От HorNet
К All
Дата 25.02.2011 16:04:48
Рубрики WWII; ВВС;

Вопрос по бортовому радиооборудованию В-29

Граждане, вопрос такой:

В ряде публикация попадалось поверхностное описание навигационного приема Uncle Dog. Вкратце: при возвращении после бомбардировок Японии на Иводзиму сил USAAF, предполагалось и постоянно оказывалось, что существенная часть эскортных Р-51D выйдет над Японией к берегу океана, потеряв "суперфорты". Это касалось и разницы крейсерских скоростей машин, из-за которых на пути обратно "мустанги" уже не оставались с пустыми "крепостями" все время, а в целях экономии топлива отрывались от них на своей более высокой экономичной скорости. Т.к. на этих машиных был только магнитный компас, у побережья их ждали 4-6 "крепостей", не из состава ударной группы, которые шатались там именно как лидировщики. Первая пара-две дожидались сбора основной части "мустангов" и уводила их прямым лидированием на Иво. Последняя пара, покрутившись еще какое-то время, тоже разворачивала оглобли домой, параллельно начиная одновременные передачи кодом Морзе букв U и D. На Р-51 стояла только УКВ-набивка комплекса AN/ARC-5, и они могли принимать только УКВ. Однако похоже, что два из приемников "мустангов" были слегка разведены по частоте, ибо U принималась на фюзеляжные антенны левого борта, а D - на правые. Ориентируясь по уровню того или иного сигнала - т.к. буквы с обоих приемников поступали одновременно - пилот Р-51 понимал, слева или справа от него находится лидер, и имел возможность хоть как-то улучшить свою Dead Reckoning.
Вопрос: а с помощью какой аппаратуры В-29 передавали эти сигналы? Я далек от мысли, что два радиста сидели и долбили инверсные по своей структуре U и D с ключей, манипулирующих штатными радиостанциями, поэтому может быть в состав оборудования В-29 входили какие-либо автоматические датчики-радиомаяки? Более того, для строгой одновременности это должны были быть не просто датчики кода Морзе, они должны были как-то синхронизироваться... Кто-нибудь детально изучал радиооборудования В-29, коль скоро их клонировали в Союзе?

От Геннадий Нечаев
К HorNet (25.02.2011 16:04:48)
Дата 25.02.2011 17:40:59

Re: Странно, поскольку AN/ARC-5 - это таки флотский комплект. Но попробую.

Ave!
...ответить.
Для точности, аналогичный армейский был и назывался SCR-274-N Command Radio Set

>На Р-51 стояла только УКВ-набивка комплекса AN/ARC-5, и они могли принимать только УКВ. Однако похоже, что два из приемников "мустангов" были слегка разведены по частоте, ибо U принималась на фюзеляжные антенны левого борта, а D - на правые.

Тут дело такое, что оба комплекта - это в полном смысле слова "сэт". Насколько я помню, в полный комплект SCR-274-N входило до восьми приемо-передающих радиостанций как сказали бы сейчас блочно-модульной конструкции, которые (по крайней мере на бомберах) набивались при необходимости в стойки. Насколько я помню инструкцию по B-25J-30 на нем можно было поставить до шести комплектов одновременно, причем управлялись они с одного большого пульта радиста (тоже блок в стойку загонялся) + до шести выносных дистанционных, один у пилотов стоял точно.
.
>Вопрос: а с помощью какой аппаратуры В-29 передавали эти сигналы?

Я практически стопудово уверен, что с помощью того же комплекта AN/ARC-5 или SCR-274-N, естественно, расширенного состава. Полный комплект всех "примочек" к этим радиостанциям стандартизирован занимает более сотни позиций (а то и под 200 - их очень долго использовали, до 60-х), где лишь черта в ступе нет: от расширенных стоек и блоков питания под разные напряжения, до магнитофонов, устройств постановки помех и панорамных индикаторов. Если интересно - могу покопатья, у меня где-то был.

>Я далек от мысли, что два радиста сидели и долбили инверсные по своей структуре U и D с ключей, манипулирующих штатными радиостанциями, поэтому может быть в состав оборудования В-29 входили какие-либо автоматические датчики-радиомаяки?

Такая штука, периодически посылающая сигналы, называется "автоматический телеграфный манипулятор", и конструкций их - пруд пруди, от механических, буквально "заводных" на основе часового механизма до электронных. Наверняка такое устройство входило в состав комплектации AN/ARC-5. Просто к нему подключалась пара передатчиков типа T-23/ARC-5 или T-126/ARC-5 (единственные укв-шные в составе комплекса) - и полный вперед, пищать в эфире.

