От yaejom
К Китоврас
Дата 01.08.2002 13:13:15
Рубрики Древняя история; 11-19 век;

Царь и православие


По поводу православия:

Период от крещения и до 16 века на Руси фактически являлся временем двоеверия, когда элементы языческой и христианской культуры сосуществовали, причем христианство было в большей степени религией элиты, а язычество оказывало более сильно влияние на общество в целом.
К 16 веку сложился очень сложный сплав языческих верований и православия, который и составлял духовный мир русского народа. Это мир был полухристианским, поскольку языческие магические верования были столь же органичной частью жизни, как и православие (если не брать верхи общества). Тем не менее, христианство прочно укоренилось в городах и однозначно являлось основой формировавшейся государственной идеологии.
Таким образом, 16-17 века - расцвет православия в России, когда оно действительно являлось духовной движущей силой русского народа. Тем не менее, именно сила языческих элементов в нем привела к необходимости реформы Никона.
Подавление(и это еще мягкое название) церкви Петром, жестокий террор в отношении наиболее самостоятельных и принципиальных священнослужителей и постановка церкви под контроль государства привели к постепенному снижению ее влияния. Уже к началу сознательной жизни Пушкина влияние православия на образованную часть общества, на столичную аристократию было ничтожно, о чем неоднократно писал сам поэт. В деревнях сохранялась прежняя смесь христианства и язычества, причем приобретавшийся православием казенный характер вел к снижению его авторитета среди простых людей. Оно ассоциировалось с репрессивным госаппаратом и чудовищным рабством. Во второй половине 18 века начинают плодиться доморощенные секты, процесс набирал силу в течение всего 19 века. За вычетом верхушки общества (столичного дворянства, родовой аристократии и т.д.) и его основы (крестьянство) в сфере его влияния оставалась только часть городского населения - средние и мелкие купцы, часть ремесленников, люмпены и т.д. - люди утратившие связь с полуязыческим миром деревни и не перенявшие взглядов элиты.
Русское правительство осознавало проблему катастрофического падения авторитета государственной религии и пыталось решить ее за счет реформы. Александр Первый и Сперанский затратили немало усилий на выработку путей оживления церкви вплоть до разработки планов создания церковной масонской ложи и приглашения квакеров из Сев. Америки в качестве советников. Сложная внутриполитическая обстановка не дала этим планам осуществиться. В дальнейшем они были похоронены окончательно. Кризис государственной идеологии - одна из причин революции.

Царь - в принципе процессы в 16 веке развивались синхронно с остальной Европой. Постепенная централизация власти, а в дальнейшем абсолютизация. Специфика связана преимущественно с использованием византийских элементов в гос.идеологии и претензиями на римско-византийское наследство, начиная с Ивана Ш. Этот поворот в гос. идеологии "Москва - Третий Рим" и т.д. на какой-то момент был выигрышным, но в дальнейшем ИМХО сыграл трагическую роль в нашей истории. Но в целом процесс формирования монархии укладывается в общеевропейские рамки.

С уважением,
Василий



От Олег К
К yaejom (01.08.2002 13:13:15)
Дата 01.08.2002 21:39:07

В каждом тексте есть ядро.

Вот оно:

Русское правительство осознавало проблему катастрофического падения авторитета государственной религии и пыталось решить ее за счет реформы. Александр Первый и Сперанский затратили немало усилий на выработку путей оживления церкви вплоть до разработки планов создания церковной масонской ложи и приглашения квакеров из Сев. Америки в качестве советников. Сложная внутриполитическая обстановка не дала этим планам осуществиться. В дальнейшем они были похоронены окончательно. Кризис государственной идеологии - одна из причин революции.

Из него абсолютно четко видно откуда растут ноги у этого с позволения сказать "анализа".

Мало было попов-масонов, надо было оказывается церковную ложу создать и вуаля - все проблемы бы решились.


От yaejom
К Олег К (01.08.2002 21:39:07)
Дата 02.08.2002 12:04:24

Re: В каждом...


