>Простейшее (но верное) рассуждение: идеальный движитель с минимальными потерями не оставляет после себя возмущений в воздухе. На практике идеал недостижим (потому что при этом и тяги не будет :-), но правило "скорость отбрасываемой струи должна лишь ненамного превосходить скорость полёта" - весьма наглядно описывает эффективность.
>При вертикальном взлёте/посадке/висении скорость (вертикальная же) ноль. Это означает, что и скорость отбрасываемого воздуха должна быть как можно ниже. Тяга при этом получается, ессно, только при большом сечении этой струи. Чем больше сечение струи и ниже её скорость - тем эффективнее. http://www.aviastar.org/helicopters_rus/ka-22-r.html
При умных компютерных согласованиях по каналам управления должно неплохо получиться.
С уважением, МиГ-31 (тоже эсквайр).
Для электричества открывается множество компоновок
многодвигательность на вертикальном режиме содаёт множество трудноразрешимых проблем согласования двигателей. С электромоторами этого нет, и ранее невозможные или неэффективные схемы обретают новое дыхание.