От iggalp
К А.Никольский
Дата 23.03.2025 20:56:40
Рубрики WWII; Политек;

Re: Навигация по...

>Известно, выход немцев в августе 1942 г к Волге прервал судоходство и, что хуже всего, перевозки нефти, а весной-летом 1943 их минирование реки создало тоже серьезные осложнения. Но ведь Волга замерзает где-то с конца-октября и по март. Как же тогда зимой 41/42 нефть из Баку возили и почему этой провозной способности в 42/43 не хватало? Видимо, выбывшая из-за Блау железная дорога все же была главной, а не Волга? А весной 1943 ее еще в должной мере не починили?

Из статьи в Википедии:
Однако уже в 1942 году уровень добычи нефти начал снижаться. Это было связано в основном с мобилизацией на фронт опытных нефтяников и специалистов, ограничение масштабов буровых работ, конверсия заводов нефтяного машиностроения, переключившихся на выпуск продукции оборонного значения, передислокация некоторых из них в восточные районы страны, резкое сокращение поставок необходимых материалов, получаемых из других регионов СССР, и почти полное прекращение поставок труб всех видов и особенно труб для бурения, лесоматериалов, запасных частей для компрессорных тракторов и автомашин. В этот период «Азнефтекомбинат» подарил армии 161 трактор, 1155 автомашин и 604 лошади. Если в первой половине 1941 года заводы треста «Азнефтемаш» произвели для нужд нефтяной промышленности товарной продукции на 80 миллионов рублей (в расценках того времени), то за соответствующий период 1942 года это число снизилось в 16 раз и составила всего лишь 5 миллионов рублей. Было прекращено бурение новых скважин, резко уменьшился эксплуатационный фонд. Если в 1941 году за счёт введения новых скважин было получено 3787.5 тысяч тонн нефти, что составило 16,1 % общей выработки, то в последующие годы войны их количество настолько уменьшилось, что в 1942 году было получено всего 3,3 % общей выработки, а в 1943 года — 0,7 %. На 1 июня 1941 года за счёт 235 фонтанирующих скважин за сутки добывалось по 18284 тонн нефти, а за тот же период 1942 года, количество фонтанирующих скважин уменьшилось до 175, их суточный дебит составил всего 10800 тонн. Техническое состояние компрессорного хозяйства ухудшилась настолько, что в целом его суточная производительность упала с 10394 тысяч м³ в начале войны войны до 8216 тысяч м³ к октябрю 1942 года.
По указанию ГКО НПЗ Баку прекратили выпуск многих видов продукции, чтобы решать главную задачу — обеспечивать авиацию высококачественными бензинами[35]. Из 17 миллионов тонн нефтепродуктов, израсходованных в годы войны, 13 миллионов было произведено в Азербайджане. На его долю приходилось около 85 % производства авиационного бензина. Было поставлено фронту более 1 миллиона тонн высокооктанового бензина Б-78. Были созданы перевалочные базы, которые располагались по берегу Каспийского моря, Волги и в крупных населённых пунктах, которые примыкали к железнодорожным магистралям. Из Баку по морю и далее по железным дорогам осуществлялась поставка нефти и нефтепродуктов, в нефтебазы и оттуда — на перерабатывающие заводы различных регионов страны. В июле того же года навигация на Волге была прекращена из-за выхода немецких войск в район Сталинграда. Основные железнодорожные магистрали, по которым нефть и нефтепродукты из Баку доставлялись к фронту, были перерезаны немецкими войсками. Немецко-фашистские войска оказались у ворот Кавказа, они стремились к бакинской нефти, и сам Баку непосредственно оказался под военной угрозой. Так как прямой путь доставки нефти был перерезан, надо было найти выход по вывозу нефтепродуктов для Сталинграда. Нефтепродукты решили доставлять по единственному пути через Красноводск, а затем — через Среднюю Азию и Казахстан по железной дороге в Сталинград. Однако среднеазиатская железная дорога не располагала достаточным количеством цистерн для перевозки. И тогда в Баку руководством отрасли принимается рискованное решение: переправлять в Красноводск по морю цистерны с нефтепродуктами на плаву при помощи буксиров, а дальше транспортировать по железной дороге.

