>Это тоже требует некоего осмысления.
>Сам факт перманентного дефицита авиагорючего представляется вполне очевидным,
>А тем не менее выделяли, чему разумных объяснений в рамках этой теории не вижу.
В. Нагирняк в статье на warspot () приводит заявления Сталина на переговорах с американцами по поводу поставок по ленд-лизу в 1942 году:
"«…был бы готов ограничить поставки США истребителями, грузовыми автомашинами, алюминием и взрывчатыми веществами, которые в Америке имеются в достаточном количестве. Всё остальное можно было бы выкинуть»
и еще:
«Он, Сталин, сказал Уилки, что мы откажемся от своих заявок на танки, артиллерию, снаряды, пистолеты и что мы могли бы ограничиться поставкой нам истребителей. Мы главным образом испытываем недостаток истребителей. Если бы Америка могла нам поставлять ежемесячно 500 истребителей, но хороших истребителей, которые могли бы выдерживать бои с немецкими истребителями, вроде «Аэрокобры», то мы были бы готовы отказаться от остальных видов вооружения (…) Затем Сталин сказал Уилки, что нам очень нужны грузовые автомашины и, если возможно, мы хотели бы получать из США 10 тыс. грузовых автомашин в месяц. Мы были бы готовы получать даже только шасси. Третья статья — это поставки нам алюминия в количестве 5000 тонн в месяц. Четвёртая статья — это поставки нам 4–5 тыс. тонн взрывчатых веществ. Пятая статья — это поставка нам около 2 млн. тонн пшеницы. Об этом Сталин готов написать президенту».
Авиабензин в этот момент явно не был на первых позициях чарта дефицита. Как минимум в понимании руководства.
Так что тезис о дефиците авибензина как лимитирующем факторе в масштабах всего фронта, все еще требует некоторого обоснования.
>Так что тезис о дефиците авибензина как лимитирующем факторе в масштабах всего фронта, все еще требует некоторого обоснования.
Вы просто учтите разгром 1941, когда численность ВВС просела до чуть больше тысячи исправных самолетов.
В 1942 численность только восстанавливали, правда весьма оригинальным методом - гробя новые самолеты посадкой в них "Кузнечиков". Но тем не менее в 1942 численность нормальных исправных дневных самолетов в ВВС (без учета По-2, Р-5 и т.п.) порядка 3 тысяч.
Вот для этого количества и имеющихся запасов бензина в общем то хватало, хотя число вылетов, особенно дневных по сравнению с 1941м уже снизилось.
А явный дефицит авиабензина у нас был в 1941м (перед войной, что прпивело к проседению качества летного состава) и начиная с 1943 - когда численность резко поперла вверх. В 1944 этот дефицит был заметно сглажен массовыми поставками по ленд-лизу.