От RTY
К All
Дата 14.06.2017 16:40:54
Рубрики WWII; Танки; Байки;

Написал статью про КПП КВ

https://www.dishmodels.ru/gshow.htm?p=16776

Тема КВ не моя, но регулярно читать про то, что КПП КВ позаимствована от трактора, мне примерно год назад надоело, и я сел писать эту статью.

В статье кратко написано про устройство КПП КВ, а также ее предполагаемых предков с выявлением общих элементов конструкции.
Также немного сравнил КПП КВ с современными ей отечественными и зарубежными коробками.

Статья во многом основана на материалах, собранных с миру по нитке. Благодарности предоставившим материалы - в конце статьи.

Табуретки велкам.

P.S. Кому не нравится Диш - сразу предлагайте, где публиковать подобные шестереночные статьи.

От Чобиток Василий
К RTY (14.06.2017 16:40:54)
Дата 30.06.2017 19:40:23

И теперь по сколам зубьев всё предельно очевидно

Привет!

Как и следовало ожидать, ходившая среди заправщиков принтеров версия о причине сколов зубьев шестерни замедленной передачи и ЗХ, связанной с отсутствием постоянного зацепления не имеет под собой оснований.

В КПП КВ имеем три подвижных шестерни: 1-3 передач, 2-4 передач и передач ЗАМ-ЗХ. Включение всех трёх реализовано идентично. Разница в следующем:

1) удары и динамические нагрузки, связанные с включением шестерён, должны испытывать шестерни 1-3 (на третьей) и 2-4, т.к. их включение происходит в движении и для осуществления включения частоту вращающегося по инерции промежуточного вала необходимо синхронизировать с частотой ведомого вала

2) шестерня ЗАМ-ЗХ не испытывает динамических и ударных нагрузок при включении, т.к. нормально передачи ЗАМ/ЗХ включаются когда машина находится в состоянии покоя и валы вообще не вращаются.

Кстати, именно по этой причине во многих автомобильных КПП при наличии постоянного зацепления всех шестерён, ЗХ и 1 передачи включаются подвижной шестерней. Например: 1) в КПП ГАЗ-66 шестерни со 2 по 4 передачи постоянного зацепления, 1 и ЗХ - подвижная шестерня, причем синхронизатор применён для 3-4 передач (т.е. испытывающим наибольшие ударные нагрузки при включении без синхронизации), 2) в КПП ЗИЛ-130 1 и ЗХ - подвижная шестерня; для 2-5 передач шестерни постоянного зацепления включаются подвижными муфтами с синхронизаторами.

Почему так? Потому что передачи 1 и ЗХ как правило включаются когда машина стоит на месте и подвижные шестерни при включении не испытывают ударных нагрузок.

Вопрос: тогда почему у КВ проблемы именно у шестерни ЗАМ-ЗХ, а не у наиболее скоростной 2-4? Ответ: очевидно, не по причине включения передачи подвижной шестерней.

В отчете (
http://yuripasholok.livejournal.com/2637707.html ) написано: "слабая конструкция шестерён". На замедленной передаче создается наибольший крутящий момент, шестерня ЗАМ испытывает наибольшие нагрузки, соответственно, она должна быть наиболее мощной в КПП. Если именно эта шестерня выходит из строя в результате среза и скола зубьев, то причиной является недостаточная для заданных условий прочность.



Предложения, заявления, жалобы есть? http://armor.kiev.ua/

От RTY
К Чобиток Василий (30.06.2017 19:40:23)
Дата 01.07.2017 09:50:58

Re: И теперь...

>В КПП КВ имеем три подвижных шестерни: 1-3 передач, 2-4 передач и передач ЗАМ-ЗХ. Включение всех трёх реализовано идентично.

2я передача включается совсем не идентично.

>2) шестерня ЗАМ-ЗХ не испытывает динамических и ударных нагрузок при включении, т.к. нормально передачи ЗАМ/ЗХ включаются когда машина находится в состоянии покоя и валы вообще не вращаются.

Выходной вал не вращается, а ведущий с промежуточным, и прочая машинерия - вполне себе. Их и надо тормозить, например при помощи тормозка. Собственно, никакой разницы нет - тормозить вал или разгонять.

>Вопрос: тогда почему у КВ проблемы именно у шестерни ЗАМ-ЗХ, а не у наиболее скоростной 2-4? Ответ: очевидно, не по причине включения передачи подвижной шестерней.

>В отчете (
http://yuripasholok.livejournal.com/2637707.html ) написано: "слабая конструкция шестерён". На замедленной передаче создается наибольший крутящий момент, шестерня ЗАМ испытывает наибольшие нагрузки, соответственно, она должна быть наиболее мощной в КПП. Если именно эта шестерня выходит из строя в результате среза и скола зубьев, то причиной является недостаточная для заданных условий прочность.

