>Не надо передергивать, вопрос так не стоял. Вопрос был в том, почему люди идут в учителя, хотя там мало платят.
Я не передергиваю, я обращаю внимание на то, что постановка вопроса очень узкая для исторического форума. С одной стороны вы правы, дефицит офицеров в ПМВ в РИА был, с другой стороны, с историчекой точки зрения мы должны понимать, что причиной выхода из войны РИ было не военное поражение, а отказ гражданского общества поддерживать далее войну, несмотря на то, что военное положение было достаточно благополучным( особенно по сравнению с ВМВ), а перспективы были и вовсе хорошими - явно немцам было тяжело вести войну на два фронта, до победы оставалось уже немного, собственно. Но объяснить это власть гражданскому обществу не сумела, отчасти оттого, что вообще уровень грамотности этого гражданского общества( и политической и даже обычной грамотности) был очень низкий, так и потому, что на среднему уровне не было широкой прослойки пользующихся уважением гражданского общества образованных людей - то есть учителей.
СССР в ВМВ испытывал тоже гиганский офицерский голод, но повышенный за период между войнами уровень образования населения позволил и готовить больше офицеров ускоренным методом в офицерских школах, и производить отличившихся солдат и сержантов в офицеры "на месте", за счёт того, что заметная доля солдат и сержантов имела уже намного лучшее образование, нежели в ПМВ.
Таким образом, говоря о предложенной проблеме, мы должны иметь в виду, что у неё помимо прямых решений, есть и косвенные.
>И выбор между учителями и военными мнимый. Нужна и тем и другим достойная зарплата.
Естественно, мнимый, более того, офицерам повысить уровень благосостояния намного проще, чем учителям, их всего-то 300 тыс. примерно, а учителей больше миллиона, а всего работников педагогической сферы под два миллиона (дошкольные, ВУЗовские, профтехобразование). Но, всё же, сравнивая, надо не забывать, что офицеры, кроме денежного довольствия имеют и другие льготы, такие как военная ипотека и служебные квартиры, поэтому реплики про то, что учителя де, за сидение в тёплых школах, получают нормально - они контрпродуктивны в таком диалоге.
>СССР в ВМВ испытывал тоже гиганский офицерский голод, но повышенный за период между войнами уровень образования населения позволил и готовить больше офицеров ускоренным методом в офицерских школах, и производить отличившихся солдат и сержантов в офицеры "на месте", за счёт того, что заметная доля солдат и сержантов имела уже намного лучшее образование, нежели в ПМВ.
>Произведено из рядовых и сержантов 266 тыс в офицеры за войну, всего обучено офицеров за войну больше, чем призвано из запаса.
А вот ПМВ:
Как уже приходилось отмечать1, встречающиеся в литературе оценки общей численности офицеров, выпущенных из военных училищ (около 80 тыс.) и школ прапорщиков (около 110 тыс.), сделанные на основании общих цифр производств за отдельные периоды или по отдельным видам военно-учебных заведений, сильно занижены (на самом деле эти цифры должны составлять как минимум 92 и 140 тыс. соответственно).
В ВОВ из рядовых и сержантов только в офицеры произведено больше, чем в ПМВ подготовлено прапрощиков. ( правда, рост в целом количества офицеров тоже был в разы).
При этом:
В военные училища и школы прапорщиков направлялись лица (как впервые
призванные, так и из запаса), имевшие образовательный ценз хотя бы 2-го раз-
ряда (к 1-му разряду относились окончившие не менее 6 классов гимназии и рав-
ных ей учебных заведений, а также имевшие законченное или незаконченное высшее образование, а ко 2-му — окончившие не менее 4-х классов гимназий, а также городские и уездные училища); только 6-я Московская школа прапорщиков была предназначена для полных Георгиевских кавалеров без образовательного ценза.
Проблема была не только в самом дефиците офицеров, но и в том, что комплектовать их приходилось лицами, имевшими не менее 4 классов гимназии, при том что полный курс гимназии был 8-летним.