От Пауль
К Моцарт
Дата 30.04.2021 22:53:43
Рубрики WWII;

Многа букафф

>Почему союзники 25 апреля 1940 ушли из центральной Норвегии так быстро и не приняв, по сути, настоящего боя. Причём это было еще до начала наступления немцев на западе.

Отрывок из книги Дж. Батлера «Большая стратегия. Сентябрь 1939 - июнь 1941» (М., 1959)

6. ПОПЫТКИ ЗАХВАТИТЬ ТРОНХЕЙМ

После того как успех действий военно-морских сил у Нарвика внес первое изменение в действовавший план военных действий, один скороспелый план стал следовать за другим. Десять дней спустя после принятия Военным кабинетом решения о сосредоточении усилий на захвате Нарвика, 20 апреля 1940 года были выдвинуты сильные политические и военные доводы в пользу овладения Тронхеймом, древней столицей Норвегии; при этом указывалось и на то, что занятие этого порта силами западных держав не только ободрило бы норвежцев, но и предоставило бы союзным войскам возможность использовать важный узел коммуникаций и железную дорогу, ведущую в Швецию. Немцы в свою очередь также отмечали, что Тронхейм имеет решающее значение.

11 апреля Координационный комитет решил, что необходимо тщательно изучить возможность овладения Тронхеймом (план «Морис»), не приступая, однако, ни к каким подготовительным мероприятиям до тех пор, пока не выяснится, какие силы требовались для захвата Нарвика. 13 апреля после получения сведений об успешных действиях адмирала Уитуорта Координационный комитет пришел к заключению, что «если, по мнению морского министра, сообщения из Нарвика подтверждали предположения о том, что при овладении Нарвиком наши силы не встретят серьезного сопротивления противника, то Военному министерству совместно с Морским министерством надлежало бы, не обращаясь более в Координационный комитет, принять необходимые меры для отправки второй бригады из сил, предназначавшихся для захвата Нарвика, в Намсус». Намсус, находящийся примерно в 135 км к северу от Тронхейма, представлял собой небольшой порт, в котором, так же как и в Олесунне — другом маленьком порту в 240 км к юго-западу от Тронхейма, — еще раньше было намечено высадить десант (планы «Генри» и «Примроуз»). На этом же заседании был рассмотрен и вопрос о высадке десанта непосредственно в Тронхейме. На следующее утро об этих новых замыслах был проинформирован Военный кабинет; одновременно ему сообщили о том, что Рейно предоставляет самим англичанам решать вопрос о том, где и как использовать французских альпийских стрелков, до этого предназначавшихся для Нарвика.

13 апреля начальники штабов указали, что отправить в Тронхейм какую-либо часть сил, предназначенных для Нарвика, кроме, быть может, французского отряда, было невозможно, так как эти силы с их военной техникой были погружены на корабли и суда с расчетом на высадку в одном месте(1), а на следующий день генерал Айронсайд сообщил, что экспедиционные войска не снабжены картами района Тронхейма. Тем не менее, учитывая результаты обсуждения этого вопроса в Координационном комитете, 14 апреля начальники штабов решили, что 146-я территориальная пехотная бригада, уже вышедшая в море, могла и должна была изменить маршрут. В конечном счете 16 и 17 апреля эта бригада высадилась в Намсусе или около него, причем у нее недоставало около 100 т различных грузов и, более того, с ней не высадился ее командир, так как корабль, на котором он находился, проследовал к Нарвику.
_____________
1. Как указывается в памятной записке от 11 апреля, составленной заместителем начальника Имперского генерального штаба для начальника этого же штаба, «погрузка личного состава и военной техники была произведена так, чтобы в случае необходимости можно было без затруднений разделить 24-ю гвардейскую бригаду и 146-ю пехотную бригаду, с тем чтобы каждая из них могла действовать самостоятельно».


Командование войсками, направленными для овладения Тронхеймом, было возложено на генерал-майора Картона де Уиарта, который лишь 12 апреля был поставлен в известность об этом назначении. 14 апреля ему был отдан приказ, в котором следующим образом излагались цели экспедиции в центральную часть Норвегии: а) оказать ободряющее воздействие на норвежское правительство; б) захватить район, в котором могли бы обосноваться норвежское правительство и сосредоточиваться норвежские вооруженные силы; в) создать плацдарм для последующих действий в Скандинавии. Его непосредственная задача сводилась к захвату района Тронхейма, однако его силы не были подготовлены к высадке в условиях оказания противником сопротивления. Картон де Уиарт должен был находиться в непосредственном подчинении Военного министерства.

На следующий день, 15 апреля, Картон де Уиарт вылетел в Намсус, но без штаба. Намсус оказался совершенно неудовлетворительным местом для высадки значительных сил: причалов было недостаточно, не хватало пресной воды, толщина снежного покрова достигала 1,2 м, негде было укрываться от начавшихся бомбардировок с воздуха. Кроме того, как было доложено Военному кабинету, опасность предпринимаемых действий усугублялась тем, что войска были недостаточно обучены.

