От Alpaka
К All
Дата 18.10.2023 16:34:56
Рубрики Спецслужбы; Военные игры; Локальные конфликты;

Все знают, что „Война — это мир. Свобода — это рабство. Незнание — сила.“

Всем привет!

На самом деле война- это игра.
Хочу поделиться одной хорошей статьей по применению теории игр в военных/оборонных целях. Там даже есть анализ Трафальгарского сражения с точки зрения теории игр.
Если кому интересно, я продолжу переводить на руссий.
Алпака

Аннотация: В данной статье представлен краткий обзор использовать теорию игр для моделирования сценариев принятия решений, актуальных для военных/оборонных приложений. Теория игр зарекомендовала себя как очень эффективный инструмент в моделировании процессов принятия решений разумных агентов, субъектов и игроков. Ее использовали для моделирования сценариев из различных областей, таких как экономика, эволюционная биология и информационные технологии. В оборонных приложениях часто возникает необходимость моделировать и предсказывать действия враждебных агентов и игроков, которые пытаются уклониться или перехитрить друг друга. Моделирование того, как действия конкурирующих игроков влияют на принятие решений друг другом, является сильной стороной теории игр. В прошлых десятилетиях было несколько исследований, которые применяли различные ветви теории игр для моделирования ряда оборонных сценариев. Данная статья предоставляет структурированный обзор таких попыток и классифицирует существующую литературу с точки зрения типа моделированного военного действия, используемых типов игр и участвующих игроков. После тщательного отбора обсуждается и классифицируется всего 29 непосредственно релевантных статей. С точки зрения моделированных военных действий мы признаем, что большинство статей, применяющих теорию игр в оборонных настройках, касаются управления и контроля войнами, и могут быть дальше классифицированы на статьи, касающиеся (1) Распределения ресурсов на войне (2) Информационной войны (3) Управления оружием на войне и (4) Мониторинга противника на войне. Мы также отмечаем, что большинство рассмотренных статей касаются обнаружения, отслеживания и больших сенсорных сетей, и изученные проблемы имеют параллели в анализе сенсорных сетей в гражданской сфере. С точки зрения используемых игр, мы классифицируем рассмотренные статьи на статьи, использующие некооперативные или кооперативные игры, одновременные или последовательные игры, дискретные или непрерывные игры, и игры с ненулевой или нулевой суммой. Аналогично, статьи также классифицируются на статьи, основанные на играх с двумя, тремя или множеством игроков. Мы также исследуем характер игроков и построение функций полезности в каждом сценарии. Наконец, мы также определяем пробелы в литературе, где теорию игр можно было бы плодотворно применить в сценариях, ранее не исследованных с использованием теории игр. Представленный анализ предоставляет краткое резюме современного состояния искусства в отношении использования теории игр в оборонных приложениях и подчеркивает преимущества и ограничения теории игр в рассматриваемых сценариях.







Алпака

От Alexeich
К Alpaka (18.10.2023 16:34:56)
Дата 19.10.2023 11:07:21

Re: ой баловались мы в свое время теориями игр

вместе с ВМК и (свят-свят) Психфаком МГУ, интересно было ну и денежек немногов голодные 90-е заработал на прокорм семьи. Занятно так все выходит. Сделаешь модельку из N параметров. Смоделируешь известные ситуации, оптимизируешь параметры для минимизации остаточных уклонений - дело знакомое. Не выходит, ага, ну сделаем N+1 параметров и так до сходимости :) Проблемы возникали, когда надо было переходить от интерполяции к экстраполяции, без вклячивания новых параметров никак не работало. С тех пор сложилось у меня об этой области несколько превратное впечатление, хотя штука, наверное, мощная, если с ней продолжают возиться серьезные люди и большие гранты дают.

От Alpaka
К Alexeich (19.10.2023 11:07:21)
Дата 19.10.2023 16:43:12

Ре: ой баловались...

