От Вулкан
К All
Дата 26.10.2017 11:00:11
Рубрики 11-19 век;

Перед Крымской

Приветствую!

Крымская война - это отдельная вселенная, отдельный мир, которую невозможно рассматривать вне контекста событий, ей предшествующих. Отсчет, от которого все пошло по наклонной, установить довольно сложно, но реперной точкой является все-таки 1848 год, череда революций.
Нас с вами прежде всего интересует революция венгерская, ибо напрямую связана с последующими событиями.
Итак, 3 марта 1848 года Кошут выступил с речью на государственном собрании. 15 марта делегация венгерских депутатов пошла к императору Фердинанду. В этот же день началось восстание в Пеште. Требованиями восставших в Пеште стали введение свободы печати, провозглашение равенства гражданских прав, создание ответственного правительства, ежегодный созыв парламента, введение всеобщего налогообложения и суда присяжных, освобождение крестьян и уния с Трансильванией.
Внезапно в дело вмешалась Сербская Воеводина, которая тогда принадлежала мадьярам. 14 апреля Сербская Воеводина потребовала от венгерского парламента признания сербского языка наравне с венгерским, а так же присоединения к Хорватии и Славонии, таким образом Австрия должна была по мысли сербов превратиться в Австро-Венгро-Славию. Венгры, как истинные революционеры и демократы, отказали сербам в праве на самоопределение, и в результате сербские войска и ополчение Воеводины (а так же добровольцы, присланные из собственно Сербии) воевали против венгров на стороне австрийских войск.
Россия весь 1848 год напряженно следила за конфликтом, не зная, вмешиваться или нет. Наверное решающим мотивом стало присутствие на стороне венгров большого количества польских эмигрантов, в том числе и в звании генералов - как пример, Бем и Дембиньский. 28 апреля 1849 г. вышел манифест Николая «О движении армий наших для содействия императору Австрийскому на потушения мятежа в Венгрии и Трансильвании», и русские войска (кстати, почти одновременно с сербскими, вторгшимися в Венгрию с юга) вошли на территорию инсургентов. Решение далось русскому кабинету очень нелегко. Цитата: " Уже после того, как министр иностранных дел Австрии Ф. Шварценберг сообщил русскому посланнику в Вене П. И. Медему о желании своего правительства получить военную поддержку из России, этот вопрос оставался предметом тщательной проработки в Петербурге. «Эта возможность подверглась со стороны государя серьезному изучению, – сообщал Нессельроде. Без сомнения, – продолжал он, – если бы в Австрии сохранился прежний порядок, наш государь считал бы себя обязанным с готовностью откликнуться на малейший призыв со стороны австрийского императора». Но в обстановке, когда правительство Меттерниха сошло с политической сцены, а австрийский император проявил непростительную, на взгляд Николая I, «слабость» и «трусость», российский самодержец предпочел дождаться решения вопроса «о форме правления» в Австрии. «Когда император узнает определенно, на каких основаниях будет восстановлена австрийская монархия, он только тогда сможет прийти к определенным решениям», – завершает свою инструкцию Нессельроде. После того как император отрекся от престола в пользу своего племянника Франца-Иосифа и в Венгрию были введены австрийские войска под командованием А. Виндишгреца, Николай I стал склоняться в пользу вмешательства в австро-венгерский конфликт."
Сербская Воеводина узнала о вводе русских войск вообще с воодушевлением: «Мысль общая владычествует теперь в Воеводине между народом, что император Николай за то только и пришел на помощь Австрии, что услыхал о бедствиях народа сербского, о поругании веры православной. Ждут, что Россия представительством своим явным или тайным перед престолом австрийским гарантирует Воеводине ее пределы, доставит ей вместе с патриархом православного воеводу… утвердит в ней господство православной веры и вместе с тем откроет свободный путь в российские духовно-учебные заведения сербскому юношеству».
Одновременно Россия и Турция ввели войска в Дунайские княжества для предотвращения беспорядков, поскольку поляки-эмигранты, узнав о вводе русских войск в Венгрию, стройными рядами рванули на территорию Османской империи. Турция кстати ввода русских войск в Дунайские княжества вообще не испугалась, странно, правда?
Хотя для тех, кто в курсе - никаких странностей нет. Дело в том, что в Яссах вспыхнула революция 8 апреля 1848 г. Началом ее стало собрание в гостинице «Петербург» около 1000 оппозиционно настроенных мелких и средних бояр, купечества, интеллигенции, горожан, образовавших комиссию для выработки требований. При активном участии поэта В. Александри была составлена Петиция-прокламация бояр и видных деятелей Молдовы.
