От pamir70
К Skvortsov
Дата 17.07.2021 15:05:50
Рубрики WWII; ВВС;

Да хоть о Сибирской тайге

"Процесс был разработан советским авиационным инженером Леонтием Иовичем Рыжковым в 1935 году, когда он работал на Кунцевском заводе воздушных винтов. К 1940 году он был подробно изучен и описан во Всесоюзном институте авиационных материалов Я. Д. Аврасиным. Впоследствии технология её производства была усовершенствована специалистами завода «Карболит».
Дельта-древесина имела временное сопротивление растяжению 27 кг/мм², тогда как у сосны этот параметр составлял 11 кг/мм², у термически обработанного и состаренного дюралюмина Д-1А — 37 кг/мм², термически обработанного и состаренного дюралюмина Д-16 — 43 кг/мм². Такие характеристики позволяли, хотя и с некоторыми оговорками, использовать этот материал для создания боевых самолётов, удовлетворяющих имевшимся на тот момент требованиям. В частности, дельта-древесина (наряду с древесиной сосны, липы и берёзы) широко применялась в конструкции истребителя ЛаГГ-3, разработанного ОКБ-301 под руководством В. П. Горбунова. Также из неё некоторое время изготавливались части фюзеляжей и крыльев самолётов Ил и Як, некоторые детали машин и элементы производственной оснастки (для экономии металлов)."
В частности штампы для холодной штамповки дюраля.
https://midea-promo.ru/2021/03/26/%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B0-%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B0/

От digger
К pamir70 (17.07.2021 15:05:50)
Дата 18.07.2021 03:06:21

Re: Да хоть...

>Дельта-древесина имела временное сопротивление растяжению 27 кг/мм², тогда как у сосны этот параметр составлял 11 кг/мм², у термически обработанного и состаренного дюралюмина Д-1А — 37 кг/мм², термически обработанного и состаренного дюралюмина Д-16 — 43 кг/мм².

Это на миллиметр, а на килограмм с учетом более низкой плотности ~1.4 г/см3 выходит лучше, чем у алюминия. И еще более толстая деталь той же массы жестче и устойчивее, и фанера и дерево более устойчивы к усталостным трещинам(?).Даже сосна превосходит дюралюминий : сосна 11/0.5 = 22, дюраль 43/2.7 = 15, дельта-древесина 27/1.4 = 19.

От SSC
К digger (18.07.2021 03:06:21)
Дата 18.07.2021 15:08:20

Совершенно бессмысленные подсчёты

Здравствуйте!

>>Дельта-древесина имела временное сопротивление растяжению 27 кг/мм², тогда как у сосны этот параметр составлял 11 кг/мм², у термически обработанного и состаренного дюралюмина Д-1А — 37 кг/мм², термически обработанного и состаренного дюралюмина Д-16 — 43 кг/мм².
>
> Это на миллиметр, а на килограмм с учетом более низкой плотности ~1.4 г/см3 выходит лучше, чем у алюминия. И еще более толстая деталь той же массы жестче и устойчивее, и фанера и дерево более устойчивы к усталостным трещинам(?).Даже сосна превосходит дюралюминий : сосна 11/0.5 = 22, дюраль 43/2.7 = 15, дельта-древесина 27/1.4 = 19.

Это бессмысленные цифры. У дерева и древесных пластиков сопротивление радикально (в разы и на порядки) зависит от направления (поперёк - вдоль волокон), знака (растяжение-сжатие), типа нагрузки (например нагрузку на срез дерево переносит плохо). А ещё сопротивление зависит от влажности, при 30% уже сильно ниже чем при 12%. А ещё у дерева бывают плохо контролируемые дефекты.

В результате, реальные несущие конструкции из дерева получаются как правило тяжелее, чем стальные.