Разумеется, не существует теории применимой ко всем ситуациям, кроме теории струн. ;-)))))
Однако, для общего понимания процессов с 2 или 3 игроками теория игр дает нетривиальные подсказки.
Другое дело, когда через 20 лет на поле боя больше половины участников будут автоматические системы-обучение будет по тем же приципам теории игр, как училась программа Альфа го, через
https://en.wikipedia.org/wiki/Adversarial_machine_learning , только без введения каких-то параметров и детальных сценариев.
Алпака

От Alexeich
К Alpaka (19.10.2023 16:43:12)
Дата 19.10.2023 19:27:25

Ре: ой баловались...

>Разумеется, не существует теории применимой ко всем ситуациям, кроме теории струн. ;-)))))
>Однако, для общего понимания процессов с 2 или 3 игроками теория игр дает нетривиальные подсказки.

Я и не говорю, что существует, как и не иронизирую, впрочем. Метода действительно мощная, но разобраться толком не удалось, ибо финансирование кончилось :) А так парадоксальные вещи получаются, даже обидные, позволю себе пространную цитату, которую уместно вставить для иллюстрации реакции "полевых психологов" на доклад, сделанный нами на психфаке МГУ с моим коллегой, ныне отставным английским профессором, а в то время чрезвычайно энергичным аспирантом и надеждой факультета.
"Это было бестактно с моей стороны – делать выводы о природе человека с помощью математики! В лучшем случае мою затею называли «любопытной». А по существу, никто из гуманитариев не мог примириться с тем, что великую Тайну Человека, загадочные свойства его натуры можно вывести из общей теории автоматического регулирования. Конечно, они не говорили этого прямо. Тем не менее полученный мною результат вменили мне в вину. Я вел себя как слон в посудной лавке: то, перед чем спасовали антропология ж этнография с их полевыми исследованиями, а также глубочайший философский анализ «природы человека», чего не удалось сформулировать в виде осмысленной проблемы ни в нейрофизиологии, ни в этологии [наука о поведении животных], что оставалось тучным заповедником вечно плодоносящих метафизик, психологии подсознания, психоанализа классического и лингвистического и Бог весть каких еще эзотерических дисциплин, – я попытался рассечь, словно гордиев узел, своим доказательством в девять печатных страниц."@
В общем не сошлись гуманитарии с физиками :)

От apple16
К Alexeich (19.10.2023 11:07:21)
Дата 19.10.2023 11:11:04

Имбецильные нейронки перестали быть таковыми когда N+10^k налили

>>с ней продолжают возиться серьезные люди и большие гранты дают.
вот у граждан и есть dream что как с генерацией текстов тоже сработает.
Будет ящик "Наполеон mark IV" который всех Суровикиных одной левой будет уделывать.

От park~er
К apple16 (19.10.2023 11:11:04)
Дата 19.10.2023 21:01:44

Re: Имбецильные нейронки...

>>>с ней продолжают возиться серьезные люди и большие гранты дают.
>вот у граждан и есть dream что как с генерацией текстов тоже сработает.
>Будет ящик "Наполеон mark IV" который всех Суровикиных одной левой будет уделывать.

Думаю уже есть.
Сын показывал, ещё несколько лет назад, как нейросеть в одну калитку выносила чемпионов в DOTA-2. Как мне представляется это штука по-сложнее АСУВ батального уровня.

От Лейтенант
К park~er (19.10.2023 21:01:44)
Дата 21.10.2023 15:46:28

Re: Имбецильные нейронки...

>Сын показывал, ещё несколько лет назад, как нейросеть в одну калитку выносила чемпионов в DOTA-2. Как мне представляется это штука по-сложнее АСУВ батального уровня.

Там же полностью подконтрольная среда - нейтронка получает исчерпывающие, 100% релевантные и актуальные параметры процесса. Самые крутые военные игры - с посредником, где игрок может сам в каких-то пределах менять правила. Вот есть в игре арта и есть возможность перевозить войска по ЖД - получите бронепоезд и дальнобойное орудие на ЖД-транспортере. Или есть возможность маскировать свои юниты под другие юниты - получите атаку на нейтрала под чужим флагом с целью втянуть его в войну на своей стороне. Нейтронка пока так не может (к счастью), а вот люди именно так и воюют.

