От dragon.nur
К All
Дата 22.07.2022 14:09:51
Рубрики WWII; ВВС; Военные игры; 1917-1939;

Алюминиевая пятница

Не будем погружаться в дебри 16 века, в малютоскуратовщину и рижский порт, хватит и другой развилки.

Так ли хорошо, что мы лишились любвеобильного регионального предводителя нового дворянства под занавес 1934 года? А если бы раньше?


[29K]



РасчЛенинграда в привычном нам виде могло и не быть. Остался бы Эрмитаж, Зимний с дырочкой в правом боку от авроровской шестидюймовки, места отправлений естественных надобностей и паломничеств нового религиозного культа с мыльцем то бишь экскурсии по ленинским местам…

В 20-е гг. прошлого века шла серьезная дискуссия о переносе Ленинграда куда-нибудь на Урал или на юг России вместе с его промышленными предприятиями.

Скорее всего, остался бы Балтийский флот и некоторая инфраструктура его обслуживания и, возможно, что-то из судостроя, может быть, случился бы окончательный развод флота и города, с переводом в Ручьи и Кронштадт. Однозначно была бы авиация. Что-то взяла бы на себя торговля, что-то культура, в том числе и вышеупомянутая новая революционная…

Но бывшая столица, этот царский оплот, должна была самостоятельно угаснуть, превратившись в малонаселенный областной центр, вроде Мюнхена с его известной пивной.

Едва ли не со старта своего пребывания на посту персека обкома ВКП (б), Сергей Миронович Киров столкнулся с проблемой перебоев в работе железнодорожного узла.

В начале 1926 г. в результате нового витка «топливного голода» на путях задержались железнодорожные эшелоны с углем для «Красного путиловца» и Невского машиностроительного завода – важных предприятий ленинградской промышленности. На протяжении 20-х гг. подобные перебои с поставкой топлива были частым явлением. Причин этому было множество: изношенность путей, подвижного состава, незавершенность мероприятий по преодолению послевоенной разрухи, нехватка кадров (в первую очередь квалифицированных), обслуживающих транспорт и т.д.

Хронические перебои со снабжением Ленинграда топливом, приводившие к срыву мероприятий по переходу к индустриализации, в середине 20-х гг. заставили некоторых представителей хозяйственного руководства страны сомневаться в целесообразности сохранения статуса Ленинграда как крупного промышленного центра. Возникла дискуссия.

Сторонники теории «затухания» Ленинграда выступали за постепенную эвакуацию местных заводов (а также научно-технических центров) вглубь страны. Они ссылались на удаленность мегаполиса от основных топливных баз. Сторонники «затухания» призывали обратить внимание, прежде всего на слишком высокую для экономики страны стоимость перевозок по железной дороге: Экономисты-отраслевики доказывали свою точку зрения следующим примером: паровоз, доставляя в Ленинград тысячу тонн донецкого угля, сам сжигает 132 тонны. Если учесть, что годовая потребность Ленинграда в каменном угле возросла до 4 миллионов тонн, то паровозы израсходуют 528 тысяч тонн. Также следует учитывать износ и простой вагонов.

Ещё можно вспомнить о невозможности прокормить себя и банальной продовольственной зависимости — от хлеба до жиров и мяса.

Иными словами, сторонниками ужатия Ленинграда говорилось о том, что Северо-Запад является своего рода народным иждивенцем.

Но С.М. Киров принадлежал к другому лагерю и был против перемещения ленинградской промышленности. В своих выступлениях он обращал внимание на дороговизну подобного перемещения. Во-первых, по самым приблизительным расчетам при реализации плана его оппонентов предполагалось переселить не менее 500 тысяч рабочих и членов их семей. Во-вторых, перевозка оборудования закономерно предполагала остановку производства, что в условиях индустриализации принесло бы ущерб многим отраслям экономики (в середине 20-х гг. по машиностроению Ленинград давал 24 % общесоюзной продукции, по электротехнической промышленности – половину, по турбинам и тракторам – являлся единственным поставщиком).

А мы теперь посмотрим под другим углом — это было ещё до индустриализации. Трактора могли производить и Кичкасс, и Токмак, броневую сталь — Мариуполь вместо Ижоры, ЛОМО мог переехать по адресу стекольного производства в Изюм, рядом с тогдашней столицей УССР Харьковым. Турбины начинал производить именно Харьков, электротехника… да она по большей части всё равно была импортная, а собственное производство опиралось на импортные компоненты и так производить её можно было где угодно, хоть в Подмосковье, хоть в Ростове, хоть в Нижнем Новгороде.

