От Ломоносов
К All
Дата 21.06.2002 22:14:27
Рубрики WWII;

К badger: вопрос по заводу (№16, Казань)

Здравствуйте.
Отвечаю на Ваши вопросы.
1. "Завод занимался изготовлением двтгателей М-105 Климова для завода №22 (Казань тоже) производившего Пе-2?"
Режим пропусков был таким, что я мог попасть только на свой производственный участок и в столовую во время обеда. Работал я контролером ОТК на участке холодной обработки выхлопных клапанов. Какие двигатели выпускал завод и для каких самолетов не знал. И интересоваться этим не полагалось.
2. "Как было с кормежкой в 42 году в Казани? Ск. хлеба выдавалось по карточкам, какого качества, как получали его?
Был настоящий голод. Кроме хлеба по карточкам иногда выдавали сахар или вместо него в двойном размере пряники (это было для нас настоящим счастьем!), которые тут же несли на рынок,чтобы продать. В обеденный перерыв в столовой завода обед - вода с тушеной капустой и мятая картошка, политая хлопковым маслом. Заводская (рабочая) карточка - 800 г., съедались за один присест. Хлеб ржаной, казалось, что вкуснее его не бывало. Сначала можно было купить в любой булоччной даже на два дняя вперед, затем ограничили, "прикрепили" к магазинами и продавали только на текущий день. На заводе за хорошую работу поощрали тарелкой супа, который привозили прямо в цех.
3. "Работники завода получали какой-либо усиленный паек, или тот же, что и на других преприятиях?"
Все промышленные предприятия работали тогда на оборону, думаю, что везде было так же. Рабочая карточка везде была 800 г, служащая -600, иждивенческая - 500 г.
В городе не было собак и кошек, не было и голубей....
О жизни такой готовлю материал для своего сайта.
Желаю успеха.


От badger
К Ломоносов (21.06.2002 22:14:27)
Дата 22.06.2002 00:35:03

Re: К badger:...

> Режим пропусков был таким, что я мог попасть только на свой производственный участок и в столовую во время обеда.

То есть завод был разделен на участки между которыми были заборы? Насколько большим был ваш производственный участок? Кто стоял на пропускных пунктах, военные, НКВД или своя, заводская охрана?

>Работал я контролером ОТК на участке холодной обработки выхлопных клапанов.

А чем заключалась работа? Замеряли какие-то размеры клапана на соответстие допускам? Много брака было? Какова была продолжительность смены, выходные?

>Какие двигатели выпускал завод и для каких самолетов не знал. И интересоваться этим не полагалось.

То есть никто из тех кто работал с вами не знал? Или начальство знало но на вопрос: "Что мы производим?", - не ответило бы? То что это были авиадвигатели вам известно было например?

> 2. "Как было с кормежкой в 42 году в Казани? Ск. хлеба выдавалось по карточкам, какого качества, как получали его?
> Был настоящий голод. Кроме хлеба по карточкам иногда выдавали сахар или вместо него в двойном размере пряники (это было для нас настоящим счастьем!), которые тут же несли на рынок,чтобы продать.

А продав пряники что покупали? Какая у вас была заработная плата и как тратили, что-то съесное на рынке покупали? Сколько на рынке стоила буханка хлеба(если помните может ещё что-то, молоко например, сахар, соль)?

>В обеденный перерыв в столовой завода обед - вода с тушеной капустой и мятая картошка, политая хлопковым маслом. Заводская (рабочая) карточка - 800 г., съедались за один присест. Хлеб ржаной, казалось, что вкуснее его не бывало.

Хлеб "сырой" был, скорее всего?

> Сначала можно было купить в любой булоччной даже на два дняя вперед, затем ограничили, "прикрепили" к магазинами и продавали только на текущий день. На заводе за хорошую работу поощрали тарелкой супа, который привозили прямо в цех.

А как часто и насколько массово поощряли? У завода было какое-то подсобное хозяйство своё или вы этого знать не могли?


> 3. "Работники завода получали какой-либо усиленный паек, или тот же, что и на других преприятиях?"
> Все промышленные предприятия работали тогда на оборону, думаю, что везде было так же. Рабочая карточка везде была 800 г, служащая -600, иждивенческая - 500 г.
> В городе не было собак и кошек, не было и голубей....
> О жизни такой готовлю материал для своего сайта.