От Slick
К apple16 (19.10.2023 11:11:04)
Дата 19.10.2023 11:30:37

Re: Имбецильные нейронки...

>>>с ней продолжают возиться серьезные люди и большие гранты дают.
>вот у граждан и есть dream что как с генерацией текстов тоже сработает.
>Будет ящик "Наполеон mark IV" который всех Суровикиных одной левой будет уделывать.
У вас базы не хватит для обучения. Ну и сорвите ошибку вроде - датчик показал политморсос 146 процентов,а пехота в атаку не пошла.

От Iva
К Slick (19.10.2023 11:30:37)
Дата 19.10.2023 12:59:48

Re: Имбецильные нейронки...

Привет!

>У вас базы не хватит для обучения. Ну и сорвите ошибку вроде - датчик показал политморсос 146 процентов,а пехота в атаку не пошла.

а кто же посмеет заложить в модель другой политморсос для своих? А тем более ниже 100%.
Его же как врага и иноагента в лучшем случае выгонят с работы.

Владимир

От apple16
К Slick (19.10.2023 11:30:37)
Дата 19.10.2023 11:59:15

Исключаем пехоту - роботы и пойдут и поедут и полетят.

Надо заранее нарабатывать теоретическую базу.


От apple16
К Alpaka (18.10.2023 16:34:56)
Дата 19.10.2023 09:38:09

У теории игр один большой недостаток

Для того, чтобы с блеском применить еще одну красивую теорему необходимо столько предварительных условий соблюсти и настолько ситуацию упростить и из реальности вытолкать, что проще не связываться.

Война как литературное противостояние интеллектов, кто кого обыграет, обычно не существует. Скорее мы видим хаотичное противостояние групп нерациональных разгильдяев, которые действуют как попало и только теорвер тут немного может помочь. Что собственно и делает - по дронам "самолетного типа" пуляют две ракеты, а не одну.

Савватеев конечно энтузиаст, но ему до иноагента немного осталось - напрямую обвиняет целого министра Кравцова в заготовке дров вместо выпускников и потемкинских деревнях через олимпиады, которые а) РФ сливает уже много лет б) которые к образованию никак не относятся.

От damdor
К apple16 (19.10.2023 09:38:09)
Дата 19.10.2023 13:26:00

Re: У теории...

>Савватеев конечно энтузиаст, но ему до иноагента немного осталось - напрямую обвиняет целого министра Кравцова в заготовке дров вместо выпускников и потемкинских деревнях через олимпиады, которые а) РФ сливает уже много лет б) которые к образованию никак не относятся.

А первоисточник?

От apple16
К damdor (19.10.2023 13:26:00)
Дата 19.10.2023 13:34:34

Ну вот например

https://www.youtube.com/watch?v=XsWf18cA9PI

Поговорили про образование в России, зарплаты учителей, выборы 2024 и, немножко, про математику. Стоит ли отменять ЕГЭ? Нужно ли вернуть СССР? Как действовать во время мобилизации? Вот об этом и поговорили (и попели).

От Alpaka
К Alpaka (18.10.2023 16:34:56)
Дата 18.10.2023 21:44:32

оригинальная статья

http://vif2ne.org/nvk/forum/files/Grigoren/(231018214201)_game_theory_in_war_applications___.pdf

Алпака

От Keilformation
К Alpaka (18.10.2023 16:34:56)
Дата 18.10.2023 20:14:48

Талмуд это наука

https://www.youtube.com/watch?v=dp4h4fLuF5A

В чём заключается загадка Талмуда про раздел наследства? Как она объясняется с точки зрения теории игр? Почему её решение настолько важно для общества, что оно было отмечено Нобелевской премией по экономике 2005 года? В каком сюжете русской классики также можно увидеть теоретико-игровой подход?
Об этом рассказывает Алексей Савватеев, математик и матэкономист, доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН, популяризатор математики среди детей и взрослых, научный руководитель Кавказского математического центра АГУ, профессор Московского физико-технического института, ведущий научный сотрудник ЦЭМИ РАН.