Это отчет 42 года уже, эвакуация и прочие упрощения технологии. Если посмотреть списки замечаний, то до начала ВОВ замечания к ЗАМ и т.д. не просматриваются, ругаются на 2-4.
Возможно, что после начала ВОВ коробки не успевали доезжать до сохранившихся(?) проблем с 2-4, так как или танк подбивали, или коробку меняли по причине ЗАМ и пр..

От Чобиток Василий
К RTY (01.07.2017 09:50:58)
Дата 01.07.2017 13:55:39

Re: И теперь...

Привет!
>>В КПП КВ имеем три подвижных шестерни: 1-3 передач, 2-4 передач и передач ЗАМ-ЗХ. Включение всех трёх реализовано идентично.
>
>2я передача включается совсем не идентично.

Не имеет значения. Зацепление в муфте происходит через зубья самой шестерни. Кстати, не встречал ранее такого решения, когда зубья шестерни одновременно являются зубьями муфты другой передачи. Даже в аналогичной схеме Т-28 у такой шестерни муфта выделена.

Об этом стоит упомянуть в статье.

>>2) шестерня ЗАМ-ЗХ не испытывает динамических и ударных нагрузок при включении, т.к. нормально передачи ЗАМ/ЗХ включаются когда машина находится в состоянии покоя и валы вообще не вращаются.
>
>Выходной вал не вращается, а ведущий с промежуточным, и прочая машинерия - вполне себе. Их и надо тормозить, например при помощи тормозка. Собственно, никакой разницы нет - тормозить вал или разгонять.

Тем не менее при включении передач 1/ЗХ на машинах с такими коробками достаточно выдержать паузу. Только особо нетерпеливые дырчат зубьями, врубая передачу сразу при выжиме сцепления.


>Это отчет 42 года уже, эвакуация и прочие упрощения технологии. Если посмотреть списки замечаний, то до начала ВОВ замечания к ЗАМ и т.д. не просматриваются, ругаются на 2-4.

А вот там вполне может быть связано с подвижностью шестерни и ударными нагрузками при включении.

Предложения, заявления, жалобы есть?
http://armor.kiev.ua/

От RTY
К Чобиток Василий (01.07.2017 13:55:39)
Дата 01.07.2017 17:21:00

Re: И теперь...

>Привет!
>>>В КПП КВ имеем три подвижных шестерни: 1-3 передач, 2-4 передач и передач ЗАМ-ЗХ. Включение всех трёх реализовано идентично.
>>
>>2я передача включается совсем не идентично.
>
>Не имеет значения.

Имеет, ударная нагрузка распределяется по зубьям.

>Зацепление в муфте происходит через зубья самой шестерни. Кстати, не встречал ранее такого решения, когда зубья шестерни одновременно являются зубьями муфты другой передачи. Даже в аналогичной схеме Т-28 у такой шестерни муфта выделена.

Я думаю, что решили упростить производство. Возможно, это и стало одной из причин проблем с 2-4 передачами, т.к. шестерня получала повреждения при включении 2 и затем плохо работала как 4.

>Об этом стоит упомянуть в статье.

>>>2) шестерня ЗАМ-ЗХ не испытывает динамических и ударных нагрузок при включении, т.к. нормально передачи ЗАМ/ЗХ включаются когда машина находится в состоянии покоя и валы вообще не вращаются.
>>
>>Выходной вал не вращается, а ведущий с промежуточным, и прочая машинерия - вполне себе. Их и надо тормозить, например при помощи тормозка. Собственно, никакой разницы нет - тормозить вал или разгонять.
>
>Тем не менее при включении передач 1/ЗХ на машинах с такими коробками достаточно выдержать паузу. Только особо нетерпеливые дырчат зубьями, врубая передачу сразу при выжиме сцепления.

Конкретно в танке в боевых условиях может не быть времени на эту паузу.

От Чобиток Василий
К RTY (01.07.2017 17:21:00)
Дата 01.07.2017 18:14:04

Re: И теперь...

Привет!

>>Не имеет значения.
>
>Имеет, ударная нагрузка распределяется по зубьям.

>>Зацепление в муфте происходит через зубья самой шестерни. Кстати, не встречал ранее такого решения, когда зубья шестерни одновременно являются зубьями муфты другой передачи. Даже в аналогичной схеме Т-28 у такой шестерни муфта выделена.
>
>Я думаю, что решили упростить производство. Возможно, это и стало одной из причин проблем с 2-4 передачами, т.к. шестерня получала повреждения при включении 2 и затем плохо работала как 4.

