От Pout
К Forger
Дата 11.10.2018 13:46:13
Рубрики Космос;

Re: Авария Союза

Один из блоков второй ступени при отделении мог зацепить центральный блок, сообщил "Интерфаксу" источник в ракетно-космической отрасли.
"Возможно, из-за плохого крепления при отделении блоков второй ступени один из них мог зацепить центральный блок, чем вызвал аварию", - сказал источник. Таким образом, вторая ступень потеряла ориентацию, сработало аварийное выключение двигателей второй ступени. Корабль отделился от нее, разделился на отсеки, затем сработал аварийный парашют.

INTERFAX.RU - Нынешний экипаж МКС, в составе которого после возвращения на Землю "Союза МС-08" осталось три человека, может продолжить работу до декабря в текущем составе, сообщил в четверг "Интерфаксу" источник в ракетно-технической отрасли.
"В настоящее время на борту МКС остается экипаж из трех человек. Они могут продолжить работу в текущем составе до декабря, когда планируется очередной плановый пуск. Решение об этом могут совместно принять "Роскосмос" и НАСА", - сказал источник.
"Пока что в соответствии с графиком на МКС должны отправиться в декабре дублеры нынешнего экипажа Олег Кононенко и Давид Сен-Жак. Решения о досрочном запуске пока не принято"

От Pout
К Pout (11.10.2018 13:46:13)
Дата 22.10.2018 06:56:23

Re: выводы комиссии 20 октября (РБК)

https://www.rbc.ru/politics/21/10/2018/5bcc620f9a7947dd8790218b
Комиссия «Роскосмоса» определила причину аварии на «Союзе»
К аварии ракеты «Союз-ФГ» 11 октября привело повреждение 6-миллиметрового штока датчика открытия сопла блока Д первой ступени. Оно произошло при сборке ракеты на космодроме Байконур

Наиболее вероятной причиной, приведшей к аварии ракеты «Союз-ФГ», стало непреднамеренное повреждение 6-миллиметрового штока датчика открытия сопла блока Д первой ступени. К такому выводу пришли члены аварийной комиссии в субботу, 20 октября, по итогам совещания в ракетно-космической корпорации «Энергия», рассказал РБК источник, знакомый с ходом расследования, и подтвердил источник в «Роскосмосе».

Повреждение произошло при сборке ракеты на космодроме Байконур, оно и привело к развитию нештатной ситуации при разделении ступеней, утверждают оба собеседника РБК.

«Окончательный отчет и перечень рекомендаций по ужесточению инструментального контроля будут представлены «Роскосмосу» 30 октября, после чего, как ожидается, дальнейшие пуски ракет семейства «Союз» будут разблокированы», — добавил источник РБК
В пресс-службе «Роскосмоса» в ответ на просьбу РБК прокомментировать эту информацию заявили, что работа комиссии еще не закончена, поэтому результатов пока нет.«Проводятся дополнительные следственные действия и мероприятия. Вся информация, опубликованная в СМИ «по данным источников», является домыслами и слухами. Официальные результаты будут опубликованы по окончании работы комиссии», — заявили в госкорпорации.
По словам член-корреспондента Российской академии космонавтики Андрея Ионина, схема с креплением боковых блоков с использованием штока придумана еще во времена Сергея Королева.

«Есть четыре боковых блока. У каждого бокового блока наверху есть механизм типа кулака, который входит в специальное шарообразное отверстие, сделанное в центральном блоке, — говорит Ионин. — Вот в этом кулаке торчит какой-то небольшой шток. Ниже боковые блоки крепятся к центральному металлическими штангами, внутри которых есть пиропатрон. И когда происходит команда на отделение, пиропатроны эти взрываются и внизу связь между блоками разрывается. После этого боковой блок начинает постепенно отходить от центрального. После достижения определенного угла ухода кулак высвобождается и выходит. В этот момент шток задействован. Похоже, то, что этот шток погнули при установке, не позволило креплению выйти из отверстия и в нужный момент»
...
Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин поручил ввести на этапе сборки ракет-носителей дополнительный инструментальный контроль и видеофиксацию производимых работ. В пресс-службе госкорпорации эту информацию подтвердили.


От Pout
К Pout (11.10.2018 13:46:13)
Дата 15.10.2018 08:25:26

промежуточный доклад комиссии - 17 октября

https://www.interfax.ru/russia/633316
https://www.kommersant.ru/doc/3770988
...
О возможной причине аварии «Союза-ФГ» журналистам в пятницу рассказал исполнительный директор «Роскосмоса» Сергей Крикалев. «Произошло столкновение одного из боковых элементов, который является частью первой ступени: при разделении первой и второй ступеней произошло соприкосновение»,— заявил он. И добавил, что «соприкосновение» могло произойти из-за «нештатной работы системы разделения». По информации “Ъ”, эту гипотезу выдвинул гендиректор РКЦ «Прогресс» (изготовитель ракеты) Дмитрий Баранов, дававший пояснения главе госкорпорации Дмитрию Рогозину при просмотре видео, полученного специалистами с камер Go-Pro (были установлены на носитель). Подтверждать ее будут члены специальной комиссии во главе с заместителем генерального директора Центрального научно-исследовательского института машиностроения Олегом Скоробогатовым, опираясь также на данные телеметрии и обломков ракет, которые в воскресенье были доставлены с космодрома Байконур в Самару

