От Стасс
К А.Никольский
Дата 22.03.2024 09:34:41
Рубрики Локальные конфликты; Политек;

Re: ДнепроГЭС все

Получается, что генераторы работали почти 80 лет?
А какой у подобных ресурс?

От инженегр
К Стасс (22.03.2024 09:34:41)
Дата 22.03.2024 11:57:45

И, как всегда, всё скатилось в срачЪ. :-) Хотя пожно было просто посмотреть,

что пишут об этом. У меня нашлось вот:
https://saiga20k.livejournal.com/tag/%D0%B3%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%BE%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D1%8B
https://magazine.neftegaz.ru/articles/tekhnologii/656366-prochnost-i-resurs-turbinnogo-oborudovaniya-tes-aes-i-gazoperekachivayushchikh-stantsiy/
Надеюсь, приятного чтения.
С ув.
Алексей Андреев

От zero1975
К инженегр (22.03.2024 11:57:45)
Дата 22.03.2024 12:08:36

Спасибо. Я про Хямекоски не слышал.

>
https://saiga20k.livejournal.com/tag/%D0%B3%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%BE%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D1%8B

К сожалению, статья 2012 года устарела: "Пороги" - всё. Бабло победило.

> https://magazine.neftegaz.ru/articles/tekhnologii/656366-prochnost-i-resurs-turbinnogo-oborudovaniya-tes-aes-i-gazoperekachivayushchikh-stantsiy/
>Надеюсь, приятного чтения.

Спасибо!

От МУРЛО
К Стасс (22.03.2024 09:34:41)
Дата 22.03.2024 10:03:16

Бесконечный грубо говоря(+)

подшипники меняй и все. Больше вопросов по бетонной структуре, тут интересно мнение строителей.

От john1973
К МУРЛО (22.03.2024 10:03:16)
Дата 22.03.2024 23:40:30

Re: Бесконечный грубо...

>подшипники меняй и все. Больше вопросов по бетонной структуре, тут интересно мнение строителей.
Э нет, нет такого. Тривиально те же подшипники могут быть уникальными для производителя)), и потом найти их невозможно. Чуть в сторону, но я был участником процесса проектирования реконструкции довольно крупного энергообъекта 1929 года постройки (напряжение всего-то 110 кВ, это вполне рядовое явление), с неоднократными реконструкциями 1960, 1972, 1990 годов. Вот например выключателям МКВ-160 выпущенным под конец Союза не нашлось аналога даже забугорного, проект был на швейцарских PASS M0 (что явно нереализуемо в начаое 00-х гг.))), хотя через 10 лет построили - когда ресурс советского совсем стал Ёк

От Alexeich
К john1973 (22.03.2024 23:40:30)
Дата 23.03.2024 00:26:23

Re: Бесконечный грубо...

>Э нет, нет такого. Тривиально те же подшипники могут быть уникальными для производителя)), и потом найти их невозможно. Чуть в сторону, но я был участником процесса проектирования реконструкции довольно крупного энергообъекта 1929 года постройки (напряжение всего-то 110 кВ, это вполне рядовое явление), с неоднократными реконструкциями 1960, 1972, 1990 годов. Вот например выключателям МКВ-160 выпущенным под конец Союза не нашлось аналога даже забугорного, проект был на швейцарских PASS M0 (что явно нереализуемо в начаое 00-х гг.))), хотя через 10 лет построили - когда ресурс советского совсем стал Ёк


Немного в сторону. Событие, участником которого я косвенно был. Поломка одного крупного подшипника качения (банально лопнула обкладка из-за заводского дефекта, "внезапно" проявившегося через четверть века эксплуатации), выпущенного в 1984 году, привело к остановке крупного научного агрегата в Японии, ремонт которого затянулся на добрых 1.5 года из-за того, что в США чуть ли не при Буше-старшем законсервированный заводик пришлось раскочегарить, чтобы сделать давно не выпускаемое изделие. Мой коллега вел переписку, накопил ее целый шкаф, два раза ездил в Иллинойс то ли Мичиган как пресловутый "толкач" советских времен. А что это стоило в деньгах головной конторе ... Со "штучными" и малосерийными изделиями тот еще геморрой.