Т.е. все таки имеет значение, не смотря на распределение нагрузки по зубьям.

>>Тем не менее при включении передач 1/ЗХ на машинах с такими коробками достаточно выдержать паузу. Только особо нетерпеливые дырчат зубьями, врубая передачу сразу при выжиме сцепления.

>Конкретно в танке в боевых условиях может не быть времени на эту паузу.

Боевые условия - мизерно малая часть в сравнении с обычными маршами. И на испытаниях вне боевых условий проблема вылезла.

Предложения, заявления, жалобы есть?
http://armor.kiev.ua/

От RTY
К Чобиток Василий (01.07.2017 18:14:04)
Дата 01.07.2017 18:27:56

Re: И теперь...

>>Я думаю, что решили упростить производство. Возможно, это и стало одной из причин проблем с 2-4 передачами, т.к. шестерня получала повреждения при включении 2 и затем плохо работала как 4.
>
>Т.е. все таки имеет значение, не смотря на распределение нагрузки по зубьям.

Ну так распределение по зубьям не отменяет наличие удара, но ослабляет его последствия. И вообще всё это из области предположений - в списках замечаний нет подробностей и анализа причин отказов.

В статье я вообще решил на этом отличии с Т-28 не останавливаться, чтобы не перегружать деталями. Вот если всплывет какой-нибудь отчет, где будет указано, что из-за этого упрощения действительно были проблемы - тогда там будет как минимум абзац с картинкой.

От Чобиток Василий
К RTY (01.07.2017 18:27:56)
Дата 01.07.2017 22:37:03

Re: И теперь...

Привет!

>В статье я вообще решил на этом отличии с Т-28 не останавливаться

Суть не в том, что это отличие от Т-28, а в том, что это оригинальное решение. Если и не уникальное, то весьма редкое (во всяком случае мне подобные не встречались).


Предложения, заявления, жалобы есть?
http://armor.kiev.ua/

От Чобиток Василий
К RTY (01.07.2017 18:27:56)
Дата 01.07.2017 21:54:53

Re: И теперь...

Привет!
>>>Я думаю, что решили упростить производство. Возможно, это и стало одной из причин проблем с 2-4 передачами, т.к. шестерня получала повреждения при включении 2 и затем плохо работала как 4.
>>
>>Т.е. все таки имеет значение, не смотря на распределение нагрузки по зубьям.
>
>Ну так распределение по зубьям не отменяет наличие удара, но ослабляет его последствия. И вообще всё это из области предположений - в списках замечаний нет подробностей и анализа причин отказов.

>В статье я вообще решил на этом отличии с Т-28 не останавливаться, чтобы не перегружать деталями. Вот если всплывет какой-нибудь отчет, где будет указано, что из-за этого упрощения действительно были проблемы - тогда там будет как минимум абзац с картинкой.

Мое мнение, что способ включения передачи в данном случае не имеет ни малейшего значения. Аргументы приведены ранее. Проблема ЗАМ-ЗХ связана с высокими нагрузками и недостаточной прочностью шестерни. Недостаточная прочность может быть как из-за недостатков проектирования, так и по технологическим причинам изготовления. Если первоначально такой проблемы не было, значит проблема технологическая.

Предложения, заявления, жалобы есть?
http://armor.kiev.ua/

От Чобиток Василий
К RTY (14.06.2017 16:40:54)
Дата 28.06.2017 23:18:31

Re: Написал статью...

Привет!

>Табуретки велкам.

Хорошая статья.

По схемам КПП сразу видно, что КВ-шная вышла из Т-28, а с СМК почти ничего общего не имеет.

>P.S. Кому не нравится Диш - сразу предлагайте, где публиковать подобные шестереночные статьи.

Как будто не знаете ))

Предложения, заявления, жалобы есть?
http://armor.kiev.ua/

От Чобиток Василий
К Чобиток Василий (28.06.2017 23:18:31)
Дата 29.06.2017 00:33:40

табуретка

Привет!

>Табуретки велкам.

Для свободно вращающихся шестерен промежуточного вала (поз. 12 и 13 на рис. 4 и 5) Вы ввели обозначение "дополнительный вал". Поправьте меня, если неправильно понял, трёхвальная коробка у Вас получается по валам: промежуточный, дополнительный, ведомый.

У меня же получается так: промежуточный, ведомый и вал блока шестерен заднего хода.


Предложения, заявления, жалобы есть?
http://armor.kiev.ua/

От RTY
К Чобиток Василий (29.06.2017 00:33:40)
Дата 30.06.2017 00:08:46

Re: табуретка

>Привет!