Тем временем обсуждались возможные последствия непосредственного наступления на Тронхейм. Комитет по планированию высказал мнение, что такое наступление было бы связано с большими потерями и вряд ли оказалось бы успешным. Вместо этого Комитет по планированию предложил изолировать немецкий гарнизон, наступая по сходящимся направлениям из Намсуса и Ондальснеса, которому теперь отдавалось предпочтение перед Олесунном. Коммодор авиации Слессор предложил обратить внимание на уязвимость Тронхейма с воздуха и на неспособность его маленького аэродрома в Вэрнесе обеспечить выполнение стоящих перед ними задач. Однако начальники штабов хотя и одобрили в принципе план охвата Тронхейма, все же не желали отказаться от мысли о наступлении прямо на него. На следующий день, 16 апреля, Координационный комитет на заседании, на котором председательствовал премьер-министр, утвердил эти предложения. Члены Координационного комитета учли весь риск, связанный с лобовым наступлением на Тронхейм, и решили, что высадка в Тронхейме должна быть осуществлена первоклассными войсками, и даже санкционировали отзыв для этой цели одной регулярной бригады из Франции, с тем чтобы взамен направить во Францию из Соединенного Королевства одну территориальную бригаду. Срок начала наступления Координационным комитетом установлен не был; Комитет же начальников штабов в тот же день решил, что начать высадку «было не поздно» 24 апреля, хотя, вероятно, это можно было сделать 22 апреля.

17 апреля были получены неутешительные сведения из Нарвика. По всей видимости, при сложившейся обстановке командующие не надеялись овладеть Нарвиком раньше, чем через несколько недель, и ожидали подкреплений, о которых шла речь в приказе генералу Мэкези от 10 апреля(2). Но теперь в планах западных союзных держав Нарвик отошел на второе место и генералу Мэкези было сообщено, что больше полевых войск он не получит. 18 апреля поступили новые тревожные известия: норвежцы, оборонявшие сухопутные подступы от Осло к Тронхейму, находились в тяжелом положении и просили о помощи. Попытаться оказать эту помощь означало поставить перед войсками, которые в ту ночь начали высаживаться в Ондальснесе и должны были пробиваться затем на юг к Домбосу по долине Гудбрансдален, новую непосильную задачу.
_____________
2. Трудно согласовать утверждение (в протоколе заседания Комитета начальников штабов, состоявшегося утром 17 апреля), что «генерал Мэкези не имел оснований ожидать получения полубригады альпийских стрелков», с тем местом в отданном ему 10 апреля приказе, где говорилось о «намерении послать (ему) подкрепления в связи с предстоящими действиями», а также о том, что в состав этих подкреплений войдет «первый эшелон альпийских стрелков», прибытия которого можно было ожидать между 21 и 25 апреля.


Тем временем Чарльза Форбса, находившегося в море на борту линейного корабля «Родней», попросили дать заключение о военно-морском аспекте плана высадки десанта у Тронхейма (план «Хэммер»). Он ответил, что, по его мнению, этот план нельзя было осуществить без тяжелых потерь в живой силе и войсковых транспортах в результате ударов, которые могла нанести авиация противника сначала при проходе через узкие проливы, ведущие к порту, а затем в ходе самой высадки. Он считал, что было бы безопаснее отправлять войска на военных кораблях, но число кораблей, которое, по его расчетам, понадобилось бы для этого, далеко превосходило все имевшиеся возможности. И в дальнейшем Форбс не изменил своего отрицательного отношения к этому плану. Высказанные им опасения относительно нанесения противником ударов с воздуха подтвердились: 17 апреля авиация противника причинила серьезные повреждения крейсеру «Саффолк», после того как он подверг обстрелу аэродром у Ставангера.

Высадка десанта у Тронхейма осуществлена не была. 19 апреля начальники штабов и их заместители единодушно согласились с мнением военно-морских кругов о том, что возможные выгоды осуществления плана «Хэммер» не оправдывали связанного с его выполнением риска, особенно для флота.

На начальников штабов и их заместителей произвел ободряющее впечатление успех высадки 8 тыс. человек в Намсусе и Ондальснесе и пробудил в них надежду, что наступление «по сходящимся направлениям» с этих двух баз окажется хотя и менее быстрым, но зато более надежным способом овладения Тронхеймом. На принятие такого решения оказал влияние и тот факт, что сообщения о намерении англичан совершить высадку непосредственно в Тронхейме появились в печати. Вопреки своему желанию Черчилль счел себя обязанным согласиться с заключением ответственных военных советников правительства и немедленно добился соответствующего решения от премьер-министра. В тот же день вечером об изменении плана был поставлен в известность Координационный комитет, а утром следующего дня Военный кабинет утвердил это новое решение(3).
_____________
3. Из официальных документов известно, что изменение взглядов на высадку в Тронхейме произошло 19 апреля и что Черчилль докладывал премьер-министру во второй половине именно этого дня, а не 18 апреля, как он утверждает.