Господарь Молдавии отклонил выдвинутые требования и принял репрессивные меры, задержав авторов программы и отправив их в распоряжение турецких властей в Добрудже. По дороге некоторым из них удалось бежать и укрыться в Трансильвании. В Брашове ясские революционеры 12/24 мая 1848 г. подготовили новую программу под названием «Наши принципы реформирования Родины», которая звучала, скорее, как клятва и не была обнародована в то время. Таким образом, восстание перекинулось в Трансильванию и Валахию.
Правда боев как таковых не было, просто вся либерально-демократическая верхушка румынской революции согласно заветам вечно живых Тимати и Лепса исполнила предначертание: "Я уеду жить в Лондон", и свалила в столицу Англии в полном составе, влившись в Демократический комитет Свободной Европы, который, как всегда, служил прибежищем всех на голову ушибленных и экстремистов.
Поэтому совершенно понятны слова турецкого Мустафы Решид-паши, сказанные им в беседе с австрийским интернунцием: «Меня сейчас больше испугал бы уход русских войск из княжеств, чем их присутствие».
При этом была принята русско-турецкая Балта-Лиманская конвенция 1849 г., согласно которой пребывание войск в княжествах определялось в 7 лет, урезались права княжеств на их автономию в пользу султана (русские войска были выведены с территории княжеств в мае 1851 г.).
Не правда ли, вот с этими данными ввод русских войск в Княжества в 1853-м выглядит немного иначе?
Дальше больше. Дело в том, что поляки начали массово бежать с территории Молдавии, где были русские, на территорию Румынии, где были турки. Требования российских (август 1849 г.) и австрийских властей к Турции о выдаче бежавших в ходе подавления революции на ее территорию поляков и австрийцев вызвали резкое сопротивление султана, поддержанное англичанами и французами. Россия и Австрия разорвали дипломатические отношения с Турцией (были восстановлены в декабре). Султан распорядился всех не принявших ислам эмигрантов удалить из княжеств, «не причиняя им бесчестия», в другие части своей империи. Англия, по существу, начала необъявленную войну в Средиземноморье, послав свою эскадру в Дарданеллы. Угроза со стороны России направить свою эскадру в Босфор, а вопрос с Проливами решить, в конечном счете, сухопутными силами вынудила английские корабли уйти. В мае 1851 г. под влиянием России был подписан союзный договор Австрии и Пруссии.
Что касается Турции.
На 1844 год население Османской империи составляло 35.5 миллионов человек, из них: православных - по разным оценкам от 6 до 12 миллионов, католиков и приверженцев ортодоксальной церкви - 1.6 млн., 0.17-0.27 млн. евреев.
Вот все эти христиане Константинопольской (8,5 млн. человек), Антиохийской (190 тыс.), Иерусалимской (50 тыс.), Александрийской (10 тыс.) православных и Римско-католической патриархий были "пятой колонной", проводниками влияния иностранных государств в Турции.
Россия, как мы понимаем, претендовала на защиту православных на территории всей Османской империи. Чтобы было понятнее - перевод на современный русский. Поджег какой-нибудь Павленский вход в филиал "Банк де Франс" на площади Бастилии в Париже, арестовала его парижская полиция - а тут из Москвы прилетает малява - ай-яй-яй, нельзя дорогие французишки, Павленский-то - он православный. Нарушаете, значица, договор Кучук-Канайджийский, только русская диаспора в Париже могет нашего светоча православия судить.
А если будете судить по своему, по католически - введем войска в Брестскую область, да не в ту, что в Белоруссии, а в ту, что в Бретани.
Естественно, такая позиция сильно помогала продавливать России свои интересы в Турции. Османам постоянно приходилось учитывать фактор ножа в спину от пророссийских сил на территории империи.
Примерно с 1830-х Франция подумала и решила - а чем мы, французы, хуже русских? Если они защищают права православного населения, то мы будем защищать права католиков. И тем самым продавливать свои интересы в Турции.
Сказано - сделано, и пятая колонна в Османской империи разрослась еще на 1.6 млн человек.
Но больше всех таким исходом дел была недовольна Англия. Блин, русские, значица, прикрываются интересами православных, обделывая свои делишки в Турции. Французы подняли на щит католиков. А мы, блин? Мы что, хуже?
И решение к 1830-м было найдено. Евреи же!
В 30-е годы XIX столетия Британия пыталась добиться того, чтобы ее признали защитницей османских иудеев, чтобы таким образом ответить на претензии России стать защитницей православных христиан, и такие же претензии Франции в отношении католиков. Британия рассматривала возможность переселения евреев в османскую Палестину и Сирию (задолго до образования государства Израиль). Поскольку численность еврейского населения была незначительной и оно, в отличие от христианских общин, более равномерно распределялось по территории империи, власти не считали, что евреи представляют угрозу османскому государству. Однако, пытаясь создать видимость плюрализма, правительство в 1835 году впервые назначило лидера еврейской общины, который в принципе обладал таким же статусом, как православный или армянский патриарх.
