От zero1975
К All
Дата 28.06.2025 11:36:07
Рубрики Современность; ВВС;

Книги по Боингу и конкуренции с Эйрбас

Lynn, Matthew - Birds of Prey: Boeing vs. Airbus: A Battle for the Skies. 1997
Книга понравилась именно тем, за что её иногда упрекают: многочисленными отступлениями от основной темы с краткими биографиями людей и т.п. Вообще, книга хорошо написана и читается легко. Книга издана в 1995 году - как раз перед слиянием Боинга и МакДоннел-Дуглас. Серьёзным недостатком я бы назвал большое количество опечаток (Martin Marinetta как пример). Любопытно, что книга переиздавалась много раз, разными издательствами, но все издания, которые я видел - использовали тот же макет, с теми же опечатками. В файлах, ссылки на которые приведены ниже, опечатки исправлены лишь в самых очевидных случаях.
Ссылка на PDF-файл (сканированные страницы с OCR - 91,3 Мб):
https://dropmefiles.com/v9Cr5
Ссылка на текстовый PDF (1,7 Мб):
https://dropmefiles.com/AHkDH
Ссылка на текст книги в HTML (0,6 Мб):
https://dropmefiles.com/wzygN

Newhouse, John - Boeing versus Airbus: the inside story of the greatest international competition in business. 2007
Книга написана за 10 лет до катастроф 737 MAX, но автор уже пишет о том ущербе для корпоративной культуры Боинга, который принесла сделка с МакДоннел-Дуглас. Автора справедливо упрекают за несколько путанное и бессистемное изложение, но описаний относительно недавних событий не так много, чтобы её пренебрегать.
Я раньше уже давал ссылку на эту книгу в формате EPUB. Сейчас добавлю ссылок на варианты.
Ссылка на книгу в формате EPUB (0,3 Мб):
https://dropmefiles.com/y7bbS
Ссылка на текстовый PDF, повторяющий макет печатного издания (1,3 Мб):
https://dropmefiles.com/DhpbJ
Ссылка на текст книги в HTML (0,75 Мб):
https://dropmefiles.com/wdzto

Robison, Peter - Flying Blind: The 737 MAX Tragedy and the Fall of Boeing. 2021
Книга о катастрофах Boeing 737 MAX и о том, кто и как довел копорацию до такого. Кажется, автору удалось показать, что это проявление системной болезни, затронувшей не только (да наверное и не столько) Боинг. На этом фоне странно выглядят его наезды на Трампа - он старательно не замечает, что всё скотство происходило при вполне демократических Клинтоне (слияние и внедрение новых порядков, "оккупация" FAA производителями) и Обаме (собственно проектирование, сертификация и производство 737 MAX). Вообще, изложение событий может показаться эмоциональным, но в книге о том, как в погоне за баблом убили три с половиной сотни человек - эмоции вполне уместны.
Ранее я приводил на форуме ссылку на эту книгу в формате EPUB, но там очень странно организован ссылочно-справочный аппарат: сноски не нумеруются, а обозначаются кусками текста, при этом соотв. закладки в тексте сделаны невидимыми. Из-за этого читая текст нельзя было увидеть, что к нему есть сноска. Да и найти текст, к которому приведена сноска в конце книги - непросто. Ниже варианты с исправленным кодом, где текст, к которому относится сноска дан гиперссылкой на эту сноску. Криво, конечно, но уж лучше так.
Ссылка на книгу в формате EPUB - с исправленными закладками к сноскам (1 Мб):
https://dropmefiles.com/3yR0l
Ссылка на текст книги в HTML - тоже с исправленными закладками (0,75 Мб):
https://dropmefiles.com/W9ocE

От nia
К zero1975 (28.06.2025 11:36:07)
Дата 28.06.2025 19:22:21

Спасибо! (-)


От pamir70
К zero1975 (28.06.2025 11:36:07)
Дата 28.06.2025 14:20:39

Спасибо! (-)


От zero1975
К zero1975 (28.06.2025 11:36:07)
Дата 28.06.2025 12:11:11

Топичный вопрос в связи с книгами:

Читая книги по истории компаний, производящих и эксплуатирующих пассажирские авиалайнеры и их грузовые модификации - почему-то нигде не встретил и намека на тему интереса военных к этим самолетам. Я не о военных модификациях авиалайнеров (танкеры, ДРЛО, самолёты управления...), а об огромном парке больших гражданских самолётов (LCA). Неужто у военных руки не чесались прибрать его к рукам в случае чего (как это было во время второй мировой)? Были какие-то планы их мобилизации?