>Более того, для строгой одновременности это должны были быть не просто датчики кода Морзе, они должны были как-то синхронизироваться...

Это не представляет ни малейшей проблемы, как в случае механического, так и в случае электронного датчика. Вопрос в паре лишних контактов или паре реле.

Кто-нибудь детально изучал радиооборудования В-29, коль скоро их клонировали в Союзе?

Вас интересует конкретно тип автоматических манипуляторов? щаз я назвать его сходу не могу, но могу поискать. Уверен, что это очень несложное устройство входило в штатный комплект.

У кошки - четыре ноги: вход, выход, земля и питание.

От HorNet
К Геннадий Нечаев (25.02.2011 17:40:59)
Дата 25.02.2011 17:55:11

SCR-274 - не полный аналог ARC-5, ибо имел один пульт или КВ, или УКВ по выбору

>Тут дело такое, что оба комплекта - это в полном смысле слова "сэт". Насколько я помню, в полный комплект SCR-274-N входило до восьми приемо-передающих радиостанций как сказали бы сейчас блочно-модульной конструкции, которые (по крайней мере на бомберах) набивались при необходимости в стойки.>.

Я в курсе. На истребителях USN было стандартно пять устройств - два КВ и три УКВ. А вот на Р-47 и Р-51, насколько я понимаю, КВ приемники и передатчики не ставились. В этом отличие AN/ARC от SCR. Дело в том, что SCR сначала пошли по ленл-лизу в Британию, и состав оборудования для своих сил формировался в значительнйо степени под влиянием опыта Fighter Command RAF.

>Такая штука, периодически посылающая сигналы, называется "автоматический телеграфный манипулятор", и конструкций их - пруд пруди, от механических, буквально "заводных" на основе часового механизма до электронных. Наверняка такое устройство входило в состав комплектации AN/ARC-5. Просто к нему подключалась пара передатчиков типа T-23/ARC-5 или T-126/ARC-5 (единственные укв-шные в составе комплекса) - и полный вперед, пищать в эфире.

Номера - в студию, плиз;-))
На B-29 стояли два 274-х - один на 7, второй - на 13 устройств. Хорошо бы уточнить, что там и как в стандартном варианте.


От Геннадий Нечаев
К HorNet (25.02.2011 17:55:11)
Дата 25.02.2011 18:24:44

Re: SCR-274 -...

Ave!

>Я в курсе. На истребителях USN было стандартно пять устройств - два КВ и три УКВ. А вот на Р-47 и Р-51, насколько я понимаю, КВ приемники и передатчики не ставились.

Ставились иногда, в зависимости от театра. На Р-47М ЕМНИП, вообще штатно.

>Номера - в студию, плиз;-))

А это - обождите, мне еще добраться до "кладезя" надо-ть!

>На B-29 стояли два 274-х - один на 7, второй - на 13 устройств. Хорошо бы уточнить, что там и как в стандартном варианте.

Так думаю - что от серии зависит и от подразделения. Здесь я вам не помогу - конкретный состав борта не знаю. Если только случайно всплывет.

У кошки - четыре ноги: вход, выход, земля и питание.

От Геннадий Нечаев
К Геннадий Нечаев (25.02.2011 18:24:44)
Дата 25.02.2011 18:28:44

Re: Кстати, не исключаю, что опция automatic beacon

Ave!
Была встроена в какой-то из укавиных трансмиттеров, одни из них я видел (рабочий), но за давностью просто не помню. Погляжу в мануале.

У кошки - четыре ноги: вход, выход, земля и питание.

От HorNet
К Геннадий Нечаев (25.02.2011 18:28:44)
Дата 25.02.2011 19:09:33

Спасибо. Ожидаю, ой, оевреиваю;-))) (-)


От Геннадий Нечаев
К HorNet (25.02.2011 16:04:48)
Дата 25.02.2011 16:58:01

Re: Вопрос по... (-)


От Белаш
К HorNet (25.02.2011 16:04:48)
Дата 25.02.2011 16:27:27

А в мануале по В-29 нет?