Таким образом в Турции к 1850-м действовало три массива агентов влияния - русский, французский и английский. Русский был самым многочисленным, английский - самым влиятельным и денежным (что неудивительно).
А что же сами турки?
Им просто необходимо было выбить почву из под ног у стран, которые вмешивались в ее внутренние дела. И 3 ноября 1839 года в Гюльхане или «Розовой беседке», находившейся в дальних садах дворца Топкапы, султан Абдул-Меджид сделал заявление, получившее название «Указ Гюльхане», в котором официально объявлялось о начале эпохи танзимат, то есть «реорганизации».
Согласно этому указу предполагалось ввести четкую систему налогообложения, а целевые вложения получаемых средств (из которых самыми значительными являлись расходы на армию и военно-морской флот) должны были утверждаться правовым способом. Чтобы по справедливости распределить бремя призыва на военную службу, его следовало привести в упорядоченное состояние, а максимальный срок службы по призыву должен был составлять от четырех до пяти лет. Впервые эти принципы надлежало применять ко всем подданным Османской империи: и мусульманам, и немусульманам.
Короче, турки наконец-то решили реализовать равенство всех перед законом. Но это не значило, что православные будут не платить налоги, это значило, что теперь и мусульмане будут платить налоги, какие платят православные.
Естественно, это встретило жесточайшее сопротивление со стороны мусульманского крестьянства и купечества, но султан упорно шел к своей цели, и к 1840-м фактически смог сделать невозможное - теперь мусульмане платили налоги наравне с немусульманами.
Взяточничество, которым была поражена бюрократия, объявлялось вне закона, а уголовный кодекс определял степень наказания нарушителей закона в соответствии с занимаемым положением.
Кроме того, Адул-Меджид подумал, и решил поступить так же, как и "уважаемые европейские партнеры" - он назвал себя «главой правоверных и халифом [Всевышнего] на лице земном», а так же объявил себя защитником всех правоверных, как в Османской империи, так и за ее пределами.
В 1840 году был введен такой еще непроверенный для Турции финансовый инструмент, как бумажные деньги. Хотя по своим отличительным признакам эти бумажные деньги были ближе к долгосрочным казначейским облигациям (они подлежали обмену на драгоценные металлы только через восемь лет, при ставке процента в пределах 12,5 % годовых), были в обращении только в Стамбуле и подделывались фальшивомонетчиками, со временем они были признаны средством обмена, сравнимым с монетами. Именно к этому и стремилось правительство, которое таким образом добилось некоторых успехов в деле пополнения государственной казны. В 1844 году был введен биметаллический стандарт, который устанавливал фиксированный курс обмена серебра на золото, что также способствовало стабилизации монетной системы. Как и многие нововведения, принятые Османской империей в те годы, эти новшества пришли из Египта.
Уже в 1847 году коммерческие суды обслуживали как мусульман, так и немусульман, а в 1850 году обновленный свод законов о торговле, составленный по французскому образцу, пришел на смену тому своду законов, который за девять лет до этого стал одной из причин смещения Решид-паши. Было учреждено министерство образования и открыты светские школы для мальчиков возрастом от десяти до пятнадцати лет.
Ах да, любителям порассуждать об отсталости турок - в 1838 году султаном была официально отменена барщина, правда процесс, из-за слабой централизации власти растянулся до 1850-х. Тем не менее, это по сути была отмена крепостного права. Постепенное внедрение в промышленность и сельское хозяйство технических новшеств привело к росту производства товаров для внутреннего и внешнего рынков сбыта. Что касается международной торговли, то права, предоставленные иностранным купцам, которые теперь могли свободно торговать в пределах империи и ликвидация монополий, создали такие условия, которые были одними из самых либеральных в мире.
Христиан теперь наравне с мусульманами призывали на военную службу, то есть все население империи к 1850-м получило, хотя бы на бумаге, если не равные права, то равные обязанности. В 1851 году, чтобы избежать призыва во флот, многие македонские христиане бежали на Пелопоннес, а христиане Трабзона пытались обзавестись документами, подтверждающими, что они находятся под защитой местного греческого и русского консулов, и даже иностранными паспортами. Такие уступки, как предлагаемая христианам возможность работать на имперских военно-морских верфях вместо службы на боевых кораблях, не могли вывести сложившуюся ситуацию из тупика.

Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота

От B~M
К Вулкан (26.10.2017 11:00:11)
Дата 30.10.2017 12:58:11

Как бы мелочь, но страшная ересь!

>он назвал себя «главой правоверных и халифом [Всевышнего] на лице земном»

Никоим образом не Всевышнего, что есть прямое покушение на самые основы ислама, а всего лишь Пророка, т.е. Мухаммеда.

От B~M
К B~M (30.10.2017 12:58:11)
Дата 31.10.2017 14:40:28

И до кучи

Против венгров не только сербы, но и хорваты возбудились, причём гораздо боле результативно для разгрома венгров. Йосип Броз Тито Елачич был в том же марте 1848 избран баном Хорватии и там началась замысловатая волынка при неизменно декларируемой лояльности дому Габсбургов (хотя занятно, что присягу бана он-таки принёс сербскому патриарху, а не католическому архиепископу).

От Антон П
К Вулкан (26.10.2017 11:00:11)
Дата 27.10.2017 12:40:07

Re: Перед Крымской

>православных - по разным оценкам от 6 до 12 миллионов, католиков и приверженцев ортодоксальной церкви - 1.6 млн.

Какая-то описка. Ортодоксальная - это и есть Православная

Козарска бригада креће преко Саве

От Evg
К Антон П (27.10.2017 12:40:07)
Дата 27.10.2017 13:05:16

Re: Перед Крымской

>>православных - по разным оценкам от 6 до 12 миллионов, католиков и приверженцев ортодоксальной церкви - 1.6 млн.
>
>Какая-то описка. Ортодоксальная - это и есть Православная

Возможно, под "ортодоксальной" имеется ввиду РПЦ, а по "православными" - в т.ч. и другие православные церкви (армянская, константинопольская и пр.)

От Паршев
К Evg (27.10.2017 13:05:16)
Дата 27.10.2017 13:16:54

Эк Вы


>Возможно, под "ортодоксальной" имеется ввиду РПЦ, а по "православными" - в т.ч. и другие православные церкви (армянская, константинопольская и пр.)

армянская церковь - не православная, она монофизитская.

От Prepod
К Паршев (27.10.2017 13:16:54)
Дата 27.10.2017 13:27:07

Re: Эк Вы


>>Возможно, под "ортодоксальной" имеется ввиду РПЦ, а по "православными" - в т.ч. и другие православные церкви (армянская, константинопольская и пр.)
>
>армянская церковь - не православная, она монофизитская.
Справедливости ради, армяне с крайнем возмущением отвергают обвинения в монофизитстве, считая такое обвинение потерявшей актуальность дразнилкой из прошлых веков.

От Паршев
К Prepod (27.10.2017 13:27:07)
Дата 27.10.2017 14:27:22

Re: Эк Вы


>>>Возможно, под "ортодоксальной" имеется ввиду РПЦ, а по "православными" - в т.ч. и другие православные церкви (армянская, константинопольская и пр.)
>>
>>армянская церковь - не православная, она монофизитская.
>Справедливости ради, армяне с крайнем возмущением отвергают обвинения в монофизитстве, считая такое обвинение потерявшей актуальность дразнилкой из прошлых веков.

Ну пусть тогда принимают халкедонское исповедание

От Prepod
К Паршев (27.10.2017 14:27:22)
Дата 27.10.2017 14:56:00

Re: Эк Вы


>>>>Возможно, под "ортодоксальной" имеется ввиду РПЦ, а по "православными" - в т.ч. и другие православные церкви (армянская, константинопольская и пр.)
>>>
>>>армянская церковь - не православная, она монофизитская.
>>Справедливости ради, армяне с крайнем возмущением отвергают обвинения в монофизитстве, считая такое обвинение потерявшей актуальность дразнилкой из прошлых веков.
>
>Ну пусть тогда принимают халкедонское исповедание
"И в Израиле не нашел Я такой веры" Мф 8:10 Уважаю твердость в вере и убеждениях.

