От B~M
К All
Дата 06.07.2020 01:44:29
Рубрики WWII; Флот; ВВС;

Re: [VLADIMIR] Статья о блокаде Мальты в 1940-42 гг.

>Вашему вниманию статья о блокаде и обороне Мальты.
>
https://warsstories.files.wordpress.com/2020/06/malta_rus_edited.pdf
>Много фрагментов воспоминаний участников событий с обеих сторон.

Я с Мальтой начал немного разбираться только в начальном периоде, до лета 1941, и при попытке комментировать у меня возник вопрос, поэтому выношу в корень, чтобы все увидели. Проблема в этом фрагменте:
Королевские ВВС нанесли удар первыми, когда бомбардировщики Веллингтон/Wellington
из базирующейся на Мальте 148-й Эскадрильи атаковали итальянские порты
Бриндизи/Brindisi, Бари/Bari и Таранто/Taranto, в которых грузились транспорты для
отправки военных материалов войскам Оси в Греции. Была также осуществлена
бомбардировка порта Неаполя – крейсер Pola и линкор Cesare были повреждены, в
результате чего крупные итальянские корабли были перемещены на север, в Геную.


На Мальте (вроде с 31 октября 1940) была дислоцирована 148-я эскадрилья Веллингтонов. Но в данном отрывке смешаны два налёта: в ночь 13/14 декабря и в ночь 8/9 января. По смыслу речь должна идти о втором, так как он был частью операции «Excess» https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_Excess В ходе налёта тремя близкими разрывами бомб был повреждён Джулио Чезаре (течь в трюме, приведшая к аварии одной турбины, 5 убитых и 20 раненых осколками). Это не помешало ему на следующий день уйти в Геную. Оставшийся же неповреждённым Витторио Венето ушёл в Специю (где после ремонта к нему присоединился в конца января и Джулио Чезаре). Тяжёлого крейсера Пола при этом не было, так как он был повреждён в ходе налёта 14 декабря и оставался в ремонте до 6 февраля. И вот как раз по налёту 14 декабря у меня сплошное недоумения: что и главное ГДЕ это было?

Юрген Ровер в “Chronik des Seekrieges 1939-1945” и Кинделл в компиляции “British and Other Navies in World War 2 Day-by-Day” пишут, что это было в Неаполе (нем. https://www.wlb-stuttgart.de/seekrieg/40-12.htm , англ. http://www.naval-history.net/xDKWW2-4012-25DEC01.htm ), и эта информация повторяется в статьях о крейсере в Вики. Но если копнуть итальянцев глубже, то выясняется, что Пола была повреждена в Таранто: https://web.archive.org/web/20090912020621/ http://www.regiamarinaitaliana.it/la%20Beffa.html И известие об этом налёте заставило на следующий день Витторио Венето, Джулио Чезаре, Зару и Горицию уйти из Неаполя на Маддалену (север Сардинии), а Тренто и Триесте – из Мессины в Кальяри, и все они вернулись в Неаполь 20-го декабря после усиления там ПВО. Эта версия в принципе лучше сочетается с тем, что написано в книжке Shores C., Cull B., Malizia N. - Air War for Yugoslavia, Greece and Crete 1940-41 (1987):
With no Wellingtons operating from Greece since the departure of the 70 Squadron detachment, night raids had been much reduced. However, late on 13 December, four such aircraft from 148 Squadron on Malta made the long flight to attack Valona. Bad weather conditions forced the leader to turn back, but two of the remaining trio reached their target, the third bombing the secondary objective, Crotone. All returned safely to Malta before midnight. Next day however, a new detachment of four Wellingtons from 70 Squadron reached Menidi [это под Афинами], and on the night of 15/16 December these raided Durazzo. Again weather was bad and Sqn Ldr Rolfe, the leader, was forced to turn back, flying direct to the unit's home base at Kabrit. The other three attacked and returned to Menidi, reporting seeing a large fire in the harbour area as a result of their bombing.
Т.е. Неаполь исключается, но вместо Таранто стоит Кротоне, который выглядит очень странно как цель, так как вроде ничего не было. Ну и про (удачную!) бомбёжку крейсера ни слова – кто же его повредил?

