От Sergey Ilyin
К Исаев Алексей
Дата 11.05.2017 13:43:01
Рубрики WWII; ВВС;

Из книжки Степана Микояна

>Чью машину искали? Судя по описанию с серийным номером это был вполне конкретный самолет. Я бы предположил, что Владимира Анастасовича Микояна, пропавшего 18 сентября 1942 г.
>Если что, 39 гв. сд тогда была еще не в городе, а на позиционном фронте к северу от него.

"Мне рассказывали, что после разгрома окруженных под Сталинградом немцев по приказу маршала Жукова искали самолет Володи, но ничего не было найдено. Это неудивительно, если учесть интенсивность боев в этом районе, где вся земля была перепахана взрывами бомб, снарядов и падавших самолетов."

Свой бортовой номер Степан Анастасович к моменту написания мемуаров, по видимому, забыл. Не упоминает. Но бортовой "27" у него был в 1943-м году, какая-то логика просматривается...

http://militera.lib.ru/memo/russian/mikoyan_sa/06.html

С уважением, СИ

От NV
К Sergey Ilyin (11.05.2017 13:43:01)
Дата 11.05.2017 14:18:51

Если верить С. Луганскому

>>Чью машину искали? Судя по описанию с серийным номером это был вполне конкретный самолет. Я бы предположил, что Владимира Анастасовича Микояна, пропавшего 18 сентября 1942 г.


>Свой бортовой номер Степан Анастасович к моменту написания мемуаров, по видимому, забыл. Не упоминает. Но бортовой "27" у него был в 1943-м году, какая-то логика просматривается...

то В. Микоян летал на Ла-5 с номером 9

https://www.litmir.me/br/?b=105150&p=29

------------------
По дороге в столовую я обратил внимание на новенький самолет, стоявший в сторонке. На хвосте у него красовалась крупная цифра «9». Это был Ла-5 – новая модель истребителя. В последнее время в нашу воздушную армию непрерывно прибывали только самолеты нового типа: ЯК-7, Ла-5 и Пе-2.

Любопытно было посмотреть на новую модель вблизи.

Остановившись рядом, я стал разглядывать самолет. Летать на нем мне еще не доводилось. Новенький истребитель, однако, уже успел побывать в серьезной потасовке. На его плоскостях зияли огромные пробоины.

– Ого!- удивился я, измеряя пробоины.- Где это тебя так?

Возившийся у самолета летчик выпрямился и повернул ко мне смуглое, с необычайно густыми выразительными бровями лицо.

– Да понимаешь,- с едва заметным акцентом заговорил он, осторожно вытирая испачканной рукой лицо.- Навалились со всех сторон. Дыхнуть не давали.

Я покачал головой. В пробоины свободно пролезал кулак. Природа пробоин мне была ясна: пушечная очередь. Там, где снаряды попали в машину, курчавились острые края разодранного дюраля.

– Что же,- сказал я,- еще удачно все получилось.

– Могло быть хуже,- скупо согласился чернобровый летчик, критическим взглядом осматривая изрешеченную машину.

– В столовую?- спросил я.

– Да, сейчас. Одну минутку. Подожди, вместе пойдем.

Или тебе некогда?

– Ничего, подожду.

Летчик быстро закончил свои дела, и мы отправились в столовую. Так состоялось мое знакомство с Володей Микояном, летчиком соседнего истребительного полка, который базировался на нашем же аэродроме.
----------------------

https://www.litmir.me/br/?b=105150&p=33

----------------------

Не убавляя газа, я вышел из атаки и взмыл вверх, набирая высоту. Убедился, что на хвосте у меня никого нет. Можно было атаковать снова. Но враг уже уходил и бой затихал. Я стал всматриваться вниз, пытаясь разглядеть самолет Володи Микояна. Его не было. Хотя, вот он! «Девятка», словно обессилев, плелась устало и безучастно. Я догнал ее лишь сейчас, рассматривая вблизи, увидел, насколько пострадала она в бою: фюзеляж был изрешечен, крыло еле держалось.

В кабине за стеклом фонаря я рассмотрел Володю. Он повернул в мою сторону лицо, улыбнулся слабенькой улыбкой усталого человека и опустил голову на штурвал. «Девятка» тотчас же начала зарываться. «Ранен?…» Но нет, машина снова выровнялась, и я увидел, что Володя делает отчаянные усилия, чтобы не свалиться в штопор. «Хоть бы дотянул до аэродрома!…»

Однако я тут же заметил, что «девятка» плетется совсем в обратную сторону – на запад. Куда он? Я поправил наушники.

– Володя… Володя… Разворачивайся. Разворачивайся, слышишь?

Но в наушниках было тихо. «Девятка» клевала все чаще.

– Володя, ты не туда летишь! Слышишь? Володя, поворачивай домой.

Все напрасно. Изрешеченный самолет упрямо тянул на запад.

