От Вадим Жилин
К All
Дата 09.08.2002 19:54:45
Рубрики ВВС; Память;

"Изменяемый вектор тяги".

Приветствую.

Авиаторы, подскажите что это такое.

Чесслово неоднократно слышал это определение.

А на винтовом (Су-2, например) может быть изменяеммый вектор тяги?

С Уважением, Вадим

От Stealth
К Вадим Жилин (09.08.2002 19:54:45)
Дата 10.08.2002 04:19:58

Re: "Изменяемый вектор...

В копилке 2 файла: back_OVT.jpg и back_K.jpg. Это фото сопел самолётов МиГ-29ОВТ (откланяемый вектор тяги) и МиГ-29К. Думаю, вопрос отпадёт сам собой.

От Алексей
К Stealth (10.08.2002 04:19:58)
Дата 10.08.2002 06:38:56

Re: "Изменяемый вектор... Неа ...


>В копилке 2 файла: back_OVT.jpg и back_K.jpg. Это фото сопел самолётов МиГ-29ОВТ (откланяемый вектор тяги) и МиГ-29К. Думаю, вопрос отпадёт сам собой.


Большое спасибо.

Но на "муви" это выглядит как-то "зазывальнее". Я бы даже рискнул сказать "сексапильнее". Ибо дюзами он крутит не менее искусно чем привлекательная бабенка ягодичками.


PS/ - Ничего худого. Просто сравнение.


От Stealth
К Алексей (10.08.2002 06:38:56)
Дата 10.08.2002 19:07:47

Согласен... (-)


От Venik
К Вадим Жилин (09.08.2002 19:54:45)
Дата 09.08.2002 20:27:37

Re: "Изменяемый вектор...

Мое почтение!

Традиционно под изменяемым вектором тяги понимается именно это - изменение вектора тяги путем отклонения двигателя, винта или дефлекции воздушного потока.

На настоящий момент термин используется применительно к изменению вектора тяги как способа содействия контрольным поверхностям и увеличения маневренности самолета.

Т.е. тот-же боинговский самолето-вертолет V-22 или яковлевский Як-141 они конечно тоже имеют возможность изменять вектор тяги. Но это делается не в целях повышения маневренности а для взлета/посадки.

Вот неплохая иллюстрация на примере Су-37:

http://www.usnews.com/usnews/politics/whispers/documents/super_flenker.mpeg

С уважением, Venik

От Serguei
К Venik (09.08.2002 20:27:37)
Дата 09.08.2002 20:39:06

Re: "Изменяемый вектор...

>Вот неплохая иллюстрация на примере Су-37:
>
http://www.usnews.com/usnews/politics/whispers/documents/super_flenker.mpeg

Да, клип роскошный, от только качество совсем никудышнее

От Алексей
К Venik (09.08.2002 20:27:37)
Дата 09.08.2002 20:37:50

Re: "Изменяемый вектор...


>Мое почтение!

Взаимно,


>Вот неплохая иллюстрация на примере Су-37:

>
http://www.usnews.com/usnews/politics/whispers/documents/super_flenker.mpeg


Особенно красивы реверсы типа "сальто-витале" (с выходом на обратный курс)



>С уважением, Venik


Взаимно.


От Вадим Жилин
К Venik (09.08.2002 20:27:37)
Дата 09.08.2002 20:37:40

Re: "Изменяемый вектор...

Приветствую.

>Традиционно под изменяемым вектором тяги понимается именно это - изменение вектора тяги путем отклонения двигателя, винта или дефлекции воздушного потока.

Дефлекция - общее направление?

>На настоящий момент термин используется применительно к изменению вектора тяги как способа содействия контрольным поверхностям и увеличения маневренности самолета.

Контрольные поверхности - это .... ?

С Уважением, Вадим

От Venik
К Вадим Жилин (09.08.2002 20:37:40)
Дата 09.08.2002 20:55:36

Re: "Изменяемый вектор...

Мое почтение!

>Дефлекция - общее направление?

Дефлекция - отклонение путем отражения от преграды.

>Контрольные поверхности - это .... ?