Приветствую Вас!
>Граждане, вопрос такой:

>Вопрос: а с помощью какой аппаратуры В-29 передавали эти сигналы? Я далек от мысли, что два радиста сидели и долбили инверсные по своей структуре U и D с ключей, манипулирующих штатными радиостанциями, поэтому может быть в состав оборудования В-29 входили какие-либо автоматические датчики-радиомаяки? Более того, для строгой одновременности это должны были быть не просто датчики кода Морзе, они должны были как-то синхронизироваться... Кто-нибудь детально изучал радиооборудования В-29, коль скоро их клонировали в Союзе?

http://avaxhome.ws/ebooks/history_military/B-29_Commander_manual.html
С уважением, Евгений Белаш

От HorNet
К Белаш (25.02.2011 16:27:27)
Дата 25.02.2011 16:53:10

Спасибо. Сейчас посмотрим... Хотя вряд ли там это будет. (-)


От HorNet
К HorNet (25.02.2011 16:53:10)
Дата 25.02.2011 17:15:58

Не-а, нет. На 131-й стр. написано, что в этом мануале такой инфы не будет. (-)


От HorNet
К HorNet (25.02.2011 17:15:58)
Дата 25.02.2011 17:36:20

Ваще, изучая любой амеровский мануал на пилотирование, не уснешь точно;-)

Картинки разные прикольные, шутки юмора... Меня еще первый на TBF поразил своими шаржами на незадачливых пилотов, попадающих по глупости в аварийные ситуации. А ведь это - документ, причем официальный. У нас над аналогичными засыпаешь, но снится тебе исключительно прокурор... Разница в философии - налицо;-))

От Мазила
К HorNet (25.02.2011 17:36:20)
Дата 26.02.2011 01:37:15

У Кербера про это хорошо: пут-пут

Есть контакт!
А вот уж, кажется, совершеннейшие пустяки, «глупости», но и они тормозили дело. К самолету была приложена куча описаний и инструкций, их следовало перевести. Своих знатоков английского у нас не хватало, пригласили переводчиков со стороны, но те, хорошо владея языком, оказались незнакомыми с авиационной и вообще технической терминологией. Вечерами садимся за редактуру и делаем открытие. Оказалось, американцы, авторы инструкций, ставили себе целью донести свои знания до читателей лаконично и наглядно, наши же канцелярские обычаи легли здесь бревнами поперек дороги. Читаем, например, в инструкции: «Запустить пут-пут». Что это такое, «пут-пут»? Перерываем словари, энциклопедии, но ответа нет. И только в Казани, когда стали готовить к полету первую машину, все выяснилось. Запустили аварийный движок, а он и затарахтел: пут, пут, пут, пут... Так вот это что было в инструкции — это было просто подражание звуку выхлопа движка. Нет, такого мы позволить не могли, и короткое «пут-пут» превратилось у нас в: «Для этой цели следует запустить вышеупомянутый агрегат, состоящий из двухцилиндрового, двухтактного бензинового движка воздушного охлаждения, приводящего в движение 4-полюсный генератор постоянного тока с компаундным возбуждением, служащий для питания электросети самолета при неработающих двигателях»!
Спасибо и удачи!

От Белаш
К Мазила (26.02.2011 01:37:15)
Дата 26.02.2011 14:02:38

Это если писал Кербер. (-)


От Lazy Cat
К Мазила (26.02.2011 01:37:15)
Дата 26.02.2011 03:24:06

Re: У Кербера...

> Нет, такого мы позволить не могли, и короткое «пут-пут» превратилось у нас в: «Для этой цели следует запустить вышеупомянутый агрегат, состоящий из двухцилиндрового, двухтактного бензинового движка воздушного охлаждения, приводящего в движение 4-полюсный генератор постоянного тока с компаундным возбуждением, служащий для питания электросети самолета при неработающих двигателях»!

Ну это уж наверное чутка сгустил краски для контрастности и эффекта. Наверняка написали просто "запустить ВСУ"
:)

От Белаш
К HorNet (25.02.2011 17:36:20)
Дата 25.02.2011 17:53:52

Увы :).

Приветствую Вас!
>Картинки разные прикольные, шутки юмора... Меня еще первый на TBF поразил своими шаржами на незадачливых пилотов, попадающих по глупости в аварийные ситуации. А ведь это - документ, причем официальный. У нас над аналогичными засыпаешь, но снится тебе исключительно прокурор... Разница в философии - налицо;-))

Вспомнилось:

– «Клубы черного дыма... тонкие полоски голубовато – серого дыма... меняющийся серый дым и яркое пламя... густой черный дым...» – Боже мой, это звучит, как параграфы о взысканиях, которые я вписываю в контракты. И такие вещи с этим самолетом действительно случаются?
Я поморщился; полетные руководства обладают известной степенью реализма, чего нельзя найти в брошюрах, выпущенных производителем.

http://flibusta.net/b/31360
С уважением, Евгений Белаш