Но Киров многое сделал для осуществления планов перехода ленинградской промышленности на бездотационный порядок работы. Им был отдан приоритет: в кратчайшие сроки решить проблему топливных поставок.

С.М. Киров предпринял усилия и в отношении освобождения от импорта топлива, даже нефть вынуждены были получать преимущественно из-за границы, причем платили за нее золотом — и это, напомню, имея собственную бакинскую нефть и глубоководный батумский нефтяной порт. Вместо строительства и консервации с хранением бессмысленных мастодонтов царской эпохи - линкоров-"Измаилов" можно и нужно было утилизировать уже построенные корпуса в танкеры.

Кроме того, в середине 20-х годов ленинградские предприятия вынуждены были заказывать за границей также и уголь, т.к. поставка отечественного угля из Донбасса обходилась очень дорого — в царское время донецкий уголь стоил 8-14 копеек за пуд, кардифф 16-20, но поставка по железной дороге была дороже морской не только во время развивающегося капитализма, но даже и во время военного коммунизма.


Тогда в дискуссии между сторонниками «затухания» Ленинграда и ее противниками была поставлена точка, но в наших силах её превратить в запятую?

К концу 20-х гг. на торфе и сланцах город добился временной энергетической независимости, самоокупаемости промышленности и, в конечном счете, сохранению своего состояния одного из крупнейших городов СССР.
Значительный вклад внес Сергей Миронович Киров, справедливо увековеченный в топонимике города и Ленинградской области, но, получается, не будь Кирова — не было бы и Блокады, не было бы нужды в чудовищных трудозатратах по эвакуации населения и предприятий, в сотнях тысяч жертв… А передовые отряды коммунистического пролетариата поехали бы сеять мораль строителей коммунизма в тепло...

МНВ: Первым кольчугалюминиевым ледорубом замочили Кирова прямо в 1925 году. Причём троцкисты-альпинисты. Тогда же Фрунзе зарезали врачи-вредители почти за 30 лет, до того, как это стало в тренде.

Таким образом, в 1926 году отстаивать промышленность колыбели революции некому и привозной уголь с мазутом можно потратить на что-то не менее толковое. Например, на создание где-то в районе ст. Озерки завода комплексной переработки апатитов-нефелинов-уртитов в цемент, калиевые удобрения и глинозём, а не только расширять Волховстрой. Конечно, возить придётся, преимущественно морским и речным транспортом, но при этом тот глинозём, который не смогут переработать на Волховском алюминиевом, можно смело переправлять первыми советскими нефтерудовозными баржами... да хоть в Гурьев или Каспийск, где построить стомегаваттную электростанцию из ГЭУ одного малоосмысленного советского суперлинкора. 300 тысяч тонн мазута в Баку не лишние, но найдутся - а это сконвертируется в 60 тысяч тонн алюминия в год, примерно так.

Вот что делать с легирующими - с магнием, с медью, цинком-титаном-литием-лантаном - пока не придумал.

С уважением, Эд

От B~M
К dragon.nur (22.07.2022 14:09:51)
Дата 02.08.2022 10:19:17

Re: Алюминиевая пятница

>Вместо строительства и консервации с хранением бессмысленных мастодонтов царской эпохи - линкоров-"Измаилов" можно и нужно было утилизировать уже построенные корпуса в танкеры.

Ещё в дирижабли можно переделать, да. Хотя в уже в 1923 три из четырёх корпусов "Измаилов" продали и отбуксировали на слом в Германию, но это не должно останавливать полёт вашей мысли.

От Boris
К dragon.nur (22.07.2022 14:09:51)
Дата 22.07.2022 21:52:35

Re: Алюминиевая пятница

Доброе утро,

Хорошая тема. Интересно, что-то из современных документов отложилось? ГА РФ обещает оцифровать фонды СТО:

http://opisi.garf.su/default.asp?base=garf&menu=2&v=2&node=579&cf=837755&fond=269

Имхо, перевозка промышленности в таких масштабах это утопия. «Можно вывезти девушку из деревни, но нельзя вывести деревню из девушки» (с) - почитайте про реэвакуацию КБ Завода им Коминтерна из Нижнего Тагила в 1945-52… При несоизмеримых ресурсах, почти все разъехались из, казалось бы, идеального для работы города, даже сменив род занятий


С уважением, Boris.

От fenix~mou
К dragon.nur (22.07.2022 14:09:51)
Дата 22.07.2022 20:13:39

Концетрацию людей учтите - спаяных отношениями.