От sss
К zero1975 (28.06.2025 12:11:11)
Дата 02.07.2025 11:10:24

Можно порыть, как практически реализовывались переброски больших группировок

>об огромном парке больших гражданских самолётов (LCA). Неужто у военных руки не чесались прибрать его к рукам в случае чего (как это было во время второй мировой)? Были какие-то планы их мобилизации?

См., например, "Щит пустыни" 1990 года, развертывание в СА перед войной 1991 года.

Для обеспечения стратегических воздушных перевозок Соединённые Штаты задействовали до 90 % своей военно-транспортной авиации, первую очередь резерва военно-транспортного авиационного командования из гражданских авиакомпаний, а также более 180 пассажирских и грузовых гражданских самолётов. Эти воздушные перевозки получили кодовое наименование «Вольный ветер». В район конфликта за пять месяцев по воздуху было доставлено 246000 человек личного состава и свыше 240000 тонн грузов.

Т.е:
- существовал (вероятно и существует) некий "резерв военно-транспортного авиационного командования из гражданских авиакомпаний", структурно разделенный на категории ("очереди"), и в самой масштабной переброске за период после ВМВ была задействована толкьо первая очередь;
- помимо этого резерва, также, привлекались просто пассажирские самолеты (на какой-то коммерческой основе, фрахт? или по каким-то чрезвычайным правилам?)

Я определенно помню, что показывали выгрузку л/с, который прилетал именно на пассажирских лайнерах, не военных.

От zero1975
К sss (02.07.2025 11:10:24)
Дата 02.07.2025 14:37:25

Да, с американцами более-менее ясно:

Civil Reserve Air Fleet (CRAF):
https://en.wikipedia.org/wiki/Civil_Reserve_Air_Fleet
И там как раз пишут про "Щит пустыни":
CRAF активировался трижды. Первая активация была в рамках операции «Щит пустыни» . Вторая была в рамках операции «Иракская свобода» . В 2021 году он был активирован в рамках операции «Убежище союзников» в Афганистане.
Подробнее вот тут:
https://www.amc.af.mil/About-Us/Fact-Sheets/Display/Article/144025/civil-reserve-air-fleet/

От zero1975
К zero1975 (28.06.2025 12:11:11)
Дата 28.06.2025 14:41:59

По США нашел - программа Civil Reserve Air Fleet (CRAF) (-)


От zero1975
К zero1975 (28.06.2025 11:36:07)
Дата 28.06.2025 12:01:29

Рецензия на книгу "Birds of Prey: Boeing vs. Airbus"

На случай, если кому интересно - перевод рецензии на книгу Lynn, Matthew - Birds of Prey: Boeing vs. Airbus: A Battle for the Skies.
Ссылка на рецензию: Graham, B. (1997). Birds of prey: the war between Boeing and Airbus. Journal of Air Transport Management, 3(2), 101–102.
https://doi.org/10.1016/S0969-6997(97)88447-5

Хищные птицы: война между Boeing и Airbus

Мэтью Линн

Heinemann, London (1995) 260 стр. £16.99 ISBN 0-434-43925-8

Если, по известному утверждению Роберта Крэндалла, авиакомпании – это «мерзкий гнилой бизнес», то книга Линна предполагает, что авиастроение не отстает от него. Он прослеживает зарождение американской промышленности и несколько случайный взлет компании Boeing, которая затмила своих конкурентов, Douglas и Lockheed. Превосходство компании Boeing было основано на ее успехе в том, чтобы посадить как можно больше людей на большие, дешевые в эксплуатации и относительно консервативные самолеты, строящиеся для получения прибыли компанией, которая, прикрываясь образом «деревенского парня», безжалостно сохраняет 100-процентный контроль над своими делами: У Boeing нет партнеров, только «крепостные». Компания Airbus, ставшая преемницей неудачных или – в лучшем случае – скромно успешных европейских предприятий, таких как Comet, Caravelle и Concorde, заметно отличается от Boeing: это извилистое международное партнерство, раздираемое национальным соперничеством, и компания отличается экспериментами с передовыми технологиями в своих самолетах. Стратегия компании заключается в создании семейства самолетов, нацеленных на завоевание 30 процентов мирового рынка авиалайнеров. Из рассказа Линна о конфликте между двумя компаниями можно выделить три ключевые темы.

Во-первых, производство самолетов – крайне политизированный бизнес, геополитика которого сильно расходится с часто иллюзорной этикой свободного рынка, которую публично проповедует авиационная отрасль. GATT, дефицит торгового баланса, экономический империализм США, важность авиастроения для национальных экономик, глобализация производственных процессов и политики-продавцы – Франсуа Миттеран и Билл Клинтон добились заметного успеха – все они вовлечены в процесс создания и продажи самолетов. Также как и «политическое давление» и прямые взятки. Линн утверждает, что, хотя США и разглагольствуют о свободной торговле, на самом деле они хотят – что неудивительно – управлять своей торговлей в собственных интересах. Возникающая при этом паутина клиентуры – и претензии на глобальную гегемонию – неизбежно дает серьезные преимущества ее производителям. Кроме того, несмотря на заметные исключения, огромный внутренний рынок реактивных самолетов в США, как правило, поддерживает местные аэрокосмические компании.