Вообще, проектирование лёгких деревянных несущих конструкций ближе к искусству, чем к математическому расчёту, характерному для конструкций металлических. В СССР перед ВМВ этим искусством полностью владел видимо только Яценко, но его беспощадно утрамбовал АСЯ, который сам кормился с этой поляны.

С уважением, SSC

От pamir70
К SSC (18.07.2021 15:08:20)
Дата 18.07.2021 18:15:56

Re: Совершенно бессмысленные...

>Вообще, проектирование лёгких деревянных несущих конструкций ближе к искусству,
Что не мешает это делать и на сию...Только не "деревянных"..а композитных.
И всё же..вспомним что дельта -древесина, вообще то «Пластик древесный слоистый»..

От SSC
К pamir70 (18.07.2021 18:15:56)
Дата 18.07.2021 23:11:32

Композиты Вы в тему вспомнили

Здравствуйте!

>>Вообще, проектирование лёгких деревянных несущих конструкций ближе к искусству,
>Что не мешает это делать и на сию...Только не "деревянных"..а композитных.

Ну и какова была ситуация с использованием композитов в силовом наборе до последнего времени?

>И всё же..вспомним что дельта -древесина, вообще то «Пластик древесный слоистый»..

Вспоминайте, кто против то?

С уважением, SSC

От pamir70
К SSC (18.07.2021 23:11:32)
Дата 19.07.2021 06:16:42

Re: Композиты Вы...

>Ну и какова была ситуация с использованием композитов в силовом наборе до последнего времени?
Использовались
>Вспоминайте, кто против то?
Я то помню. Это и остальным - напоминалка

От марат
К pamir70 (18.07.2021 18:15:56)
Дата 18.07.2021 20:56:56

Re: Совершенно бессмысленные...

>>Вообще, проектирование лёгких деревянных несущих конструкций ближе к искусству,
>Что не мешает это делать и на сию...Только не "деревянных"..а композитных.
>И всё же..вспомним что дельта -древесина, вообще то «Пластик древесный слоистый»..
Есть просто деревянные, а есть слоистые. При составлении слоев их ориентируют перпендикулярно слой к слою именно для выравнивания характеристик.
Так что просто деревянные это искусство, а дельта-древесина уже ближе к инженерному расчету.
С уважением, Марат

От digger
К марат (18.07.2021 20:56:56)
Дата 18.07.2021 23:23:35

Re: Совершенно бессмысленные...

>Есть просто деревянные, а есть слоистые. При составлении слоев их ориентируют перпендикулярно слой к слою именно для выравнивания характеристик.

Одинаковые характеристики по всем направлениям не нужны, поскольку нагрузки разные.Лонжерон Москито
http://legendsintheirowntime.com/LiTOT/Mosquito/Mosquito_Av_4405-06_DA.html
http://legendsintheirowntime.com/LiTOT/Mosquito/Mosquito_Av_4405-06_DA_fig6.png


- коробка из верха из 3-х склеенных сосновых деталей, которые несли основную нагрузку на изгиб и сжатие, фанерных боковин и низа из растянутых досок, которые несли нагрузку на растяжение (когда крыло несет самолет и изгибается вверх).Т.е. основные силовые элементы - не фанера, а древесина.

От pamir70
К digger (18.07.2021 03:06:21)
Дата 18.07.2021 05:15:17

А можно уточнить, КАКАЯ именно сосна )

Ну и как обработанная)))) предварительно

От Skvortsov
К pamir70 (18.07.2021 05:15:17)
Дата 18.07.2021 08:03:49

Re: А можно...

>Ну и как обработанная)))) предварительно

Да вот тут все написано

https://studizba.com/files/show/djvu/1549-80-proizvodstvo-derevyannyh-samoletov.html


От pamir70
К Skvortsov (18.07.2021 08:03:49)
Дата 18.07.2021 09:01:27

Самый простой вопрос.А то не написано)))

>Да вот тут все написано
Ангарская или среднеевропейская ?))))

