>не в смысле бронированного мужика на коне, а в смысле "защитника вдов и сирот", т.е. где-то после 1000 года (до этого, например, Карл Великий не считал зазорным выпилить разом 2000 человек аллеманской знати) и далее вплоть до крестовых походов. Это была в основном работа церкви, которая провозглашала "христианский мир" и вводила массу ограничений на ведение военных действий (например, по дням недели). Делать это папам было тем удобнее, что они вдруг осознали себя единственными, имеющими развитый централизованный бюрократический аппарат, да ещё и в масштабе всей Европы (что позволило им, в частности, победить в борьбе за инвеституру). Понятно, что практика отличалась от провозглашаемого церковью идеала, и порой очень сильно, но порой и соответствовала ему.
Вся эта рыцарская этика распространялась только на своих - на рыцарей, отчасти на служителей церкви, в гораздо меньшей степени на простолюдинов, а еретики или нехристиане вообще за людей не считались. К тому же кроме рыцарей в средневековом войске было много людей нерыцарского сословия, и уж они-то грабили и убивали мирных жителей вовсю.
>Вся эта рыцарская этика распространялась только на своих - на рыцарей, отчасти на служителей церкви, в гораздо меньшей степени на простолюдинов, а еретики или нехристиане вообще за людей не считались.
Здесь, похоже, церковь шла на некий компромисс в угоду второму сословию, т.к. формально простолюдины (тем более свободные общинники) - такие же добрые христиане. Поэтому, в частности, работающим сословием норовили назвать не просто laboratores, а конкретно agricolares, т.е. земледельцев только. При этом свободные общинники активно помещались под синьоров, а горожане, при всей своей набожности, отвечали рыцарям отнюдь не христианской любовью.
>К тому же кроме рыцарей в средневековом войске было много людей нерыцарского сословия, и уж они-то грабили и убивали мирных жителей вовсю.
Совершенно верное замечание. В теории, конечно, рыцарь должен был сам следить за своими людьми.