От Романов
К All
Дата 17.07.2025 20:09:46
Рубрики Современность;

Один из поворотов кадрового отбора офицерского состава

ИМХО - не туда.


ПРИКАЗ

МИНИСТРА ОБОРОНЫ СССР

№ 110

14 мая 1984 г. г. Москва

Об объявлении Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1984 г. «О воинских званиях офицерского состава Вооруженных Сил СССР» и постановления Совета Министров СССР от 26 апреля 1984 г. № 381 «О переаттестовании в воинских званиях высшего офицерского состава Вооруженных Сил СССР»

В целях дальнейшего совершенствования системы воинских званий офицерского состава Вооруженных Сил СССР Президиум Верховного Совета СССР 26 апреля 1984 г. издал Указ «О воинских званиях офицерского состава Вооруженных Сил СССР», а Совет Министров СССР принял постановление от 26 апреля 1984 г № 381 «О переаттестовании в воинских званиях высшего офицерского состава Вооруженных Сил СССР».
Совершенствование системы воинских званий офицерского состава вызвано интенсивным оснащением Вооруженных Сил современной военной техникой и в связи с этим закономерным развитием и совершенствованием военного искусства, организационной структуры армии и флота, системы подготовки офицерского состава
Вместе с тем, как показал многолетний опыт, система воинских званий оказалась чрезмерно громоздкой - 15 видов воинских званий
затрудняли маневр кадрами, ставили перед необходимостью частого переаттестования офицеров при назначениях, особенно с инженерными званиями, при переходе на командные должности, искусственно приводили к сужению специализации офицеров. Все больше стало проявляться неполное соответствие воинских званий уровню и объему полученных оперативно-тактических и военно-технических знаний в военных академиях, институтах и училищах.
Офицеры, окончившие командные, командно-инженерные и инже-нерные военные училища, получают дипломы общесоюзного образца о высшем военно-специальном образовании и определенной квалификации, но воинские звания получали разные: одни - лейтенанта, другие - лейтенанта-инженера.
Насыщенность всех видов Вооруженных Сил и родов войск новым вооружением и сложной военной техникой потребовала все больше сближать объем и уровень подготовки командных и инженерных кадров. Из двух профилей подготовки - командного и инженерного - фактически образуется единый командно-инженерный профиль. Поэтому отпала необходимость в сохранении различия в воинских званиях командного и инженерного состава. Право¬мерность этого подтверждает, многолетний опыт единых воинских званий командного и политического состава.
Отпала необходимость й в воинских званиях интендантской, административной и технической служб, так как таких служб в Вооруженных Силах нет, и офицерские кадры по этим службам не готовятся.
Офицерам всех родов войск: артиллерии, танковых, связи, инже-нерных и технических войск - от младшего лейтенанта до полков¬ника присваиваются единые общевойсковые звания со времени их введения (1935-1939 гг.). Поэтому в интересах повышения авторитета и роли генералов родов войск им также установлены единые общевойсковые воинские звания.
Отпала необходимость в присвоении впредь воинских званий маршала бронетанковых войск и Главного маршала бронетанковых войск. В настоящее время все объединения Сухопутных войск являются фактически бронетанковыми или танковыми. Обучение в Военной академии имени М. В. Фрунзе и Военной академии бронетанковых войск имени Маршала Советского Союза Малиновского Р. Я. проводится по единой программе, их выпускники в равной степени готовятся командовать как мотострелковыми, так и танковыми соединениями и объединениями.
Упразднены воинские звания Главный маршал инженерных войск и Главный маршал войск связи, которые со времени их установления никому не присваивались.
Уточнение системы воинских званий является еще одним проявлением заботы Коммунистической партии и Советского правительства о Вооруженных Силах, повышении их боевой готовности.
Установление общевойсковых воинских званий для инженерного состава, генералов и офицеров родов войск и служб повышает их авторитет и роль в управлении войсками и обеспечивает более широкую перспективу в служебной деятельности.
Объявляю для руководства Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1984 г. «О воинских званиях офицерского состава Вооруженных Сил СССР» и постановлений Совета Министров СССР от 26 апреля 1984 г. № 381 «О переаттестовании в воинских званиях высшего офицерского состава Вооруженных Сил СССР».
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Заместителям Министра обороны СССР, командиру войсковой части 83558, командующим войсками округов, группами войск, флотами, армиями и флотилиями, командующим (начальникам) родами войск, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны, командирам корпусов (эскадр), соединений и воинских частей (кораблей), начальникам учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны, военным комиссарам союзных и автономных республик, краевым, областным военным комиссарам, военным комиссарам автономных областей и автономных округов, городским и районным военным комиссарам организовать изучение объявленных Указа Президиума Верховного Совета СССР и постановления Совета Министров СССР со всем офицерским составом и курсантами военно-учебных заведений, разъяснить им важное значение проводимых уточнений в системе воинских званий, направленных на повышение роли и авторитета офицерского состава, и обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных пунктом 2 настоящего приказа.
2. Утвердить мероприятия по переаттестованию в воинских зва-ниях офицерского состава Советской Армии и Военно-Морского Флота и внесению соответствующих изменений в учетные документы согласно приложению к настоящему приказу.
3. Ношение формы одежды, знаков различия и эмблем, установ-ленных по родам войск и службам, сохраняется.
4. Считать утратившими силу приказ Министра обороны СССР 1971 года № 265 в части объявления Указа Президиума Верховного Совета СССР от 18 ноября 1971 г. «О воинских званиях офицерского состава Вооруженных Сил СССР» и пункты 2-4 указанного приказа.
5. Приказ разослать до отдельной воинской части.