Кроме того, “Chronik des Seekrieges 1939-1945” под той же датой 14 декабря упоминает налёт шести «авосек» с Мальты на Триполи, хотя скорее это было 13-го с потерей одного экипажа. Ну и Средиземноморский флот Каннингхэма после этого всего тоже развил бурную деятельность в сочетании с проводкой конвоев: 19-го Ворспайт и Вэлиэнт отстрелялись по Влёре, 20-го Ворспайт и Малайя зашли на Мальту, ну а 21-го самолёты с Илластриеса торпедами потопили итальянские транспорты Norge и Peuceta в конвое у Керкенны (Тунис).

И чтоб два раза не вставать, в книжке Kurowski F. - Das Afrika Korps. Erwin Rommel and the Germans in Africa 1941-43 (2010) попалось вот такое описание первого рейда He-111 (из Бенгази) на Суэцкий канал 18 января:
The aircraft formed up and flew east for four hours, before shifting direction a few compass points to the south and reached the city of Suez at the southern end of the canal. Kowalewski turned north and followed the canal.
“There’s the Dead Sea!” Harlinghausen pointed out, “go around it and then continue north.”
They traced the body of water, but no ships were to be found. The blinking umbilical cord of the canal stretched out below them, devoid of any life.
“We will attack the alternate targets!” Harlinghausen announced to the other aircraft. They flew on to Port Said. Nothing could be found there either, however.
“We need to start thinking about turning back,” Kowalewski said, looking at his fuel gauges. “Go back south for a bit,” Harlinghausen said. But they discovered nothing again, except for the ferry at Ismailijja.
Off to the side, the Dead Sea appeared for the second time. Then they discovered the convoy. It had moored along the shore, since it was not allowed to transit the canal at night.
The Major issued orders: “Attack the large steamer in the middle!” They flew directly towards the ship. The bombs were dropped and howled towards the water. But they detonated 30 meters from the vessel.


Я думал, что французская эскадра (линкор Лоррэн, тяжёлые крейсера Дюкен, Сюфрен и Турвиль, лёгкий Дюге-Трюэн, 3 эсминца и подлодка) отстаивались в Большом Горьком озере, названном здесь “Dead Sea”. Такую армаду трудно не заметить. Или они стояли всё-таки в другом месте?

От Skvortsov
К B~M (06.07.2020 01:44:29)
Дата 06.07.2020 18:14:13

Статья о блокаде Мальты в 1940-42 гг.

> Эта версия в принципе лучше сочетается с тем, что написано в книжке Shores C., Cull B., Malizia N. - Air War for Yugoslavia, Greece and Crete 1940-41 (1987):
>With no Wellingtons operating from Greece since the departure of the 70 Squadron detachment, night raids had been much reduced. However, late on 13 December, four such aircraft from 148 Squadron on Malta made the long flight to attack Valona. Bad weather conditions forced the leader to turn back, but two of the remaining trio reached their target, the third bombing the secondary objective, Crotone. All returned safely to Malta before midnight. Next day however, a new detachment of four Wellingtons from 70 Squadron reached Menidi [это под Афинами], and on the night of 15/16 December these raided Durazzo. Again weather was bad and Sqn Ldr Rolfe, the leader, was forced to turn back, flying direct to the unit's home base at Kabrit. The other three attacked and returned to Menidi, reporting seeing a large fire in the harbour area as a result of their bombing.
>Т.е. Неаполь исключается, но вместо Таранто стоит Кротоне, который выглядит очень странно как цель, так как вроде ничего не было. Ну и про (удачную!) бомбёжку крейсера ни слова – кто же его повредил?


"Voices in flight:The Wellington Bomber"
Martin W. Bowman

148 Squadron’s first notable success came on 7 December during a raid on Castel Benito airfield in Libya by six aircraft. Achieving total surprise, although two of the Wellingtons were badly damaged, two hangars on the airfield were made unusable and an administrative building and a fuel dump were also hit. Many dozens of aircraft on the ground were destroyed with incendiary bullets. Next came a raid on Valona in Albania on 13 December by four aircraft, but ten-tenths cloud forced three to return with their bomb-loads. Following a raid by nine of 148 Squadron’s aircraft on naval vessels in Naples harbour on 14 December came a message from the AOC Malta, Air Vice Marshal Hugh Pughe Lloyd - ‘You have been born and also reached years of discretion at the same time. Your prenatal activities indicate a healthy child. Good luck to you all and may 148 Squadron and its association with Malta prove of ever-increasing benefit to the Empire’

От B~M
К Skvortsov (06.07.2020 18:14:13)
Дата 09.07.2020 23:22:26

Re: Статья о...

