От apple16
К All
Дата 13.02.2017 20:02:26
Рубрики Современность; Флот;

Разборка в Блите, 1990

Есть такой ПГТ в Великобритании (Blyth, Northumberland)
Там был традиционный промысел - разборка на металлолом кораблей и судов.

Неожиданно в феврале 1990 года на реке стали появляться советские буксиры
В общей сложности притащили 5 кораблей и не меньше 8 подводных лодок

проект 56-ПЛО "Бывалый"
ЭМ 'Бывалый' на разделке в 1990 году
[308K]


проект 31 "Стремительный" - (не хватило места - утащили потом в Испанию)
ЭМ 'Стремительный' на разделке в 1990 году
[279K]


проект 31 или "Охраняющий" или "Опасный" (полной уверенности нет)
ЭМ пр 31 'Охраняющий' или 'Опасный' на разделке в 1990 году
[313K]



2 полтинника (точно пока установить кто не удалось)
и
не меньше чем 8 лодок проекта 613
Лодке в Блайте, 1989 год
[685K]



Штук 40 фотографий тут
https://fotki.yandex.ru/users/navsource2/album/546982/?

Корабли кроме 56 с ДКБФ - плавказарма и отстой
Лодки тоже из Лиепаи, 56 с КСФ

В буксировке замечены три буксира - все из Мурманска
"Стахановец"
"Умка"
"Агат"
К концу 1990 года видимо все успешно порезали.

Судя по всему это первый в истории советского ВМФ успешный попил (без кавычек)
за валюту. Раньше корабли сдавались в отдел фондового имущества, разоружались и неторопливо гноились разделывались на базах вторчермета. Каждый флот имел несколько "кладбищ кораблей". Судя по свалкам к концу 1980-х дохода и бонусов этот процесс никому не приносил. Морякам было уже пофиг, сухопутным тоже. И тут блестящая идея - имущество то движимое - можно продать в капстрану!

Вопросы:

1. Кто должен был согласовать операцию? Это не частная лавочка базы вторчермета в Лиепае - буксиры из Мурманска, переход кораблей и тп.
Командующие двух флотов должны быть в теме + партийное и военное руководство в Москве.
Англичане упорно считают что тут еще Кока-Кола замешана как-то - мол в Москве порешали вопрос и попил был формой отката в "золото партии".

2. Что вдохновило авторов идеи в 1989 году (СССР еще бодро дышит)? Аферы в ГСВГ или опыт попилов в гражданских пароходствах?

3. Известны ли какие другие источники на эту тему? (были в 1990-х антипопильные публикации с ценами и фамилиями).

А кончилось все так себе - быстро стало ясно, что пилить надо в Индии подешевке. Пилить надо крупные корабли - крейсера и БПК, мелочевку проще таки бросить или разрезать на месте. Потом вообше сообразили что выгодней просто страховать и топить. Потом уже крупняк закончился и навели порядок.

Криминальная составляющая никого уже не интересует - там сущие копейки по сравнению с нефтью и газом. Но списки утилизации все так же не полны и не точны.

Спасибо британским фотолюбителям - кучу деталей отсняли.
Источники с шипспоттинга и фликра

От Km
К apple16 (13.02.2017 20:02:26)
Дата 13.02.2017 21:52:53

Re: Разборка в...

Добрый день!

>1. Кто должен был согласовать операцию? Это не частная лавочка базы вторчермета в Лиепае - буксиры из Мурманска, переход кораблей и тп.
>Командующие двух флотов должны быть в теме + партийное и военное руководство в Москве.

Безусловно, всё происходило по командам из Москвы.
Я немножко наблюдал за этим процессом, служа в то время в Палдиски. Утилизировали около 20 корпусов пл пр. 613 плюс по мелочки.
Началось всё с того, что вдруг открылся клондайк с цветметом. Отработанные лодочные аккумуляторы, которые годами гнили на свалках бербазы, начали день и ночь вывозить автотранспортом бригады куда надо.
Потом у комбрига появились трое великих комбинаторов ответственных товарищей - представителей компании по утилизации. Лодки перед сдачей на слом предстояло подготовить: демонтировать приборы, красномедные трубопроводы, отбить пробочную изоляцию. Для этого у компании был штат в несколько сот рабочих. По факту их не было, подготовка осуществлялась силами л/с бригады по какой-то телеграмме от ГШ ВМФ. Потом корпуса тащили буксиром в Таллин и грузили по 3 штуки на хевилифт. Одну утопили при буксировке. На металл разделывали в Испании. Цветмет расхищался в основном в части. Кто-то на этом нажил начальный капитал, кого-то грохнули. А ещё там была С-273 с эксперементальной воздухонезависимой установкой со всеми своими редкоземельными катализаторами, база кислородной заправки с нержавейкой и ещё много всякого вкусного.