МИНИСТР ОБОРОНЫ СССР
Маршал Советского Союза
Д.Устинов


ignorare legis est lata culpaЖ

От Романов
К Романов (17.07.2025 20:09:46)
Дата 18.07.2025 21:09:10

Отматываем время назад

В начале войны полномочия по подбору и расстановке кадров были децентрализованы и каждый начальник ЦОВУ получил свой кадровый орган и подчиненные ему кадровые органы. В 42-42 году постановлениями ГКО были введены специальные звания - всего 11 постановлений ГКО. Звания определяли номенклатуру кадровых органов.
А затем:
ПРИКАЗ О РЕОРГАНИЗАЦИИ КАДРОВЫХ ОРГАНОВ МИНИСТЕРСТВА
ОБОРОНЫ СССР
23 апреля 1953 года
В соответствии с Постановлением Совета Министров Союза ССР о( 18 апреля 1953 г. п р и казы ва ю:
1. Реорганизовать до 10 мая 1953 г. центральные кадровые органы Министерства обороны СССР и иметь следующую их структуру:
Главное управление кадров, объединив в нем работу но общевойсковым кадрам, кадрам артиллерии, бронетанковых и механизированных войск, Воздушно- десантных поиск, кавалерии, инженерных, химических войск, войск связи, автотракторной и финансовой служб, загран кадрам и кадрам войсковой разведки;
Управление кадров Главного политического управления, объединив в нем работу по кадрам политического состава всех родов войск и служб;
Управление кадров Военно-Морских Сил, объединив в нем работу но кадрам Главного штаба ВМС, авиации ВМС, разведорганов, частей и учреждений, подчиненых центральным управлениям ВМС;
- Управление кадров Воен но-Воздушных Сил, объединив в нем работу по кадрам ВВС и Дальней авиации;
отдел кадров Войск ИВО страны, объединив в нем работу но кадрам наземных войск и истребительной авиации ПВО;
- отдел кадров Генерального штаба, объединив в нем работу по кадрам Генерального штаба, военных сообщений и топографической службы;
- отдел кадров Разведывательного управления Генерального штаба;
отдел кадров строительных органов, объединив в нем работу но кадрам Строительною управления, Управления спсцстроительства, ЦУКАС, квартирной службы, пожарной охраны, котлонадзора и по учету материальных фондов,
- отдел кадров тыла, объединив в нем работу но кадрам шла, медицинской службы (и том числе по медкадрам ВМС и ВВС), интендантской, истери парной, дорожной служб к снабжения ГСМ.
Для ведения внутренней работы по кадрам в аппарате командующих и начальников родов войск н служб иметь (-2 офицеров и I -2 служащих, согласно штатам, без увеличения численности.
2. Создать до I нюня (953 г. во всех военных округах (группах войск, районах ((ВО), флотах п флотилиях, общевойсковых н механизированных армиях объединенные отделы кадров но кадрам всех родов войск н служб, кроме кадров политического состава и Военно-Воздушных Сил.
3. Впредь назначение генералов и офицеров на должности в мирное время производить:
- Министру обороны Союза ССР и его заместителям;
- Начальнику Генерального штаба;
- Командующему Войсками противовоздушной обороны страны;
- Начальнику тыла Министерства обороны;
11ачал Винку Главного политического управления Министерства обороны;
Начальнику строительства п расквартирования войск;
Начальнику железнодорожных войск;
Начальнику Разводывательного управления Генерального штаба;
- Начальнику Управления военно-морскими учебными заведениями;
- Главнокомандующему и командующим группами войск, военными округами, флотами, армиями, флотилиями, районами ПВО и ВВС военных округов;
Командирам корпусов воздушно-десантных и железнодорожных войск.
Все представления на генералов и офицеров номенклатуры ЦК КПСС, Министерства обороны и первых заместителей Министра обороны производить только через Главное управление кадров.
