От Исаев Алексей
К All
Дата 10.05.2017 16:43:29
Рубрики WWII; ВВС;

В тему пилотов под Сталинградом: розыски Як-7

Do not salute me. There are goddamned snipers all around this area...

В документах 39-й гв. сд обнаружился вот такой документ:

[441K]


Чью машину искали? Судя по описанию с серийным номером это был вполне конкретный самолет. Я бы предположил, что Владимира Анастасовича Микояна, пропавшего 18 сентября 1942 г.

Если что, 39 гв. сд тогда была еще не в городе, а на позиционном фронте к северу от него.

С уважением, Алексей Исаев

От Samsv
К Исаев Алексей (10.05.2017 16:43:29)
Дата 11.05.2017 14:32:23

По немецким данным сбитые Jak-1 за 18.09.1942

>Do not salute me. There are goddamned snipers all around this area...

>В документах 39-й гв. сд обнаружился вот такой документ:
>
>[441K]

>Чью машину искали? Судя по описанию с серийным номером это был вполне конкретный самолет. Я бы предположил, что Владимира Анастасовича Микояна, пропавшего 18 сентября 1942 г.

>Если что, 39 гв. сд тогда была еще не в городе, а на позиционном фронте к северу от него.

>С уважением, Алексей Исаев


[118K]



С уважением, Samsv, http://samsv.narod.ru

От Samsv
К Samsv (11.05.2017 14:32:23)
Дата 11.05.2017 14:47:36

◾Данные по Tonne за 18.09.1942 с конкретным временем

>>Do not salute me. There are goddamned snipers all around this area...
>
>>В документах 39-й гв. сд обнаружился вот такой документ:
>>
>>[441K]
>
>>Чью машину искали? Судя по описанию с серийным номером это был вполне конкретный самолет. Я бы предположил, что Владимира Анастасовича Микояна, пропавшего 18 сентября 1942 г.
>
>>Если что, 39 гв. сд тогда была еще не в городе, а на позиционном фронте к северу от него.
>
>>С уважением, Алексей Исаев
>
>
>[118K]

89 18.9.1942 10:07 Yak-1 3./JG 53 40 590: at 1.500m
90 18.9.1942 16:53 Yak-1 3./JG 53 40 750: at 3.510m
91 18.9.1942 17:12 Yak-1 3./JG 53 40 730

От Samsv
К Samsv (11.05.2017 14:32:23)
Дата 11.05.2017 14:39:27

Данные по Wilcke за 18.09.1942 с конкретным временем.

>>Do not salute me. There are goddamned snipers all around this area...
>
>>В документах 39-й гв. сд обнаружился вот такой документ:
>>
>>[441K]
>
>>Чью машину искали? Судя по описанию с серийным номером это был вполне конкретный самолет. Я бы предположил, что Владимира Анастасовича Микояна, пропавшего 18 сентября 1942 г.
>
>>Если что, 39 гв. сд тогда была еще не в городе, а на позиционном фронте к северу от него.
>
>>С уважением, Алексей Исаев
>
>
>[118K]

№ 103 18.9.1942 9:15 E/a Stab/JG 3 -
№ 104 18.9.1942 9:54 E/a Stab/JG 3 -
№ 105 18.9.1942 12:10 E/a Stab/JG 3 -
№ 106 18.9.1942 12:15 E/a Stab/JG 3

От Samsv
К Samsv (11.05.2017 14:39:27)
Дата 11.05.2017 14:42:21

В дополнение. Из этих 4-х Яки - 2-й и 4-й по списку (-)


От Sergey Ilyin
К Samsv (11.05.2017 14:42:21)
Дата 11.05.2017 14:47:44

А 1-й и 3-й кто? 434-й полк летал на перехват вражеских бомбардировщиков (-)


От Samsv
К Sergey Ilyin (11.05.2017 14:47:44)
Дата 11.05.2017 15:03:02

Tony Wood

Приветствую!

http://www.aces.safarikovi.org/victories/doc/victories-germany-ww2-1942.pdf

С уважением, Samsv, http://samsv.narod.ru

От Sergey Ilyin
К Исаев Алексей (10.05.2017 16:43:29)
Дата 11.05.2017 13:43:01

Из книжки Степана Микояна

>Чью машину искали? Судя по описанию с серийным номером это был вполне конкретный самолет. Я бы предположил, что Владимира Анастасовича Микояна, пропавшего 18 сентября 1942 г.
>Если что, 39 гв. сд тогда была еще не в городе, а на позиционном фронте к северу от него.