Туманное определение из моего учебника по аэродинамике в переводе с английского гласит: "Любая подвижная поверхность самолета контролируемая пилотом с целью дефлекции аэродинамического потока." :))

Короче, закрылки, канарды, всякие вертикальные и горизонтальные стабилизаторы, аэродинамические тормоза...

С уважением, Venik

От Lesha
К Venik (09.08.2002 20:55:36)
Дата 09.08.2002 22:41:12

Ре: "Изменяемый вектор...


>Мое почтение!

>>Дефлекция - общее направление?
>
>Дефлекция - отклонение путем отражения от преграды.

>>Контрольные поверхности - это .... ?
>
>Туманное определение из моего учебника по аэродинамике в переводе с английского гласит: "Любая подвижная поверхность самолета контролируемая пилотом с целью дефлекции аэродинамического потока." :))

>Короче, закрылки, канарды, всякие вертикальные и горизонтальные стабилизаторы, аэродинамические тормоза...

Я так понимаю, что ето управляющие поверхности по-русски.



>С уважением, Веник
Леша

От И. Кошкин
К Вадим Жилин (09.08.2002 20:37:40)
Дата 09.08.2002 20:53:04

Re: "Изменяемый вектор...

Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!

>Приветствую.

>>Традиционно под изменяемым вектором тяги понимается именно это - изменение вектора тяги путем отклонения двигателя, винта или дефлекции воздушного потока.
>
>Дефлекция - общее направление?

Отражение, строго говоря. В общем, сопло, к примеру, отклоняется)))

>>На настоящий момент термин используется применительно к изменению вектора тяги как способа содействия контрольным поверхностям и увеличения маневренности самолета.
>
>Контрольные поверхности - это .... ?

>С Уважением, Вадим
И. Кошкин

От Алексей
К Вадим Жилин (09.08.2002 19:54:45)
Дата 09.08.2002 20:19:55

Re: "Изменяемый вектор...


>Приветствую.

Добрый день,

>Авиаторы, подскажите что это такое.


Сам профан (это я о себе), но сам же ПОЛАГАЮ - неоднократно видел в "окошко" как "крутятся" на консоли подвешенные движки ИЛ-86.

Или это был оптический обман ?




>С Уважением, Вадим

Взаимно.



От Hokum
К Алексей (09.08.2002 20:19:55)
Дата 09.08.2002 20:58:05

Re: "Изменяемый вектор...

Приветствую!
Это они, видимо, со всем крылом проворачиваются.
Я серьезно. У 86-го (да и у большинства остальных) деформации крыла в полете такие, что за голову хватаешься, когда в окно смотришь. И ничего - летают :-))
С уважением,

Роман

От Лис
К Hokum (09.08.2002 20:58:05)
Дата 09.08.2002 21:03:34

О да!

Особливо жутко это выглядит, когда с Ил-76 в боковую дверь прыгаешь. Подскакиваешь к двери, и после полумрака кабины -- яркий свет, свист потокеа, а прямо перед мордой (это по ощущениям так) двигло на пилоне раскачивается!! Мозгом понимаешь, что оно далеко, до него не долететь при всем желании, а все равно ощущение такое, что практически в воздухозаборник прыгаешь ;о)))

От Вадим Жилин
К Лис (09.08.2002 21:03:34)
Дата 09.08.2002 21:55:35

Re: О да!

Приветствую.

Дак это наверное из передней кабины ежели. А для "стандартного" десанта там шлюзы (погрузочные) в заднице открываются.

Про Ил-76 ("Горбатый") речь?

С Уважением, Вадим

От Лис
К Вадим Жилин (09.08.2002 21:55:35)
Дата 10.08.2002 09:14:25

Именно про него!

Сейчас в рампу (именно так эти самые "шлюзы" называются) практически не прыгают -- перестраховываются, слишком много схождений. А скачут, в основном, в два потока, в боковые двери (правую и левую).

От Skwoznyachok
К Вадим Жилин (09.08.2002 21:55:35)
Дата 10.08.2002 03:46:22

О ём, родимом.. Когда в боковую дверь выходить... (-)


От SerB
К Алексей (09.08.2002 20:19:55)
Дата 09.08.2002 20:23:02

Это был НАГЛЫЙ оптический обман :)))))

Приветствия!