Как рассказали источники “Ъ”, причастные к расследованию, на видеоматериалах отчетливо видно, что три боковых блока первой ступени (оснащены двигателями РД-107А; разработчик — НПО «Энергомаш», производитель ПАО «Кузнецов») штатно отделились. Четвертый, в свою очередь, отцепился только от нижнего крепления, в то время верхняя часть блока осталась в сцепке со второй ступенью.
Через несколько секунд направляемая работающим двигателем «боковушка» буквально вонзилась во вторую ступень, спровоцировав сильный взрыв. Остатки ракеты — третья ступень и пилотируемый корабль с космонавтами — начали бесконтрольно вращаться. Избежать трагедии помогла аварийная система спасения, благодаря которой спускаемый аппарат отделился от ракеты, начал баллистический спуск по аварийной программе и приземлился примерно в 25 км к востоку от казахстанского города Джезказган. Как признался один из топ-менеджеров, присутствовавших на пуске, «примерно 20 минут никто не знал, жив экипаж или нет; раскрывшийся парашют абсолютно не показателен». Выдохнуть все смогли, только когда космонавт Овчинин вышел на связь с господином Рогозиным (является председателем госкомиссии) и оперативными службами
...
По сведениям ТАСС, вопросы будут адресованы и к тем, кто отвечал в 2016 году за качество продукции в самой госкорпорации. А 17 октября, по информации “Ъ”, в Самару прибудет и сам Дмитрий Рогозин, который заслушает промежуточный доклад комиссии.
...

От Skvortsov
К Pout (11.10.2018 13:46:13)
Дата 11.10.2018 17:00:52

Источник не знает, что отделяются блоки первой ступени, а не второй? (-)


От Pout
К Skvortsov (11.10.2018 17:00:52)
Дата 11.10.2018 19:49:32

Re: Источник не...

Мопед не мой (ц)
ПМСМ журналист мог пересказывая И. спутать теплое с мягким в запарке. Шли первые минуты после аварии.
Всё устаканится, образуется, перескажется как положено. Но не сразу же. Авария

От bedal
К Skvortsov (11.10.2018 17:00:52)
Дата 11.10.2018 17:03:47

и то, что отделение происходит после отключения, а не наоборот :-) (-)


От bedal
К Pout (11.10.2018 13:46:13)
Дата 11.10.2018 15:19:56

весьма странно и не похоже на правду

правда в том, что боковушки отделяются сами при исчезновении тяги. Системы отделения, по сути - нет. Когда первая ступень (боковушки) отработала, двигатели отключаются одновременно и потому одновременно же отделяются.

В данном случае больше похоже на то, что отказал (отключился раньше времени) двигатель одной из боковушек. Она - отделилась. Возникла несимметричность, которая и привела к аварии.

Поскольку скорость и высота были уже большие - САС и обтекатель уже отделились и ушли - произошло "обычное" разделение, и дальше корабль пошёл на посадку по баллистической траектории.

От RTY
К bedal (11.10.2018 15:19:56)
Дата 11.10.2018 16:12:30

Re: весьма странно...

>В данном случае больше похоже на то, что отказал (отключился раньше времени) двигатель одной из боковушек. Она - отделилась. Возникла несимметричность, которая и привела к аварии.

Конструкцией не предусмотрен отказ боковушки? Компенсацией сбросом боковушки напротив, например?

От МиГ-31
К RTY (11.10.2018 16:12:30)
Дата 12.10.2018 21:54:52

Re: весьма странно...

>>В данном случае больше похоже на то, что отказал (отключился раньше времени) двигатель одной из боковушек. Она - отделилась. Возникла несимметричность, которая и привела к аварии.
>
>Конструкцией не предусмотрен отказ боковушки? Компенсацией сбросом боковушки напротив, например?
Боковушка под нагрузкой не сбрасывается. Надо ее двигатель остановить. на это нужно какое-то время, в течении которого ассиметрия будет оставаться.
С уважением, МиГ-31 (тоже эсквайр).

От bedal
К RTY (11.10.2018 16:12:30)
Дата 11.10.2018 16:41:03

ну, таких подробностей я не знаю - по логике, должен быть предусмотрен

но тут очень похоже как раз на отказ системы управления, то есть не боковушка поломалась, а команда на отключение прошла только на одну боковушку. То ли раньше времени (там, по времени как раз все должны были уйти скоро все боковушки), то ли как раз время наступило, но команда прошла только на одну, а остальные запоздали с отключением двигателей.
Последний вариант как раз объясняет, почему не отключили. Как раз должны были отключить, но команда не прошла.

Но это я, конечно, гадаю.

От Паршев
К Pout (11.10.2018 13:46:13)
Дата 11.10.2018 14:06:17

Недавно про резервирование здесь беседа была

так сказать, носилось в воздухе.

От Pout
К Паршев (11.10.2018 14:06:17)
Дата 11.10.2018 21:37:07

Re: Недавно про...

МКС - не жилец. ПМСМ

https://www.interfax.ru/world/633010
В НАСА в четверг заявили, что после неудачного запуска корабля "Союз" в управлении возвращаются к рассмотрению варианта оставить в 2019 году Международную космическую станцию (МКС) на некоторое время без экипажа, сообщает Associated Press.
По словам руководителя миссии МКС в НАСА Кенни Тодда, находящиеся на данный момент на орбите астронавты могут остаться на борту МКС до января 2019 года, вместо планировавшегося в декабре 2018 года их возвращения.
Однако в том случае, если к январю 2019 года российская сторона не будет готова к запуску "Союза" с новым экипажем для МКС, в НАСА считают возможным оставить станцию без экипажа, отметил Тодд.
По его словам, МКС можно будет управлять с Земли - без экипажа на борту. В то же время Тодд подчеркнул, что к моменту начала в 2019 года двух американских программ по доставке астронавтов на МКС, на борту станции уже должен находиться экипаж.
Это необходимо в целях безопасности, добавил Тодд