От Исаев Алексей
К All
Дата 04.07.2002 15:43:54
Рубрики WWII;

Вопрос по мотоциклам в "Битве за Москву" М.Коломийца

Доброе время суток

Два раза в книжке приводятся фотки с мотоциклами М-72, датированные осенью 1941 г. Но в нескольких независмых источникая я читал, что М-72 начали поизводится и попали на фронт только в 1942 году, вдата дебюта М-72 на фронте плавает от зимы 1942 г. до 25 октября 1942 года. Но никак не в период битвы за Москву.

Чей ляп?

С уважением, Алексей Исаев

От Taras~Ural
К Исаев Алексей (04.07.2002 15:43:54)
Дата 05.07.2002 12:42:33

Еще добавочка (+)

"...в начале 1940 года было созвано военных и гражданских специалистов по мотоциклам и представителей заводов. От них военные потребовали немедленно освоить массовое производство Р-71, а возглавить это поручили Н. П. Сердюкову.

В Германии срочно купили несколько Р-71. Два передали Московскому мотоциклетному заводу (ММЗ), созданному на базе велосипедного, один сохранили как базовый образец, третий разобрали по винтикам. Исследовали химический состав материала каждой детали, изучили глубину и характер обработки поверхностей, чистоту и точность изготовления. Оказалось, что многие части немецкого мотоцикла выполнены по второму классу точности, но больше всего наших конструкторов поразили трубы, из которых были собраны рама машины и коляски. Их сечение изменялось по длине от эллиптического до круглого, разной была и толщина стенок. Понятно, изготавливать такое трубы было очень сложно, зато они хорошо выдерживали нагрузки. Поразмыслив, наши специалисты решили все делать как у оригинала, за исключением электрической схемы.

Затем на базе московского опытного завода "Искра" создали специализированное конструкторское бюро по тяжелому мотоциклостроению, его руководителем назначили опять же Н. П. Сердюкова. Предусматривалась широкая кооперация предприятий, которым предстояло заниматься новыми мотоциклами (они получили марку М-72). В частности, в конструкторском бюро ЗИСа разрабатывали документацию на двигатель, для массового выпуска которого создали специальный цех. Документацию на коробку передач составили инженеры автомобильного завода имени Коммунистического интернационала молодежи (КИМ, ныне АЗЛК). Выпуск карданов и прицепов поручил ГАЗу, фары заказали предприятию в Киржаче, электрооборудование должен был поставлять завод АТЭ-1. Кроме того, было задействовано еще несколько предприятий в разных городах страны.

Ранней весной 1941 года опытные образцы М-72 показали командованию Красной Армии. "Колонной из трех мотоциклов (два М-72 и БМВ Р-71) мы проехали во двор Кремля, - вспоминает бывший испытатель ММЗ Б. В. Зефиров. - БМВ оставили в стороне. По команде завели машины и на приличной скорости стали кружить вокруг царь-колокола. По команде остановились, заглушили моторы. Слышу разговор военных в папахах: "Ну, что? Будем принимать!"

После начала Великой Отечественной войны работы по развертыванию производства М-72 пошли интенсивнее. В августе ММЗ сдал армии первые серийные мотоциклы (готовились к их выпуску и на харьковком заводе "Серп и молот", ленинградском "Промете", как вдруг, будто снег на голову, вышел приказ - эвакуироваться в далекий Ирбит.

Туда вывезли оборудования ММЗ, моторный цех ЗИСа, станки с КИМа и АТЭ-1, отправили специалистов из Харькова, Таганрога и Ленинграда. Эвакуированное предприятие разместили в неосвещенных и холодны цехах небольшого пивоваренного завода, причем часть станков пришлось установить под открытым небом, корпуса над ними возвели позже. Всей технической и технологической стороной дела ведал главный конструктор Н. П. Сердюков.

Здесь на готовые М-72 устанавливали 7,62-мм пулемет ДП, на багажнике крепили ящик для четырех пулеметных дисков, а в коляске - другой, для семи противотанковых гранат, и брезентовую сумку для вещей экипажа.

26 февраля 1942 года из Ирбита на фронт ушла первая партия М-72. "Мы повезли в теплушках 50 полностью снаряженных и заправленных мотоциклов, - рассказывал мне Б. В. Зефиров. - Прибыли далеко за Можайск. Разгружаемся. Вдруг полетела "рама", вражеский авиа разведчик. Бойцы заволновались: "Быстрее! Через пять минут будут бомбить!" мы завели мотоциклы и вместе с бойцами отъехали в лес, метров за 500. Бомбежка началась внезапно, немецкие самолеты разбили платформы с танками и пути, а нас спасли наши мотоциклы…"

Источник:
Долгожитель из племени "M"
Олег Курихин,Кандидат технических наук
Под редакцией доктора технических наук, профессора Б. М. Фиттермана, доктора технических наук, главного конструктора производственного объединения "Ижмаш" В. А. Умняшкина. Коллективный консультант ордена Трудового Красного Знамени Политехнический музей.
("Техника моледежи" №12 за 1989 год)

От Taras~Ural
К Исаев Алексей (04.07.2002 15:43:54)
Дата 05.07.2002 10:17:46

Мотоцикл М-72 (+)



В конце 30-х годов наша мотоциклетная промышленность принимает меры к подготовке производства современных тяжелых мотоциклов. Центром работ по отработке технической документации для этого мотоцикла (его название М-72) и постройке опытных образцов стал в 1940 году московский завод "Искра", а производство начато в 1941 году на бывшем московском велозаводе. По кооперации двигатели для М-72 поставлял завод ЗИС (сейчас ЗИЛ), а коробку передач - завод имени КИМ (сейчас АЗЛК). В октябре 1941 года бывший велозавод эвакуировали на Урал, где в феврале 1942 года с конвейера организованного там ирбитского мотоциклетного завода сошли первые машины. В 1942 году ирбитчане выпустили 1587 мотоциклов.

Другим центром производства М-72 был Харьков, где в 1941 году шла сборка машин, а двигатели поступали из Киева с бывшего завода медицинского инструмента.

В том же, 1941 году выпуск мотоциклов М-72 развернули в Горьком на заводе " Красная Этна". В 1943 году туда перевезли все оборудование эвакуированного в Тюмень таганрогского завода.

Крепким фундаментом в строительстве мотоциклетного завода в Ирбите стали эвакуированные производства Московского мотоциклетного завода, механосборочного цеха моторов ЗИЛа и цеха коробок передач Московского автосборочного завода им. КИМа. Созданный при слиянии этих производств Ирбитский мотозавод стал основным поставщиком на фронт тяжёлых военных мотоциклов М-72, использование которых в боевой обстановке полностью лишило моторизованную немецкую пехоту преимуществ имевших масто в начале войны.

Выпуск мотоциклов М-72 начался у нас в 1941 году, прежде всего для комплектования мотоциклетных частей Красной Армии.

От Исаев Алексей
К Taras~Ural (05.07.2002 10:17:46)
Дата 05.07.2002 17:53:34

Спасибо

Доброе время суток

Значит все же мог быть в отдельных частях. А вот эта фотка в "Битве за Москву и приведена":


С уважением, Алексей Исаев