От smertch
К All
Дата 11.06.2018 02:32:25
Рубрики Прочее; Байки; Загадки;

Загадка

Эпиграф

"Отслужу, вернусь домой - куплю собаку, назову сержантом (унтером, десятником, центурионом) и буду бить, бить, бить!"
Мечта служивых всех времен и народов.

1.Попытка реконструкции событий

"Нетвердо переступая ногами и хватаясь за стенки и мебель, он выбрался на свежий воздух. Ночной ветерок обдувал запрокинутое лицо, глаза тупо смотрели на холодную и оттого чужую луну. От количества и качества выпитого мутило, но он держался. Из-за темной стены леса донесся протяжный вой и, как эхо, ответило ему приглушенное поскуливание из темного угла двора. Собаки. Суки! Ненавижу!! Он назвал собак именами людей, бывших виновниками его нахождения в чужой, ненавистной стране и вымещал на них в минуты приступов ярости все, накопившееся в душе со дня когда он в последний раз бросил прощальный взгляд на родные места.
Вот и сейчас гнев и злоба, ударив в опьяненный мозг, заставила рвануться в дом, схватить первое попавшееся в руки нечто тяжелое и твердое и броситься в темноту двора...

... Пробуждение было жутким - в голове били в литавры, картинка мира плыла. Стоящий перед ним местный что-то бубнил, протягивая чашку. Содержимое опрокинуто в рот, речь местного обрела форму и смысл. "Князь, с собаками-то убитыми что делать?" "...!" привычно рявкнул он, поправляя говорившего. Он ненавидел местное слово, соответствующее его положению, предпочитая обращение, принятое на его родине и заставляя окружающих называть его именно так. "Похоронить! Звери напали! На меня! Они спасли! И чтоб все их хоронили! Все!" - сгорая от стыда и наливаясь гневом на себя, на местного, на собак, на судьбу, на эту и ту, другую, страну прорычал он..."

2. Через много-много лет ученый в своей монографии напишет: "Жил в этой местности князь "...". И были у него 2 собаки, спасшие его на охоте. Приказал он их торжественно похоронить и память отмечать. Вот так до сих пор местные и отмечают день "... ..."

3. Вопрос - как звали собак, если известно что их клички - собственно имена или фамильные имена людей, вполне возможно виновных в том, что наш герой очутился в чужой стране, но скажем так без понижения в должности. Второй вопрос - а под каким именем остался данный князь в истории, если это имя - собственно и означает звание, должность, титул во многих языках?

Примечания: имена представляют собой чистые корни, без приставок, суффиксов и прочих окончаний))). Гласные вполне возможно могут быть "плавающими"))

'Не трудись, не порти новой карты планами беспочвенных побед...' (с)

От swiss
К smertch (11.06.2018 02:32:25)
Дата 15.06.2018 13:57:30

за отсутствием попыток

Так как собак звали и что это вообще за история?

....а это у кого чего не хватает, ответили швейцарцы

От Константин Дегтярев
К swiss (15.06.2018 13:57:30)
Дата 15.06.2018 16:26:59

Это, наверное, про князя Боя и собак Ставра и Гавра

Но данные в тексте "подсказки" несколько смущают, т.к. эпизод мифологический и указанных автором подробностей не содержит.

https://culture.wikireading.ru/18939

От smertch
К Константин Дегтярев (15.06.2018 16:26:59)
Дата 15.06.2018 18:57:16

Re: Это, наверное,...

>Но данные в тексте "подсказки" несколько смущают, т.к. эпизод мифологический и указанных автором подробностей не содержит.

>
https://culture.wikireading.ru/18939

Точно))

Поход "трех татарских царевичей" из Крыма на Подолию закончился битвой при Синих Водах. Один из трех царевичей - князь Дмитрий, правитель княжества Феодоро, погиб в битве. По некоторым утверждениям, литовское войско дошло до Крыма, где обошлось без мести, резни и геноцида, но сатисфакция в виде возмещения материальных и людских потерь последовала.

Правителями княжества Феодоро являлся род Гавров - Гаврасов. Ставрос - достаточно распространенное греческое имя и корень многих фамилий. Не думаю, что кличка Ставр произошла от греческого ставрос - крест.

