Проектирование моторов нового поколения, осознание неизбежности перехода и нужды в горючем именно под них - это всё конечно, шло еще до 1941, но с начала 1941 в войска массово начинает поступать авиатехника под новые моторы, и производство/накопление высокооктанового горючего уже вот прямо сейчас - становится фактором, определяющим боеспособность или небоеспособность всей авиации.
>И будущий кризис был предполагаем уже после разрыва отношений с США из-за удаления СССР из Лиги наций. Так как именно из США была основное участие в предвоенной реконструкции и строительстве советского нефтепрома (первый контракт в 1922, кажется). Но советское руководство на что-то другое надеялось, видимо.
Ну судя по книге А.Мелия еще задолго до исключения из Лиги Наций предпринимались многократные попытки получить хоть какой-то доступ к технологиям и в США, и в Германии для их воспроизведения своими силами в СССР, вплоть до технического шпионажа. Другое дело, что проблема, видимо, оказалась слишком фундаментальной и слишком завязанной на другие отрасли индустрии, и дать этой отрасли опережающее развитие относительно прочих не получилось даже с американской помощью, "американские" НПЗ вступили в строй лишь после войны. (но и тогда оставались настолько важны, что их не отдали назад после окончания программы ленд-лиза, а готовы были оплатить их стоимость, как и с шинными производствами)
>После 22.6.41 отношения в этой сфере были восстановлены. Согласно "Report on war aid furnished by the United States to the USSR. June 22, 1941 – September 21, 1945" в СССР было поставлено по ленд-лизу 2 159 336 т готовых нефтепродуктов и еще химические компоненты для повышения октанового числа авиабензинов в самом СССР
> и дать этой отрасли опережающее развитие относительно прочих не получилось даже с американской помощью, "американские" НПЗ вступили в строй лишь после войны. (но и тогда оставались настолько важны, что их не отдали назад после окончания программы ленд-лиза, а готовы были оплатить их стоимость, как и с шинными производствами)
Для полноты картины. Производство авиабензинов в СССР с американской помощью возросло со 110 тыс. т в 1941 до 1,6 млн. т. в 1944. Не только благодаря оборудованию и инженерной помощи, но благодаря поставкам химических реагентов (ИМХО, из-за их отсутствия не могла помочь одна лишь работа научно-техническо разведки до войны). В конце 1945 делегация наркомата нефтепрома ездила в США на предмет поговорить о продолжении ленд-лиза относительно поставок оборудования НПЗ (по четвертому заводу приехала еще не вся спецификация). Им ничего не обещали, а в 1946 поставки прекратили, "лавочка закрылась".
>Для полноты картины. Производство авиабензинов в СССР с американской помощью возросло со 110 тыс. т в 1941 до 1,6 млн. т. в 1944.
В 1941-м было советской нефтяной промышленностью произведено 1269 тыс. тонн авиабензина, а в 1944-м - 1334 тыс. тонн. В 1942-1943-м был некоторый провал, да. Цифры общеизвестные, опубликованы еще при Советской власти.
Если учитывать только высокооктановый авиабензин, то и его в 1941-м его было выпущено гораздо больше чем 110 тыс. тонн, а в 1944-м гораздо меньше, чем 1,6 млн тонн, даже если учитывать бензин, полученный смешением на топливных базах НКО.