От Alpaka
К Alpaka (18.10.2023 16:34:56)
Дата 18.10.2023 19:28:32

Как в любой Камасутре, первая глава называется : введение

Прошу прощения за машинный перевод....

Введение
Теория игр стала одной из общепринятых теоретических основ для моделирования важных процессов принятия решений во многих аспектах нашей жизни. Известные примеры можно найти в экономике, социальных науках, финансах, управлении проектами, информатике, гражданственности и эпидемиологии (см. [1–5] и ссылки на них). Со времен основополагающих работ Джона Фон Неймана, Джона Нэша и других [6–8] стало общепризнанным, что в контексте сложных взаимодействий (игр) между двумя или более сторонами (игроками) существует оптимальная стратегия, которая может привести к предсказуемому результату (выигрышу). На практике этот результат часто может быть количественным и поддаваться арифметическим операциям (стоимость, количество зараженных людей, количество привитых людей и т.д.), но часто он может быть качественным по своей природе (таким как уровень готовности, состояние здоровья и т.д.). Применение теории игр и связанных с ней математических подходов в последнее время привлекает все больше внимания в оборонной сфере. Это обусловлено двумя факторами. Во-первых, теория игр предоставляет естественный аппарат для быстрого перевода высокоуровневых политических решений в оптимальную стратегию, сформулировав ее в количественных терминах, таких как выигрыш, стоимость, прибыль или убыток, риск и т.д. Это создает единую платформу для поддержки принятия решений в обороне. Во-вторых, она предоставляет строгий математический аппарат для оценки и оптимизации многочисленных сценариев в соответствии с заранее определенными критериями. Эта быстрая оценка часто становится критическим фактором успеха в операционном контексте обороны, приводя к превосходству в принятии решений под давлением необходимости принятия немедленного решения. Это также становится критическим шагом в разработке и развертывании различных возможностей искусственного интеллекта (ИИ) в оборонных операциях. Применение теории игр в обороне имеет устойчивую и разнообразную историю, начиная от проектирования систем в реальном времени для военных применений (например, применяемых при перехвате ракет) до поддержки стратегических решений по крупным оборонным инвестициям и закупкам. Существует обширная литература по конкретным теоретическим методам и инструментам и их оборонным применениям. Мы считаем, что обзор этой литературы представляет интерес для сообщества, занимающегося операционным анализом и принятием решений на основе данных. Это основная мотивация представленного исследования. Теория игр [9,10] может значительно улучшить военные стратегии и процесс принятия решений, предоставляя целостный и количественный анализ ситуаций [11]. Для военных важно потенциальные сценарии, поддающиеся анализу на основе теории игр, значительно повышает возможности командиров, использующих этот подход. Из-за своего потенциала исследования в области теории игр сейчас активно развиваются, и в литературе по этой военной исследовательской нише начинают появляться первые открытые работы.
Этот обзор нацелен на помощь исследователям в использовании знаний в области теории игр для разработки более умных и безопасных систем принятия решений для военных и политических руководителей. Учитывая, что для многих направлений состояние исследований все еще находится в начальной фазе, мы делаем это, устанавливая связи между существующими военными знаниями и зарождающимися возможностями, которые предлагает теория игр, чтобы она могла стать более широко понятным и рассматриваемым аппаратом в системах военного управления.
На сколько нам известно, такой работы охватывающей различные применения теории игр в разнообразных военных доменах, пока не было. Кроме того, многомерная классификация типов игр, используемых в различных контекстах, предоставит исследователям представления о новых способах применения теории игр к смежным проблемам. Наконец, мы выявляем пробелы в литературе, которые, как мы надеемся, станут основой для дальнейших исследований и разработки новых подходов на основе теории игр к оборонным проблемам. Хотя объем литературы по теории игр в военной сфере не чрезмерно обширен, он охватывает заметную часть различных форм взаимодействия и боя.