>>Табуретки велкам.
>
>Для свободно вращающихся шестерен промежуточного вала (поз. 12 и 13 на рис. 4 и 5) Вы ввели обозначение "дополнительный вал". Поправьте меня, если неправильно понял, трёхвальная коробка у Вас получается по валам: промежуточный, дополнительный, ведомый.

>У меня же получается так: промежуточный, ведомый и вал блока шестерен заднего хода.

Необходимо различать валы как конструктивную единицу и валы как элемент кинематической схемы.
С точки зрения кинематической схемы дополнительный вал есть, с конструктивной точки зрения он является частью промежуточного вала.

От Чобиток Василий
К RTY (30.06.2017 00:08:46)
Дата 30.06.2017 00:55:59

Re: табуретка

Привет!

>>Для свободно вращающихся шестерен промежуточного вала (поз. 12 и 13 на рис. 4 и 5) Вы ввели обозначение "дополнительный вал". Поправьте меня, если неправильно понял, трёхвальная коробка у Вас получается по валам: промежуточный, дополнительный, ведомый.
>
>>У меня же получается так: промежуточный, ведомый и вал блока шестерен заднего хода.
>
>Необходимо различать валы как конструктивную единицу и валы как элемент кинематической схемы.
>С точки зрения кинематической схемы дополнительный вал есть, с конструктивной точки зрения он является частью промежуточного вала.

И тут я с Вами даже не спорю. Однако, ровно с тех же самых позиций следует учитывать вал блока шестерен заднего хода. Поскольку этот вал участвует в формировании диапазона передач (включение ЗХ через находящуюся на валу шестерню), то этот вал однозначно считается.

Поскольку вал ЗХ не считать нельзя, то, без введённого Вами дополнительного вала имеем трёхвальную КПП, а с ним - четырёхвальную.

Смысл моего замечания в том, что если Вы учитываете дополнительный Вал, то указывать "трёхвальная" неверная, т.к. нельзя отбрасывать вал шестерён ЗХ.

Я бы дополнительный не учитывал и отнес КПП КВ к трёхвальным, при этом Вашу позицию по дополнительную валу считаю обоснованной, но в этом случае нельзя эту КПП относить к трёхвальным.

В общем, настолько неординарная схема, что даже с классификацией проблема, а её с какими-то тракторными примитивами мирюканцев сравнивают :)

Предложения, заявления, жалобы есть?
http://armor.kiev.ua/

От RTY
К Чобиток Василий (30.06.2017 00:55:59)
Дата 30.06.2017 09:50:54

Re: табуретка

>Поскольку вал ЗХ не считать нельзя, то, без введённого Вами дополнительного вала имеем трёхвальную КПП, а с ним - четырёхвальную.

Насколько я понял, вал ЗХ как раз и не считается. Иначе двухвальных коробок бы не было вообще. Т-34 двухвальная, хотя тоже содержит передачу ЗХ и соответствующий вал (каретку).

От Чобиток Василий
К RTY (30.06.2017 09:50:54)
Дата 30.06.2017 13:35:16

Re: табуретка

Привет!
>>Поскольку вал ЗХ не считать нельзя, то, без введённого Вами дополнительного вала имеем трёхвальную КПП, а с ним - четырёхвальную.
>
>Насколько я понял, вал ЗХ как раз и не считается. Иначе двухвальных коробок бы не было вообще. Т-34 двухвальная, хотя тоже содержит передачу ЗХ и соответствующий вал (каретку).

В самом деле, у Т-34 подвижный блок шестерен вала ЗХ. Возможно учитываются валы, принимающие участие в формировании только передач вперед.

Тогда, формально горя, рис. 7 не соответствует танку КВ, поскольку для КВ он так выглядит с учетом вала ЗХ (и Т-34 точно так же), ведь промежуточный и дополнительный валы на одной оси.



Предложения, заявления, жалобы есть?
http://armor.kiev.ua/

От RTY
К Чобиток Василий (30.06.2017 13:35:16)
Дата 01.07.2017 02:11:56

Re: табуретка

>Привет!
>>>Поскольку вал ЗХ не считать нельзя, то, без введённого Вами дополнительного вала имеем трёхвальную КПП, а с ним - четырёхвальную.
>>
>>Насколько я понял, вал ЗХ как раз и не считается. Иначе двухвальных коробок бы не было вообще. Т-34 двухвальная, хотя тоже содержит передачу ЗХ и соответствующий вал (каретку).
>
>В самом деле, у Т-34 подвижный блок шестерен вала ЗХ. Возможно учитываются валы, принимающие участие в формировании только передач вперед.