Здравствуйте.

Кадры и давно сложившаяся логистика.
Ресурсы то любые можно привезти.

От Prepod
К dragon.nur (22.07.2022 14:09:51)
Дата 22.07.2022 18:08:38

ИМХО малореалистично


>А мы теперь посмотрим под другим углом — это было ещё до индустриализации.
Дело как раз в том, что Ленинград обеспечивал эту самую индустриализацию.
И Краснопутиловский завод, и ЛМЗ и Ижорский и Электросила, и много ещё какие заводы важны именно потому, что производили тогдашний машиностроительный хайтек. Прежде всего энергетическое оборудование (котлы, турбины и пр). Это только кажется, что индустриализация - сплошной импорт. Сразу после Гражданской войны Ленинградскую промышленность переориентировали с оборонки на план ГОЭЛРО. Ещё до индустриалищации, на старом оборудовании. Потом проводили модернизацию, не новые производства создавали, а на старых оборудований меняли.
Ленинград в этом качестве был безальтернативен. С началом индустриализации - тем более. Энергетика до мирного атома и газификации это вообще слабое место, что при царях, что при генеральных секретарях. Каждому заводу хочешь-не-хочешь, а нужны свои автономные мощности, централизованное снабжение лепестрическом - штука крайне ненадежная, а тёплом - вообще за гранью фантастики.
И всю вот эту централизованную и автономную энергетику обеспечивал Ленинград. А трактора и сталь броневая, да даже краны это в сущности мелочи.

>Тогда в дискуссии между сторонниками «затухания» Ленинграда и ее противниками была поставлена точка, но в наших силах её превратить в запятую?
Нет. Потому что речь здесь идёт о дискуссиях, которые допускал тов.Зиновьев. Весь этот бедлам ушёл вместе с ним.
>К концу 20-х гг. на торфе и сланцах город добился временной энергетической независимости, самоокупаемости промышленности и, в конечном счете, сохранению своего состояния одного из крупнейших городов СССР.
Использование местных ресурсов в виде торфа и сланцев это не заслуга Кирова, это безальтернативные решения на уровне Ленингралского обкома партии. Других доступных промышленности энергоносителей в Ленобласти нет. Кроме Дров, конечно.

>МНВ: Первым кольчугалюминиевым ледорубом замочили Кирова прямо в 1925 году. Причём троцкисты-альпинисты. Тогда же Фрунзе зарезали врачи-вредители почти за 30 лет, до того, как это стало в тренде.
Кирова 25 году пыл первым секретарем в Азербайджане, и замочить его могли разве что недобитые мусаватисты -)) А если бы и замочили, появление Кирова в Ленинграде во многом случайность. Он орговик был неплохой, а оратор вообще зашибастый. Что и требовалось в тот период. Но эти качества не уникальны, таких хватало в ВКП(б).
>Таким образом, в 1926 году отстаивать промышленность колыбели революции некому и привозной уголь с мазутом можно потратить на что-то не менее толковое.
В 26 году в Ленинграде происходило что угодно, только не борьба против переноса промышленности. Там политбюро чуть ли не в полном составе ездило по заводам и мочило на партсобраниях Зиновьева. Убеждали легендарных «питерских рабочих» (с) отринуть уклоны и вернуться в лоно Ленинского ЦК.
Изложенный Вами тезис - одна из предъяв Зиновьеву. Справедливая или нет, второй вопрос.
Так что промышленности города Ленина ничего не угрожало.
Влияние же на этот процесс личности Сергей Мироныча околонулевое.

От Р.М.
К dragon.nur (22.07.2022 14:09:51)
Дата 22.07.2022 15:54:14

Re: Алюминиевая пятница

Строили ещё начиная с 1916 года ещё одну магистраль в Питер из Донбасса для подвоза угля, но, ПМСМ, именно в 1934 году этот проект был окончательно свёрнут.
Вы забыли ещё про Волховстрой и ГОЭРЛО. Отчасти упомянув лишь торфодобычу. Собственно Волховстрой решил часть проблемы энергоснабжения города, но могли быть и другие проекты с электричеством.