>"Voices in flight:The Wellington Bomber"
>Martin W. Bowman
>148 Squadron’s first notable success came on 7 December during a raid on Castel Benito airfield in Libya by six aircraft. Achieving total surprise, although two of the Wellingtons were badly damaged, two hangars on the airfield were made unusable and an administrative building and a fuel dump were also hit. Many dozens of aircraft on the ground were destroyed with incendiary bullets. Next came a raid on Valona in Albania on 13 December by four aircraft, but ten-tenths cloud forced three to return with their bomb-loads. Following a raid by nine of 148 Squadron’s aircraft on naval vessels in Naples harbour on 14 December came a message from the AOC Malta, Air Vice Marshal Hugh Pughe Lloyd - ‘You have been born and also reached years of discretion at the same time. Your prenatal activities indicate a healthy child. Good luck to you all and may 148 Squadron and its association with Malta prove of ever-increasing benefit to the Empire’

Автор очень приблизителен: Ллойд появился на Мальте полгода спустя, 1 июня, а в декабре ещё адъютанствовал у короля. Про налёт на Кастель-Бенито (т.е. аэродром Триполи) в A History of the Mediterranean Air War 1940-1945 v.1 Shores C.F., Massimello G., Guest R. - North Africa, June 1940 – January 1942 (2012) сказано, что участвовало 11 Веллингтонов, из которых два были повреждены, а на земле списали 3 "Спарвьеро" и 1 "Фалько" (причём даже английская заявка была на 29 самолётов, а не "многие дюжины"). Но я всё же надеюсь, что про отдельный налёт на следующий день после налёта на Влёру (в котором, опять-таки, не 3 из 4 вернулось с бомбами, а наоборот) он не соврал. Хотя продолжаю верить итальянцам, что "Пола" поймала свои две бомбы не в Неаполе, а где-то ещё. На всякий случай: в ссылку на сайт с этой информацией в корневом посте почему-то закрался пробел, разбивший её на два нерабочих адреса, который надо убрать вручную (сайт доступен толлько через вебархив).

От Skvortsov
К B~M (09.07.2020 23:22:26)
Дата 10.07.2020 11:20:16

А почему итальянцу Брагадину не верите?


> Хотя продолжаю верить итальянцам, что "Пола" поймала свои две бомбы не в Неаполе, а где-то ещё.


Брагадин Марк Антонио

Итальянский флот во Второй Мировой войне.

Гибель эскортного миноносца «Вега»

В декабре англичане с аэродромов на Мальте и в Греции начали бомбардировки портов южной Италии. Главной их целью стал Неаполь, потому что он был исходной точкой ливийских конвоев. Кроме того, в Неаполь после атаки Таранто 12 ноября была переведена большая часть итальянского флота. Учитывая сложное положение, в котором оказался линейный флот, нельзя было позволить себе риск потерять еще хоть 1 линкор. Поэтому, после налета на Неаполь 14 декабря, когда получил попадание крейсер «Пола», флот покинул и Неаполь. Корабли разделились на 2 группы, одна пошла в Маддалену, другая — в Кальяри. Этот перевод кораблей дальше на запад еще больше ограничил возможности стратегических операций флота в центральном Средиземноморье.

От B~M
К Skvortsov (10.07.2020 11:20:16)
Дата 10.07.2020 22:22:00

Re: А почему...

>> Хотя продолжаю верить итальянцам, что "Пола" поймала свои две бомбы не в Неаполе, а где-то ещё.
>Брагадин Марк Антонио
>Итальянский флот во Второй Мировой войне.
>Гибель эскортного миноносца «Вега»
>В декабре англичане с аэродромов на Мальте и в Греции начали бомбардировки портов южной Италии. Главной их целью стал Неаполь, потому что он был исходной точкой ливийских конвоев. Кроме того, в Неаполь после атаки Таранто 12 ноября была переведена большая часть итальянского флота. Учитывая сложное положение, в котором оказался линейный флот, нельзя было позволить себе риск потерять еще хоть 1 линкор. Поэтому, после налета на Неаполь 14 декабря, когда получил попадание крейсер «Пола», флот покинул и Неаполь. Корабли разделились на 2 группы, одна пошла в Маддалену, другая — в Кальяри. Этот перевод кораблей дальше на запад еще больше ограничил возможности стратегических операций флота в центральном Средиземноморье.