Но оптимизм, вызванный успехом высадки в Намсусе и Ондальснесе, оказался недолговечным. 21 апреля Военный кабинет получил известие о том, что из-за длительной бомбардировки Намсуса, имевшей место накануне, сразу после прибытия первого контингента альпийских стрелков, дальнейшую высадку людей и выгрузку предметов снабжения пришлось приостановить, а из-за недостатка мототранспортных средств невозможно было вести успешное наступление на Тронхейм. В Ондальснесе командир 148-й пехотной бригады бригадный генерал Морган также лишился транспортных средств и 4 весьма ценных орудий «Бофор» — все это вместе с транспортом было потоплено подводной лодкой противника. Его 2 батальона вошли в соприкосновение с норвежскими силами, действовавшими южнее Домбоса, но у этих батальонов не имелось артиллерии и они не могли продвигаться к Тронхейму до тех пор, пока не было остановлено наступление немцев со стороны Осло. Поэтому Военному министерству пришлось признать, что овладеть Тронхеймом «в ближайшее время не представляется возможным», так как «предусмотренное наступление нельзя проводить ни с севера, ни с юга». Однако Военное министерство все еще было преисполнено решимости предпринять наступление на Тронхейм и надеялось на то, что союзники получат возможность в районе Намсуса ввести в дело все 6 батальонов 1-й французской легкой дивизии альпийских стрелков и смогут усилить бригаду Моргана у Ондальснеса 15-й пехотной бригадой. В Уайтхолле все еще не сознавали, насколько сокрушительными были удары немецких бомбардировщиков и насколько слабое противодействие могла оказывать им малочисленная зенитная артиллерия англичан.

Теперь было принято решение назначить единого командующего всеми сухопутными войсками в Норвегии, за исключением войск, находившихся в районе Нарвика. На этот пост был назначен генерал-лейтенант Мэсси, который как заместитель начальника Имперского генерального штаба хорошо знал взгляды начальников штабов. Но, поскольку поступившие в его распоряжение силы находились в различных местах, а средства связи были неудовлетворительными, его наскоро созданный штаб и сам Мэсси остались в Лондоне. И тем не менее его лишь один раз пригласили на заседание Координационного комитета, Вскоре после этого командование силами в районе Ондальснеса было возложено, на генерал-майора Пейджета, который после безрезультатных просьб о выделении ему авиации отправился в Ондальснес и прибыл туда в ночь с 25 на 26 апреля.

На том же заседании Координационного комитета, на котором было утверждено предложение об отказе от прямого наступления на Тронхейм, обсуждалось письмо Рейно от 18 апреля, полученное премьер-министром. Правительство Франции было обеспокоено медлительностью действий англичан в Скандинавии. Лишение Германии доступа к железорудным месторождениям продолжало оставаться, по мнению Рейно, жизненно важной задачей, и он все еще не оставлял надежды на сотрудничество Швеции. Кроме того, он считал, что, если бы две великие союзные державы действовали энергичнее, они смогли бы направлять в Норвегию более значительные силы и притом в более сжатые сроки. Французы готовы были послать туда 3 легкие дивизии сверх 6 батальонов, созданных на базе французского иностранного легиона и подразделений польских войск.

Из полных оправданий книг Рейно и генерала Гамелена видно, насколько неудовлетворительными были взаимоотношения между французским премьер-министром и его министром обороны Даладье, поддерживавшим Гамелена и адмирала Дарлана. В результате острых разногласий, выявившихся на заседании Совета Министров 12 апреля, Гамелен подал заявление об отставке, но Даладье и французский президент убедили его остаться на своем посту.

В письме Рейно содержалось две просьбы. Во-первых, он просил англичан предоставить транспортные средства для переброски в Норвегию 3-й французской легкой дивизии. Из этого англичане сделали вывод, что французы не понимали, что отправка подкреплений в Скандинавию лимитировалась не недостатком транспортных средств, а неспособностью баз, которыми располагали англичане в Норвегии, обеспечить высадку и снабжение крупных сил. Во-вторых, Рейно просил о скорейшем созыве Верховного военного совета. Этот совет было решено созвать 22 апреля в Париже.

На первом своем заседании Верховный военный совет обсудил вопрос о военных действиях в Скандинавии. На основании весьма пессимистического сообщения о превосходстве немцев как в сухопутных войсках, так и в вооружении Рейно пришел к заключению, что самым многообещающим средством в руках западных союзников являлась блокада, и что если трудно было приостановить снабжение Германии нефтью, то тем более решающее значение приобретала задача лишить Германию доступа к шведской железной руде. Стало быть, в случае вторжения немцев в Швецию союзные державы должны были быть готовы оказать ей поддержку, а для этой цели следовало срочно овладеть Тронхеймом. Чемберлен изложил сущность планов англичан и описал те трудности, которые стояли на пути их осуществления. Было принято решение проявить максимум решительности в ведении в Скандинавии военных действий и непосредственными задачами считать: овладение Тронхеймом и Нарвиком и сосредоточение соответствующих союзных сил на шведской границе. Французы были готовы согласиться на использование части их сил в районе Нарвика, а англичане обещали приложить все усилия для обеспечения 3-й французской легкой дивизии транспортными средствами, если бы базовые возможности позволили произвести высадку на побережье.