Я надеялся, что с остатками сил Володя все же сумеет добраться до своего аэродрома. А нам надо поворачивать, уходить в обратную сторону. Беспокоило и другое – в любую минуту могли показаться «мессершмитты». В нашем положении отбиться от этих стервятников было бы трудно. Но впереди, там, куда мы летели, пока чисто. Надо пользоваться затишьем, разворачиваться и идти домой.

Как сильно ранен Володя? Почему не откликается? Становилось ясно, что летчик начинает терять сознание.

Я хотел было пресечь курс «девятки», чтобы показать, куда надо лететь, но тут, видимо, силы совсем оставили раненого летчика, и машина перевернулась, а еще через мгновение загорелась.

Зная по опыту, что теперь положение поправить немыслимо, я все же сделал несколько кругов, но купола парашюта так и не увидел. «Девятка» ударилась о землю. Еще одна безымянная могила отважного человека. Сколько их было в наших бескрайних степях…
-------------------------

Виталий

От badger
К NV (11.05.2017 14:18:51)
Дата 11.05.2017 15:05:15

Re: Если верить...

>Остановившись рядом, я стал разглядывать самолет. Летать на нем мне еще не доводилось. Новенький истребитель, однако, уже успел побывать в серьезной потасовке. На его плоскостях зияли огромные пробоины.

>– Ого!- удивился я, измеряя пробоины.- Где это тебя так?

...

>Я покачал головой. В пробоины свободно пролезал кулак. Природа пробоин мне была ясна: пушечная очередь. Там, где снаряды попали в машину, курчавились острые края разодранного дюраля.


У Ла-5 дюраля на плоскостях не было, только на капотах...

От NV
К badger (11.05.2017 15:05:15)
Дата 11.05.2017 15:09:15

Это ясно, но нигде не сказано, что пробоины были исключительно на плоскостях.

хотя, конечно, мемуары - это мемуары...

Виталий

От badger
К NV (11.05.2017 15:09:15)
Дата 11.05.2017 15:19:48

Re: Это ясно,...

>хотя, конечно, мемуары - это мемуары...

Мог лит.обработчик "приложить руку" для красоты...

От Sergey Ilyin
К NV (11.05.2017 14:18:51)
Дата 11.05.2017 14:32:51

С. Микоян как-то пишет убедительней, что у них были Як-7Б

>>>Чью машину искали? Судя по описанию с серийным номером это был вполне конкретный самолет. Я бы предположил, что Владимира Анастасовича Микояна, пропавшего 18 сентября 1942 г.
>>Свой бортовой номер Степан Анастасович к моменту написания мемуаров, по видимому, забыл. Не упоминает. Но бортовой "27" у него был в 1943-м году, какая-то логика просматривается...
>то В. Микоян летал на Ла-5 с номером 9

Мы, летчики 434-го полка, на двух самолетах Ли-2 прилетели в Багай-Барановку (вблизи Саратова) в 8-й запасной полк для получения самолетов Як-7Б с саратовского авиационного завода. На этих самолетах, в отличие от Як-1, были установлены два крупнокалиберных пулемета БС, вместо пулеметов ШКАС ружейного калибра, а пушка была такая же, калибра 20 мм. Мы облетали самолеты, постреляли в воздухе из пушки и пулеметов, при этом наблюдались случаи их отказа. Вскоре мы улетели под Сталинград.

Промежуточная посадка была на аэродроме города Камышина. Немного не дойдя до аэродрома, сел на «живот» в поле Сергей Долгушин — вытекло масло из мотора. Долгушин пришел пешком с парашютом на плече. Когда полетели дальше, Сергей сел в самолет Володи, а его посадил в фюзеляж, за пилотским креслом. Володя смеясь рассказывал, как в полете он с интересом наблюдал за полевой мышью, неведомо как забравшейся в фюзеляж и теперь старавшейся из него выбраться.

...

Мой брат Володя — самый молодой летчик полка как по возрасту, так и по летному опыту. Ему в июне исполнилось восемнадцать, и прошло чуть больше полугода, как он закончил летную школу. Он — всеобщий любимец. Володя сделал несколько полетов в районе аэродрома — «на прикрытие». Перед днем наступления его самолет вышел из строя, поэтому в первых вылетах на линию фронта он не участвовал.

После двух напряженных боев летчики были в напряженном психологическом состоянии. Не слышалось обычных шуток, хотя обошлось пока без потерь. Видимо, все предчувствовали еще более тяжелые бои. Я хорошо помню необычный, горький вкус во рту, очевидно, из-за нервного напряжения. Клещев предложил мне отдохнуть, а мой самолет отдать брату...

-----

Вообще, в книжке С.А. Микояна Ла-5 не упоминается. Он всю войну летал на Яках. Переучивание с Як-1 на Ла-5 дело непростое, вряд ли он бы такое забыл.

С уважением, СИ