Было такое что бы люди "доходили" или на заводах ситуация получше была? Если были то куда их отправляли, был ли у завода свой санаторий(название там какое-то другое ИМХО было, но смысл в том что "дошедших" отправляли подкормиться какое-то время)?

P.S. Ещё такой вопрос - я слышал что в финскую войну тоже вводили карточки на хлеб, 1 кг на человека, но серъезно за соблюдением карточного режима никто не следил - карточка просто заполнялись карандашом - если надо - стер и пошёл ещё раз купил?

От Ломоносов
К badger (22.06.2002 00:35:03)
Дата 22.06.2002 23:20:07

Re: К badger:...

Здравствуйте!
>> Режим пропусков был таким, что я мог попасть только на свой производственный участок и в столовую во время обеда.
>
>То есть завод был разделен на участки между которыми были заборы? Насколько большим был ваш производственный участок? Кто стоял на пропускных пунктах, военные, НКВД или своя, заводская охрана?
Пропускной режим был очень сложным. Вне завода я должен лишь был помнить свой номер, а никаких заводских документов при себе не имел. Входя в главную проходную, называя номер, получал пропуск в цех. В определенном цехе в определенных воротах опять проходная, где в обмен на пропуск я получал "марку" - металлический жетон с номером входных ворот на участок. Входя в эти ворота, сдавал марку, чтобы пройти. При выходе - в обратном порядке. Никаких заборов не было. Огромные стандартные заводские цеха, разделенные перегородками на производственные участки. На проходных внутри завода стояли заводские вахтеры, главная проходная обслуживалась военными. На моем участке было 20-25 токарных, револьверных, заточных и фрезерных станков.
>>Работал я контролером ОТК на участке холодной обработки выхлопных клапанов.
>
>А чем заключалась работа? Замеряли какие-то размеры клапана на соответстие допускам? Много брака было? Какова была продолжительность смены, выходные?
В начале участка - раздаточчное окно, откуда я получал под отчет кузнечные заготовки клапанов на механическую обработку. Дальше - технологическая линия последовательно следующих операций. Каждая операция фиксировалась проверкой специальными шаблонами на соответсвие проектным размерам. В конце цеха сдача в следующий участок (термообработка). В крнце смены должен быть баланс: число поступивших изделий = числу переданных далее - отбракованные. Брака было очень мало.
>>Какие двигатели выпускал завод и для каких самолетов не знал. И интересоваться этим не полагалось.
>
>То есть никто из тех кто работал с вами не знал? Или начальство знало но на вопрос: "Что мы производим?", - не ответило бы? То что это были авиадвигатели вам известно было например?
Мы знали, что это были двигатели для самолетов, которые производились на 22 заводе. Не знали марки двигателей и их характеристики. Это считалось ВТ. Если кто и знал, то не говорил.
>> 2. "Как было с кормежкой в 42 году в Казани? Ск. хлеба выдавалось по карточкам, какого качества, как получали его?
>> Был настоящий голод. Кроме хлеба по карточкам иногда выдавали сахар или вместо него в двойном размере пряники (это было для нас настоящим счастьем!), которые тут же несли на рынок,чтобы продать.
>
>А продав пряники что покупали? Какая у вас была заработная плата и как тратили, что-то съесное на рынке покупали? Сколько на рынке стоила буханка хлеба(если помните может ещё что-то, молоко например, сахар, соль)?
Покупали, как правило что-нибудь для приварка: картошку, крупу, горох. Буханка хлеба (кирпич около 1 кг) стоила 500-600 руб (при зарплате 700-1000 руб). Примерно столько же стоила поллитровка. Остальные цены не помню. Как мне кажется хлеб был ржаной, но хорошо пропеченный.
>>В обеденный перерыв в столовой завода обед - вода с тушеной капустой и мятая картошка, политая хлопковым маслом. Заводская (рабочая) карточка - 800 г., съедались за один присест. Хлеб ржаной, казалось, что вкуснее его не бывало.
>
>Хлеб "сырой" был, скорее всего?

