От ttt2
К All
Дата 25.12.2018 13:19:08
Рубрики WWII; Флот;

По морской блокаде Германии и союзников в ВМВ вопрос.

Как действовала блокада союзников в ВМВ? Детали интересны.

Ясно что никакие стратегически ценные грузы не допускались. Но допустим мог какой нибудь Эквадор груз бананов и кофе на своем корабле отправить в Германию?

А в Данию например?

А как торговала нейтральная, но окруженная нацистским блоком Швейцария?

Пропускались к ней корабли?

С уважением

От Vyacheslav
К ttt2 (25.12.2018 13:19:08)
Дата 25.12.2018 15:44:06

До мая 1940 блокада была так себе

Английскую экономическую блокаду Германии с начала сентября 1939 по май 1940 гг. можно подразделить на 4 этапа, во время которых она то ужесточалась, то смягчалась:
1-й этап охватывает время от введения блокады в начале сентября до отклонения правительством Чемберлена мирных предложений Гитлера 12 октября 1939 г.;
2-й этап — с 13 октября до возникновения советско-финской войны 30 ноября 1939г.;
3-й этап совпадает по времени с периодом советско-финской войны.
4-й этап — от заключения советско-финского мира до наступления немецких войск на Западном фронте в мае 1940 г.
В начале сентября 1939 г. правительство Чемберлена направило правительствам
нейтральных стран ноты, в которых извещало их о введении экономической блокады Германии. К нотам прилагались обширные списки товаров, которые объявлялись контрабандными. Все корабли, отбывавшие в Германию или в порты нейтральных стран, откуда товары могли быть отправлены в Германию, должны были явиться в один из следующих контрольных пунктов: Уэймаут, Рамсгейт, Киркуолл, Гибралтар, Мальту, Хайфу, Порт-Саид. Суда, уклонившиеся от добровольной явки, подлежали принудительному приводу. Франция установила контрольные пункты в Гавре, Марселе, Дюнкерке, Оране и Дакаре.

США первое время просто плевали на эту блокаду.
4 ноября президент США подписал новый закон, одобренный обеими палатами конгресса, и он вступил в силу. По новому закону воюющим странам разрешалось покупать за наличный расчет оружие и стратегическое сырье в США, но они должны были обеспечить вывоз закупленных товаров своим транспортом. Закон запрещал американским судам входить в зоны военных действий. Это вызвало сильное недовольство судоходных и нефтяных компаний США.
К середине ноября подверглись досмотру 48 американских судов, в том
числе 33 в английских контрольных пунктах. В большинстве случаев это были танкеры, перевозившие нефтепродукты в Европу из Западного полушария или из стран Персидского залива. Заведующий европейским отделом государственного департамента США Моффст отметил в своем дневнике, что снова, как в годы первой мировой войны, госдепартаменту приходится заниматься «черными списками» американских фирм,
поставляющих контрабандные товары противникам Англии. Английский еженедельник «Петролеум тайме» неоднократно обвинял американские нефтяные компании в том,
что они нарушают английскую экономическую блокаду Германии.
Все попытки правительства Чемберлена добиться согласия правительства США на признание законности принятых Англией мер по морской и экономической блокаде Германии не увенчались успехом. 20 ноября 1939 г. английский посол в Вашингтоне лорд Лотиан сообщил госдепартаменту о решении правительства Англии ввести с 1 декабря в действие систему «навицерт». В ответ на это сообщение заместитель госсекретаря США С. Уэллес заявил, что эта система является неприемлемой для США. Одновременно он выразил надежду на то, что спор между Англией и США по этому вопросу будет улажен дружественным путем.

От Vyacheslav
К Vyacheslav (25.12.2018 15:44:06)
Дата 25.12.2018 16:12:34

О "навицерте"

С 1 декабря 1939 г. Англия ввела в действие систему «навицерт». Все нейтральные страны подразделялись на 2 группы:
страны-экспортеры и страны-импортеры. В первую группу были включены США, Аргентина, Бразилия и Уругвай, во вторую— Италия, Испания, Бельгия, Голландия, Дания, Исландия, Норвегия, Швеция, Латвия, Литва, Эстония и Финляндия. Первоначально ни одна из балканских стран не была включена ни в первый, ни во второй список. Лишь 2 января 1940 г. правительство Англии объявило, что система «навицерт» распространяется на Болгарию, Грецию, Румынию и Турцию . Следует отметить, что и на этот раз Югославия не была включена в список стран, на которые была распространена система «навицерт».