Чемберлен остался очень доволен результатами встречи с французами, однако спустя несколько дней он получил весьма неутешительные известия.

В фьорде севернее Тронхейма растаял покрывавший его лед и в результате 21 апреля немцы смогли высадить небольшой отряд на фланге передовых союзных сил и оттеснить их назад. Что же касается самого Намсуса, то, сильно разрушенный бомбардировками и покинутый населением, он представлял собой весьма неподходящую базу, и генерал Картон де Уиарт сообщил, что может возникнуть вопрос о необходимости покинуть этот порт.

К югу от Тронхейма союзные войска были вынуждены отступить вверх по долине Гудбрансдален, так как немцы бросили против них танки и авиацию. Восточнее, в долине Остердален, противник продвигался в направлении к Тронхейму, встречая лишь незначительное сопротивление норвежцев. 26 апреля стало известно о том, что большинство самолетов «Гладиатор», посланных для улучшения невыносимого для союзников положения в воздухе, уничтожено на покрытом льдом озере, специально расчищенном под посадочную площадку.

24 апреля начальники штабов обсудили новый вариант плана «Хэммер», представлявшего последнюю возможность овладеть Тронхеймом и тем самым поддержать связь со Швецией, правительство которой в противном случае могло уступить домогательствам Германии и позволить ей установить контроль над железорудными месторождениями. Для захвата Тронхейма требовались 2 регулярные бригады из Франции и осуществить его можно было не ранее чем через две недели. Однако доклад Комитета по планированию вынудил начальников штабов и Координационный комитет отказаться от этого плана. Они пришли к выводу, что даже если бы Тронхейм удалось захватить, то все равно нельзя было бы получить достаточного количества средств для борьбы против авиации противника, а без этого оборона Тронхейма оказалась бы невозможной. В порядке своего рода самоутешения еще раньше утверждалось, что если отвлечься от вопроса об оказании помощи норвежскому народу, то самим англичанам ничего не было нужно в Южной Норвегии, кроме одного опорного пункта на побережье, к которому могла бы примкнуть своим южным концом задуманная полоса минных заграждений. Наконец, 26 апреля Координационный комитет в принципе решил вопрос о выводе войск из центральной части Норвегии, хотя при этом предусматривалось, что соответствующий приказ следовало отдать только в случае крайней необходимости и, если возможно, лишь после овладения Нарвиком. Военный кабинет был весьма серьезно озабочен тем влиянием, какое мог оказать отвод войск на настроения в союзных и нейтральных государствах, но надеялся создать впечатление, будто высадка союзных войск в Центральной Норвегии представляла собой всего лишь отвлекающий маневр.

7. РЕШЕНИЕ ОБ ЭВАКУАЦИИ ИЗ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НОРВЕГИИ

Новая позиция по этому вопросу, разумеется, означала отказ от недавнего решения Верховного военного совета. Французы, заявили протест, а 27 апреля Рейно, Даладье, генерал Гамелен и адмирал Дарлан прибыли в Лондон и им, пришлось разъяснять, что английский флот все время выполнял тяжелые, непосильные задачи и что противник, пользуясь своим превосходством в воздухе, наносил в Норвегии сокрушительные удары, которым английская авиация, базировавшаяся на Соединенное Королевство, не могла дать отпор из-за, дальности расстояния. Чемберлен указал также на нависшую опасность войны, с Италией и на то, что с началом этой войны стало бы явно невозможным отвлекать в Центральную Скандинавию, военно-морские и военно-воздушные силы.

Верховный военный совет смирился с мыслью о том, что от овладения Тронхеймом следовало отказаться и что в любой момент могла, возникнуть срочная необходимость в выводе войск из района Ондальснеса. Вместе с тем совет согласился с Гамеленом, который предлагал силы, находившиеся в районе. Намсуса, отводить на север постепенно, с тем чтобы возможно дольше задержать наступление немцев на Нарвик. Другое предложение Гамелена о создании южнее Тронхейма плацдарма на основе ряда небольших портов английское Морское министерство признало нерациональным. Однако через несколько часов после принятия этих решений были получены сведения, из которых стало ясно, что дальнейшая задержка с выводом войск из Центральной Норвегии могла иметь катастрофические последствия, и поэтому 27 апреля вечером Координационный комитет принял предложение генерала Мэсси об эвакуации сил из района Ондальснеса в ночь с 30 апреля на 1 мая. Аналогичное решение было принято и в отношении сил в районе Намсуса. Было признано необходимым возможно скорее развернуть в Норвегии партизанскую войну, для чего Военное министерство уже создавало специальные роты. Что касается норвежских воинских частей, то им предоставлялась возможность эвакуироваться одновременно с французскими и английскими войсками и ей могли воспользоваться все, кто этого хотел. Генерал Гамелен, еще находившийся в Лондоне, был поставлен в известность о создавшемся положении.