А кроме шуток - на гражданских самолетах вектор тяги-таки отклоняется... но только вперед - это называется "реверс" и осуществляется заслонками, их можно увидеть в задней части по бокам гондолы

Удачи - SerB

От Serguei
К SerB (09.08.2002 20:23:02)
Дата 09.08.2002 20:35:12

Re: Это был...

>А кроме шуток - на гражданских самолетах вектор тяги-таки отклоняется... но только вперед - это называется "реверс" и осуществляется заслонками, их можно увидеть в задней части по бокам гондолы
Это для торможения?

От Venik
К Serguei (09.08.2002 20:35:12)
Дата 09.08.2002 20:56:29

и еще для для подогрева салона :))) (-)


От Алексей
К SerB (09.08.2002 20:23:02)
Дата 09.08.2002 20:29:56

Re: Это был...


>Приветствия!

Добрый день,


>А кроме шуток - на гражданских самолетах вектор тяги-таки отклоняется... но только вперед - это называется "реверс" и осуществляется заслонками, их можно увидеть в задней части по бокам гондолы


А почему движки ИЛ86 исполнены не в виде монолитного (с плоскостью) агрегата ?

(типа - для самообразования)


>Удачи - SerB


Взаимно.


От DenisK
К Алексей (09.08.2002 20:29:56)
Дата 09.08.2002 20:43:05

Re: Это был...



>А почему движки ИЛ86 исполнены не в виде монолитного (с плоскостью) агрегата ?

Для уменьшения шума в салоне.

От SerB
К Алексей (09.08.2002 20:29:56)
Дата 09.08.2002 20:36:56

Для более ровного обтекания крыла.

Приветствия!

Интерференция потоуов от крыла и пиорна намного меньше, чем от крыла и установленной непосредственно на нем мотогондолы, как, скажем, на Ту104 или, чтобы не было оффтопа :) на Ту-16

Плюс удобство в обслуживании

Удачи - SerB

От bankir
К SerB (09.08.2002 20:36:56)
Дата 09.08.2002 21:56:03

Ре: Для более...


>Приветствия!

Взаимно

>Интерференция потоуов от крыла и пиорна намного меньше, чем от крыла и установленной непосредственно на нем мотогондолы, как, скажем, на Ту104 или, чтобы не было оффтопа :) на Ту-16

Вопрос с бесконечным количеством ответов. Зависит от размерности самолета, тяги двигателя, предназначения самолета и т.д., и т.п. У схемы Ту-16/М-4/Кометы, например, больше еффективное удлинение крыла и возможна организация благоприятной интерференции крыло/фюзеляж, но выше акустические/термо нагрузки на фюзеляж и практически невозможно модифицировать машину под новые двигатели.
Двигатели на пилонах еше позволяют до некоторой степени нейтрализовать отрицательные еффекты динамического нагружения крыла - дивергенция там, флаттер и т.д.

>Плюс удобство в обслуживании

ето бесспорно - только двигатели кушают все с полосы. С традиционным стремлением заказчика у нас заставить взлетать все что можно с грунтовых полос - было сушественным фактором при проектировании.

>Удачи - СерБ
Взаимно

От Алексей
К SerB (09.08.2002 20:36:56)
Дата 09.08.2002 20:40:24

Re: Для более ровного обтекания крыла. (уточнение для себя)


>Приветствия!

>Интерференция потоуов

типа "турбулентность" (для снижения веростности крена при посадке, маневрировании на малых скоростях ????)


PS. - поскольку профан (это я о себе).


от крыла и пиорна намного меньше, чем от крыла и установленной непосредственно на нем мотогондолы, как, скажем, на Ту104 или, чтобы не было оффтопа :) на Ту-16

>Плюс удобство в обслуживании

>Удачи - SerB

От Rated~X
К Алексей (09.08.2002 20:40:24)
Дата 10.08.2002 18:44:10

Re: Для более...

Здраствуйте!

>
>>Интерференция потоуов
>
>типа "турбулентность" (для снижения веростности крена при посадке, маневрировании на малых скоростях ????)