В сентябре 1942 года в Закавказье было объявлено военное положение, а ситуация в Баку стала критической. До прекращения навигации вместо намеченных 6 млн т нефти было вывезено только 1,6 млн т. Были выделены специальные скважины, куда закачивались сотни тысяч тонн отбензиненной нефти. Недостаток ёмкостей вёл к сворачиванию работ. Осенью нефть добывал фактически единственный трест — «Нефтечала»

От А.Никольский
К iggalp (23.03.2025 20:56:40)
Дата 23.03.2025 23:24:43

Спасибо! Видимо перерезание Волги важно, но не главное

Но пока не понял, почему в марте-июле 1943 г Волга так важна для нефтетрафика была важна

От Prepod
К А.Никольский (23.03.2025 23:24:43)
Дата 24.03.2025 20:34:45

Re: Спасибо! Видимо...

>Но пока не понял, почему в марте-июле 1943 г Волга так важна для нефтетрафика была важна
Краеведение Саратовского НПЗ.
При мощности 3,5 млн.т загружен на 1,6 млн.т. А связи с нарушением подвоза по Волге.
https://pposarnpz.ru/istoriya-zavoda.html?ysclid=m8nbo1t8dw141278587

Вот и причина. Без подвоза по Волге завод загружен наполовину.
Да Саратовский Крекинг-завод им.Кирова это не «один из», это крупнейший и новейший НПЗ на Волге.

От Anvar
К Prepod (24.03.2025 20:34:45)
Дата 25.03.2025 09:09:31

Из историй старшего поколения

>>Но пока не понял, почему в марте-июле 1943 г Волга так важна для нефтетрафика была важна
>Краеведение Саратовского НПЗ.
>При мощности 3,5 млн.т загружен на 1,6 млн.т. А связи с нарушением подвоза по Волге.
>
https://pposarnpz.ru/istoriya-zavoda.html?ysclid=m8nbo1t8dw141278587

>Вот и причина. Без подвоза по Волге завод загружен наполовину.
>Да Саратовский Крекинг-завод им.Кирова это не «один из», это крупнейший и новейший НПЗ на Волге.

Отец моего коллеги, во время войны работал на ТЭЦ-1, паро/электроснабжение Уфимского НПЗ.
С его слов:
В 1942 году у директора в кабинете все время сидел НКВД-шник и все решения согласовывались с ним.
Когда пришла время планового ремонта котлов, первый вопрос как это скажется на выработке НПЗ?
Когда сказали , что снизиться, он запретил. Когда сказали, что там свищет пар изо всех щелей и КПД там никакой, он вытащит пистолет и положил на стол.
В результате котлы ремонтировали прямо во время работы. И так было до конца 42 года.



От Prepod
К Anvar (25.03.2025 09:09:31)
Дата 25.03.2025 11:15:10

Re: Из историй...

>>>Но пока не понял, почему в марте-июле 1943 г Волга так важна для нефтетрафика была важна
>>Краеведение Саратовского НПЗ.
>>При мощности 3,5 млн.т загружен на 1,6 млн.т. А связи с нарушением подвоза по Волге.
>>
https://pposarnpz.ru/istoriya-zavoda.html?ysclid=m8nbo1t8dw141278587
>
>>Вот и причина. Без подвоза по Волге завод загружен наполовину.
>>Да Саратовский Крекинг-завод им.Кирова это не «один из», это крупнейший и новейший НПЗ на Волге.
>
>Отец моего коллеги, во время войны работал на ТЭЦ-1, паро/электроснабжение Уфимского НПЗ.
>С его слов:
>В 1942 году у директора в кабинете все время сидел НКВД-шник и все решения согласовывались с ним.
>Когда пришла время планового ремонта котлов, первый вопрос как это скажется на выработке НПЗ?
>Когда сказали , что снизиться, он запретил. Когда сказали, что там свищет пар изо всех щелей и КПД там никакой, он вытащит пистолет и положил на стол.
>В результате котлы ремонтировали прямо во время работы. И так было до конца 42 года.
И понятно почему (оставим в стороне гиперболы, свойственные жанру семейных приданий) - Уфимский НПЗ работал на сырьевой базе Башнефти и от Баку не зависел. А доставить нефть с Урала на другие НПЗ -задача непростая.


От Anvar
К Prepod (25.03.2025 11:15:10)
Дата 25.03.2025 11:46:13

Re: Из историй...