"Мне рассказывали, что после разгрома окруженных под Сталинградом немцев по приказу маршала Жукова искали самолет Володи, но ничего не было найдено. Это неудивительно, если учесть интенсивность боев в этом районе, где вся земля была перепахана взрывами бомб, снарядов и падавших самолетов."

Свой бортовой номер Степан Анастасович к моменту написания мемуаров, по видимому, забыл. Не упоминает. Но бортовой "27" у него был в 1943-м году, какая-то логика просматривается...

http://militera.lib.ru/memo/russian/mikoyan_sa/06.html

С уважением, СИ

От NV
К Sergey Ilyin (11.05.2017 13:43:01)
Дата 11.05.2017 14:18:51

Если верить С. Луганскому

>>Чью машину искали? Судя по описанию с серийным номером это был вполне конкретный самолет. Я бы предположил, что Владимира Анастасовича Микояна, пропавшего 18 сентября 1942 г.


>Свой бортовой номер Степан Анастасович к моменту написания мемуаров, по видимому, забыл. Не упоминает. Но бортовой "27" у него был в 1943-м году, какая-то логика просматривается...

то В. Микоян летал на Ла-5 с номером 9

https://www.litmir.me/br/?b=105150&p=29

------------------
По дороге в столовую я обратил внимание на новенький самолет, стоявший в сторонке. На хвосте у него красовалась крупная цифра «9». Это был Ла-5 – новая модель истребителя. В последнее время в нашу воздушную армию непрерывно прибывали только самолеты нового типа: ЯК-7, Ла-5 и Пе-2.

Любопытно было посмотреть на новую модель вблизи.

Остановившись рядом, я стал разглядывать самолет. Летать на нем мне еще не доводилось. Новенький истребитель, однако, уже успел побывать в серьезной потасовке. На его плоскостях зияли огромные пробоины.

– Ого!- удивился я, измеряя пробоины.- Где это тебя так?

Возившийся у самолета летчик выпрямился и повернул ко мне смуглое, с необычайно густыми выразительными бровями лицо.

– Да понимаешь,- с едва заметным акцентом заговорил он, осторожно вытирая испачканной рукой лицо.- Навалились со всех сторон. Дыхнуть не давали.

Я покачал головой. В пробоины свободно пролезал кулак. Природа пробоин мне была ясна: пушечная очередь. Там, где снаряды попали в машину, курчавились острые края разодранного дюраля.

– Что же,- сказал я,- еще удачно все получилось.

– Могло быть хуже,- скупо согласился чернобровый летчик, критическим взглядом осматривая изрешеченную машину.

– В столовую?- спросил я.

– Да, сейчас. Одну минутку. Подожди, вместе пойдем.

Или тебе некогда?

– Ничего, подожду.

Летчик быстро закончил свои дела, и мы отправились в столовую. Так состоялось мое знакомство с Володей Микояном, летчиком соседнего истребительного полка, который базировался на нашем же аэродроме.
----------------------

https://www.litmir.me/br/?b=105150&p=33

----------------------

Не убавляя газа, я вышел из атаки и взмыл вверх, набирая высоту. Убедился, что на хвосте у меня никого нет. Можно было атаковать снова. Но враг уже уходил и бой затихал. Я стал всматриваться вниз, пытаясь разглядеть самолет Володи Микояна. Его не было. Хотя, вот он! «Девятка», словно обессилев, плелась устало и безучастно. Я догнал ее лишь сейчас, рассматривая вблизи, увидел, насколько пострадала она в бою: фюзеляж был изрешечен, крыло еле держалось.