Об успешном выводе войск из Ондальснеса и Намсуса, а также о том, с каким искусством генерал Пейджет эвакуировал войска под носом у наступавшего противника, рассказано в другой работе. Последний корабль вышел из Ондальснеса в ночь с 1 на 2 мая, а из Намсуса в следующую ночь. Король Норвегии и его правительство были заблаговременно вывезены из Мольде и отправлены на;север Норвегии в Тромсе. Одной из наиболее неприятных особенностей экспедиций в Центральную Норвегию было то, что англичанам не удалось установить дружественные отношения с норвежской армией. Ее главнокомандующий был глубоко разочарован тем, что англичане не оказали норвежцам эффективной помощи и в конечном счете приняли решение о выводе союзных войск. Англичане в свою очередь были недовольны тем, что норвежцы оказывали противнику недостаточно сильное сопротивление, и особенно тем, что они не сумели разрушить важные объекты. Но нельзя забывать, что фактически норвежцы успели провести мобилизацию в свою небольшую армию лишь наполовину, а неожиданное нападение немцев оказало на всех парализующее воздействие.

Хотя войска из Центральной Норвегии надлежало вывести не раньше, чем в ночь со 2 на 3мая, премьер-министр, принимая во внимание неблагоприятное воздействие различных слухов, счел необходимым уже вечером 2 мая заявить в Палате общин о том, что войска уже оставили Ондальснес. Вместе с этим он выразил убеждение, что даже в этих условиях преимущества были на стороне союзных держав, так как доставка железной руды в Германию через Нарвик была приостановлена на неопределенное время и полностью изменилось соотношение сил на море в пользу союзников.

Английские планы в отношении Норвегии были теперь сравнительно просты и сводились лишь к возможно быстрейшему овладению Нарвиком и развертыванию в этой стране партизанской войны, с тем чтобы лишить противника покоя в районе между Нарвиком и Намсусом. Однако этот план было не так просто осуществить, так как превосходство немцев в воздухе все еще имело решающее значение; кроме того, английский флот не контролировал западных прибрежных вод Норвегии, а без этого невозможно было помешать немецким войскам пробивать себе путь на север вдоль побережья.

С уважением, Пауль.

От Моцарт
К Пауль (30.04.2021 22:53:43)
Дата 30.04.2021 23:43:59

Re: Многа букафф

>противник, пользуясь своим превосходством в воздухе, наносил в Норвегии сокрушительные удары, которым английская авиация, базировавшаяся на Соединенное Королевство, не могла дать отпор из-за дальности расстояния.

Вторая часть предложения верна. Хотя из-за масштабов театра немцы также не могли использовать Ме-109. А вот тезис о сокрушительности ударов не подкрепляется перечислением потерь в людях, технике и кораблях. А также и числом с/в противника.
И потом; ведя войну с Германией надо быть готовым противостоять ее ударной авиации, иначе успешно десантироваться можно только в Исландии. Понятно, что первая волна десанта, пускай и высаженного в порту, а не на дикий пляж, уязвима. Так насыщайте сначала легкой ПВО, потом тяжёлой, через неделю можно и аэродром укатать и авианосцем подвезти эскадрилью Харрикейнов — они устроят бойню бомбардировщикам без прикрытия.

В общем, я веду к тому, что норвежцев просто кинули, получив первые оплеухи. Ну и правильно,это же не союзники, никаких обещаний корона им не давала. Тут самих поляков в унитаз недавно пришлось спустить.

От Skvortsov
К Моцарт (30.04.2021 23:43:59)
Дата 01.05.2021 00:22:21

Re: Многа букафф

>>противник, пользуясь своим превосходством в воздухе, наносил в Норвегии сокрушительные удары, которым английская авиация, базировавшаяся на Соединенное Королевство, не могла дать отпор из-за дальности расстояния.
>
>Вторая часть предложения верна. Хотя из-за масштабов театра немцы также не могли использовать Ме-109. А вот тезис о сокрушительности ударов не подкрепляется перечислением потерь в людях, технике и кораблях. А также и числом с/в противника.
>И потом; ведя войну с Германией надо быть готовым противостоять ее ударной авиации, иначе успешно десантироваться можно только в Исландии. Понятно, что первая волна десанта, пускай и высаженного в порту, а не на дикий пляж, уязвима. Так насыщайте сначала легкой ПВО, потом тяжёлой, через неделю можно и аэродром укатать и авианосцем подвезти эскадрилью Харрикейнов — они устроят бойню бомбардировщикам без прикрытия.

Аэродром создали на льду озера и посадили на нем эскадрилью Гладиаторов, но вот для них бензина не нашлось:

CONCLUSIONS of a Meeting of the War Cabinet held at 10 Downing Street,
S.W. 1. on Saturday, April 27, 1940, at 10-30 A.M.