Неа :). Я в интерференции не специалист, но на пальцах это так можно пояснить. Представьте как обтекается цилиндрическое тело вдоль продольной оси. Потом - как обтекается изолированное крыло. Так вот, эти представления в общем случае не совсем соответствуют обтеканию комбинации крыло + фюзеляж. Возникнут дополнительные скосы потока и они могут ухудшить или улучшить интересующие нас характеристики комбинации (сопротивление, моменты там и остальное-всякое). Типичный пример борьбы с вредной интерференцией - зализы на крыле у какого-нибудь самолета 30-40-х годов.

А турбулентность (тут я специалист :)) это совсем другое. Корректного физического определения пока не достигнуто, но, в общем - это хаотическое движение жидкости. Для авиации она почти всегда вредна - увеличивает сопротивление трения, портит тепловые режимы.

Удач

От Лис
К Rated~X (10.08.2002 18:44:10)
Дата 10.08.2002 19:50:52

Вопрос к специалисту.

>А турбулентность (тут я специалист :)) это совсем другое. Корректного
>физического определения пока не достигнуто, но, в общем - это
>хаотическое движение жидкости. Для авиации она почти всегда вредна
>- увеличивает сопротивление трения, портит тепловые режимы.

А для чего тогда на самолетах последних поколений всяческие турбуляризаторы и генераторы вихрей ставят? Чем они в данном случае помогают?
Только это, дяденька, больно не бейте! И если можно, не по голове -- а то я ею ем ;о)))

От Rated~X
К Лис (10.08.2002 19:50:52)
Дата 10.08.2002 20:27:44

Re: Вопрос к...

Здраствуйте!

>А для чего тогда на самолетах последних поколений всяческие турбуляризаторы и генераторы вихрей ставят? Чем они в данном случае помогают?

Турбулизаторы часто ставят для улучшения местного обтекания, тк турбулентный пограничный слой позже отрывается. Или для интенсификации теплообмена если где-то что-то хотят охладить. Но чаще от турбулентности хотят избавиться.

Генераторы вихрей также служат для управления потоком. Например, искуственно созданные вихри на стреловидном крыле выполняют роль аэродинамических перегородок и препятствуют вторичным течениям, осложняющим проектирование таких крыльев. Или, как на по-моему на МиГ-29, вихри используют для воздействия на "глобальную" аэродинамику самолета. В камерах сгорания газотурбинных двигателей не очень больших поколений тоже были вихрегенераторы для улучшения смешения. Вообше вихрегенераторы больше распространены, чем турбулизаторы.

>Только это, дяденька, больно не бейте! И если можно, не по голове -- а то я ею ем ;о)))

Да я не злой, а для хорошего человека не жалко :).

Удач

От Лис
К Rated~X (10.08.2002 20:27:44)
Дата 11.08.2002 13:54:46

А в чем вообще...

... разница между турбуляризатором и генератором вихрей? Как это внешне выражается?

От Rated~X
К Лис (11.08.2002 13:54:46)
Дата 12.08.2002 08:03:21

Re: А в

Здраствуйте!

>... разница между турбуляризатором и генератором вихрей? Как это внешне выражается?

Дело в том, что внешне такие устройства могут выглядеть как угодно, точнее, как этого требует физика процесса (конечно в зависимости от поставленной задачи и наших знаний). Вот про МиГ-29 я вспомнил - так там вихрегенераторы стоят у штанги ПВД (на двух фотках ув. А. Никольского (одна его жены) Вы это хорошо можете увидеть - эти штуки там горизонтальные пластины). Эти пластины генерят (как я понимаю) на достаточно больших углах атаки пару вихрей. Каждый из этих вихрей крутится над плоскостями и меняет Су и момент тангажа в выгодную сторону, хотя с традиционной точки зрения там видимо огромный срыв со всей плоскости. Ну или на МиГ-23МЛ (кажется, не помню точно) вихрегенераторы - это клыки, хорошо видные на проекции в плане. Куда их засунуть и как они будут выглядеть - зависит от нашего понимания физики потока и поставленных задач. Вот для примера: в любом учебнике механики жидкости Вы найдете классическую визуализацию Визельсбергера по затягиванию отрыва - шарик без проволочки в радиальной плоскости и с таковой. Проволочка тут пример турбулизатора. Теперь я увеличу диаметр этого кольца для данной скорости и для ланного диаметра проволоки так, чтобы за ней была дорожка Кармана и попытаюсь гасить в противофазе такую же дорожку за шаром, чтобы уменьшать у шара Сх. Тогда я вроде сделал вихрегенератор :). Такая, в общем, разница, т. е. никакой :).

