От Д.И.У.
К Ктонибудь
Дата 01.12.2023 13:44:15
Рубрики ВВС;

следующий этап еще не наступил, но на подходе

>>авиации это как раз "когда самолёты станут безумно дёшевы".
>
>>пс - пилотирование при этом никуда не исчезнет.
>
>эта эоа уже наступила. эра беспилотной авиации . с очень дешевыми (относительно традиционных самолетов) ЛА.

Если имеются в виду тучи наскоро сляпанной мелочи украино-РФской "не-войны", то они пока решают только тактические задачи (с некоторым оперативным эффектом в силу накопления тактических результатов). И то потому, что для организации адекватной противо-дроновой ПВО нужно значительно больше времени и ресурсов, которых хронически не хватает обеим сторонам (с одной стороны, провал "Деривации-ПВО" из-за общего технического убожества, с другой - неразворотливость и скупость спонсоров по насыщению доступными на Западе дорогими новоделами).

Но стратегические задачи в этом частном конфликте дронами пока не решаются, лишь просматривается потенциал. С этой точки зрения украино-РФскую "не-войну" можно сравнить с итало-турецкой 1911-12 или Балканскими 1913 гг. когда впервые был продемонстрирован потенциал пилотируемой авиации, по настоящему обнаруженный через несколько лет в ПМВ. Или с испанским, эфиопским, китайско-монгольскими конфликтами 1930-х, когда был краешком показан потенциал нового поколения авиации, но вполне раскрылся он в начале 1940-х в ВМВ.

Стратегический прорыв в ударной беспилотной авиации обещает не мелочь, но реактивные стелс-джеты типа XQ-58 Valkyrie (как наиболее продвинутый пример, есть и многие другие, американо-австралийский Boeing MQ-28 Ghost Bat и др.).
Взл. вес до 2700 кг, 272 кг бомб во внутренних отсеках для наиболее опасных миссий и еще 272 кг на внешних подвесках для добивательных миссий, новые кремниевые стелс-покрытия, качественно более долговечные, чем традиционные углепластиковые. Дальность 5600 км, т.е. радиус до 2000 км с учетом спутниковой тарелки или самолета-ретранслятора и наводчика. Примечательна разница в стоимости в зависимости от серийности - 4 млн. долл. при годовом производстве 50 штук или 2 млн. при при годовом производстве 100 штук. В 2019 г. совершил первый полет, в августе 2023 г. впервые отработал действия группой при наведении с Ф-15Е, таким образом избавляющегося от необходимости самому рисковать при атаке целей.

Заметим, кстати, разницу в максимальной взлетной массе образцов перспективных беспилотных ударников - 2,7 т у XQ-58 Valkyrie, 7 т у Dassault nEUROn и 25 т у С-70 «Охотник». Некая обратная зависимость между амбициями и ресурсами. Это тот случай, когда "больше не значит лучше".

От digger
К Д.И.У. (01.12.2023 13:44:15)
Дата 01.12.2023 15:43:10

Re: следующий этап...

>Стратегический прорыв в ударной беспилотной авиации обещает не мелочь, но реактивные стелс-джеты типа XQ-58 Valkyrie (как наиболее продвинутый пример, есть и многие другие, американо-австралийский Boeing MQ-28 Ghost Bat и др.).

Стоят они дороже пилотируемого самолета с аналогичными ТТХ, выгоды от отсутствия пилота почти нет, учитывая его глаза и мозги.

От Iva
К digger (01.12.2023 15:43:10)
Дата 03.12.2023 14:00:09

Re: следующий этап...

Привет!

> Стоят они дороже пилотируемого самолета с аналогичными ТТХ, выгоды от отсутствия пилота почти нет, учитывая его глаза и мозги.

крайне сомнительное утверждение, учитывая вес всего "оборудования", обеспечивающего нахождение летчика в самолете, включая эвакуацию.
и конструкцию под его размещение.

Владимир

От Д.И.У.
К digger (01.12.2023 15:43:10)
Дата 01.12.2023 16:19:49

Re: следующий этап...

>>Стратегический прорыв в ударной беспилотной авиации обещает не мелочь, но реактивные стелс-джеты типа XQ-58 Valkyrie (как наиболее продвинутый пример, есть и многие другие, американо-австралийский Boeing MQ-28 Ghost Bat и др.).
>
> Стоят они дороже пилотируемого самолета с аналогичными ТТХ, выгоды от отсутствия пилота почти нет, учитывая его глаза и мозги.

