>>А в контексте дискуссии как раз и вопрос что лучше - сюрприз или сдерживание знанием.
>>Сунь-Цзы считал, что сюрприз - лучше :)
>
>Нет, Сунь-цзы не противопоставлял одно другому. В его доктрине воздействие на противника должно быть комплексным. Т. е. он фактически описал популярную сейчас концепцию гибридной войны.
если ты и можешь что-нибудь, показывай противнику, будто не можешь; если ты и пользуешься чем-нибудь, показывай ему, будто ты этим не пользуешься; хотя бы ты и был близко, показывай, будто ты далеко; хотя бы ты и был далеко, показывай, будто ты близко; заманивай его выгодой;
>если ты и можешь что-нибудь, показывай противнику, будто не можешь; если ты и пользуешься чем-нибудь, показывай ему, будто ты этим не пользуешься; хотя бы ты и был близко, показывай, будто ты далеко; хотя бы ты и был далеко, показывай, будто ты близко; заманивай его выгодой;
Там дальше: Сунь-цзы сказал: по правилам ведения войны наилучшее — сохранить государство противника в целости, на втором месте — сокрушить это государство.
...
Поэтому сто раз сразиться и сто раз победить — это не лучшее из лучшего; лучшее из лучшего — покорить чужую армию, не сражаясь.
...
Поэтому самая лучшая война — разбить замыслы противника; на следующем месте — разбить его союзы; на следующем месте — разбить его войска. Самое худшее — осаждать крепости.
>Отрицается "концепция сдерживания" фактически.
Концепция сдерживания это очень узкое понимание Сунь-цзы. На самом деле эта концепция всего лишь часть его метода. И, да - в определённые моменты (по Сунь-цзы) от этой концепции стоит отказываться.
And ye shall know the truth, and the truth shall make you dead