В кабине за стеклом фонаря я рассмотрел Володю. Он повернул в мою сторону лицо, улыбнулся слабенькой улыбкой усталого человека и опустил голову на штурвал. «Девятка» тотчас же начала зарываться. «Ранен?…» Но нет, машина снова выровнялась, и я увидел, что Володя делает отчаянные усилия, чтобы не свалиться в штопор. «Хоть бы дотянул до аэродрома!…»

Однако я тут же заметил, что «девятка» плетется совсем в обратную сторону – на запад. Куда он? Я поправил наушники.

– Володя… Володя… Разворачивайся. Разворачивайся, слышишь?

Но в наушниках было тихо. «Девятка» клевала все чаще.

– Володя, ты не туда летишь! Слышишь? Володя, поворачивай домой.

Все напрасно. Изрешеченный самолет упрямо тянул на запад.

Я надеялся, что с остатками сил Володя все же сумеет добраться до своего аэродрома. А нам надо поворачивать, уходить в обратную сторону. Беспокоило и другое – в любую минуту могли показаться «мессершмитты». В нашем положении отбиться от этих стервятников было бы трудно. Но впереди, там, куда мы летели, пока чисто. Надо пользоваться затишьем, разворачиваться и идти домой.

Как сильно ранен Володя? Почему не откликается? Становилось ясно, что летчик начинает терять сознание.

Я хотел было пресечь курс «девятки», чтобы показать, куда надо лететь, но тут, видимо, силы совсем оставили раненого летчика, и машина перевернулась, а еще через мгновение загорелась.

Зная по опыту, что теперь положение поправить немыслимо, я все же сделал несколько кругов, но купола парашюта так и не увидел. «Девятка» ударилась о землю. Еще одна безымянная могила отважного человека. Сколько их было в наших бескрайних степях…
-------------------------

Виталий

От badger
К NV (11.05.2017 14:18:51)
Дата 11.05.2017 15:05:15

Re: Если верить...

>Остановившись рядом, я стал разглядывать самолет. Летать на нем мне еще не доводилось. Новенький истребитель, однако, уже успел побывать в серьезной потасовке. На его плоскостях зияли огромные пробоины.

>– Ого!- удивился я, измеряя пробоины.- Где это тебя так?

...

>Я покачал головой. В пробоины свободно пролезал кулак. Природа пробоин мне была ясна: пушечная очередь. Там, где снаряды попали в машину, курчавились острые края разодранного дюраля.


У Ла-5 дюраля на плоскостях не было, только на капотах...

От NV
К badger (11.05.2017 15:05:15)
Дата 11.05.2017 15:09:15

Это ясно, но нигде не сказано, что пробоины были исключительно на плоскостях.

хотя, конечно, мемуары - это мемуары...

Виталий

От badger
К NV (11.05.2017 15:09:15)
Дата 11.05.2017 15:19:48

Re: Это ясно,...

>хотя, конечно, мемуары - это мемуары...

Мог лит.обработчик "приложить руку" для красоты...

От Sergey Ilyin
К NV (11.05.2017 14:18:51)
Дата 11.05.2017 14:32:51

С. Микоян как-то пишет убедительней, что у них были Як-7Б

>>>Чью машину искали? Судя по описанию с серийным номером это был вполне конкретный самолет. Я бы предположил, что Владимира Анастасовича Микояна, пропавшего 18 сентября 1942 г.
>>Свой бортовой номер Степан Анастасович к моменту написания мемуаров, по видимому, забыл. Не упоминает. Но бортовой "27" у него был в 1943-м году, какая-то логика просматривается...
>то В. Микоян летал на Ла-5 с номером 9

Мы, летчики 434-го полка, на двух самолетах Ли-2 прилетели в Багай-Барановку (вблизи Саратова) в 8-й запасной полк для получения самолетов Як-7Б с саратовского авиационного завода. На этих самолетах, в отличие от Як-1, были установлены два крупнокалиберных пулемета БС, вместо пулеметов ШКАС ружейного калибра, а пушка была такая же, калибра 20 мм. Мы облетали самолеты, постреляли в воздухе из пушки и пулеметов, при этом наблюдались случаи их отказа. Вскоре мы улетели под Сталинград.