Серьезно? XQ-58 Valkyrie весит пустой 1134 кг, максимальная скорость 1050 км/ч, крейсерская 882 км/ч, потолок 14 км, имеет резко сниженную заметность в том числе за счет геометрии (что принципиально важно). При крупной серии стоит 2 млн долл.
https://en.wikipedia.org/wiki/Kratos_XQ-58_Valkyrie#/media/File:U.S._Marine_Corps_XQ-58A_Valkyrie.jpg


Серьезно полагаете, что можно его удешевить при закупке и эксплуатации, в том числе боевой, как-то вместив пилота вместо процессора с датчиками и даталинком (которые все равно потребуются, видимо). И при этом не снизить значительно боевые свойства при стандартных ударных миссиях?
В принципе, пилот остается (обычно) для самого общего контроля, пока это лишь дистанционно управляемый аппарат, пусть и с растущим искусственным интеллектом, но сидит на самолете управления (Ф-15Е/35/22) в безопасных 200-300 км.

От digger
К Д.И.У. (01.12.2023 16:19:49)
Дата 01.12.2023 18:49:25

Re: следующий этап...

>Серьезно? XQ-58 Valkyrie весит пустой 1134 кг, максимальная скорость 1050 км/ч, крейсерская 882 км/ч, потолок 14 км, имеет резко сниженную заметность в том числе за счет геометрии (что принципиально важно). При крупной серии стоит 2 млн долл.
>
https://en.wikipedia.org/wiki/Kratos_XQ-58_Valkyrie#/media/File:U.S._Marine_Corps_XQ-58A_Valkyrie.jpg



Врут или стоимость, или дальность, или ресурса там на 2 полета. В чудеса слабо верится, как убрали летчика и радар, так сразу цена резко упала.И ПН там 250 кг всего.

От Д.И.У.
К digger (01.12.2023 18:49:25)
Дата 01.12.2023 19:26:53

Re: следующий этап...

>>Серьезно? XQ-58 Valkyrie весит пустой 1134 кг, максимальная скорость 1050 км/ч, крейсерская 882 км/ч, потолок 14 км, имеет резко сниженную заметность в том числе за счет геометрии (что принципиально важно). При крупной серии стоит 2 млн долл.
>>
https://en.wikipedia.org/wiki/Kratos_XQ-58_Valkyrie#/media/File:U.S._Marine_Corps_XQ-58A_Valkyrie.jpg



>
> Врут или стоимость, или дальность, или ресурса там на 2 полета. В чудеса слабо верится, как убрали летчика и радар, так сразу цена резко упала.И ПН там 250 кг всего.

Взгляните на это с другой стороны: не как на "самолет", а как на многоразовую жидкостную крылатую ракету с расширенным интеллектом и сбрасываемой полезной нагрузкой. Что хорошо соответствует и размерам, и способу применения.

Предполагается, что контроль поля боя осуществляется централизованно (набором спутников, АВАКСов, беспилотных разведчиков от глобальных до микро, РТР и даже наземных наблюдателей). Их данные где-то обрабатываются и выдаются полетные задания - с готовыми координатами и типом целей. Задание оперативно получает "Валькирия", стоящая на отрезке шоссе, летит либо на высоте 14 км, либо с огибанием земли как "Томагавк", выходит в район цели, её идентифицирует накоротке и в узком секторе (поэтому не нужны свои дорогие бортовые сенсоры), и сбрасывает корректируемую бомбу. И так выполняет от 1 до 4 миссий (поскольку несет от 1 до 4 бомб СДБ массой до 136 кг каждая - 2 внутри и/или 2 на внешних подвесках), после чего возвращается и садится автоматически на ВПП для перезарядки бомбами и топливом, а также для модификации сенсоров (к примеру, в один вылет может брать лазерный целеуказатель в составе ОЛС, в другой не брать, в третий вообще не брать ОЛС, если сброс по неподвижной цели с только спутниковой навигацией).

Это если действовать по-простому, от наземного командного пункта. Чуть сложнее - с промежуточным ретранслятором и наводчиком в виде Ф-15Е либо аналога. Он либо сам выдает первичное целеуказание сопровождающим 3-4 Валькириям, либо передает от наземного командного пункта. Таким образом, дорогое оборудование и дорогие пилоты Ф-15Е остаются в безопасности, а риск непосредственной атаки берут на себя мелкие и тупые (потому дешевые и малозаметные) "Валькирии".

Французские "Неуроны" точно так же приучаются работать от "Рафалей".