От dragon.nur
К Р.М. (22.07.2022 15:54:14)
Дата 22.07.2022 16:25:57

Re: Алюминиевая пятница

>Вы забыли ещё про Волховстрой и ГОЭРЛО. Отчасти упомянув лишь торфодобычу.
Я не забыл; я упомянул, что энергия Волховстроя в немалой части уходила на электролизеры Волховского алюминиевого завода (источник сырья -- легкодоступный, но довольно ограниченный тихвинский бокситоносный район).
С уважением, Эд

От Begletz
К dragon.nur (22.07.2022 14:09:51)
Дата 22.07.2022 15:01:35

Re: Алюминиевая пятница

>>В начале 1926 г. в результате нового витка «топливного голода» на путях задержались железнодорожные эшелоны с углем для «Красного путиловца» и Невского машиностроительного завода – важных предприятий ленинградской промышленности. На протяжении 20-х гг. подобные перебои с поставкой топлива были частым явлением. Причин этому было множество: изношенность путей, подвижного состава, незавершенность мероприятий по преодолению послевоенной разрухи, нехватка кадров (в первую очередь квалифицированных), обслуживающих транспорт и т.д.

В целом дельно, но этот абзац коряв. Уж что-то одно, или "в результате топливного голода" (т е была одна причина), или "причин было множество". Да и сама идея, что эшелон с углем стоит из-за топливного голода выглядит нонсенсом.

От dragon.nur
К Begletz (22.07.2022 15:01:35)
Дата 22.07.2022 16:20:03

Re: Алюминиевая пятница

>В целом дельно, но этот абзац коряв.
Спасибо за ваше замечание, но не обессудьте, переделывать уже не получится, редактура сообщений отсутствует во избежание хлестаний на фиалках, насколько мне известно. Попробую переделать позже и довыложить.
>Да и сама идея, что эшелон с углем стоит из-за топливного голода выглядит нонсенсом.
Не всегда. Некоторые энергетические и коксующиеся угли невозможно или, по крайней мере, очень нелегко сжечь в топке паровоза, она к ним просто не приспособлена.
С уважением, Эд

От Begletz
К dragon.nur (22.07.2022 16:20:03)
Дата 23.07.2022 03:21:59

А разве паровозы тех времен не могли ходить даже на дровах? (-)


От Iva
К Begletz (23.07.2022 03:21:59)
Дата 25.07.2022 15:11:19

Re: А разве...

Привет!

насколько читал - разные колосники нужны были для дров и угля. Почему российские дороги в 1860-х переходить на уголь не торопились.

Владимир

От Boris
К Begletz (23.07.2022 03:21:59)
Дата 23.07.2022 08:04:26

Re: А разве...

Доброе утро,
могли конечно, но «медленно и печально», см.
https://parovoz.com/phpBB2/viewtopic.php?t=1668 . И дрова тоже нужно где-то брать - заготавливать, сушить, перевозить, а это снова расходы.



С уважением, Boris.

От Кострома
К dragon.nur (22.07.2022 14:09:51)
Дата 22.07.2022 14:58:09

Re: Алюминиевая пятница



>Ещё можно вспомнить о невозможности прокормить себя и банальной продовольственной зависимости — от хлеба до жиров и мяса.

>
ПО справделивости - ни один крупный город не может прокормить себя.
Собственно - в городе жиры и мясо не живут.
Ту же москву кормила вся европейская россия - от Вологды до белгорода.
Равно как все крупные города зависят от завоза топлива.
Но однако же мегаполисы есть и продолжают расти

От Кострома
К Кострома (22.07.2022 14:58:09)
Дата 22.07.2022 17:05:21

Кстати о дефицитах

В городе Москве натурально не то что еды не хватало - а воды не было.

Но как прикинули - получилось что волгу проще перенести в Москву - чем Москву - в васюки

От Iva
К dragon.nur (22.07.2022 14:09:51)
Дата 22.07.2022 14:43:08

Re: Алюминиевая пятница

Привет!

>Едва ли не со старта своего пребывания на посту персека обкома ВКП (б), Сергей Миронович Киров столкнулся с проблемой перебоев в работе железнодорожного узла.

>В начале 1926 г. в результате нового витка «топливного голода» на путях задержались железнодорожные эшелоны с углем для «Красного путиловца» и Невского машиностроительного завода – важных предприятий ленинградской промышленности. На протяжении 20-х гг. подобные перебои с поставкой топлива были частым явлением. Причин этому было множество: изношенность путей, подвижного состава, незавершенность мероприятий по преодолению послевоенной разрухи, нехватка кадров (в первую очередь квалифицированных), обслуживающих транспорт и т.д.

причина этого была одна - промышленность СПБ была построена в расчете на английский уголь, поставляемый морем. Поэтому при прекращении этих поставок в 1914 начались проблемы.

Владимир