Так и есть. Это не я придумал.

>Тогда, формально горя, рис. 7 не соответствует танку КВ, поскольку для КВ он так выглядит с учетом вала ЗХ (и Т-34 точно так же), ведь промежуточный и дополнительный валы на одной оси.

Это схематичная картинка, объясняющая практическую пользу от применения 3хвальной КПП.

От kcp
К RTY (14.06.2017 16:40:54)
Дата 15.06.2017 17:13:33

А замена КПП на планетарную в ИС-1(2) была по результатам боевых действий? (-)


От RTY
К kcp (15.06.2017 17:13:33)
Дата 15.06.2017 18:03:29

Нельзя ли подробнее? о.О

о планетарной КПП в ИС1/2.

От kcp
К RTY (15.06.2017 18:03:29)
Дата 15.06.2017 18:17:51

Педивикия меня подвела. Не посмотрел в других источниках

'Вижу достойным вождем для народа лишь Гая Семпрония Гракха'
>о планетарной КПП в ИС1/2.

Педивикия меня подвела. Не посмотрел в других источниках. Ну или может я не так понял:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%A1-1 "ИС-1 по своей сути являлся глубокой модернизацией предыдущей модели тяжёлого танка, КВ-1/КВ-1с. Значительной переработке с целью усиления подверглись броневая защита и вооружение, для улучшения эксплуатационных характеристик и надёжности ИС-1 получил новую коробку перемены передач планетарного типа"

А что за коробку передач на них установили? И далее придерживались максимального упрощения и экономии подшипников как у вас в статье?

'Радуйтесь, граждане! Все идет так, как того пожелает Юпитер' (с) Legatus_pretor

От RTY
К kcp (15.06.2017 18:17:51)
Дата 15.06.2017 18:26:05

Напишите жалобу на того, кто это там написал

>А что за коробку передач на них установили?

Очень близкая к КВ-1С.

От kcp
К RTY (15.06.2017 18:26:05)
Дата 15.06.2017 18:48:29

А какие в эту коробку внесли изменения? Что-то ещё выкинули? (-)


От RTY
К kcp (15.06.2017 18:48:29)
Дата 15.06.2017 19:13:53

Я не знаю. Если Вам интересно - можете взять разрезы и детально сравнить.

Мне, честно говоря, неинтересно этим заниматься.
Значительных изменений там нет, это видно по беглому взгляду на разрезы.

Гораздо интереснее тема Т-50 - по ходу жизни заглянул в книжку Коломийца, и хотя там нет самого интересного - все равно отдельные картинки местами впечатляют.

От kcp
К RTY (15.06.2017 19:13:53)
Дата 16.06.2017 07:28:42

А можете прокомментировать ещё два отрывка с просторов интернета?

'Вижу достойным вождем для народа лишь Гая Семпрония Гракха'

>Значительных изменений там нет, это видно по беглому взгляду на разрезы.

А можете прокомментировать ещё два отрывка с просторов интернета?

По КВ-1С
http://pro-tank.ru/bronetehnika-sssr/tyagelie-tanki/113-kv-1c
"Хотя работами по новому КВ руководил Н.Л. Духов, фактически главным конструктором был Н.Ф. Шашмурин, спроектировавший новую коробку передач."

По Ис-1 http://voinanet.ucoz.ru/index/tank_is_1/0-7242
"Испытания первого образца КВ-13 выявили ряд недостатков, таких, как трудность обеспечения разгонных характеристик коробки передач, разрушение опорных катков и траков ходовой части, спадание гусениц на поворотах и т. д. В разгар испытаний в июле 1942 года скоропостижно скончался Н. В. Цейц, и ведущим конструктором по машине был назначен Н. Ф. Шашмурин. По его инициативе на КВ-13 установили коробку передач, разработанную Ф. А. Маришкиным для KB-1с, и узлы ходовой части от этого танка"

Есть подозрения, что коробку передач от Кв-1 до Ис-1 меняли два раза. Первый раз когда заменили игольчатые подшипники на шариковые, а второй раз коробку передач спроектировал Ф. А. Маришкин.

'Радуйтесь, граждане! Все идет так, как того пожелает Юпитер' (с) Legatus_pretor

От Taranov
К kcp (16.06.2017 07:28:42)
Дата 16.06.2017 18:16:29

Re: А можете...

>По КВ-1С
http://pro-tank.ru/bronetehnika-sssr/tyagelie-tanki/113-kv-1c
>"Хотя работами по новому КВ руководил Н.Л. Духов, фактически главным конструктором был Н.Ф. Шашмурин, спроектировавший новую коробку передач."