От Skvortsov
К pamir70 (18.07.2021 09:01:27)
Дата 18.07.2021 10:20:44

Re: Самый простой...

>>Да вот тут все написано
>Ангарская или среднеевропейская ?))))

Ангарская прочнее, но у нее плотность выше.
Поэтому удельная прочность на кг должны быть сопоставимы.

Но я не настоящий сварщик.

От Skvortsov
К pamir70 (17.07.2021 15:05:50)
Дата 17.07.2021 15:27:03

Re: Да хоть...

>"Процесс был разработан советским авиационным инженером Леонтием Иовичем Рыжковым в 1935 году, когда он работал на Кунцевском заводе воздушных винтов.

И вроде передал все материалы в ВИАМ, где в 1940 разработали промышленную технологию.

От pamir70
К Skvortsov (17.07.2021 15:27:03)
Дата 17.07.2021 15:47:00

Re: Да хоть...

> в 1940 разработали промышленную технологию.
Только не "В" а "К" ))). Для массового производства. И книжку Аврасин Я. Д написал...

От Skvortsov
К pamir70 (17.07.2021 15:47:00)
Дата 17.07.2021 20:42:15

Re: Да хоть...

>> в 1940 разработали промышленную технологию.
>Только не "В" а "К" ))). Для массового производства. И книжку Аврасин Я. Д написал...

Да вроде до ЛаГГ-3 ее не применяли.

От pamir70
К Skvortsov (17.07.2021 20:42:15)
Дата 17.07.2021 21:30:35

Re: Да хоть...

>Да вроде до ЛаГГ-3 ее не применяли.
Угу....
И воздушные винты не делали, и силовой набор (шпангоуты и лонжероны), и выравнивающих прокладок, законцовок силовых бобышек, обшивки лонжеронов, закрылков, предкрылков, щитков, лючков, плоскостей и носков стабилизатора, туннелей радиатора, гаргротов фюзеляжей, обшивки крыльев и центроплана и носков крыла и центроплана.
И даже...самосмазывающихся подшипников.
Ну..и ,разумеется,"для штампов, предназначенных для холодной штамповки алюминиевых и магниевых сплавов, различных вспомогательных производственных приспособлений, а также в качестве электроизоляционного материала в электроаппаратуре."(с)

От Skvortsov
К pamir70 (17.07.2021 21:30:35)
Дата 18.07.2021 08:03:00

Re: Да хоть...

>>Да вроде до ЛаГГ-3 ее не применяли.
>Угу....

Вроде дельту-древесину только в январе 1941 начали выпускать.

"Однако реально в январе 1941 г. к производству дельта-древесины смогли приступить только 2 комбината- Муромский и Микашевичский, остальные не располагали соответствущим оборудованием .Вскоре выяснилось, что д-д, вырабатываемая в Микашевичах на основе водных смоляных клеев, не соответствует тех. требованиям, предьявляемым НКАП и , по сути, являтся браком. Таким образом , на некоторое время Муромский комбинат стал единственным производителем дельта-древесины в стране."

От pamir70
К Skvortsov (18.07.2021 08:03:00)
Дата 18.07.2021 08:59:32

Re: Да хоть...

>Вроде
"..С 8 марта 1941 г. производство дельта-древесины стало столь крупномасштабным, что руководство авиапромышленностью сочло возможным часть выпуска закладывать в моб. запас."
"Вроде" за квартал перекрыли все потребности? )))

От Skvortsov
К pamir70 (18.07.2021 08:59:32)
Дата 18.07.2021 10:07:07

Re: Да хоть...

>>Вроде
>"..С 8 марта 1941 г. производство дельта-древесины стало столь крупномасштабным, что руководство авиапромышленностью сочло возможным часть выпуска закладывать в моб. запас."
>"Вроде" за квартал перекрыли все потребности? )))

Речь шла о том, что не было промышленного выпуска дельта-древесины до начала 1941 г.