>> Книги к народному творчеству и народному самосознанию (кстати полуязыческому) в то время НИКАКОГО отношения не имели. Письменная культура, а особенно чтение и написание книг в то время - удел очень немногих. Былины - не просто наследство Киевской Руси, они жили и развивались, какие-то ответвления, которые не находили в душах людей отклика терялись, другие менялись. В виде врагов печенегов и половцев сменили татары - отнюдь не немцы.
>
>Это неверно - после нахождения берестяных грамот в Новгороде Великом, Пскове, Смоленске и еще кое-где, вопрос о грамотности и распространении книжной культуры на Руси сильно пересмотрен в сторону тезиса как раз обратного вашему. Кстати, недавно в Новгороде была сделана сенсационное открытие - ПЕРВАЯ (самая ранняя на данный момент) книга на русском языке. Датируется она концом 10 века, самое позднее 1000 годом. Причем принадлежала она человеку как теперь говорят "среднего класса".
Во-первых берестяные грамоты содержат в основном записи делового характера (данные о торговых сделках, сообщения, записки и т.д.). Лавочник может быть в состоянии вести свои книги, но это не значит, что он читает сложные религиозно-философские тексты. Я имею в виду ТИПИЧНОГО лавочника.
Великий мистик Яков Беме, как известно, вообще был сапожником, но это не есть свидетельство высокого образовательного уровня немецких сапожников 17 века.
Вплоть до второй половины 19 века огромное большинство народа имело дело главным образом с произведениями устного народного творчества, а не с письменными сочинениями, и это было связано не только с низкой грамотностью, но и с тем, что устная традиция была ближе среднему человеку, а письменная - ближе к верхам общества.
Не следует также забывать, что Новгород тогда - крупнейший экономический, политический и культурный центр. Он отражает ситуацию на большинстве русских земель, быть может, еще меньше, чем современная Москва -положение в остальной России.
> Во-первых берестяные грамоты содержат в основном записи делового характера (данные о торговых сделках, сообщения, записки и т.д.). Лавочник может быть в состоянии вести свои книги, но это не значит, что он читает сложные религиозно-философские тексты. Я имею в виду ТИПИЧНОГО лавочника.
Ну разумеется там больше текстов "бытовых" - не забывайте, что береста РАСХОДНЫЙ материал. И то там имеются не только бытовые записи, есть даже записи дипломатического характера о договорах со шведами и татарских посольствах. Поэтому масса и РАЗНООБРАЗИЕ этих берестяных грамот говорит в первую очередь о МАССОВОЙ грамотности. И это уже немало - наличие сложных книг ограничивалось только их ценой, ведь "харатеи" были очень дороги. Но тем не менее я не зря упомянул о ПЕРВОЙ русской книге 1000 г. - она написана на восковых дощечках (чудом сохранившихся), текст там серьезный, богословский. Т.о. эта находка показывает, что просто мало до нас дошло книг, а то что их НЕ БЫЛО.
>Великий мистик Яков Беме, как известно, вообще был сапожником, но это не есть свидетельство высокого образовательного уровня немецких сапожников 17 века.
Это факт единичный, а счет грамот берестяных, причем не только новгородских, перевалил на 2-ю тысячу. Содержание их РАЗНООБРАЗНОЕ.
>Вплоть до второй половины 19 века огромное большинство народа имело дело главным образом с произведениями устного народного творчества, а не с письменными сочинениями, и это было связано не только с низкой грамотностью, но и с тем, что устная традиция была ближе среднему человеку, а письменная - ближе к верхам общества.
Все же мы рассматриваем период древней Руси, поэтому этот аргумент не работает. Слишком многое в социальной жизни Руси произошло в 16-17 вв. - одна Смута чего стоит.
> Не следует также забывать, что Новгород тогда - крупнейший экономический, политический и культурный центр. Он отражает ситуацию на большинстве русских земель, быть может, еще меньше, чем современная Москва -положение в остальной России.
Не верно - Вы не поняли, что берестяные грамоты найдены НЕ ТОЛЬКО в Новгороде Великом. Дело в том, что именно в нем почва способствовала сохранени. дерева и бересты, плюс именно тамвелись массовые и РЕГУЛЯРНЫЕ раскопки. Хочу напомнить, что до открытия грамот многие историки ВООБЩЕ отрицали их существование, несмотря на указания в древнерусских текстах. Поэтому сейчас ситуация обратная - признана распространенность берестяных грамот по всей Руси, относительная редкость их НАХОЖДЕНИЯ сейчас в иных чем Новгород Великий местах объясняется благоприятными особенностями для их сохранения именно в Новгороде.