>> Сначала можно было купить в любой булоччной даже на два дняя вперед, затем ограничили, "прикрепили" к магазинами и продавали только на текущий день. На заводе за хорошую работу поощрали тарелкой супа, который привозили прямо в цех.
>
>А как часто и насколько массово поощряли? У завода было какое-то подсобное хозяйство своё или вы этого знать не могли?
Обычно, если не было на участке опозданий, брака, не было срывов технологии - всех, работавших на участке угощали дополнительной тарекой супа. Причем, суп был гораздо питательней, чем в заводской столовой. Даже вкус его запомнлся - макаронный.

>> 3. "Работники завода получали какой-либо усиленный паек, или тот же, что и на других преприятиях?"
>> Все промышленные предприятия работали тогда на оборону, думаю, что везде было так же. Рабочая карточка везде была 800 г, служащая -600, иждивенческая - 500 г.
>> В городе не было собак и кошек, не было и голубей....
>> О жизни такой готовлю материал для своего сайта.
>
>Было такое что бы люди "доходили" или на заводах ситуация получше была? Если были то куда их отправляли, был ли у завода свой санаторий(название там какое-то другое ИМХО было, но смысл в том что "дошедших" отправляли подкормиться какое-то время)?
Нет, не припомню, чтобы доходило до полной дистрофии. На 800 г хлеба и скудный заводской обед, хоть и голодно, но прожить можно. Не помню также о том, чтобы кого либо отправляли в санаторий или профилакторий.
>P.S. Ещё такой вопрос - я слышал что в финскую войну тоже вводили карточки на хлеб, 1 кг на человека, но серъезно за соблюдением карточного режима никто не следил - карточка просто заполнялись карандашом - если надо - стер и пошёл ещё раз купил?
Во время финской я жил в Ростове. Карточек не было, но чтобы купить хлебили другие продукты нужно было проставать в очередях. Но нам в техникуме выдавали хлеб, пирожки, иногда по кусочку сыра или масла.
Успехов Вам.

От varban
К Ломоносов (22.06.2002 23:20:07)
Дата 23.06.2002 01:20:51

Мои 5 стотинок

4000K!

> Пропускной режим был очень сложным. Вне завода я должен лишь был помнить свой номер, а никаких заводских документов при себе не имел. Входя в главную проходную, называя номер, получал пропуск в цех.

А в ящиках в СССР так везде было. Я учился с 1982 по 1988 г в ЛТИ им. Ленсовета, и с 4 по 6 курса только так заходил на кафедре высокомолекулярных соединений ;)
Номер 955 :)
На выходе положено еще раз сличить фотку с мордой и сунуть пропуск в гнездо специального ящика.
Естественно, что вахтер(ша) зашивалась в час-пик, поэтому те, кто подлиннее, наловчились нагибаться через стойку и засовывать пропуск сами.

> В определенном цехе в определенных воротах опять проходная, где в обмен на пропуск я получал "марку" - металлический жетон с номером входных ворот на участок. Входя в эти ворота, сдавал марку, чтобы пройти. При выходе - в обратном порядке.

Это тоже было, в местах, где следует знать, сколько людей находятся. К примеру, на установки, в испытательные боксы.
На заводах такая система, наверное, до сих пор действует (в 97 действовала).

Я привык за 3 года к такой системе, и когда начал работу у себя дома, в Болгарии, все удивлялся, что все не как у людей - пропуск с собой таскаешь на радость шпиенам; если забудешь, на работу не пустят...

С уважением: varban,
http://airbase.uka.ru

От А.Никольский
К varban (23.06.2002 01:20:51)
Дата 24.06.2002 16:07:30

Сейчас пропускной режим такой же остался

>4000K!

>> Пропускной режим был очень сложным. Вне завода я должен лишь был помнить свой номер, а никаких заводских документов при себе не имел. Входя в главную проходную, называя номер, получал пропуск в цех.
>
>А в ящиках в СССР так везде было. Я учился с 1982 по 1988 г в ЛТИ им. Ленсовета, и с 4 по 6 курса только так заходил на кафедре высокомолекулярных соединений ;)
>Номер 955 :)
>На выходе положено еще раз сличить фотку с мордой и сунуть пропуск в гнездо специального ящика.
>Естественно, что вахтер(ша) зашивалась в час-пик, поэтому те, кто подлиннее, наловчились нагибаться через стойку и засовывать пропуск сами.
++++++
на тех заводах, где я бывал, она сохранилась.
С уважением, А.Никольский

От badger
К Ломоносов (22.06.2002 23:20:07)
Дата 22.06.2002 23:28:10

Спасибо за ответы, очень интересно

Особенно про пропускную систему.