>>>>Но пока не понял, почему в марте-июле 1943 г Волга так важна для нефтетрафика была важна
>>>Краеведение Саратовского НПЗ.
>>>При мощности 3,5 млн.т загружен на 1,6 млн.т. А связи с нарушением подвоза по Волге.
>>>
https://pposarnpz.ru/istoriya-zavoda.html?ysclid=m8nbo1t8dw141278587
>>
>>>Вот и причина. Без подвоза по Волге завод загружен наполовину.
>>>Да Саратовский Крекинг-завод им.Кирова это не «один из», это крупнейший и новейший НПЗ на Волге.
>>
>>Отец моего коллеги, во время войны работал на ТЭЦ-1, паро/электроснабжение Уфимского НПЗ.
>>С его слов:
>>В 1942 году у директора в кабинете все время сидел НКВД-шник и все решения согласовывались с ним.
>>Когда пришла время планового ремонта котлов, первый вопрос как это скажется на выработке НПЗ?
>>Когда сказали , что снизиться, он запретил. Когда сказали, что там свищет пар изо всех щелей и КПД там никакой, он вытащит пистолет и положил на стол.
>>В результате котлы ремонтировали прямо во время работы. И так было до конца 42 года.
>И понятно почему (оставим в стороне гиперболы, свойственные жанру семейных приданий) - Уфимский НПЗ работал на сырьевой базе Башнефти и от Баку не зависел. А доставить нефть с Урала на другие НПЗ -задача непростая.

Доставить не проблема в навигацию танкерами, только тогда ее мало было. Башкирия давала нефти и нефтепродуктов порядка 5%

От Prepod
К Anvar (25.03.2025 11:46:13)
Дата 25.03.2025 15:18:10

Re: Из историй...

>>>>>Но пока не понял, почему в марте-июле 1943 г Волга так важна для нефтетрафика была важна
>>>>Краеведение Саратовского НПЗ.
>>>>При мощности 3,5 млн.т загружен на 1,6 млн.т. А связи с нарушением подвоза по Волге.
>>>>
https://pposarnpz.ru/istoriya-zavoda.html?ysclid=m8nbo1t8dw141278587
>>>
>>>>Вот и причина. Без подвоза по Волге завод загружен наполовину.
>>>>Да Саратовский Крекинг-завод им.Кирова это не «один из», это крупнейший и новейший НПЗ на Волге.
>>>
>>>Отец моего коллеги, во время войны работал на ТЭЦ-1, паро/электроснабжение Уфимского НПЗ.
>>>С его слов:
>>>В 1942 году у директора в кабинете все время сидел НКВД-шник и все решения согласовывались с ним.
>>>Когда пришла время планового ремонта котлов, первый вопрос как это скажется на выработке НПЗ?
>>>Когда сказали , что снизиться, он запретил. Когда сказали, что там свищет пар изо всех щелей и КПД там никакой, он вытащит пистолет и положил на стол.
>>>В результате котлы ремонтировали прямо во время работы. И так было до конца 42 года.
>>И понятно почему (оставим в стороне гиперболы, свойственные жанру семейных приданий) - Уфимский НПЗ работал на сырьевой базе Башнефти и от Баку не зависел. А доставить нефть с Урала на другие НПЗ -задача непростая.
>
>Доставить не проблема в навигацию танкерами, только тогда ее мало было. Башкирия давала нефти и нефтепродуктов порядка 5%
Можно, конечно. От Ишимбая до Уфы по Белой и от Ишимбая до Саратова через всю Белую, Каму и Волгу путь гораздо дольше.
А что давала немного, так это в мирное время. Во второй половине 42-го значение Башнефть, Куйбышевнефти и Оренбургнефти сильно возросло. Опять же потому что из Баку ни нефти, ни нефтепродуктов толком не вывезти.

От Iva
К Anvar (25.03.2025 11:46:13)
Дата 25.03.2025 12:25:31

Re: Из историй...

Привет!

>Доставить не проблема в навигацию танкерами, только тогда ее мало было. Башкирия давала нефти и нефтепродуктов порядка 5%

так 90% довоенной нефтепереработки - это Баку и Майкоп. А кроме Башкирии был еще по крайней мере Ярославль.

это поменялось только после поставки 6 НПЗ по Ленд-лизу, включая Омский.

Владимир