Брагадин должен был знать, куда был налёт, спорить не буду. Хотя в принципе и он не без греха - вон в следующем абзаце пишет, что эсминец "Гиперион" утопила п/л "Серпенте", а на самом деле он подорвался на мине (т.к. "Серпенте" выпустила торпеды 20-го декабря, а взрыв был 22-го). Т.е. по таким эпизодам он очень краток и не всегда надёжен - всё-таки 1957 год. В общем, остаётся некоторый вопрос в том, почему пострадала только "Пола" - это каким-то образом должно быть связано с её базированием.

От Skvortsov
К B~M (10.07.2020 22:22:00)
Дата 11.07.2020 08:01:27

Re: А почему...


>Брагадин должен был знать, куда был налёт, спорить не буду. Хотя в принципе и он не без греха - вон в следующем абзаце пишет, что эсминец "Гиперион" утопила п/л "Серпенте", а на самом деле он подорвался на мине (т.к. "Серпенте" выпустила торпеды 20-го декабря, а взрыв был 22-го). Т.е. по таким эпизодам он очень краток и не всегда надёжен - всё-таки 1957 год. В общем, остаётся некоторый вопрос в том, почему пострадала только "Пола" - это каким-то образом должно быть связано с её базированием.


Вроде попадание даже в один крейсер из состава 1-го дивизиона было большой удачей для англичан.

Gordon E. Hogg, Steve Wiper

Warships Pictorial 23 - Italian Heavy Cruisers Of WW2

https://c.radikal.ru/c34/2007/95/f718221ce6f8.png



https://c.radikal.ru/c42/2007/00/0f5573a3835a.png




От B~M
К Skvortsov (11.07.2020 08:01:27)
Дата 27.07.2020 08:04:42

Вот спасибо!

>Warships Pictorial 23 - Italian Heavy Cruisers Of WW2
>
https://c.radikal.ru/c34/2007/95/f718221ce6f8.png


>
https://c.radikal.ru/c42/2007/00/0f5573a3835a.png



Теперь хотя бы понятно, откуда в этой истори вообще мог взяться Таранто - крейсера базировались там после Неаполя.

От VLADIMIR
К B~M (06.07.2020 01:44:29)
Дата 06.07.2020 03:33:55

Re: [VLADIMIR] Статья...

Прежде всего. спасибо за внимательное прочтение.

Проблема в этом фрагменте:
>Королевские ВВС нанесли удар первыми, когда бомбардировщики Веллингтон/Wellington
>из базирующейся на Мальте 148-й Эскадрильи атаковали итальянские порты
>Бриндизи/Brindisi, Бари/Bari и Таранто/Taranto, в которых грузились транспорты для
>отправки военных материалов войскам Оси в Греции. Была также осуществлена
>бомбардировка порта Неаполя – крейсер Pola и линкор Cesare были повреждены, в
>результате чего крупные итальянские корабли были перемещены на север, в Геную.


>На Мальте (вроде с 31 октября 1940) была дислоцирована 148-я эскадрилья Веллингтонов. Но в данном отрывке смешаны два налёта: в ночь 13/14 декабря и в ночь 8/9 января. По смыслу речь должна идти о втором, так как он был частью операции «Excess»
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_Excess В ходе налёта тремя близкими разрывами бомб был повреждён Джулио Чезаре (течь в трюме, приведшая к аварии одной турбины, 5 убитых и 20 раненых осколками). Это не помешало ему на следующий день уйти в Геную. Оставшийся же неповреждённым Витторио Венето ушёл в Специю (где после ремонта к нему присоединился в конца января и Джулио Чезаре). Тяжёлого крейсера Пола при этом не было, так как он был повреждён в ходе налёта 14 декабря и оставался в ремонте до 6 февраля. И вот как раз по налёту 14 декабря у меня сплошное недоумения: что и главное ГДЕ это было?