Промежуточная посадка была на аэродроме города Камышина. Немного не дойдя до аэродрома, сел на «живот» в поле Сергей Долгушин — вытекло масло из мотора. Долгушин пришел пешком с парашютом на плече. Когда полетели дальше, Сергей сел в самолет Володи, а его посадил в фюзеляж, за пилотским креслом. Володя смеясь рассказывал, как в полете он с интересом наблюдал за полевой мышью, неведомо как забравшейся в фюзеляж и теперь старавшейся из него выбраться.

...

Мой брат Володя — самый молодой летчик полка как по возрасту, так и по летному опыту. Ему в июне исполнилось восемнадцать, и прошло чуть больше полугода, как он закончил летную школу. Он — всеобщий любимец. Володя сделал несколько полетов в районе аэродрома — «на прикрытие». Перед днем наступления его самолет вышел из строя, поэтому в первых вылетах на линию фронта он не участвовал.

После двух напряженных боев летчики были в напряженном психологическом состоянии. Не слышалось обычных шуток, хотя обошлось пока без потерь. Видимо, все предчувствовали еще более тяжелые бои. Я хорошо помню необычный, горький вкус во рту, очевидно, из-за нервного напряжения. Клещев предложил мне отдохнуть, а мой самолет отдать брату...

-----

Вообще, в книжке С.А. Микояна Ла-5 не упоминается. Он всю войну летал на Яках. Переучивание с Як-1 на Ла-5 дело непростое, вряд ли он бы такое забыл.

С уважением, СИ

От Берестовой Петр
К Исаев Алексей (10.05.2017 16:43:29)
Дата 11.05.2017 09:51:38

а что по итогу?

после освобождения так и не нашли?

От badger
К Берестовой Петр (11.05.2017 09:51:38)
Дата 11.05.2017 13:05:18

Re: а что...

есть такая версия событий:

http://www.e-reading.club/chapter.php/145300/79/Zen%27kovich_-_Taiiny_ushedshego_veka._Lzhesvidetel%27stva._Fal%27sifikacii._Kompromat.html

От Исаев Алексей
К Берестовой Петр (11.05.2017 09:51:38)
Дата 11.05.2017 10:58:45

Как я понимаю, так и не нашли

Do not salute me. There are goddamned snipers all around this area...

39-я гв. сд в эти дни уехала в Сталинград, они уже не искали.

С уважением, Алексей Исаев

От Samsv
К Исаев Алексей (10.05.2017 16:43:29)
Дата 10.05.2017 20:53:11

Владимир полетел на Як-7Б брата. (-)


От Samsv
К Исаев Алексей (10.05.2017 16:43:29)
Дата 10.05.2017 20:40:10

Re: В тему...

>Do not salute me. There are goddamned snipers all around this area...

>В документах 39-й гв. сд обнаружился вот такой документ:
>
>[441K]

>Чью машину искали? Судя по описанию с серийным номером это был вполне конкретный самолет. Я бы предположил, что Владимира Анастасовича Микояна, пропавшего 18 сентября 1942 г.

>Если что, 39 гв. сд тогда была еще не в городе, а на позиционном фронте к северу от него.

>С уважением, Алексей Исаев

Приветствую! Штаб дивизии на 18.09.1942 находился "Вал, 1,5 км юго-западнее совхоза "Грачи".
А Долгушин видел момент падения самолета и, вернувшись на аэродром, точно показал командиру место на карте в 12 километрах за линией фронта у излучины оврага недалеко от станции Котлубань.
[С.Исаев "Страницы истории 32-го гв. ИАП"]
С уважением, Samsv,
http://samsv.narod.ru

От Роман Алымов
К Исаев Алексей (10.05.2017 16:43:29)
Дата 10.05.2017 17:57:27

Странно что не могли точно сказать, какой колпак на задней кабине (-)


От Исаев Алексей
К Роман Алымов (10.05.2017 17:57:27)
Дата 10.05.2017 22:56:17

Это как раз объяснимо

Do not salute me. There are goddamned snipers all around this area...

Фактически "обследовать все Як-7, независимо от модификации, на территории расположения соединения".