>Вот оно:

>Русское правительство осознавало проблему катастрофического падения авторитета государственной религии и пыталось решить ее за счет реформы. Александр Первый и Сперанский затратили немало усилий на выработку путей оживления церкви вплоть до разработки планов создания церковной масонской ложи и приглашения квакеров из Сев. Америки в качестве советников. Сложная внутриполитическая обстановка не дала этим планам осуществиться. В дальнейшем они были похоронены окончательно. Кризис государственной идеологии - одна из причин революции.

>Из него абсолютно четко видно откуда растут ноги у этого с позволения сказать "анализа".

>Мало было попов-масонов, надо было оказывается церковную ложу создать и вуаля - все проблемы бы решились.

Разве я сказал "надо создать"?

То, что я сказал, сводится к следующему:

1. Русское правительство уже в 19 веке рассматривало катастрофическое падение авторитета православия как медицинский факт.
2. Оно было этим обеспокоено до крайней степени.
3. Русское правительство не видело в самой церкви никаких здоровых сил, которые могли бы осуществить ее обновление и потому разрабатывали план реформы.

Ни один из этих тезисов не был выдуман мной. Собственно говоря, я взял их из весьма интересной книги Я.А.Гордина "Мистики и охранители. Дело о масонском заговоре" СПБ., 1999.



От Китоврас
К yaejom (01.08.2002 13:13:15)
Дата 01.08.2002 13:46:20

Re: Царь и...

Доброго здравия!
> Период от крещения и до 16 века на Руси фактически являлся временем двоеверия, когда элементы языческой и христианской культуры сосуществовали, причем христианство было в большей степени религией элиты, а язычество оказывало более сильно влияние на общество в целом.
Чушь и дичь. Даже Рыбаков ограничивает придуманное им Двоеверие концом 14 века. (см. Б.А.Рыбаков Стригольники Русские гуманисты 14-го столетия, М.. 1993)
Реально - 14-й век и есть превращшение руси в Русь Святую.

> К 16 веку сложился очень сложный сплав языческих верований и православия, который и составлял духовный мир русского народа. Это мир был полухристианским, поскольку языческие магические верования были столь же органичной частью жизни, как и православие (если не брать верхи общества).
Дзе-дзе обоснуйте. Уже в 14-м веке христианство проникает в глубину народной жизни. Видно хотя бы по именам.

> Таким образом, 16-17 века - расцвет православия в России, когда оно действительно являлось духовной движущей силой русского народа. Тем не менее, именно сила языческих элементов в нем привела к необходимости реформы Никона.

Дзе-дзе 17-й век - это (по церковной традиции) как раз время серьезного кризиса Православия в России ("Бес благочестия расколол русскую Церковь")
Да и в 16-м веке не все было благополучно - вспомните церковную историю смутного времени.

Рассвет был много раньше.

>Подавление(и это еще мягкое название) церкви Петром, жестокий террор в отношении наиболее самостоятельных и принципиальных священнослужителей и постановка церкви под контроль государства привели к постепенному снижению ее влияния. Уже к началу сознательной жизни Пушкина влияние православия на образованную часть общества, на столичную аристократию было ничтожно, о чем неоднократно писал сам поэт.
дзе-дзе мы вообще-то несколько не о том, но насчет начала 19-го века Вы не правы. В это время православие оставалось религией большинства элиты (кроме очень отдельных и оригинальных персонажей).

> С уважением,
> Василий


С уважением, Китоврас
http://gradrus.chat.ru/

От yaejom
К Китоврас (01.08.2002 13:46:20)
Дата 02.08.2002 11:55:22

Re: Царь и...