Further attempts were being made to establish an air base in Norway. The Gladiators which had been landed on Lake Lesgeskogen on the 25th had found no petrol. They had therefore been unable to get off the ground when attacked by the German aircraft, and, as he had reported on the previous day, sixteen out of the eighteen machines had been destroyed.
………………

A report from the Vice-Admiral, Aircraft Carriers, contained the following detailed information of the operations of the Fleet Air Arm up to the afternoon of the 25th April :—
(i) Two Skuas from H.M.S. Glorious had escorted the
18 R.A.F. Gladiators which had landed safely on a
frozen lake. (As reported by the Secretary of State for
Air, these aircraft had nearly all been destroyed.)

От Моцарт
К Skvortsov (01.05.2021 00:22:21)
Дата 01.05.2021 01:09:01

Этот речекряк надо переводить на человеческий

>had found no petrol.

ну, довольно странно было бы найти на льду озера горючее, однако и сказать, что служба снабжения (мистер Такой-то и мистер Сякой-то) прое***лась тоже нельзя, отсюда такие речевые выкрутасы.

От Skvortsov
К Моцарт (01.05.2021 01:09:01)
Дата 01.05.2021 09:35:16

Не надо переводить

>>had found no petrol.
>
>ну, довольно странно было бы найти на льду озера горючее, однако и сказать, что служба снабжения (мистер Такой-то и мистер Сякой-то) прое***лась тоже нельзя, отсюда такие речевые выкрутасы.

Вроде проблемы были с доставкой из порта.

CONCLUSIONS of a Meeting of the War Cabinet, held at 10 Downing Street,
S.W. 1, on Tuesday, April 23, 1940, at 11-30 A . M.

H.M.S. Arethusa had landed the R.A.F. Base Staff with 45 tons of petrol at Andalsnes during the previous night, and was now returning to this country.

Enemy aircraft had been very active at Andalsnes during the whole of the previous day, but the jetty had not been hit. The railway, however, had been cut by German bombers in several places between Andalsnes and Dombaas and would take twelve hours to repair.

……………..

CONCLUSIONS of a Meeting of the War Cabinet held at 10 Downing Street,
S.W. 1, on Thursday, April 25, 1940, at 11-30 A . M.

It was hoped that Gladiators would by this time be operating from the frozen lake at Lesgescogen, between Andalsnes and Dombaas.

……...

The Secretary of State for' War read a telegram from the Norwegian Commander-in-Chief, giving his personal appreciation. In this he reported that his troops were exhausted and harassed by continuous bombing and machine-gunning from the air. Long-range artillery had also made its first appearance. All important points and railway junctions from Andalsnes to the front line were being destroyed.

От B~M
К Skvortsov (01.05.2021 09:35:16)
Дата 04.05.2021 01:15:39

А транспортную авиацию использовать Заратустра не велит?

>>>had found no petrol.
>>ну, довольно странно было бы найти на льду озера горючее, однако и сказать, что служба снабжения (мистер Такой-то и мистер Сякой-то) прое***лась тоже нельзя, отсюда такие речевые выкрутасы.
>Вроде проблемы были с доставкой из порта.
>Enemy aircraft had been very active at Andalsnes during the whole of the previous day, but the jetty had not been hit. The railway, however, had been cut by German bombers in several places between Andalsnes and Dombaas and would take twelve hours to repair.

Или озаботиться иными средствами доставки из порта до "ледового аэродрома" по/вдоль ж/д? Но джентльменам не хватало "волшебного пенделя".

От Skvortsov
К B~M (04.05.2021 01:15:39)
Дата 04.05.2021 11:11:15

Вот тут немного подробнее про проблемы с базированием в Норвегии:

>>>>had found no petrol.
>>>ну, довольно странно было бы найти на льду озера горючее, однако и сказать, что служба снабжения (мистер Такой-то и мистер Сякой-то) прое***лась тоже нельзя, отсюда такие речевые выкрутасы.
>>Вроде проблемы были с доставкой из порта.
>>Enemy aircraft had been very active at Andalsnes during the whole of the previous day, but the jetty had not been hit. The railway, however, had been cut by German bombers in several places between Andalsnes and Dombaas and would take twelve hours to repair.
>
>Или озаботиться иными средствами доставки из порта до "ледового аэродрома" по/вдоль ж/д? Но джентльменам не хватало "волшебного пенделя".