Во-вторых, в настоящее время авиастроение в значительной степени представляет собой борьбу между Соединенными Штатами и Европой, причем не только по деловым, но и по идеологическим соображениям. Отношения между Boeing, Airbus и их правительствами отражают совершенно разные приоритеты в политической экономике США и Европы. Это стало причиной, казалось бы, бесконечных, неразрешимых и явно лицемерных дебатов о субсидировании европейского производства в сравнении с хорошо известным сотрудничеством между частными финансами и государственными оборонными заказами, которое привело к созданию военного комплекса США. Airbus также сильнее, чем, возможно, любое другое предприятие, олицетворяет веру в то, что после Второй мировой войны Европа должна была выбирать между тем, чтобы быть – в какой-то степени – независимой или стать придатком Соединенных Штатов. Британия с ее претензиями на «особые отношения» с Соединенными Штатами, конечно же, является слабым местом в Airbus – как и в любом европейском альянсе – и этой двусмысленностью активно пользуется Boeing. Линн мало что может предложить для объяснения удивительной лояльности British Airways к американскому производителю, но хорошо отзывается о «британизации» B757 как об одном из примеров постоянных усилий Boeing вбить клин между Великобританией и ее европейскими партнерами. Хотя, возможно, раскол между США и Европой преувеличен, поскольку многие Airbus летают с двигателями американского производства, решение Boeing о выпуске B757 с двигателями Rolls-Royce RB211 было явно направлено – и успешно – на раскол Европы.

Огромные деловые риски, связанные с производством самолетов, служат мощной заключительной темой книги. Многие исторические решения о запуске самолета сейчас кажутся почти случайными: одной из многих причин доминирования компании Boeing на мировом рынке является ее успех в создании рынков для самолетов, которые она уже решила построить. Самым большим – поистине «героическим» – риском, конечно же, был B747, самолет, который чуть не погубил компанию, но теперь является основой ее успеха. Совершенно очевидно, что способность Boeing предложить целое семейство самолетов является его главным преимуществом в борьбе с Airbus. Главная проблема последней заключается в том, что стратегия «клещей» на B747 – A340 снизу и что-то (A3XX?) сверху – еще не реализована. Хотя финансирование A3XX превысит все предыдущие риски, Airbus всегда был вынужден идти на большие риски. Она была пионером в области технологических достижений и широкофюзеляжных близнецов, а затем наблюдала за тем, как Boeing, очевидно, наступает на пятки, продавая больше самолетов. Там, где Airbus лидировал, Boeing часто довольствовался тем, что следовал за ним. A330, возможно, был первым по-настоящему большим двухмоторным самолетом, но более поздний B777 занял более успешное положение на рынке. И снова Airbus пришлось продавать свои высокотехнологичные продукты дешево, чтобы пробиться на рынки. Его запутанные инновации в области лизинга и финансирования уже стали легендой, как и его участие в сделках с некоторыми весьма нежелательными клиентами. Достаточно взглянуть на списки «белых хвостов» Airbus, чтобы увидеть пагубное влияние сделок по продаже Eastern и Pan Am самолетов A300 и A310. И наоборот, «стратегия домино» компании – продажа одной авиакомпании в регионе, чтобы за ней последовали другие – была заметно успешной на «Шелковом пути» к Тихоокеанскому региону.

Birds of Prey – это не академическая книга. Это хорошо написанная и исследованная журналистика, и, хотя в ней мало нового, ее можно назвать информативным, убедительно аргументированным и, безусловно, увлекательным рассказом о жестокой конкуренции между двумя компаниями. Как это неизбежно бывает в подобных книгах, она несколько раздражающе ориентирована на персоналии, в то время как можно было бы предпочесть более подробный и обоснованный анализ геополитики (хотя в ней есть очень полезное резюме о важности авиастроения для GATT). Историческая преамбула к «войне» Boeing-Airbus – основной части книги – неоправданно затянута, а библиография могла бы быть более обширной. Несомненно, борьба между Airbus и Boeing будет продолжаться, хотя акцент в ней смещается с технологий на затраты. Тем не менее, какими бы инновациями ни обладал Airbus, ему никогда не удастся преодолеть огромную мощь, которой обладает Boeing как главный производитель самолетов в стране, считающей глобальную гегемонию своим правом по праву рождения.

Брайан Грэм
Школа экологических исследований Университет Ольстера в Колерэйне, Великобритания