Начальникам Главного управления кадров и Главного политического управления к 31 мая 1953 г. разработать и представить на утверждение новый перечень номенклатуры назначений генералов, адмиралов и офицеров на должности.
4. Главному управлению кадров объединять, направлять и контролировать всю работу по подбору, изучению, расстановке, подготовке, переподготовке, распреде ленню п накоплению офицерских кадров на мирное и военное время и осуществлять руководство работой всех кадровых органов (за исключением кадровых органов политического состава).
5. Установить штатную численность Главного управления кадров ...* военнослужащих и . служащих и утвердить организационную структуру Главного у правления кадров, согласно приложению.
6. Сократить к (0 мая (953 г. штатную и фактическую численность кадровых органов центрального аппарата Министерства обороны на ... военнослужащих и ... служащего.
7. Командующие и начальники родов войск и служб центра, округа, групп войск, армий, флотов, флотилий несут ответственность за изучение, подбор, расстановку и подготовку офицерских кадров своего рода войск (службы).
Они обязаны:
выдвигать кандидатов на должности номенклатуры ЦК КПСС, Министра обороны;
рассматривать и принимать предварительные решения по планам перемещений офицерского состава;
утверждать аттестации и давать заключения по представлениям к званиям и тирадам па руководящий состав;
- знакомиться со всеми отчетными материалами и данными инспекторских проверок о состоянии офицерских кадров и давать свои предложения и замечания io I ip: «I в соответствующие кадровые Органы.
8. 1(ачалышку Главного управления кадровой исполнении настоящего приказа доложи ть: о реорганизации центральных кадровых органов — 15 мая, о создании объединенных кадровых органов в округах и армиях — 15 июня с.г.

ignorare legis est lata culpa

От apple16
К Романов (17.07.2025 20:09:46)
Дата 17.07.2025 23:35:47

А какая на самом деле причина?

Неужели действительно кадровки наябедничали что затруднен перевод узких специалистов на должности для которых требуется другой опыт? Это же наоборот хорошо, если не все подходят везде, ибо люди разные и подготовка разная.

Вроде как учим по единой программе значит все должны быть одинаковыми и взаимозаменяемыми.
Звучит уравнительно, по-советски, но на практике выпускники командных училищ могут быть ограничено компетентными в технических вопросах, а инженерных не иметь достаточной квалификации в управлении льдьми.

Если замполиты стали маскироваться под офицеров, то ведь никто их как офицеров не использует.

В общем явно какая-то подноготная у этого указа другая. Как всегда денег сэкономить, скорее всего, отрицая разнообразие компетенций военнослужащих и пытаясь все унифицировать.

От pamir70
К apple16 (17.07.2025 23:35:47)
Дата 18.07.2025 11:18:52

Re: А какая...

>Неужели действительно кадровки наябедничали что затруднен перевод узких специалистов на должности для которых требуется другой опыт? Это же наоборот хорошо, если не все подходят везде, ибо люди разные и подготовка разная.
Есть ньюансы связанные как с назначением на должность, так и с несением службы и увольнением. Юридические. Самай простой "мех" никогда не станет командиром корабля)( и выше)
>В общем явно какая-то подноготная у этого указа другая. Как всегда денег сэкономить, скорее всего, отрицая разнообразие компетенций военнослужащих и пытаясь все унифицировать.
Как минимум указанные мероприятия облегчают занятие высших командных должностей офицерами технических специальностей. Коих с каждым годом, становилось всё больше и больше

От Романов
К apple16 (17.07.2025 23:35:47)
Дата 18.07.2025 07:49:07

Имхо.