Чепуха полная. Ведущим инженером машины был Балжи, больше того, это совместная работа двух КБ - СКБ-2 Кировского завода (Духов) и опытного завода №100 (Ермолаев). КПП делали сразу две группы - Шашмурина и Маришкина. Ну и КВ-1с это далеко не одно облегчение конструкции и новая коробка. Да и то не то чтобы совсем новая - Шашмурин развил идею коробки для Т-222 (он ее подписал как КВ-3 серийная).

>По Ис-1 http://voinanet.ucoz.ru/index/tank_is_1/0-7242
>"Испытания первого образца КВ-13 выявили ряд недостатков, таких, как трудность обеспечения разгонных характеристик коробки передач, разрушение опорных катков и траков ходовой части, спадание гусениц на поворотах и т. д. В разгар испытаний в июле 1942 года скоропостижно скончался Н. В. Цейц, и ведущим конструктором по машине был назначен Н. Ф. Шашмурин. По его инициативе на КВ-13 установили коробку передач, разработанную Ф. А. Маришкиным для KB-1с, и узлы ходовой части от этого танка"

Бред сивой кобылы. КВ-13 собрали в сентябре 1942 года. Коробку передач, которую разработал Маришкин, установили в КВ-1 с серийным номером 10279 и испытывались с 20-х чисел апреля 1942 года. В итоге параллельно испытывавшуюся коробку передач Шашмурина признали более удачной. Что касается КВ-13, то там стояла совсем коробка передач, которую, да, разработал Маришкин, но она совсем другая.

От kcp
К Taranov (16.06.2017 18:16:29)
Дата 17.06.2017 13:33:19

Т.е. было даже не две, а три коробки передач. Две из которых Маришкина

'Вижу достойным вождем для народа лишь Гая Семпрония Гракха'

> Чепуха полная. Ведущим инженером машины был Балжи, больше того, это совместная работа двух КБ - СКБ-2 Кировского завода (Духов) и опытного завода №100 (Ермолаев). КПП делали сразу две группы - Шашмурина и Маришкина. Ну и КВ-1с это далеко не одно облегчение конструкции и новая коробка. Да и то не то чтобы совсем новая - Шашмурин развил идею коробки для Т-222 (он ее подписал как КВ-3 серийная).

Понятно. Тогда у меня есть два вопроса. Если не сложно, пожалуйста просветите:
1) Именно КПП Шамшурина (которая развитие КПП для Т-222) поставили на КВ-1С?
2) Если да, то много ли в ней общего с КПП от КВ-1?

> Бред сивой кобылы. КВ-13 собрали в сентябре 1942 года. Коробку передач, которую разработал Маришкин, установили в КВ-1 с серийным номером 10279 и испытывались с 20-х чисел апреля 1942 года. В итоге параллельно испытывавшуюся коробку передач Шашмурина признали более удачной. Что касается КВ-13, то там стояла совсем коробка передач, которую, да, разработал Маришкин, но она совсем другая.

Снова у меня два вопроса, если опять же не сложно:
1) На ИС-ы пошла КПП Маришкина "второй" конструкции или опять Шамшурина?
2) Что можно сказать по "второй" КПП Маришкина. Она тоже была с подвижными шестернями?

'Радуйтесь, граждане! Все идет так, как того пожелает Юпитер' (с) Legatus_pretor

От Taranov
К kcp (17.06.2017 13:33:19)
Дата 18.06.2017 17:38:34

Re: Т.е. было...

>Понятно. Тогда у меня есть два вопроса. Если не сложно, пожалуйста просветите:
>1) Именно КПП Шамшурина (которая развитие КПП для Т-222) поставили на КВ-1С?
>2) Если да, то много ли в ней общего с КПП от КВ-1?

1. Да, она называлась группа 21–212. КПП Маришкина - «группа 12–21»
2. В статье она разбирается.


>Снова у меня два вопроса, если опять же не сложно:
>1) На ИС-ы пошла КПП Маришкина "второй" конструкции или опять Шамшурина?
>2) Что можно сказать по "второй" КПП Маришкина. Она тоже была с подвижными шестернями?

1. Шашмурина, практически такая же, как на КВ-1с. Для второго варианта КВ-13 (объект 23, 1943 год) было спроектировано два варианта КПП, пошел более поздний.
2. 9-скоростная, с тройным демультипликатором.

От kcp
К Taranov (18.06.2017 17:38:34)
Дата 19.06.2017 10:30:50

Спасибо, всё ясно (-)


От RTY
К kcp (16.06.2017 07:28:42)
Дата 16.06.2017 15:25:37

Re: А можете...