От Кострома
К Prepod (27.10.2017 13:27:07)
Дата 27.10.2017 14:16:23

Re: Эк Вы


>>>Возможно, под "ортодоксальной" имеется ввиду РПЦ, а по "православными" - в т.ч. и другие православные церкви (армянская, константинопольская и пр.)
>>
>>армянская церковь - не православная, она монофизитская.
>Справедливости ради, армяне с крайнем возмущением отвергают обвинения в монофизитстве, считая такое обвинение потерявшей актуальность дразнилкой из прошлых веков.
Какая разница?

Грегорианцы - не православные - турки это точно знали

От Sergey-M
К Вулкан (26.10.2017 11:00:11)
Дата 26.10.2017 16:59:17

Re: Перед Крымской


>Христиан теперь наравне с мусульманами призывали на военную службу, то есть все население империи к 1850-м получило, хотя бы на бумаге, если не равные права, то равные обязанности. В 1851 году, чтобы избежать призыва во флот, многие македонские христиане бежали на Пелопоннес,

>Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота
А разве христиане до начала 20 века налог не платили в замен призыва?

От Alex Medvedev
К Вулкан (26.10.2017 11:00:11)
Дата 26.10.2017 13:35:28

Хм, интересно. Турки провели реформы, аналогичные нашим, которые запоздали

лет на 30-40. Но особого успеха в конечном итоге это им не принесло. к ПМВ они были даже слабее России.

От Сибиряк
К Alex Medvedev (26.10.2017 13:35:28)
Дата 01.11.2017 17:14:57

Re: Хм, интересно....

>лет на 30-40. Но особого успеха в конечном итоге это им не принесло. к ПМВ они были даже слабее России.

К ПМВ насление России составляло 150 млн человек, а Османской империи - около 25 млн. С таким людским потенциалом Турция была даже слабее Италии, хотя и сильнее Балканского союза (успешность действий Балканского союза основывалась в основном на стратегии блицкрига - добиться успеха до того, как Турция успеет развернуть превосходящие силы на Балканском театре). А вообще турецкая армия в ПМВ (также как и в 1877) была вполне на уровне требований времени, как показали ряд успешных операций против войск Антанты (также как и успешные действия против русских в 1877).

От Кострома
К Alex Medvedev (26.10.2017 13:35:28)
Дата 29.10.2017 01:10:16

Турки были слабее Италии

>лет на 30-40. Но особого успеха в конечном итоге это им не принесло. к ПМВ они были даже слабее России.

Слабее Альянса Сербии с Болгарией, да, побольшому счёту, и с одной Болгарией на суще им было не справится.

Поэтому тезис - даже слабее России выглядит смешно

От Nagel
К Alex Medvedev (26.10.2017 13:35:28)
Дата 26.10.2017 23:12:18

Re: Хм, интересно....

>лет на 30-40. Но особого успеха в конечном итоге это им не принесло. к ПМВ они были даже слабее России.
Они были меньше РОссии.
Османская империя на 1914 - это 18,5 млн населения. Российская 166 млн. При несопоставимом уровне развития, у турок практически вся промышленность - это Стамбул. Магазинные винтовки турки научились делать только в конце правления Кемаля, в 1930-е годы...

От Prepod
К Alex Medvedev (26.10.2017 13:35:28)
Дата 26.10.2017 18:15:15

Они не совсем аналогичны нашим и в топичной сфере они в целом удались.

