От Bokarev Alexandr
К tevolga
Дата 03.04.2017 11:22:35
Рубрики 11-19 век;

Re: Способ датировки.

>Какой был порядок принятия решения какому персонажу или событию будет посвящена вновь строящаяся церковь или монастырь?
Желающие построить подают прошение на имя правящего архиерея той епархии, в которой строится церковь (монастырь), указывая свои пожелания. Где строить, почему, во имя кого (но мотивационной части, объясняющей посвящение, обычно не было).
Архиерей (глава епархии, в случае Угличского уезда - митрополит Ростовский) или выдаёт "благословенную грамоту", в которой санкционирует строительство (наиболее частый случай), или не выдаёт, или выдаёт, но корректирует.
Строительство церкви в вотчинном селе могло быть как инициативой вотчинника, так и местных жителей. Само церковное здание могло строиться как вновь, так и взамен существовавшего исстари, еще до пожалования села в вотчину. Запись "строение вотчинниково" в писцовой книге достаточно формальна и в первую очередь определяет право собственности на движимое церковное имущество (колокола, облачения священнослужителей и т.п.), а не факт организации строительства. Само строительство (тем более деревянное) было не очень недорого, а вот колокола, например - очень дорогое удовольствие. Продавая вотчину, владелец мог погрузить "свои" колокола на телегу и увезти в другое село.

>Монастырь хоть и рассматривался как фортификационное сооружение, но был связан ведь с каким-символом.
В момент принятия решения о строительстве - не рассматривался.

>Правильно ли я понимаю, что например церковь Казанской Богоматери не может быть построена ранее конца 16 века?
Правильно.

От negeral
К Bokarev Alexandr (03.04.2017 11:22:35)
Дата 12.04.2017 16:49:01

И насколько я понимаю, подавая прошение, следовало указать

Приветствую
сколько пашни и сенокоса будет выделено священнику для прокормления себя и за чей счёт будет поставляться ладан, свечи и т.д.?
Разрешение вроде называется "Святой антиминс".
Счастливо, Олег

От Bokarev Alexandr
К negeral (12.04.2017 16:49:01)
Дата 12.04.2017 19:15:42

Re: И насколько...

>сколько пашни и сенокоса будет выделено священнику для прокормления себя и за чей счёт будет поставляться ладан, свечи и т.д.?
Это в позднее время.
Тогда выходило так:
- прошение от храмоздателя о строительстве с указанием источников существования будущего церковного клира (или земля, или "руга" (жалование деньгами или продуктами);
- на этой стадии возможно еще некая переписка с уточнением параметров строительства;
- благословенная грамота на строительство от правящего архиерея;
- по окончании постройки прошение об освящении и выдаче антиминса (антиминс необходим для совершения богослужений);
- благословенная грамота на освящение от правящего архиерея и с ней антиминс собственно для совершения богослужений.
Но еще в XVII веке реальность не всегда соответствовала данной схеме, а что было в более ранние времена - вообще неясно.

От tevolga
К Bokarev Alexandr (03.04.2017 11:22:35)
Дата 03.04.2017 16:14:03

Re: Способ датировки.


1.Т.е. описание церкви в писцовой книге(колокола, книги и др.) это по сути учетная ведомость на собственность? Так же как перечисление земель, пашни, количество копен сена?
2. "Инвестор" решает чему будет посвящена церковь, он руководствуется своими соображениями. Как правило церковные власти согласуют это решение?
С уважением к сообществу.

От Bokarev Alexandr
К tevolga (03.04.2017 16:14:03)
Дата 03.04.2017 16:56:40

Да, всё так (+)

>1.Т.е. описание церкви в писцовой книге(колокола, книги и др.) это по сути учетная ведомость на собственность? Так же как перечисление земель, пашни, количество копен сена?
Да. Надо отметить что, в части сельских церквей бытовали два основных варианта: "строение вотчинниково"/"строение монастырское" и "строение прихоцких людей". До описи имущества такой краткой записи еще далеко, но права собственности она худо-бедно разграничивала.