>>Значительных изменений там нет, это видно по беглому взгляду на разрезы.
>
>А можете прокомментировать ещё два отрывка с просторов интернета?

Я понял, что про коробки надо было все-таки заняться и содержательно ответить :-))). Потому что разбирать шестеренки это ко мне, а на тему перетягивания одеяла в конструкторских коллективах - это к Таранову, вон он как раз про это статьи пишет.

>По КВ-1С
http://pro-tank.ru/bronetehnika-sssr/tyagelie-tanki/113-kv-1c
>"Хотя работами по новому КВ руководил Н.Л. Духов, фактически главным конструктором был Н.Ф. Шашмурин, спроектировавший новую коробку передач."

Цитата, как она приведена, выглядит плохо.
Во-1х, непонятно, что значит "фактически". ГК - это во многом очень формализованная должность, он должен много бумажек подписывать и нести за это ответственность. Соответственно, ГК был или один, или другой. И если стоят подписи одного, то не может быть ГК "фактически" другой человек.

Во-2х, танк - это гораздо больше, чем КПП. Самый лучший конструктор, спроектировавший самую лучшую КПП, не может сказать, что он спроектировал новый танк.
Я уж не говорю, что КПП проектирует не 1 человек, а коллектив. Который надо еще выяснить, кто формально возглавлял (если такая должность была).

>Есть подозрения, что коробку передач от Кв-1 до Ис-1 меняли два раза. Первый раз когда заменили игольчатые подшипники на шариковые, а второй раз коробку передач спроектировал Ф. А. Маришкин.

Я не очень одобряю весь процесс, который тянулся от КВ и до ИС-2. Вместо доведения до ума КВ, который был с технической т.з. весьма продвинутой машиной (уж точно лучше Т-34), до ВОВ занимались всякими метаниями с КВ-3/4 и т.д.., которые до конца не довели (во многом по причине начала ВОВ). В принципе, и хорошо, что не довели. Иначе Войну бы встречали с гораздо более тяжелыми во всех смыслах монстриками.
Если бы всю эту кипучую энергию направили в совершенствование КВ, было бы гораздо лучше.

После начала ВОВ и до ИС-2 тоже много делали странного. Всякие КВ-7, КВ-13 и т.д.. Вместо последовательного совершенствования тяжелого танка занимались поиском вундервафли - все эти тяжелые танки с подвижностью среднего и т.д.. 5 катков, 6 катков, гусянка Т-34...

В итоге всё привело к новому тяжелому танку, но только к 44 году. Этот танк пробивался в лоб!!! немецким ПТРом и вооружен был 85мм пушкой. В результате, как и к началу ВОВ, получили средний и тяжелый танки с одинаковым вооружением о.О . После чего началось вкорячивание в ту же башню 122мм. И это всё притом, что Тигр появился в 42 году, Пантера - в 43, 3ку и 4ку экранировали - с ними надо было как-то бороться, и тяжелым танкам тоже...

От kcp
К RTY (16.06.2017 15:25:37)
Дата 16.06.2017 16:47:27

Да, действительно было бы очень интересно почитать про эту чехарду с КПП

'Вижу достойным вождем для народа лишь Гая Семпрония Гракха'
>>>Значительных изменений там нет, это видно по беглому взгляду на разрезы.
>>
>> А можете прокомментировать ещё два отрывка с просторов интернета?
>
> Я понял, что про коробки надо было все-таки заняться и содержательно ответить :-))).

Да, действительно было бы очень интересно почитать про эту чехарду с КПП

>> По КВ-1С
http://pro-tank.ru/bronetehnika-sssr/tyagelie-tanki/113-kv-1c
>> "Хотя работами по новому КВ руководил Н.Л. Духов, фактически главным конструктором был Н.Ф. Шашмурин, спроектировавший новую коробку передач."
>
> Цитата, как она приведена, выглядит плохо.

Тем не менее Для КВ-1С коробку спроектировал Н.Ф. Шашмурин. Т.е. как минимум её переделывали, это верно?

>> Есть подозрения, что коробку передач от Кв-1 до Ис-1 меняли два раза. Первый раз когда заменили игольчатые подшипники на шариковые, а второй раз коробку передач спроектировал Ф. А. Маришкин.
>
> Я не очень одобряю весь процесс, ...
> Если бы всю эту кипучую энергию направили в совершенствование КВ, было бы гораздо лучше.

И для Ис-ов коробку передач опять перепроектировали? Раз теперь этим занимался уже другой конструктор, Ф. А. Маришкин вместо Н.Ф. Шашмурина, то наверное с большой вероятностью утверждение о замене коробки передач верно.

Вот хотелось бы понять, что они там дважды меняли.