>Неужели действительно кадровки наябедничали что затруднен перевод узких специалистов на должности для которых требуется другой опыт? Это же наоборот хорошо, если не все подходят везде, ибо люди разные и подготовка разная.

>Вроде как учим по единой программе значит все должны быть одинаковыми и взаимозаменяемыми.
>Звучит уравнительно, по-советски, но на практике выпускники командных училищ могут быть ограничено компетентными в технических вопросах, а инженерных не иметь достаточной квалификации в управлении льдьми.

>Если замполиты стали маскироваться под офицеров, то ведь никто их как офицеров не использует.

>В общем явно какая-то подноготная у этого указа другая. Как всегда денег сэкономить, скорее всего, отрицая разнообразие компетенций военнослужащих и пытаясь все унифицировать.
Причина - в постоянном увеличении объёма информации и след. работы кадровых органов. С оценкой негативных последствий согласен.А далее в 93 воинские звания перестали быть оценкой освоения должности, и командиры были лишения права задерживать звания офицерам, их стали присваивается только по срокам.
ignorare legis est lata culpa

От Моцарт
К Романов (18.07.2025 07:49:07)
Дата 19.07.2025 19:58:13

Маленькая заметка

"воинские звания перестали быть оценкой освоения должности, и командиры были лишения права задерживать звания офицерам, их стали присваивается только по срокам".

Только до капитана включительно. Майора надо заслужить каким-то образом (заняв ответственную должность)



От sas
К Моцарт (19.07.2025 19:58:13)
Дата 19.07.2025 20:27:49

Re: Маленькая заметка

>"воинские звания перестали быть оценкой освоения должности, и командиры были лишения права задерживать звания офицерам, их стали присваивается только по срокам".

>Только до капитана включительно. Майора надо заслужить каким-то образом (заняв ответственную должность)
Нет. Было два основных критерия присвоения очередного воинского звания: человек должен был стоять на соответствующей должности и выслужить в предыдущем звании требуемый срок. А здесь, похоже, рассматривается случай, когда должность была, и выслуга позволяла, но звание не давали.


От Романов
К sas (19.07.2025 20:27:49)
Дата 22.07.2025 00:34:49

Положение о порядке прохождения военной службы 1985

>>"воинские звания перестали быть оценкой освоения должности, и командиры были лишения права задерживать звания офицерам, их стали присваивается только по срокам".
>
>>Только до капитана включительно. Майора надо заслужить каким-то образом (заняв ответственную должность)
>Нет. Было два основных критерия присвоения очередного воинского звания: человек должен был стоять на соответствующей должности и выслужить в предыдущем звании требуемый срок. А здесь, похоже, рассматривается случай, когда должность была, и выслуга позволяла, но звание не давали.
Статья 17: "...Представление к присвоению очередных воинских званий лиц офицерского состава, имеющих существенные недостатки в исполнении служебных обязанностей и в личном поведении, хотя и отвечающих другим условиям присвоения очередного звания, не производится до устранения недостатков. Решение о задержке представления к присвоению очередного воинского звания принимается прямым начальником от командира отдельного батальона, полка, им равным и выше. Причины, послужившие основанием для принятия такого решения, объявляются офицеру в личной беседе командиром отдельного батальона, полка, им соответствующим прямым начальником..."
ignorare legis est lata culpa

От Iva
К apple16 (17.07.2025 23:35:47)
Дата 17.07.2025 23:54:01

Re: А какая...

Привет!

>В общем явно какая-то подноготная у этого указа другая. Как всегда денег сэкономить, скорее всего, отрицая разнообразие компетенций военнослужащих и пытаясь все унифицировать.

подноготная скорее всего простая. Офицеров стало не хватать. Где-то в тот же год начали призывать пиджаков. А у них специальности другие, чем надо.
вот и решили проблему.

Владимир