>
>Ну, духовно они могут быть близки хоть к подводникам, хоть к космонавтам, но в организационном смысле, они являлись моряками, выполняли приказы морского командования и получали денежное содержание от флота.
Правильно говорить "шахтерам и космонавтам";-)
Говорю же - очент сложный вопрос. Бабло и административная организация всегда испытывает сильнейшее влияние законодательных инициатив, и это может сильно меняться даже в рамках одного флота. А вот приказы... В том-то и дело, что приказы зависят от того, кто их формулирует, кто трактует и кто исполняет. Первый план атаки на ПХ, изложенный самим Ямамото - который конечно как-то командовал авианосцем, но не было летчиком и не мыслил как летчик - включал потерю всех торпедоносцев после атаки просто по топливу и дистанции вылета - предусматривалась посадка на воду и спасение экипажей ПЛ, ибо подводить собственно АУГ на дистанцию тактического радиуса торпедоносцев (на тот момент тип 94) да еще и думать о второй волне этот адмирал не собирался в принципе. Но когда план операции стал более детальным и среди штабных офицеров, прорабатывающих его, появились летчики, тот же Минору Генда (не просто пилот, а пилот-истребитель - что может быть "летчицкее"?) - идея потери торпедоносной техники по оперативным соображениям из плана исчезла - Генда не просто не хотел терять самолеты, он не хотел без особой нужды рисковать экипажами, и на этом основании легко ставил в рискованное положение собственно корабли АУГ. Вот это и есть принципиальная разница между моряком и летчиком по профессиональной философии - хотя вроде как оба носят морскую форму одного и того же флота - и это не может быть смешано в равных пропорциях в одном человеке. Что-то всегда преобладает...
В каком-то смысле именно Генда - хотя, казалось бы, офицер флота, хотя и летчик - пошел дальше вообще всех остальных эйр-майндед умов, ему современных. Он ведь первым - если не считать стихийные и основанные на юношеском соперничестве воздушные бои Первой мировой - создал концепцию наступательных действий истребительной авиации, которую японцы пытались реализовать на Соломонах позже: выполняя "зачистку" вражеского аэродрома, важно как раз собрать максимум защищающих его истребителей именно в воздухе, а не застигать их врасплох на земле: ибо в первом случае, наряду с потерями авиатехники в воздушных боях, будет - должно быть - много потерь и в лётном составе противника, а во втором пострадает только техника на земле. Первое лучше, и поэтому японцы не особенно пугались австралийских наблюдателей с радиостанциями и американских РЛС, заранее фиксирующих подход групп истребителей противника - тем лучше, больше шансов поубивать пилотов. Отсюда и расстрелы выпрыгнувших с парашютом, и т.п. Это - по сути, ключевой элемент завоевания стратегического превосходства в воздухе. Если бы Генда на заре своей карьеры был бы более моряком, нежели лётчиком, и добросовестно ездил бы по морю на всяких эсминцах с линкорами - он бы вряд ли до этого допёр. Но данный офицер японского Императорского флота предпочёл вместо этого шариться с тройкой бипланов по зелёным лугам своей страны и показывать ширнармассам высший пилотаж под попкорн и пиво рис и сакэ, значительно лучше разбираясь в тактике учебного воздушного боя, нежели в "грамотной морской практике", например. Конечно, он лётчик, чистейший лётчик, несмотря на все военные флотские регалии и золотом вписанную в послужной список историю планирования нападения на Перл-Харбор, и его послевоенная служба в JASDF это прекрасно иллюстрирует.