Удач

От Лис
К Rated~X (12.08.2002 08:03:21)
Дата 12.08.2002 19:53:41

Короче, дело ясное, что дело темное...

Краткий экскурс в прикладную аэродинамику выслушан, мозги закомпостированы ;о))) Полагаю, что понял где-то половину из написанного, за что и спасибо ;о)))

От Лис
К Rated~X (10.08.2002 20:27:44)
Дата 11.08.2002 13:53:19

Re: Вопрос к... (-)


От Лис
К Лис (11.08.2002 13:53:19)
Дата 11.08.2002 13:59:15

Del (-)


От А.Никольский
К Вадим Жилин (09.08.2002 19:54:45)
Дата 09.08.2002 20:01:11

грубо говоря

>Приветствую.

>Авиаторы, подскажите что это такое.

>Чесслово неоднократно слышал это определение.

>А на винтовом (Су-2, например) может быть изменяеммый вектор тяги?
++++
это труба из таких элекментов вроде чешуи на споле реактивного двигателя, крутится туда и сюда и реактивную струю отклоняет, что позволяет куда круче поворачивать, чем закрылками. У поршневого мотора нет тяги, а значит и ее вектора. Хотя может я и лажу несу.
С уважением, А.Никольский

От bankir
К А.Никольский (09.08.2002 20:01:11)
Дата 09.08.2002 20:11:17

Ре: грубо говоря


>>Приветствую.
>
>>Авиаторы, подскажите что это такое.
>
>>Чесслово неоднократно слышал это определение.
>
>>А на винтовом (Су-2, например) может быть <б>изменяеммый вектор тяги?

Может, куча проектов СВВП с винтами с отклоняемой осью врашения. особенно популярны ети монстры были в начале 60-х.

>это труба из таких элекментов вроде чешуи на споле реактивного двигателя, крутится туда и сюда и реактивную струю отклоняет, что позволяет куда круче поворачивать, чем закрылками. У поршневого мотора нет тяги, а значит и ее вектора.

А как-же оно летаить...;-)) У мотора нет - у ВМГ есть. Винт отклоняется. Весит правда ето удовольствие не по-детски.

>С уважением, А.Никольский
взаимно

От А.Никольский
К bankir (09.08.2002 20:11:17)
Дата 09.08.2002 20:32:39

значит я облажался (-)


От Hokum
К А.Никольский (09.08.2002 20:32:39)
Дата 09.08.2002 20:53:14

Re: значит я...

Приветствую!
Отнюдь нет. Самое интересное, что Вы абсолютно правы - строго говоря, прошневой двигатель тяги не создает (ну, если не считать тягу от патрубков). Тягу создает винт (или ВМГ, ежели в целом).
А что до изменяемого вектора - возьмите тот же Osprey. "Сушкам" такое изменение вектора и не снилось ;-)))
С уважением,

Роман

От i17
К А.Никольский (09.08.2002 20:01:11)
Дата 09.08.2002 20:06:27

Re: грубо говоря


>>Приветствую.
>
>>Авиаторы, подскажите что это такое.
>
>>Чесслово неоднократно слышал это определение.
>
>>А на винтовом (Су-2, например) может быть изменяеммый вектор тяги?
>++++
>это труба из таких элекментов вроде чешуи на споле реактивного двигателя, крутится туда и сюда и реактивную струю отклоняет, что позволяет куда круче поворачивать, чем закрылками. У поршневого мотора нет тяги, а значит и ее вектора. Хотя может я и лажу несу.
>С уважением, А.Никольский

зря вы так про поршневые моторы :) винт именно тягу и создает :)) а у вертолета, например, вектор тяги вполне изменяемый, он за счет этого маневрирует :)