>Юрген Ровер в “Chronik des Seekrieges 1939-1945” и Кинделл в компиляции “British and Other Navies in World War 2 Day-by-Day” пишут, что это было в Неаполе (нем. https://www.wlb-stuttgart.de/seekrieg/40-12.htm , англ. http://www.naval-history.net/xDKWW2-4012-25DEC01.htm ), и эта информация повторяется в статьях о крейсере в Вики. Но если копнуть итальянцев глубже, то выясняется, что Пола была повреждена в Таранто: https://web.archive.org/web/20090912020621/ http://www.regiamarinaitaliana.it/la%20Beffa.html И известие об этом налёте заставило на следующий день Витторио Венето, Джулио Чезаре, Зару и Горицию уйти из Неаполя на Маддалену (север Сардинии), а Тренто и Триесте – из Мессины в Кальяри, и все они вернулись в Неаполь 20-го декабря после усиления там ПВО. Эта версия в принципе лучше сочетается с тем, что написано в книжке Shores C., Cull B., Malizia N. - Air War for Yugoslavia, Greece and Crete 1940-41 (1987):
>With no Wellingtons operating from Greece since the departure of the 70 Squadron detachment, night raids had been much reduced. However, late on 13 December, four such aircraft from 148 Squadron on Malta made the long flight to attack Valona. Bad weather conditions forced the leader to turn back, but two of the remaining trio reached their target, the third bombing the secondary objective, Crotone. All returned safely to Malta before midnight. Next day however, a new detachment of four Wellingtons from 70 Squadron reached Menidi [это под Афинами], and on the night of 15/16 December these raided Durazzo. Again weather was bad and Sqn Ldr Rolfe, the leader, was forced to turn back, flying direct to the unit's home base at Kabrit. The other three attacked and returned to Menidi, reporting seeing a large fire in the harbour area as a result of their bombing.
>Т.е. Неаполь исключается, но вместо Таранто стоит Кротоне, который выглядит очень странно как цель, так как вроде ничего не было. Ну и про (удачную!) бомбёжку крейсера ни слова – кто же его повредил?

>Кроме того, “Chronik des Seekrieges 1939-1945” под той же датой 14 декабря упоминает налёт шести «авосек» с Мальты на Триполи, хотя скорее это было 13-го с потерей одного экипажа. Ну и Средиземноморский флот Каннингхэма после этого всего тоже развил бурную деятельность в сочетании с проводкой конвоев: 19-го Ворспайт и Вэлиэнт отстрелялись по Влёре, 20-го Ворспайт и Малайя зашли на Мальту, ну а 21-го самолёты с Илластриеса торпедами потопили итальянские транспорты Norge и Peuceta в конвое у Керкенны (Тунис).

>И чтоб два раза не вставать, в книжке Kurowski F. - Das Afrika Korps. Erwin Rommel and the Germans in Africa 1941-43 (2010) попалось вот такое описание первого рейда He-111 (из Бенгази) на Суэцкий канал 18 января:
> The aircraft formed up and flew east for four hours, before shifting direction a few compass points to the south and reached the city of Suez at the southern end of the canal. Kowalewski turned north and followed the canal.
>“There’s the Dead Sea!” Harlinghausen pointed out, “go around it and then continue north.”
>They traced the body of water, but no ships were to be found. The blinking umbilical cord of the canal stretched out below them, devoid of any life.
>“We will attack the alternate targets!” Harlinghausen announced to the other aircraft. They flew on to Port Said. Nothing could be found there either, however.
>“We need to start thinking about turning back,” Kowalewski said, looking at his fuel gauges. “Go back south for a bit,” Harlinghausen said. But they discovered nothing again, except for the ferry at Ismailijja.
>Off to the side, the Dead Sea appeared for the second time. Then they discovered the convoy. It had moored along the shore, since it was not allowed to transit the canal at night.
>The Major issued orders: “Attack the large steamer in the middle!” They flew directly towards the ship. The bombs were dropped and howled towards the water. But they detonated 30 meters from the vessel.


>Я думал, что французская эскадра (линкор Лоррэн, тяжёлые крейсера Дюкен, Сюфрен и Турвиль, лёгкий Дюге-Трюэн, 3 эсминца и подлодка) отстаивались в Большом Горьком озере, названном здесь “Dead Sea”. Такую армаду трудно не заметить. Или они стояли всё-таки в другом месте?
- - -
Данная статья не претендует на детальную разборку всех аспектов военно-воздушных и военно-морских событий на Средиземноморье. Наверное, Вы правы, и автор (Марк Симмонс, местами действительно историк) действительно сжал воедино более дробные эпизоды. Если все это разбирать с очень высоким уровнем доскональности, статью просто никто не дочитает до конца и/или забудет, о чем вообще шла речь.

Вообще, по моим наблюдениям, между описаниями событий подобного рода нередко возникают определенные противоречия.

Я обязательно вернусь к этой статье и к Вашим замечаниям.

С искренним уважением,

ВК