От Г.С.
К Alexeich (23.03.2024 00:26:23)
Дата 23.03.2024 10:55:58

Тоже немного в сторону

>>Э нет, нет такого. Тривиально те же подшипники могут быть уникальными для производителя)), и потом найти их невозможно. Чуть в сторону, но я был участником процесса проектирования реконструкции довольно крупного энергообъекта 1929 года постройки (напряжение всего-то 110 кВ, это вполне рядовое явление), с неоднократными реконструкциями 1960, 1972, 1990 годов. Вот например выключателям МКВ-160 выпущенным под конец Союза не нашлось аналога даже забугорного, проект был на швейцарских PASS M0 (что явно нереализуемо в начаое 00-х гг.))), хотя через 10 лет построили - когда ресурс советского совсем стал Ёк
>

>Немного в сторону. Событие, участником которого я косвенно был. Поломка одного крупного подшипника качения (банально лопнула обкладка из-за заводского дефекта, "внезапно" проявившегося через четверть века эксплуатации), выпущенного в 1984 году, привело к остановке крупного научного агрегата в Японии, ремонт которого затянулся на добрых 1.5 года из-за того, что в США чуть ли не при Буше-старшем законсервированный заводик пришлось раскочегарить, чтобы сделать давно не выпускаемое изделие. Мой коллега вел переписку, накопил ее целый шкаф, два раза ездил в Иллинойс то ли Мичиган как пресловутый "толкач" советских времен. А что это стоило в деньгах головной конторе ... Со "штучными" и малосерийными изделиями тот еще геморрой.

В конце 70-х общался в Обнинске с тамошними физиками. Они говорили, что у них на первой АЭС стояла трофейная турбина Маннесманна, производства ещё до ПМВ. В то время станция уже не работала как ЭС, только на отопление города.

От МУРЛО
К Alexeich (23.03.2024 00:26:23)
Дата 23.03.2024 05:34:38

Re: Бесконечный грубо...

Сейчас и с китайскими мощными электродвигателями многомегаватных классов есть проблема с подшипниками скольжения. Тем не менее изготавливают новые подшипники.


От zero1975
К МУРЛО (22.03.2024 10:03:16)
Дата 22.03.2024 11:57:09

Re: Бесконечный грубо...

>подшипники меняй и все. Больше вопросов по бетонной структуре, тут интересно мнение строителей.

Ну, если говорить о гидрогенераторе в целом (раз уж упомянули бетон), то это сложная механическая конструкция. Там и собственно ротор турбины (у которого и лопасти изнашиваются, и механизм регулирования наклона лопастей), и направляющий аппарат (тоже с лопастями и с гидравликой их регулирования). А уж гидроарматуры вокруг всего этого...

Вот пара небольших обзоров с фотографиями:
https://www.tgc1.ru/press-center/special/2018/hpp-anatomy/
https://habr.com/ru/articles/365973/
Но все это, разумеется, ремонтируемое и восстанавливаемое. Например на ГЭС "Пороги" (Челябинская область), гидрогенератор 1909 года изготовления проработал до 1917 года. И остановили старейшую в России действующую ГЭС банально из-за отсутствия денег на ремонт.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/2b/Eksploatowana_turbina_hydroelektrowni_Porogi_1.jpg


https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e6/Eksploatowana_turbina_hydroelektrowni_Porogi_2.jpg


https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/30/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81_%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B8_%C2%AB%D0%9F%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B8%C2%BB_4.jpg/1024px-%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81_%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B8_%C2%AB%D0%9F%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B8%C2%BB_4.jpg



От МУРЛО
К zero1975 (22.03.2024 11:57:09)
Дата 22.03.2024 12:07:21

Про гидрочасть речи нет, и даже может бетон(+)

устает от вибраций. Вопрос то был про генераторы. Ну может спрашивающий имел ввиду гидроагрегат в целом?