С уважением, Алексей Исаев

От Роман Алымов
К Исаев Алексей (10.05.2017 22:56:17)
Дата 11.05.2017 00:24:43

Очень кривая бумага(+)

Доброе время суток!
По каким признакам пользователь на земле должен опознать в самолёте Як-7, которые "все"? Не указан даже тип двигателя (воздушного или жидкостного охлаждения), отличительные признаки конструкции фюзеляжа (трубчатая ферма, в отличие от лавочкиных), зато содержится абсолютно бесполезная информация о типе крышки над второй кабиной (от которой скорее всего ничего не осталось). Такое впечатление, что писали люди, не вполне владеющие вопросом.
С уважением, Роман

От Исаев Алексей
К Роман Алымов (11.05.2017 00:24:43)
Дата 11.05.2017 16:05:57

Там в основном были Як-1

Do not salute me. There are goddamned snipers all around this area...

Соответственно задача ставилась отобрать однозначно отличающиеся от Як-1 самолеты даже при ушедшем в грунт двигателе и далее на отобранных сопоставить таблички.

С уважением, Алексей Исаев

От Роман Алымов
К Исаев Алексей (11.05.2017 16:05:57)
Дата 11.05.2017 16:25:02

Это не решаемая практически задача (+)

Доброе время суток!

>Соответственно задача ставилась отобрать однозначно отличающиеся от Як-1 самолеты даже при ушедшем в грунт двигателе и далее на отобранных сопоставить таблички.
****** Не имея для сравнения рядом Як-1 и Як-7, определить по ферме и двигателю сгоревшего (или даже просто разбитого) самолёта где что - задача практически невыполнимая для нормального пехотного человека военных лет, да и даже для современного человека с опытом стендового моделизма(если он не строил макеты интерьера кабин, по крайней мере).
Вообще правильной постановкой задачи было бы найти все самолёты в своей зоне, переписать и сообщить их номера и место падения.

С уважением, Роман

От Исаев Алексей
К Роман Алымов (11.05.2017 16:25:02)
Дата 11.05.2017 16:29:02

Вот им и сказали: ищите машины с двумя кабинами

Do not salute me. There are goddamned snipers all around this area...

Отсеяв тем самым даже для низкоквалифицированного персонала на местах 90 % валявшихся там обломков.

С уважением, Алексей Исаев

От Роман Алымов
К Исаев Алексей (11.05.2017 16:29:02)
Дата 11.05.2017 16:34:35

Кабина на Як - сущность нематериальная (+)

Доброе время суток!
Определить её наличие можно по второму посту управления, но вряд ли пехотинцы знали как отличить просто качалку от педального узла.
С уважением, Роман

От badger
К Роман Алымов (11.05.2017 00:24:43)
Дата 11.05.2017 09:06:03

Вы правы, но надо учитывать место и время...

> По каким признакам пользователь на земле должен опознать в самолёте Як-7, которые "все"?

По второму месту пилота, это 100% признак именно Як-7. Если ничего не осталось от самолёта - то по номеру мотора, который тоже дан.


>Не указан даже тип двигателя (воздушного или жидкостного охлаждения), отличительные признаки конструкции фюзеляжа (трубчатая ферма, в отличие от лавочкиных),

На тот момент Ла-5 там было количество, близкое к нулю, первые попали под Сталинград в августе 1942, авторы документа сами могли почти ничего про Ла-5 не знать... Трубчатая ферма стальная характерна и для Як-1, а интересовал авторов документа именно Як-7.


>зато содержится абсолютно бесполезная информация о типе крышки над второй кабиной (от которой скорее всего ничего не осталось).

Если от крышки ничего не осталось - значит будут по номеру мотора определять, который для этого и указан и не зависит от типа двигателя...

Информация о типе крышки нужна была, для того, что бы проверили тщательно наличие второго сидения, а не просто издалека глянули - сзади металл, значит второго места пилота нет, пошли дальше, ещё 3 места падения надо сегодня осмотреть.


>Такое впечатление, что писали люди, не вполне владеющие вопросом.

Наверное, писали люди, у которых было полным-полно на тот момент более важных проблем...
В спокойный период, наверное, написали бы инструкцию поподробнее...