От Vyacheslav
К Vyacheslav (25.12.2018 16:12:34)
Дата 25.12.2018 16:14:29

пардон окончание сорвалось

Все суда, выходившие из портов стран-экспортеров, должны были подвергаться досмотру. После того как английские консулы убедятся, что контрабандных товаров на судне нет, капитанам судов выдавались хартии, освобождавшие их от необходимости явки в контрольные пункты для досмотра на контрабандные товары. Английские консулы в странах-импортерах должны были контролировать, подвергались ли досмотру суда, прибывшие в порт назначения.

От Скиф
К ttt2 (25.12.2018 13:19:08)
Дата 25.12.2018 15:04:34

Re: По морской...



>Ясно что никакие стратегически ценные грузы не допускались. Но допустим мог какой нибудь Эквадор груз бананов и кофе на своем корабле отправить в Германию?

Через (например) - Швецию. Если судно с грузом задержали союзники в Атлантике для досмотра в море и с коносаментом всё было - нормально, то формально им придраться было не к чему. Покупателем товара являлась шведская фирма, которая в дальнейшем сама переправляла товар дальше - в Германию.
Так например, сейчас некоторые возят "санкционку" в Россию, правда не через Швецию.

От sss
К ttt2 (25.12.2018 13:19:08)
Дата 25.12.2018 14:28:26

Re: По морской...

>Как действовала блокада союзников в ВМВ? Детали интересны.

До разгрома Франции - также, как и в ПМВ: достаточно было контролировать Ла-манш и организовать блокадную линию от Шотландии через Шетландские острова до Норвегии, чтобы обеспечить практически полную морскую блокаду непосредственно.

После того, как немцы захватили атлантическое побережье Франции и, более того, установили прямую связь с Испанией контролировать судоходство оказалось намного сложнее и поначалу что-то удавалось завозить в оккупированную Европу по морю, но каждый такой проход требовал для своего обеспечения целой операции и оставался крайне рискованным делом. После вступления в войну США, видимо, союзникам удалось установить контроль не только за морскими путями, но и последовательно взять под контроль практически все трансконтинентальные грузопотоки и абсолютное большинство пригодного для использования в них торгового тоннажа.

>Ясно что никакие стратегически ценные грузы не допускались. Но допустим мог какой нибудь Эквадор груз бананов и кофе на своем корабле отправить в Германию?

Чисто теоретически наверное мог БЫ. (тем более что экспортером выступал бы скорее не "Эквадор" как государство, а предприятие или частное лицо) Но практически крупные судоходные компании скорее всего должны были от предложений зафрахтовать судно для такого рейса сами бежать как черт от ладана (как сейчас при предложении перевезти чего-нибудь в Крым, только еще на порядок жестче), а если гипотетический экспортер попытался бы организовать перевозку сам - это в 99% случаев было бы замечено еще на этапе подготовки. И с учетом практически глобального военного присутствия союзников на море - его, вполне вероятно, досмотрели бы прямо на выходе из порта, с крайне неприятными последствиями для фирмы-отправителя. В итоге практически любой бизнес, не являвшийся прямым германским агентом, скорее всего тщательно держался в стороне от подобных дел. А агенты, пытавшиеся что-то такое организовать - на этом палились и вычищались.

Хотя, наверное, отдельных случаев проникновения военной контрабанды в Европу в 1941-44 годах это не могло гарантированно исключить, но как систему точно исключало.

>А как торговала нейтральная, но окруженная нацистским блоком Швейцария?

Торговля Швейцарии была ограничена соседями, насколько можно судить.

От Пауль
К ttt2 (25.12.2018 13:19:08)
Дата 25.12.2018 13:22:00

Re: По морской...

>Как действовала блокада союзников в ВМВ? Детали интересны.

>Ясно что никакие стратегически ценные грузы не допускались. Но допустим мог какой нибудь Эквадор груз бананов и кофе на своем корабле отправить в Германию?