От zero1975
К Стасс (22.03.2024 09:34:41)
Дата 22.03.2024 10:02:16

Re: ДнепроГЭС все

>Получается, что генераторы работали почти 80 лет?
>А какой у подобных ресурс?

Ресурс - то такое. Как правило говорят про "ресурс до капитального ремонта".
И если эти капремонты проводить как следует - срок службы, в принципе, бесконечен.
Это как токарный станок с ЧПУ на станине из 30-50-ых годов.

От Udaff
К zero1975 (22.03.2024 10:02:16)
Дата 22.03.2024 10:23:25

Re: ДнепроГЭС все

>Как правило говорят про "ресурс до капитального ремонта".

Как правило в документах пишут другое.

>И если эти капремонты проводить как следует - срок службы, в принципе, бесконечен.

Фейспалм. Вы бы лучше и дальше про самолеты 1930х писали, не влезая в тему в которой низрена не смыслите, и не вводили в заблуждение других.

От agoldin
К Udaff (22.03.2024 10:23:25)
Дата 22.03.2024 22:36:40

Re: ДнепроГЭС все


>Фейспалм. Вы бы лучше и дальше про самолеты 1930х писали, не влезая в тему в которой низрена не смыслите, и не вводили в заблуждение других.

Я, конечно, ни в одной ни в другой теме особо не смыслю, но самолеты 1930х в коммерческой эксплуатации видел. Ну там у DC-3 движки заменили на турбовинтовые, ЖК экраны вместо будильников и вуаля.

https://www.baslerturbo.com/

Наверняка все не очень просто, но постороннему человеку работоспособные 80-летние генераторы ГЭС кажутся правдоподобными.

От amyatishkin
К agoldin (22.03.2024 22:36:40)
Дата 23.03.2024 04:49:52

Re: ДнепроГЭС все

>Наверняка все не очень просто, но постороннему человеку работоспособные 80-летние генераторы ГЭС кажутся правдоподобными.

За такое время возможен износ всех элементов генераторов - и магнитной системы, и обмоток, и механики
Ес-но всё это может компенсироваться, если предусмотрена возможность восстановительного ремонта

От john1973
К agoldin (22.03.2024 22:36:40)
Дата 22.03.2024 23:31:15

Re: ДнепроГЭС все

>Наверняка все не очень просто, но постороннему человеку работоспособные 80-летние генераторы ГЭС кажутся правдоподобными.
КМК зависит от денег, вложенных в ремонт и продления ресурса, в производство новых уникальных компонентов энергоустановок АЭС
Тут вообще все очень интересно! Безусловно какая-то унификация в проектах была, что также было важно для заводов-производителей. Например автотрансформаторы 500 кВ производил один завод в союзе, и потому удалось быстро восстановить ПС-500 кВ Чагино (выгоревшую полностью после тяжелейшей аварии), туда отправили оборудование с нескольких ПС-500 из резерва

От zero1975
К Udaff (22.03.2024 10:23:25)
Дата 22.03.2024 15:56:41

Ликбеза не дождаться, как я понял?

>>Как правило говорят про "ресурс до капитального ремонта".

>Как правило в документах пишут другое.

В порядке ликбеза:
Технический ресурс, наработка технического объекта (изделия) от начала его эксплуатации или её возобновления после ремонта до достижения им предельного состояния, при котором дальнейшая эксплуатация невозможна или нежелательна из-за снижения эффективности либо по условиям техники безопасности. Технический ресурс может выражаться в годах, часах, километрах, числе включений и т. д. Различают технические ресурсы: полный – за весь срок службы до конца эксплуатации; доремонтный – от начала эксплуатации до капитального ремонта восстанавливаемого изделия; использованный – от начала эксплуатации любого изделия или от предыдущего капитального ремонта восстанавливаемого изделия до рассматриваемого (текущего) момента времени; остаточный – от текущего момента времени до отказа невосстанавливаемого изделия или до капитального ремонта восстанавливаемого изделия; межремонтный – между капитальными ремонтами восстанавливаемого изделия.
Большая российская энциклопедия,
Редакция технологий и техники.