Lake Lesjaskog is a long, narrow lake, about eight miles by a half mile, bounded by woods. High and desolate mountains skirt the southern shore but there is easy access on the north from the road and railway connecting Dombaas and Aandalsnes, which lie almost within a stone's throw. The servicing flight arrived there in two parties on 23rd and 24th April, having experienced great difficulty in sorting their stores (which were neither listed nor labelled) and getting the essential items sent forward by the only two lorries which could still be found in Aandalsnes. A runway measuring about 800 by 75 yards had been prepared with local labour, which had also swept the snow from a track between the main road and the lake edge.[7] Unfortunately, only one inadequate route had been swept from the edge to the runway; this was half a mile long and a foot deep in snow, and the stores had to be conveyed over it on three horse-drawn sledges, intermittently available. The village of Lesjaskog was two miles away, so that even the provision of forage for the horses involved difficulties. However by 5 p.m. (24th April), the servicing flight had laid out fuel and ammunition along the runway in small dumps and collected every possible tin, jug, or other container for refuelling. It had at once been perceived that the essential work of refuelling and starting machines would be difficult: only two refuelling troughs had been despatched, and the starter trolley could not be used as the batteries were uncharged and no acid had been sent with them. Moreover, the ground staff included only one trained armourer to maintain seventy-two Browning guns for the squadron. Two guns from a naval battery of Oerlikons, which was landed at the same time as the R.A.F. stores, had also arrived for anti-aircraft defence and a platoon of Marines to guard the petrol supply. Such was the position when No. 263 Squadron, commanded by Squadron-Leader J. W. Donaldson, took off from the deck of the Glorious, with four maps among eighteen pilots, none of whom had been in action previously, 180 miles from shore, in a snowstorm. Their aircraft were Gladiators—obsolescent biplanes which could operate from small landing-grounds. Escorted by two Skuas of the Fleet Air Arm, they descended on the lake at 6 p.m. without serious mishap, although the heaped-up snow at either side of the runway had melted during the day so that its ice surface was half covered by trickling water. Meanwhile, the Germans had flown high above the lake and reconnoitred it. Our aircraft were immediately refuelled and one section placed at instant readiness, but the enemy did not return that evening.
The night (not surprisingly) was bitterly cold. When daylight came, carburettors and aircraft controls were frozen stiff, and in the absence of batteries the engines were difficult to start. It was nearly two hours after first light when the first aircraft took off to protect the landing ground against an attack; one Heinkel was shot down but the enemy succeeded in dropping some bombs on the lake. At 7 a.m. two aircraft were sent to patrol the battle area, but the servicing party was still struggling to get more engines started when the main enemy onslaught began an hour and a half later. This was clearly timed to coincide with the opening of the land operations at Kvam, in which it was one main function of our own aircraft to give much-needed support. Heinkel bombers approached in threes, which broke formation as they came up to the target to bomb and machine-gun the lake from various heights. At least five Gladiators were destroyed before they could get into the air, but two rose to meet the first big attack and accumulators then helped up others. But many of the ground staff, who were strangers to the unit and unfamiliar with their aircraft, took shelter in the trees, from which they did not emerge, although the naval contingent dauntlessly fought their guns (including some borrowed Lewis guns) and although they could see their own officers and sergeants at their tasks of starting engines and refuelling and rearming aircraft.
In these circumstances, it took between one and one-and-a-half hours to refuel and rearm a single machine. Consequently most of the Gladiators were bombed and set alight or disabled by blast while awaiting fuel and ammunition on the ground.

Two sections of three aircraft took off during the forenoon, of which one renewed the patrol of the battle area at Kvam and gave encouragement to British and Norwegian forces alike, while the other sought to protect the landing ground. Altogether, forty fighter sorties were carried out during the day, in which the pilots engaged thirty seven separate enemy planes and shot down at least six. But there could be only one ending to a situation in which the enemy could attack our sole landing ground with numerically superior forces and almost without intermission, bringing up more dangerous aircraft (Junkers 88s) as the day wore on, and could safely surmise that we had no reinforcements within reach. In the afternoon the lake was fast becoming unusable as the bombs broke up the runway (132 craters were counted in the immediate vicinity of the lake); the belted ammunition was exhausted; and unarmed pilots were taking off in the brave but forlorn hope of turning enemy machines off their course and distracting their bomb-aimers by what could only be feint attacks.

An alternative landing place had been notified to the British at Setnesmoen, a Norwegian peace-time army camp just outside Aandalsnes, with a parade ground which was considered capable of forming a tolerable one-way landing ground. The necessary work had been put in hand at midday on the 23rd. The Squadron-Leader therefore flew to this position and sent back a message that the rest of the squadron were to transfer from Lesjaskog, where all aircraft no longer serviceable were to be wrecked and burned. The serviceable aircraft (apart from his own), by this time numbering only four, were moved accordingly, and at midnight the ground staff followed, bringing with them petrol and ammunition and leaving thirteen wrecked aircraft behind. The next day (26th April) it was decided that three aircraft should patrol the area of the landing ground and Aandalsnes, but they merely drove the enemy bombers to operate at heights to which the lack of oxygen equipment forbade our pilots to follow. The fourth aircraft acted as a scout in the Dombaas-Otta area, reporting troop movements to Force Headquarters, while the fifth was sent to examine Sunndal, where a German landing had been reported. Its engine failed completely, so that the pilot was obliged to descend by parachute, and by nightfall three others were unserviceable on account of damage which there was no means of repairing.