>лет на 30-40. Но особого успеха в конечном итоге это им не принесло. к ПМВ они были даже слабее России.
Крепостного права в Турции не было никогда, нечего отменять. Барщина это разновидность платы владельцу земли, отменили ее для развития рынка. Крестьянин был лично свободен, что было плохо, так как свободен он был и от земли тоже, а деться с подводной лодки ему было некуда - везде аграрное перенаселение. Ничего похожего прощению долгов дворянству, выдаче ему кучи денег и обременения крестьян новыми платежами ака отмена крепостного права в ОИ не было.
Равенство мусульман и немусульман для РИ не актуально совсем. Реформа языка для нас не актуальна. Светское образование это важно, образование в целом в России было развито сильно лучше, светские школы у нас вводили путем постепенной секуляризации ЦПШ, у турок - параллельно с религиозными.
Масштабных реформ правосудия и самоуправления как в России при танзимате не было.
Реформы в экономике сводились к отмене ограничений, развитию инфраструктуры, стимулированию промышленности, ну и упорядочению налогов. Для всего этого нужны таньга, в смысле лиры, а еще лучше фунты и франки.
Как следствие - ОИ залезла в долги, от бремени которых так и не оправилась до самого конца. У нас долг был связан с раздачей кучи денег дворянам под видом отмены крепостного права. Ну и Русско-турецкая война подкосила финансы так, что от этого оправились только к 1902-03. Грубо говоря, турки влезли в долговую кабалу по необходимости, а мы - по сословной придури.
Военная реформа свелась к введению всеобщей воинской повинности, устроению военного управления по европейским образцам и технической модернизации армии. Немусульман в 19 веке призывали мало, разве что в приморских местностях, где не было достаточно правоверных для флота.
В общем, турецкая армия была вполне неплохо обучена, а в русско-турецкую 77-78 даже неплохо оснащена. В итоге более или менее нормально выступила, для себя, конечно.
А что у джапов получилось лучше, так именно этим национальное государство отличается от многонационального. Арабам на величие ОИ было наплевать с высокой башни, и курдам, да и тем кто потом станет турками, в общем, тоже. А османская гражданская идентичность как-то не прижилась, да.

От Nagel
К Prepod (26.10.2017 18:15:15)
Дата 26.10.2017 23:07:48

Re: Они не...


>А что у джапов получилось лучше, так именно этим национальное государство отличается от многонационального. Арабам на величие ОИ было наплевать с высокой башни, и курдам, да и тем кто потом станет турками, в общем, тоже. А османская гражданская идентичность как-то не прижилась, да.
Ну так у турок был религиозный фактор, реально укреплявший государство, не нужно было объяснять солдатикам зачем нужно идти на фронт (как зачем - франгистанские и мускабитские кафыры напали на оплот ислама)))). И турецкие образованные слои были настроены патриотически в отличие от РОссии.

От Prepod
К Nagel (26.10.2017 23:07:48)
Дата 27.10.2017 11:39:05

Re: Они не...


>>А что у джапов получилось лучше, так именно этим национальное государство отличается от многонационального. Арабам на величие ОИ было наплевать с высокой башни, и курдам, да и тем кто потом станет турками, в общем, тоже. А османская гражданская идентичность как-то не прижилась, да.
>Ну так у турок был религиозный фактор, реально укреплявший государство, не нужно было объяснять солдатикам зачем нужно идти на фронт (как зачем - франгистанские и мускабитские кафыры напали на оплот ислама)))). И турецкие образованные слои были настроены патриотически в отличие от РОссии.
По сравнению с Россией... наверное можно с этим согласиться, НО кемалистский дискурс об Османской Турции как отсталой, пр..ей все полимеры и нуждающейся в насильственной вестернизации питерзегрейт стайл стране тоже не ветром надуло. Турецкая отсталость, особенно на фоне перманентных военных поражений, переживалась и рефлексировалась. Опять же, такзимат был результатом такой рефлексии.

От sss
К Alex Medvedev (26.10.2017 13:35:28)
Дата 26.10.2017 15:26:12

"даже слабее России" это довольно странный критерий успешности

>Но особого успеха в конечном итоге это им не принесло. к ПМВ они были даже слабее России.

при всех проблемах РКМП к первой мировой это все-таки была великая держава с первым местом в мире по численности вооруженных сил и с первым местом по военным расходам. Турция хорошо если в первую десятку попадала, даже просто количественно она была бы намного слабее.

При всем том, что турецкие реформы 1840-50-х это очень большой шаг вперед, если конечно сравнивать их результаты не с Британией или Пруссией, а с турецкими же реалиями начала 19 века.

От Константин Дегтярев
К Alex Medvedev (26.10.2017 13:35:28)
Дата 26.10.2017 14:03:52

Но, тем не менее...

>лет на 30-40. Но особого успеха в конечном итоге это им не принесло. к ПМВ они были даже слабее России.

... результаты турецких реформ в 1877-78 все отмечали, как давшие заметный результат. "Турок уже не тот". Что же касается слабости относительно России - ну так, Турция и структурно была сильно слабее, реформы сами по себе не панацея, как мы уже много раз убеждались в недавнем прошлом.