духовенство, при всей замкнутости, было настроено по отношению к власти достаточно критически - но не из-за происхождения, а по жизненным условиям. Был большой разрыв между запросами/ожиданиями и реалиями.

От Alexeich
К Bokarev Alexandr (06.02.2017 12:35:29)
Дата 06.02.2017 14:35:19

Re: добавим, что...

>Другое дело, что само духовенство, при всей замкнутости, было настроено по отношению к власти достаточно критически - но не из-за происхождения, а по жизненным условиям. Был большой разрыв между запросами/ожиданиями и реалиями.

Я именно жто и имел в виду, а не то что большинство попов - "из крестьян". Сельские священники, не говоря за дьяков ан масс были люди небогатые, "сельский пролетаарьят" почти что. Я осб-сно зотел обратить внимание на то, что устоявшийся благодаря раннесоветской агитации образ "пузатого попа - друга и защитника эксплуататоров" он далек довольно-таки от истины.

От Bokarev Alexandr
К Дмитрий Козырев (03.02.2017 14:13:31)
Дата 03.02.2017 14:44:58

Re: к теме...

>>Но в 1914-1917 всё это сработало заметно хуже. Почему - надо глядеть на состоянии общества в целом и его инстиутов в частности, на степень доверия к ним, всё такое.
>Скорее на степень и глубину охвата аудитории этой пропагандой.
>Как часто среднестатистический крестьянин ходил в церковь, сколь усерден и внимателен он был слушая проповедь? Мог ли прочитать листовку которую ему дали? Обсуждал ли ее с односельчанами и членами семьи?
>В ВОВ то уже все понятно - газеты приходят регулярно, читает их большинство, случшает радио, ходит на собрания и митинги.
Ну, общую грамотность я бы отнёс к "состоянию общества". Среднестатистический крестьянин - вообще довольно негодный термин, если говорить о начале ХХ века. Страна очень неоднородна была, даже в границах одной губернии это бывало заметно. Само крестьянство в предреволюционные десятилетия менялось очень быстро, становилось умнее, грамотнее (масса "насыщалась" обученной грамоте молодежью) - и критичность по отношению к церкви тогда неуклонно нарастала.

От Prepod
К Bokarev Alexandr (03.02.2017 12:47:58)
Дата 03.02.2017 13:56:16

Re: к теме...


>С печатью листовок, впрочем, уже тогда были проблемы, ибо источники финансирования были не очевидны, а типографские мощности слабы.
Вот очень правильно подмечено. При том что черно-белая печать с графическим рисунком вполне была доступна по тогдашним технологиям почти в любом уголке необъятной. Собственно, централизованная печать за казенные деньги листовок и плакатов с их раздачей "на места" это как раз советская технология пропаганды. Недорогая, кстати, технология, и доступная, в условиях разрухи гражданской войны вполне себе печатали. А батюшка как распространитель в общем случае не хуже партийного или комсомольского секретаря.


От Bokarev Alexandr
К Prepod (03.02.2017 13:56:16)
Дата 03.02.2017 14:49:02

Re: к теме...

>>С печатью листовок, впрочем, уже тогда были проблемы, ибо источники финансирования были не очевидны, а типографские мощности слабы.
>Вот очень правильно подмечено. При том что черно-белая печать с графическим рисунком вполне была доступна по тогдашним технологиям почти в любом уголке необъятной. Собственно, централизованная печать за казенные деньги листовок и плакатов с их раздачей "на места" это как раз советская технология пропаганды. Недорогая, кстати, технология, и доступная, в условиях разрухи гражданской войны вполне себе печатали.
В условиях гражданской не очень понятно, насколько далеко от крупных центров эта агитационная продукция распространялась. Есть мнение, что недалеко. Все "живые" типографские мощности в условиях разрухи остались в крупнейших городах, даже на уровне центров губерний с печатью были сложности, бумага была в дефиците, расходные материалы, запчасти.


От Alex Medvedev
К Bokarev Alexandr (03.02.2017 14:49:02)
Дата 03.02.2017 18:01:46

Читайте Бабеля "Конармия"

Только к ночи бывает готова газета - динамитный шнур, подкладываемый
под армию. На небе гаснет косоглазый фонарь провинциального солнца, огни
типографии, разлетаясь, пылают неудержимо, как страсть машины. И тогда, к
полуночи, из вагона выходил Галин для того, чтобы содрогнуться от укусов
неразделенной любви к поездной нашей прачке Ирине.
- В прошлый раз, - говорит Галин, узкий в плечах, бледный и слепой, - в
прошлый раз мы рассмотрели, Ирина, расстрел Николая Кровавого, казненного
екатеринбургским пролетариатом. Теперь перейдем к другим тиранам, умершим
собачьей смертью. Петра Третьего задушил Орлов, любовник его жены. Павла
растерзали придворные и собственный сын. Николай Палкин отравился, его сын
пал первого марта, его внук умер от пьянства... Об этом вам надо знать,
Ирина...
И, подняв на прачку голый глаз, полный обожания, Галин неутомимо
ворошит склепы погибших императоров. Сутулый - он облит луной, торчащей
там, наверху, как дерзкая заноза, типографские станки стучат от него
где-то близко, и чистым светом сияет радиостанция. Притираясь к плечу
повара Василия, Ирина слушает глухое и нелепое бормотание любви, над ней в
черных водорослях неба тащатся звезды, прачка дремлет, крестит запухший
рот и смотрит на Галина во все глаза...

От Prepod
К Bokarev Alexandr (03.02.2017 14:49:02)
Дата 03.02.2017 15:50:00

Re: к теме...

>>>С печатью листовок, впрочем, уже тогда были проблемы, ибо источники финансирования были не очевидны, а типографские мощности слабы.
>>Вот очень правильно подмечено. При том что черно-белая печать с графическим рисунком вполне была доступна по тогдашним технологиям почти в любом уголке необъятной. Собственно, централизованная печать за казенные деньги листовок и плакатов с их раздачей "на места" это как раз советская технология пропаганды. Недорогая, кстати, технология, и доступная, в условиях разрухи гражданской войны вполне себе печатали.
>В условиях гражданской не очень понятно, насколько далеко от крупных центров эта агитационная продукция распространялась. Есть мнение, что недалеко. Все "живые" типографские мощности в условиях разрухи остались в крупнейших городах, даже на уровне центров губерний с печатью были сложности, бумага была в дефиците, расходные материалы, запчасти.
Обратно согласен. Где было совсем плохо агитационные материалы использовали не для раздачи/расклейки а в качестве шпаргалки для агитаторов/политработников/секретарей чтобы они несли живое партийное слово не на основе пролетарской чуйки, а сообразно с генеральной линией (при всей аморфности этой линии в период ГВ). Радость от прихода свежей литературы расхожий сюжет в мемуарах и хулите, и верится этому, не у каждого бойца идеологического фронта регулярно прет креатив, без подгрузки работать непросто.