Эти работы охватывают прошлые, настоящие и будущие сценарии: от прогностических стратегий в потенциально враждебных ситуациях до аналитических оценок взгляда на военные противостояния тысячелетиями назад. Теория игр продемонстрировала способность быть полезной в любом таком военном сценарии. Однако быстрый технологический прогресс привел к постоянно изменяющимся способам военного взаимодействия, каждый из которых приводит к своим сложным задачам. Основные области, которые были рассмотрены, это системы отслеживания (во всех доменах), воздушный бой, наземный бой, вопросы национальной безопасности, кибервойна и космические системы. Заметно, что применения теории игр к задачам морской войны было немного, и исследование будущих исследований в таких областях будет обсуждаться позже в обзоре.
В каждой из этих областей есть множество возможностей для новых и инновационных систем: агенты, оружие, структуры управления — и каждая из них может быть обогащена анализом на основе теории игр. Несмотря на то что трактаты Хейвуда и Тунхольма по теории игр, используемой в военном принятии решений, охватывают несколько различных типов игр [12,13], нам кажется, что нет работы, которая рассматривает использование теории игр в военных вопросах в каждом из соответствующих перечисленных областей в новом контексте военных систем управления, построенных на высокопроизводительных вычислениях и сложных алгоритмах. Мы стремимся представить литературу таким образом, чтобы она рассматривала все функции теории игр в системах военного управления в каждом ключевом домене. Этот обзор рассмотрел подробно всего 29 работ после тщательного отбора. Он подчеркивает объем и полезность каждой анализированной работы, представляя ее с точки зрения основных концепций теории игр: игроки, типы игр, стратегии и ключевые параметры их функций выплат. Он будет служить как аннотированная библиография, так и основой для понимания и планирования дальнейших исследований в этой области. Он также изложит основные принципы, которые рассматриваются игроками в каждом сценарии военного принятия решений, а также то, как они влияют на принимаемые решения военным персоналом и системами, либо конкурируя с враждебными игроками, либо сотрудничая с дружественными игроками. Это сделает возможным рассмотрение большинства военных сценариев как игр и может предоставить, по крайней мере, интересную новую перспективу на знакомые военные ситуации. 29 рассмотренных здесь работ были отобраны из Сцопус и Гоогле Счолар командой экспертов с соответствующим опытом из обороны, академической среды и промышленности, которые могут предложить разнообразные точки зрения и которые определили наиболее актуальные работы на основе разнообразного опыта.
Рассматривались только работы, написанные на английском языке. Хотя исчерпывающий поиск не проводился, работы, насколько нам известно, охватывают значительный и представительный раздел исследовательской ниши, о которой идет речь здесь, и достаточно демонстрируют тренды, общие темы и пробелы в литературе в этой нише. Следовательно, можно с уверенностью ожидать, что представленный анализ обеспечит строгое сравнение между анализируемыми работами и подчеркнет сильные и слабые стороны каждой из них, а также общие плюсы и минусы использования теории игр для моделирования принятия решений в военных контекстах. Остальная часть статьи структурирована следующим образом.
Раздел 2 будет обсуждать основные принципы обороны, которые раскрываются в работах, которые мы рассматриваем, а также вводят базовые понятия теории игр. Раздел 3 исследует и анализирует литературу и суммирует результаты и ассоциации в каждой из работ. Раздел 4 разрабатывает нашу многомерную классификацию литературы на основе наблюдений, сделанных в предыдущем разделе, и также представляет ссылки, связанные с рассмотренными работами. Раздел 5 определяет пробелы в литературе и на этой основе выделяет возможности для будущих исследований в этой нише, особенно в областях оборонных исследований, которые могут извлечь пользу из применения теории игр, где теория игр пока не часто применялась. Раздел 6 предоставляет подробное обсуждение полезности выводов и представленного обзора в целом. Наконец, раздел 7 суммирует наши выводы и классификации и предоставляет общие выводы.

От Koshak
К Alpaka (18.10.2023 16:34:56)
Дата 18.10.2023 16:48:16

Было бы крайне интересно (-)