От Андю
К badger (22.06.2002 23:28:10)
Дата 23.06.2002 10:51:30

Нормальная пропускная система -- отец отродясь пропуск с собой не таскал. (-)


От kilkunda
К Андю (23.06.2002 10:51:30)
Дата 23.06.2002 20:12:38

Да, и эта система до сих пор, по моему, действует на нек-рых предприятих Питера! (-)


От Лис
К kilkunda (23.06.2002 20:12:38)
Дата 23.06.2002 22:45:25

Действует!

Не далее как в эту пятницу участники ВИФопойки могли наблюдать оную в действии -- в ЦНИИ Трансмаш. Выглядит так: перед вахтой на стене панелька с кнопками под номерами. Человек подходит, тыкает в кнопку со своим номером, его пропуск выпадает из ячейки под нос вахтеру. Тот сличает оный с клиентом, вручает, и запускает на территорию. По возвращении назад все в обратном порядке. Пропуск отдается, называется номер ячейки, куда его следует положить.

От varban
К Лис (23.06.2002 22:45:25)
Дата 24.06.2002 12:52:46

Но есть и аварийный вариант:))) (+)

... который не так уж и редко используется:)

Как-то на Славянке сломалась автоматика (или питание, не знаю) и пришлось открывать ящики и доставать пропуска ручками:)

От Лис
К varban (24.06.2002 12:52:46)
Дата 24.06.2002 14:04:09

Господь с вами!

Какая автоматика! Там с обратной стороны панельки полка с отделениями. С "обратной стороны кнопки" -- шток. Кнопочку ткнул, штоком пропуск из отделения выкинуло. В соответствии с законом притяжения он под нос вахтеру -- бряк! Вот и вся автоматика. По крайней мере та, какую я сам видал.

От Кирасир
К kilkunda (23.06.2002 20:12:38)
Дата 23.06.2002 20:32:08

За сегодня не знаю, (+)

но именно такая система работала в 80-е годы на всех без исключения режимных предприятиях минобщемаша, Минсредмаша, Минточмаша, Минавиапрома нак оторых мне приходилось бывать по долгу службы. Собственно, у нас в ЦСЭС МЗ СССР (на самом деле - ЦентрСЭС 3го ГУ МЗ) было то же самое.
WBR Андрей aka Kirasir

От NV
К Кирасир (23.06.2002 20:32:08)
Дата 24.06.2002 14:24:34

Зaтo я знаю :)


>но именно такая система работала в 80-е годы на всех без исключения режимных предприятиях минобщемаша, Минсредмаша, Минточмаша, Минавиапрома нак оторых мне приходилось бывать по долгу службы. Собственно, у нас в ЦСЭС МЗ СССР (на самом деле - ЦентрСЭС 3го ГУ МЗ) было то же самое.

ибо хожу по разным конторам разных ведомств регулярно - все как было, так и осталось, за исключением некоторых извращенных идей
>WBR Андрей aka Kirasir

От NV
К NV (24.06.2002 14:24:34)
Дата 24.06.2002 14:27:30

Продолжение



>>но именно такая система работала в 80-е годы на всех без исключения режимных предприятиях минобщемаша, Минсредмаша, Минточмаша, Минавиапрома нак оторых мне приходилось бывать по долгу службы. Собственно, у нас в ЦСЭС МЗ СССР (на самом деле - ЦентрСЭС 3го ГУ МЗ) было то же самое.
>
>ибо хожу по разным конторам разных ведомств регулярно - все как было, так и осталось, за исключением некоторых извращенных идей

об компьютеризации проходных - вплоть до взвешивания при входе и выходе (интересно эти рационализаторы думают об том, что у человека масса тела в течение суток может довольно здорово меняться от например обеда, одежды, и других естественных причин :) )

Виталий