Простите, а Вы действительно не видите некоторого этического различия...
>Например, мой дед несколько лет прятал свою мать в доме, чтобы ее не отправили на спецпоселение в Казахстан по нацпризнаку. Надо было честно сдать маму в НКВД, так?
... между враньём для спасения родного человека и враньём ради вступления в партию?
>... между враньём для спасения родного человека и враньём ради вступления в партию?
Разница, конечно, есть, но есть и понимание того, что врать государству, поражающему человека в правах из-за его национальности, родственников, из-за принятого наверху решения считать его в чем-то виноватым по каким-то высшим соображениям, не представляет этической проблемы. Власть поступает очевидно аморально, и требовать, чтобы люди высокоморально подчинялись ей во всех ее непостижимых капризах - ей-богу, неэтично. Спаслись, и слава Богу - и еще неизвестно, от чего на самом деле спаслись, тогда просто понимали, что принадлежность к кулакам - это смертельно опасно, и надо ховаться, пока не зацапали.
Точно такую же историю, про умолчание про родственников-кулаков знаю от отца. Там еще трагичней - с ними его родители намеренно порвали отношения, как будто их не было, отписывались, что не знают где он и что с ними. Нашлись через 70 лет, за год до смерти отца (он в момент раскулачивания еще не родился). Тоже, в общем-то, аморально. Тоже вступили в партию, работали по финансовой части, в министерстве. Такая вот бл...ская жизнь тогда была.