Бой, бай, бей. Бойлар, бойлушчи - татарские термины, употребляемые в том числе и в Крыму. "Отатаривание" княжества Феодоро имело место - два из известных его правителей известны как Олубей-Мануил и Кейхи-бей. При описании последствий битвы при Синих Водах есть указание на то, что именно бойлары неудачников - царевичей настояли на принятии требований победителей.

Гипотетический герой загадки мог быть вполне выдан как равноценное возмещение потерь правителю ВКЛ и был определен на руководящую работу под Борисов)).
Исход героя с родной земли мог иметь место и в конце 14в., когда ряд "князей манкопских" переселились к северным соседям - в ВКМ и ВКЛ, после череды конфликтов княжества с генуэзцами.
В любом случае источником бед для индивидуума (перемещение в глухомань чужой страны, даже с сохранением статуса) явно выступает правитель - не смогший, не рассчитавший и так далее.

'Не трудись, не порти новой карты планами беспочвенных побед...' (с)

От Константин Дегтярев
К smertch (15.06.2018 18:57:16)
Дата 15.06.2018 23:53:34

Вроде как принято относить эту историю...

... к более древнему пласту мифологии. Если Вы прочтете статью, на которую я дал ссылку, там говорится об общеславянских корнях этой истории, и что она вообще уходит во времена древнеевропейской общности, т.е. во II тыс. до н.э. Конечно, имена Ставра и Гавра могут иметь и более позднее происхождение, но уж Бой - определенно, не у тюрков заимствован. Это нечто древнекельтское, откуда и бойи, и бояре и т.д.

От smertch
К Константин Дегтярев (15.06.2018 23:53:34)
Дата 16.06.2018 02:33:31

Re: Вроде как

>... к более древнему пласту мифологии. Если Вы прочтете статью, на которую я дал ссылку, там говорится об общеславянских корнях этой истории, и что она вообще уходит во времена древнеевропейской общности, т.е. во II тыс. до н.э. Конечно, имена Ставра и Гавра могут иметь и более позднее происхождение, но уж Бой - определенно, не у тюрков заимствован. Это нечто древнекельтское, откуда и бойи, и бояре и т.д.

Я статью конечно читал. Сам сюжет с праздником "ставра-гавра" и князем Боем первым разработал еще исследователь истории русской церкви Н. Никольский. Он ко всему прочему занимался белорусской этнографией и фольклористикой, поэтому сюжет органично вошел в главу его "Истории русской церкви", посвященную дохристианским верованиям. После него пошла разработка, глубже и глубже, без шагов влево-вправо)). Его монография долгое время была единственным объемным трудом по теме. Полагаю, что будь Никольский заодно исследователем керамических солонок и упомяни их в работе, мы имели бы массу углубленных статей эпигонов на тему "о влиянии солонок на культ щей". Это так, к тенденциям в науке вообще))

Где бойи, исчезнувшие еще в 1 в. до н.э., с их масксимальной восточной границей появления до р. Тисы и где район Борисова на Березине. Шахматовское выведения "боярина" от древнеирландского bó-aire как бы мягко говоря - химера. Так и из кечуа можно вывести, наверняка что-то сходное найдется.

'Не трудись, не порти новой карты планами беспочвенных побед...' (с)

От lesnik
К Константин Дегтярев (15.06.2018 23:53:34)
Дата 16.06.2018 02:18:41

Re: Вроде как

>... к более древнему пласту мифологии. Если Вы прочтете статью, на которую я >, но уж Бой - определенно, не у тюрков заимствован. Это нечто древнекельтское, откуда и бойи, и бояре и т.д.

IMHO там ерунда какая-то понаписана, понадергали все слова, созвучные "бой", изо всех европейских языков, в подтверждение непонятно чего (якобы родоначальник всех славян носил имя Бой). Подобную операцию можно проделать с любым созвучием - Лех, Чех и Рус, Мал, буй, тур, Рюрик и Давыд. По той же логике, Давыд от слова "давить", типа крутой. Или "давать", щедрый, знацца, был.