'Радуйтесь, граждане! Все идет так, как того пожелает Юпитер' (с) Legatus_pretor

От RTY
К kcp (16.06.2017 16:47:27)
Дата 16.06.2017 16:59:21

Если кто-нибудь напишет - почитаем. (-)


От john1973
К RTY (15.06.2017 18:03:29)
Дата 15.06.2017 18:13:15

Re: Нельзя ли...

>о планетарной КПП в ИС1/2.
Ну жеж, планетарные двуступенчатые механизмы поворота позволяли получить "пониженный ряд", наряду с демультипликатором в КПП

От RTY
К john1973 (15.06.2017 18:13:15)
Дата 15.06.2017 18:31:33

Не надо путать КПП и МП (-)


От john1973
К RTY (15.06.2017 18:31:33)
Дата 15.06.2017 19:13:37

Re: Не надо...

Согласен)), хотя эти агрегаты и составляют трансмиссию машины))

От RTY
К john1973 (15.06.2017 19:13:37)
Дата 15.06.2017 19:14:53

Re: Не надо...

>Согласен)), хотя эти агрегаты и составляют трансмиссию машины))

А также еще несколько разных агрегатов.

От Роман Алымов
К RTY (14.06.2017 16:40:54)
Дата 14.06.2017 20:59:41

Спасибо, интересная статья! (-)


От КарАн
К RTY (14.06.2017 16:40:54)
Дата 14.06.2017 20:27:46

Поздравляю - довел интерес до статьи.

Сказал бы раньше, приехал, организовали бы посмотреть вживую.

От RTY
К КарАн (14.06.2017 20:27:46)
Дата 14.06.2017 20:43:08

А есть, чего посмотреть?

>Сказал бы раньше, приехал, организовали бы посмотреть вживую.

Я как-то не верю в то, что на ЦМВСных зверях могут быть ранние коробки. А на поздние я и так насмотрелся, пусть и не вживую.

От IAM
К RTY (14.06.2017 20:43:08)
Дата 15.06.2017 18:42:37

Re: А есть,...


>Я как-то не верю в то, что на ЦМВСных зверях могут быть ранние коробки. А на поздние я и так насмотрелся, пусть и не вживую.

По неподтвержденным сведениям из достоверных источников в КВ-2 стоит самая что ни на есть родная ранняя коробка. Но надо бы посмотреть на нижний картер. Так что съездить очень желательно. Раз фотки делать низя:)

От RTY
К IAM (15.06.2017 18:42:37)
Дата 15.06.2017 19:05:08

Re: А есть,...

>По неподтвержденным сведениям из достоверных источников в КВ-2 стоит самая что ни на есть родная ранняя коробка. Но надо бы посмотреть на нижний картер. Так что съездить очень желательно. Раз фотки делать низя:)

Раз так, придется напроситься...

От Taranov
К RTY (14.06.2017 20:43:08)
Дата 15.06.2017 17:48:36

Re: А есть,...

>Я как-то не верю в то, что на ЦМВСных зверях могут быть ранние коробки. А на поздние я и так насмотрелся, пусть и не вживую.

А что верить, мог бы спросить и посмотреть.
А снимать мы и сами не снимали.

От КарАн
К RTY (14.06.2017 20:43:08)
Дата 14.06.2017 20:47:38

Ну, вот заодно и проверил бы опытным глазом. Тем более - вживую. (-)


От RTY
К КарАн (14.06.2017 20:47:38)
Дата 14.06.2017 20:50:34

Глаз стал опытным этой зимой. КВшки вы уже давно докрасили.

Но фотки МТО, конечно, велкам.

От КарАн
К RTY (14.06.2017 20:50:34)
Дата 14.06.2017 21:07:48

С фотками не покатит. А очно - можно. Если нужно. (-)


От IAM
К КарАн (14.06.2017 21:07:48)
Дата 15.06.2017 14:33:29

А почему с фотками не покатит?


Содержимое МТО танков КВ из ЦМВС это гостайна что ли?

От Роман Алымов
К IAM (15.06.2017 14:33:29)
Дата 15.06.2017 14:46:54

У музеев свои правила (-)


От IAM
К Роман Алымов (15.06.2017 14:46:54)
Дата 15.06.2017 15:24:26

Re: У музеев...

>У музеев свои правила

Не понял. Если можно открыть люки, то почему нельзя сделать фотографии?

От bedal
К RTY (14.06.2017 16:40:54)
Дата 14.06.2017 20:07:51

Даже до прочтения скажу - спасибо! (-)


От Darkbird
К RTY (14.06.2017 16:40:54)
Дата 14.06.2017 19:21:30

Спасибо. Познавательно (-)