>Фейспалм.

Вот уж действительно...

От Anvar
К Udaff (22.03.2024 10:23:25)
Дата 22.03.2024 11:03:28

Re: ДнепроГЭС все


>>И если эти капремонты проводить как следует - срок службы, в принципе, бесконечен.
>
>Фейспалм. Вы бы лучше и дальше про самолеты 1930х писали, не влезая в тему в которой низрена не смыслите, и не вводили в заблуждение других.
А что там такого страшного? У гидрогенератора и скорость вращения меньше

От Udaff
К Anvar (22.03.2024 11:03:28)
Дата 22.03.2024 11:17:28

Re: ДнепроГЭС все

>А что там такого страшного? У гидрогенератора и скорость вращения меньше

Как обычно, расслоение листов сердечника статора ака распушевка.

От МУРЛО
К Udaff (22.03.2024 11:17:28)
Дата 22.03.2024 11:46:42

И много генераторов уже списали?

Тут паровые турбины с сороковых годов работают.

От Udaff
К МУРЛО (22.03.2024 11:46:42)
Дата 22.03.2024 11:57:21

Про корабль Тесея слышали ? (-)


От МУРЛО
К Udaff (22.03.2024 11:57:21)
Дата 22.03.2024 12:04:33

Действительно интересно(+)

какая же практика что приходилось менять железо ротора/статора?

От Udaff
К МУРЛО (22.03.2024 12:04:33)
Дата 22.03.2024 12:55:07

Re: Действительно интересно

>какая же практика что приходилось менять железо ротора/статора?

Железо статора меняют, и это называется реконструкцией, а не капитальным ремонтом. "Железо ротора" - такого понятия нет, у гидрогенераторов по крайней мере, меняют полюса.

От john1973
К Udaff (22.03.2024 12:55:07)
Дата 22.03.2024 23:26:01

Re: Действительно интересно

>Железо статора меняют, и это называется реконструкцией, а не капитальным ремонтом. "Железо ротора" - такого понятия нет, у гидрогенераторов по крайней мере, меняют полюса.
Насколько понимаю, крупные установки (что электрические, что тепловые) имеют возрастающую стоимость ремонта и продления ресурса, а поскольку практически все они уникальные, то все зависит от денег (и в малой степени от технических возможностей страны, поскольку %% импорта в энергетике был минимальный)

От Udaff
К john1973 (22.03.2024 23:26:01)
Дата 23.03.2024 10:40:51

Re: Действительно интересно

>то все зависит от денег

По большому счету так. Знаю одну станцию, где изношенные генераторы давали запредельную вибрацию, и менять их надо было давно. Но денег не было, поэтому машины крутились не на полной мощности немало лет. И когда их все же заменили, формально можно было говорить что оне семьдесят лет отрпботали.

От Anvar
К Udaff (22.03.2024 11:17:28)
Дата 22.03.2024 11:45:58

Re: ДнепроГЭС все

>>А что там такого страшного? У гидрогенератора и скорость вращения меньше
>
>Как обычно, расслоение листов сердечника статора ака распушевка.
ой, как страшно

От zero1975
К Udaff (22.03.2024 10:23:25)
Дата 22.03.2024 10:57:21

Re: ДнепроГЭС все

>Как правило в документах пишут другое.

Правда? Я документов насмотрелся - там какой только херни не пишут - вплоть до величин ресурса без гамма-процентов.

Так может, просветите меня, дурака? Чем черт не шутит - глядишь, в кои-то веки напишете хоть что-нибудь интересное.