Здесь же явно просматривается ещё желание оставить себе какую-то "контрольную" информацию, даже номер мотора дан не полностью, что бы легко проверить, действительно ли нашли...

От Роман Алымов
К badger (11.05.2017 09:06:03)
Дата 11.05.2017 11:54:35

С номером мотора тоже непонятно (+)

Доброе время суток!

>Здесь же явно просматривается ещё желание оставить себе какую-то "контрольную" информацию, даже номер мотора дан не полностью, что бы легко проверить, действительно ли нашли...
***** С таким описанием места расположения номер на двигателе можно искать долго и бесплодно. Особенно с учётом того, как двигатель нырял в землю.
Вообще у меня есть впечатление, что перепутан номер двигателя и номер самолёта (который набивался на табличке на мотораме).
С уважением, Роман

От badger
К Роман Алымов (11.05.2017 11:54:35)
Дата 11.05.2017 15:18:05

Re: С номером...

>***** С таким описанием места расположения номер на двигателе можно искать долго и бесплодно. Особенно с учётом того, как двигатель нырял в землю.

Я думаю - авторов документа это не волновало... Найдут - хорошо, не найдут - значит не найдут...

Если бы действительно его искали - поехала бы в тот же день из его полка группа, которая бы знала, как выглядит Як-7 и где искать номера. Могли даже с воздуха сразу после вылета организовать поиск места падения.

А тут к моменту составления данного документа 8 дней прошло с момента невозвращения В.Микояна, понятно, что в полку его не искали - ждали, как обычно, что либо сам вернётся, либо из госпиталей сообщат, что его подобрали и доставили в госпиталь.

Резонно предположить, что команда искать через 8 дней пришла уже "сверху", и не в полк, а куда-то в штаб фронта, который спустил команду поискать в штаб армии. Для штаба армии эта задача, скажем так, имела очень низкий приоритет, на фоне других, более насущных, но как видим, её добросовестно попытались выполнить, провести "компелкс мероприятий", что бы честно доложить результат.

Поэтому удивлятся лаконичности распряжения на поиск не стоит.

От Sergey Ilyin
К badger (11.05.2017 15:18:05)
Дата 11.05.2017 15:48:36

Возможно и "не волновало", да (+)

>>***** С таким описанием места расположения номер на двигателе можно искать долго и бесплодно. Особенно с учётом того, как двигатель нырял в землю.
>Я думаю - авторов документа это не волновало... Найдут - хорошо, не найдут - значит не найдут...
>Если бы действительно его искали - поехала бы в тот же день из его полка группа, которая бы знала, как выглядит Як-7 и где искать номера. Могли даже с воздуха сразу после вылета организовать поиск места падения.

По донесению, Микоян упал в 12 километрах _за_ линией фронта. Как я понимаю, до весны 1943-го "поехать" на место падения было физически невозможно.

Приказ это ориентировка "на всякий случай", вдруг он упал все-таки не там.

С уважением, СИ

От bedal
К Роман Алымов (11.05.2017 00:24:43)
Дата 11.05.2017 07:47:15

Или наоборот

Кто там будет различать тип охлаждения двигателя? Бойцы? Увольте. А вот "число кабин" любому понятно. Про крышку - чтобы не пропустили "вторую кабину", возможно, чтобы с Илами не путали.

От Роман Алымов
К bedal (11.05.2017 07:47:15)
Дата 11.05.2017 11:51:53

Кабина на Як - понятие условное (+)

Доброе время суток!
Я вот даже не представляю, как можно на упавшем и тем более сгоревшем ЯКе определить наличие второй кабины - разве что смотреть подводку управления на педали.
С уважением, Роман

От bedal
К Роман Алымов (11.05.2017 11:51:53)
Дата 11.05.2017 11:55:12

Ув. badger раскрыл полнее, я с ним согласен. (-)


От Grozny Vlad
К Роман Алымов (10.05.2017 17:57:27)
Дата 10.05.2017 19:26:07

Задачу на розыск могли ставить те, кто этого самолета в глаза не видел... (-)


От Роман Алымов
К Grozny Vlad (10.05.2017 19:26:07)
Дата 10.05.2017 22:49:41

Но сослуживцев могли опросить (-)