Нет.

>А в Данию например?

Мог.

>А как торговала нейтральная, но окруженная нацистским блоком Швейцария?

С нацистским блоком.

>Пропускались к ней корабли?

Какие корабли(!) могли прибыть в Швейцарию?

>С уважением
С уважением, Пауль.

От Паршев
К Пауль (25.12.2018 13:22:00)
Дата 25.12.2018 13:59:51

Грузовая навигация по Рейну до Базеля существовала, причем

согласно Мангеймской конвенции для Швейцарии она была свободна. Как это было во Вторую мировую - не знаю.
Также какая-то мелкая навигация была по Роне, и она проходила по неоккупированной Рейхом территории.

От ttt2
К Пауль (25.12.2018 13:22:00)
Дата 25.12.2018 13:51:29

Re: По морской...

>>Ясно что никакие стратегически ценные грузы не допускались. Но допустим мог какой нибудь Эквадор груз бананов и кофе на своем корабле отправить в Германию?
>
>Нет.

>>А в Данию например?
>
>Мог.

Спасибо.

>>Пропускались к ней корабли?
>
>Какие корабли(!) могли прибыть в Швейцарию?

Естественно имеется в виду не прибытие кораблей в саму Швейцарию, а корабли идущие с швейцарским грузом допустим из Бразилии в порты Италии.

Швейцария в теории имела полное право на такую торговлю.

>С уважением, Пауль.
С уважением

От Пауль
К ttt2 (25.12.2018 13:51:29)
Дата 25.12.2018 13:57:47

Re: По морской...


>Швейцария в теории имела полное право на такую торговлю.

Никакие нейтральные суда ни под каким предлогом не имели права прохода в страны оси или в оккупированные ими страны.

>С уважением
С уважением, Пауль.

От Marker
К Пауль (25.12.2018 13:57:47)
Дата 25.12.2018 16:03:33

Re: По морской...


>>Швейцария в теории имела полное право на такую торговлю.
>
>Никакие нейтральные суда ни под каким предлогом не имели права прохода в страны оси или в оккупированные ими страны.

В фильме "Оранжевый солдат" главгерой в исполнении Рутгера Хауера бежит из оккупированой Голландии в Англию на Швейцарском торговом судне. Значит такое не могло быть?

Marker

От Дмитрий Козырев
К Marker (25.12.2018 16:03:33)
Дата 25.12.2018 16:18:16

Re: По морской...


>>>Швейцария в теории имела полное право на такую торговлю.
>>
>>Никакие нейтральные суда ни под каким предлогом не имели права прохода в страны оси или в оккупированные ими страны.
>
>В фильме "Оранжевый солдат" главгерой в исполнении Рутгера Хауера бежит из оккупированой Голландии в Англию на Швейцарском торговом судне. Значит такое не могло быть?

Швейцария завела себе торговый флот в 1941 г оказавшись отрезанной от торговых путей и даже продавила себе особые условия позволяюшие транспортировать товары через блокаду и оккупацию.
http://www.nashagazeta.ch/news/12148

От ttt2
К Пауль (25.12.2018 13:57:47)
Дата 25.12.2018 14:27:13

Re: По морской...

>>Швейцария в теории имела полное право на такую торговлю.
>
>Никакие нейтральные суда ни под каким предлогом не имели права прохода в страны оси или в оккупированные ими страны.

Однако в Швейцарии работали и менялись дипломаты и США и Англии и союзников. Как то они туда ездили. Курсировала диппочта. Вокруг все было окккупировано.


>>С уважением
>С уважением, Пауль.
С уважением

От марат
К ttt2 (25.12.2018 14:27:13)
Дата 25.12.2018 15:56:17

Re: Авиация (-)


От Alexeich
К Пауль (25.12.2018 13:22:00)
Дата 25.12.2018 13:39:04

Re: По морской...

>>Пропускались к ней корабли?
>
>Какие корабли(!) могли прибыть в Швейцарию?

Насчет кораблей не скажу. А торговые и пассажирские суда суда по Лаго-Маджоре шастали, пока во второй половине 20 в. этот вполне живой и удобный торговый путь не прикончил автомобильный транспорт. Нынче только туристов возят.