>Доброго здравия!
>> Период от крещения и до 16 века на Руси фактически являлся временем двоеверия, когда элементы языческой и христианской культуры сосуществовали, причем христианство было в большей степени религией элиты, а язычество оказывало более сильно влияние на общество в целом.
>Чушь и дичь. Даже Рыбаков ограничивает придуманное им Двоеверие концом 14 века. (см. Б.А.Рыбаков Стригольники Русские гуманисты 14-го столетия, М.. 1993)
>Реально - 14-й век и есть превращшение руси в Русь Святую.
Оценки - разные.Двоеверие до 14 века охватывало все общества, включая часть верхов. В дальнейшем оно отступало. У того же Рыбакова приводятся факты повсеместного распростанения крайне архаичных и по сути не совместимых с христианством языческих обычаев еще в 19 веке.
>> К 16 веку сложился очень сложный сплав языческих верований и православия, который и составлял духовный мир русского народа. Это мир был полухристианским, поскольку языческие магические верования были столь же органичной частью жизни, как и православие (если не брать верхи общества).
>Дзе-дзе обоснуйте. Уже в 14-м веке христианство проникает в глубину народной жизни. Видно хотя бы по именам.

Имена - лишь один из показателей. Собственный колдун в каждой деревни - другой. Кстати в Европе вы их к этому времени (веку к 15-16) не особенно встретите из-за стараний инквизиции. А у нас - повсеместно вплоть до прихода большевиков и разрушения деревни.
>> Таким образом, 16-17 века - расцвет православия в России, когда оно действительно являлось духовной движущей силой русского народа. Тем не менее, именно сила языческих элементов в нем привела к необходимости реформы Никона.
>
>Дзе-дзе 17-й век - это (по церковной традиции) как раз время серьезного кризиса Православия в России ("Бес благочестия расколол русскую Церковь")
>Да и в 16-м веке не все было благополучно - вспомните церковную историю смутного времени.

Церковные проблемы и внутрицерковные дрязги - это проблема самой церкви. Единственное, что имеет значение - это влияние церкви на общество. Церковь должна выполнять определенные задачи в плане морально-психологического обеспечения населения. Важно только то, выполняет она эти задачи или нет. Пример:нас не инетересует раскол и дрязги в менеджменте автомобильной компании. Важно только то, что компания производит качественную продукцию и создает рабочие места. Церковь - такой же необходимый функциональный элемент общества, как армия и полиция, хотя и имеет совсем другую суть. Тем не менее, она должна выполнять вполне определенные функции. Русская церковь справлялась с ними в период с 15 (может конца 14) по начало 18 века. И более никогда.
>Рассвет был много раньше.

>>Подавление(и это еще мягкое название) церкви Петром, жестокий террор в отношении наиболее самостоятельных и принципиальных священнослужителей и постановка церкви под контроль государства привели к постепенному снижению ее влияния. Уже к началу сознательной жизни Пушкина влияние православия на образованную часть общества, на столичную аристократию было ничтожно, о чем неоднократно писал сам поэт.
>дзе-дзе мы вообще-то несколько не о том, но насчет начала 19-го века Вы не правы. В это время православие оставалось религией большинства элиты (кроме очень отдельных и оригинальных персонажей).

Точно также во Франции 19 века всякий должен был соблюдать внешнюю видимость принадлежности к католичеству. Что было на самом деле - очень хорошо известно. Более антирелигиозного и развращенного общества тогда в мире не было.


С уважением,
Василий

От Deli2
К yaejom (01.08.2002 13:13:15)
Дата 01.08.2002 13:36:42

Re: Царь и...

> Царь - в принципе процессы в 16 веке развивались синхронно с остальной Европой. Постепенная централизация власти, а в дальнейшем абсолютизация. Специфика связана преимущественно с использованием византийских элементов в гос.идеологии и претензиями на римско-византийское наследство, начиная с Ивана Ш. Этот поворот в гос. идеологии "Москва - Третий Рим"

Царство было не третье, а шестое. По памяти: вавилонское, египетское, асирийское, римское, византийское.

С уважением,
http://memorandum.tinklapis.lt

От Alexej
К Deli2 (01.08.2002 13:36:42)
Дата 01.08.2002 14:41:13

Ре: Царь и...

в гос. идеологии "Москва - Третий Рим"
>
>Царство было не третье, а шестое. По памяти: вавилонское, египетское, асирийское, римское, византийское.
+++++++
А Рим был третьим.:)