>Англичане упорно считают что тут еще Кока-Кола замешана как-то - мол в Москве порешали вопрос и попил был формой отката в "золото партии".

У нас тогда шли слухи про "Пепси-Колу".

>2. Что вдохновило авторов идеи в 1989 году (СССР еще бодро дышит)? Аферы в ГСВГ или опыт попилов в гражданских пароходствах?

Утилизировали вообще-то хлам из консервации и клуба "тех, кому за 30" в основном. Деньги вдохновили, что же ещё?

>3. Известны ли какие другие источники на эту тему? (были в 1990-х антипопильные публикации с ценами и фамилиями).

Пару раз приезжал прокурор. Значит, кто-то сигнализировал. Но никаких дел не тогда возбудили. Комбригом был к1р Березуцкий. Потом его перевели в Ригу и там позднее осудили.

С уважением, КМ

От apple16
К Km (13.02.2017 21:52:53)
Дата 13.02.2017 23:51:08

Re: Разборка в...

>> Потом корпуса тащили буксиром в Таллин и грузили по 3 штуки на хевилифт. Одну утопили при буксировке. На металл разделывали в Испании. Цветмет расхищался в основном в части. Кто-то на этом нажил начальный капитал, кого-то грохнули. А ещё там была С-273 с эксперементальной воздухонезависимой установкой со всеми своими редкоземельными катализаторами, база кислородной заправки с нержавейкой и ещё много всякого вкусного.

А даты не помните? Когда процесс начался?
Испания видимо была выгодней чем Англия.
КЧФ туркам в Алиагу ташили, а что побольше как 1123 в Аланг

>
>Утилизировали вообще-то хлам из консервации и клуба "тех, кому за 30" в основном. Деньги вдохновили, что же ещё?

Но кто-то же дал указание, что теперь можно. И начали действительно со старых кораблей. И даже вооружение сняли, где было. Это не афера с "Минском"


>
>Пару раз приезжал прокурор. Значит, кто-то сигнализировал. Но никаких дел не тогда возбудили. Комбригом был к1р Березуцкий. Потом его перевели в Ригу и там позднее осудили.

Наверное все-таки это не комбрига уровень и не комфлотом даже.
Имущество то уже флоту не принаджлежит.

Есть кстати нормальный справочник по советским офицерам - кто чем и когда руководил или пока нельзя еще? Перебить малотиражные книжки в базу дело не хитрое. Моряков пока еще живых достаточно.

От Km
К apple16 (13.02.2017 23:51:08)
Дата 14.02.2017 13:36:03

Re: Разборка в...

Добрый день!
>>> Потом корпуса тащили буксиром в Таллин и грузили по 3 штуки на хевилифт. Одну утопили при буксировке. На металл разделывали в Испании. Цветмет расхищался в основном в части. Кто-то на этом нажил начальный капитал, кого-то грохнули. А ещё там была С-273 с эксперементальной воздухонезависимой установкой со всеми своими редкоземельными катализаторами, база кислородной заправки с нержавейкой и ещё много всякого вкусного.
>
>А даты не помните? Когда процесс начался?
>Испания видимо была выгодней чем Англия.
>КЧФ туркам в Алиагу ташили, а что побольше как 1123 в Аланг

В 90-м начали где-то по весне. Точных дат уже не упомню. Испания до сих пор много металлолома импортирует.

>>
>>Утилизировали вообще-то хлам из консервации и клуба "тех, кому за 30" в основном. Деньги вдохновили, что же ещё?
>
>Но кто-то же дал указание, что теперь можно. И начали действительно со старых кораблей. И даже вооружение сняли, где было. Это не афера с "Минском"


>>
>>Пару раз приезжал прокурор. Значит, кто-то сигнализировал. Но никаких дел не тогда возбудили. Комбригом был к1р Березуцкий. Потом его перевели в Ригу и там позднее осудили.
>
>Наверное все-таки это не комбрига уровень и не комфлотом даже.
>Имущество то уже флоту не принаджлежит.

Естественно, судили не за исполнение приказа по утилизации кораблей. Просто за несколько лет халявы и шальных денег кое-кто вошёл во вкус и залез уже туда, куда не надо.

>Есть кстати нормальный справочник по советским офицерам - кто чем и когда руководил или пока нельзя еще? Перебить малотиражные книжки в базу дело не хитрое. Моряков пока еще живых достаточно.

Не в курсе. Пошарил слегка в сети фамилии тогдашних своих начальников - про них уже легенд и мифов насочиняли :)

С уважением, КМ