The one Gladiator left was not flown again. Instead, hopes were pinned on concealing Setnesmoen from the enemy until the arrival of No. 46 Squadron (Hurricanes), whose commanding officer landed on the evening of the 27th. He urged the Air Ministry to send his squadron at once, accompanied by key ground staff and servicing equipment in flying boats. But the Ministry ruled against this reinforcement: evacuation had now been decided upon, and in any case Hurricanes were not lightly to be expended. There remained the possibility of using No. 254 Squadron (Blenheim Fighters), which had been moved to Hatston in the Orkneys, and from there had succeeded in flying two one-hour patrols by three aircraft over Aandalsnes on the 25th, when they shot one Heinkel into the sea. On the 29th these patrols were renewed and plans made to increase their duration by refuelling the aircraft at Setnesmoen. But the Germans bombed Setnesmoen the same day, so the patrols found themselves unable to land.

Our attempt to base much-needed fighters in Central Norway was therefore abandoned after a trial of strength lasting forty-eight hours. The resulting situation was the more grave for our land forces as the Air Ministry was unable to accede to General Paget's requests for heavy-bomber attacks, whether against the enemy's guns massed at Kvam or against his lines of communication down to Lillehammer or against his airfield, on the ground that the targets were out of range.

http://www.ibiblio.org/hyperwar/UN/UK/UK-NWE-Norway/UK-NWE-Norway-8.html


От B~M
К Skvortsov (04.05.2021 11:11:15)
Дата 12.05.2021 20:56:54

Re: Вот тут...

>>>>>had found no petrol.
>>>>ну, довольно странно было бы найти на льду озера горючее, однако и сказать, что служба снабжения (мистер Такой-то и мистер Сякой-то) прое***лась тоже нельзя, отсюда такие речевые выкрутасы.
>>>Вроде проблемы были с доставкой из порта.
>>Или озаботиться иными средствами доставки из порта до "ледового аэродрома" по/вдоль ж/д? Но джентльменам не хватало "волшебного пенделя".
>Вот тут немного подробнее про проблемы с базированием в Норвегии:

Основной способ вылететь со службы у Черчилля как раз и заключался в том, чтобы присылать такие простыни с оправданиями вместо предложений по исправлению ситуации. Конечно, при этом часто впадали в другую крайность – предлагали совсем уж фантазийные идеи, но это, по крайней мере, было занимательно, а не скучно. Но я собрал из вашего отчёта наиболее яркие примеры того, как «мистер Такой-то и мистер Сякой-то», планировавшие и снабжавшие операцию, «прое***лись» на самых элементарных вещах:

>having experienced great difficulty in sorting their stores (which were neither listed nor labelled)
>getting the essential items sent forward by the only two lorries which could still be found in Aandalsnes (50km! - B~M)
>Unfortunately, only one inadequate route had been swept from the edge to the runway; this was half a mile long and a foot (!!! - B~M) deep in snow, and the stores had to be conveyed over it on three horse-drawn sledges, intermittently available. The village of Lesjaskog was two miles away, so that even the provision of forage for the horses involved difficulties.
>collected every possible tin, jug, or other container for refuelling
>only two refuelling troughs had been despatched, and the starter trolley could not be used as the batteries were uncharged and no acid had been sent with them.
>the ground staff included only one trained armourer to maintain seventy-two Browning guns for the squadron
>with four maps among eighteen pilots
>When daylight came, carburettors and aircraft controls were frozen stiff, and in the absence of batteries the engines were difficult to start
>many of the ground staff, who were strangers to the unit and unfamiliar with their aircraft
>In these circumstances, it took between one and one-and-a-half hours to refuel and rearm a single machine
>In the afternoon the lake was fast becoming unusable as the bombs broke up the runway (132 craters were counted in the immediate vicinity of the lake); the belted ammunition was exhausted; and unarmed pilots were taking off … by what could only be feint attacks.
>An alternative landing place … The necessary work had been put in hand at midday on the 23rd. … The serviceable aircraft (apart from his own), by this time numbering only four, were moved accordingly, and at midnight the ground staff followed, bringing with them petrol and ammunition and leaving thirteen wrecked aircraft behind. The next day (26th April) …
>Air Ministry was unable to accede to General Paget's requests for heavy-bomber attacks

Так что на “clearly timing” оказались способны исключительно Нибелунги:

>the main enemy onslaught began an hour and a half later. This was clearly timed to coincide with the opening of the land operations at Kvam, in which it was one main function of our own aircraft to give much-needed support.

А умная мысля приходит опосля:

>But there could be only one ending to a situation in which the enemy could attack our sole landing ground with numerically superior forces and almost without intermission, bringing up more dangerous aircraft (Junkers 88s) as the day wore on, and could safely surmise that we had no reinforcements within reach.

Ну и неиспользованные вовремя резервы:

>until the arrival of No. 46 Squadron (Hurricanes), whose commanding officer landed on the evening of the 27th. He urged the Air Ministry to send his squadron at once, accompanied by key ground staff and servicing equipment in flying boats
>There remained the possibility of using No. 254 Squadron (Blenheim Fighters), which had been moved to Hatston in the Orkneys, and from there had succeeded in flying two one-hour patrols by three aircraft over Aandalsnes on the 25th