От Кейстут Закорецкий
К All
Дата 11.08.2002 02:19:35
Рубрики WWII; ВВС; 1941;

О подвиге Гастелло, Маслова и других из ДБА в 1941

Привет!

Предлагаю описание подвига Гастелло, Маслова и других из ДБА в июне-июле 1941 (и к претензии насчет «бомбардировки» – «штурмовки»):

(Из статьи “Фрагменты боевого применения Ил-4” – И.А.Гуляс, Киев, журнал “Авиация и Время”, 1, 1998, стр. 16-20, 38)

Первые боевые вылеты ДБА [т.е. Дальне-Бомбардировочной Авиации советских ВВС] по непосредственному профилю [т.е. в ночь на 23.06.1941 на Кенигсберг, Данциг, Люблин и Катовице] оказались для нее на долгое время и последними. Г.К.Жуков требовал от ВВС штурмовок, и вскоре вся авиация превратилась в штурмовую. Уже 24 июня командование поставило перед экипажами ДБ-3 и ДБ-3Ф задачу бомбить механизированные колонны с высоты 400 м, т.к. удары по ним с больших высот хоть и были более безопасны, но оказались малоэффективны.

В полках, где подобные приказы не объявлялись, летчики сами стремились действовать с небольших высот, а после сброса бомб нередко продолжали атаковать противника из пулеметов. При бомбардировке опускаться ниже 400 м было опасно, т.к. можно было угодить под осколки своих же “соток”, которые составляли основу нагрузки ДБ-3Ф. Звено обычно сбрасывало не менее 20 ФАБ-100, несколько десятков зажигательных бомб по 100 кг и около 70 осколочных АО-8 по 8 кг.

26 июня экипажи 3-го ДБАК [т.е. ДальнеБомбардировочного АвиаКорпуса, штаб в Смоленске, командир – полковник Скрипко] совершили 254 самолето-вылета, понеся значительные потери. Только в 207-м ДБАП [т.е. в Дальне- Бомбардировочном АвиаПолку] не вернулось 15 экипажей! Тот день в историю советских ВВС вошел как день подвига экипажа Николая Гастелло. Это событие, имеющее прямое отношение к ДБ-3Ф, до сих пор достоверно не описано – задержимся на нем подробнее. [Тогда 207-й ДБАП] работал звеньями с интервалами в 5-10 мин. [по немецким танковым колоннам на участке Молодечно-Родошковичи]. Звено капитана А.Маслова (ведомые Витковский и Клята) ушло на цель одним из первых, около 10 час., а капитана Гастелло со своими ведомыми Воробьевым и Рыбасом – примерно через час. Маслов и Гастелло были в числе тех, кто с задания не вернулись. Первый пропал без вести, имя второго обрело бессмертие. Его подвиг стал известен по докладам ведомых… В 1951 г. в канун 10-летия подвига государство выделило деньги на памятник Гастелло в Родошковичах. Когда могилу у деревни Дешкняны вскрыли, то обнаружили медальон Г.В.Реутова – стрелка из экипажа … Александра Маслова!!! В верхах возникло большое замешательство, и в конце концов было принято решение все замять. Экипаж Маслова перезахоронили под памятником Гастелло, а обломки его ДБ-3Ф выставили в нескольких музеях как обломки самолета Гастелло.

Кропотливая работа энтузиастов, опрос местных жителей, поиски в архивах и на местах падений самолетов заставляют на многое взглянуть по-новому. Наиболее вероятной представляется следующая версия. Звено Гастелло достигло цели, отбомбилось по шоссе на заданном участке и повернуло на восток. Но истребителей противника в воздухе не было, у стрелков оставался неизрасходованный боезапас, и Гастелло пошел вдоль проселочной дороги в восточном направлении на Беларучей-Мацки-Шепели. Стрелки обстреляли из ШКАС-ов автоколонну, повредили 12 машин, в том числе легковую и штабной автобус. Перед деревней Шепели самолет задымил. Сразу за ней начинался густой лес и если бы экипаж над ним выпрыгнул, немцы его и не пытались бы искать, но самолет начал разворачиваться обратно на Мацки, где стояла вражеская воинская часть. Очевидно, перед разворотом Гастелло отдал команду покинуть машину. Но, штурмуя колонну, ДБ-3Ф и так летел низко, а при развороте еще потерял высоту. Успел выпрыгнуть только один. Местные жители нашли его мертвым, причем, тело сильно обгорело… Самолет же, описав дугу около 300 градусов, упал в болото между деревнями Мацки и Шепели. Именно в этом месте, а не у деревни Декшняны, как общепринято, погиб экипаж Гастелло. Впоследствии здесь были найдены документы и обломки именно его самолета, о чем свидетельствует бирка от двигателя М-87Б N: 87844. Хотя тарана не было, но подвиг – был!

… При встрече с вражескими истребителями у немногочисленных групп ДБ-3Ф было не много шансов уцелеть. Известны случаи разгрома целых эскадрилий. Так, 24 июня девятка ДБ-3Ф из 212-го ДБАП потеряла над Картуз-Березой (Брестская обл.) 8 самолетов…
30 июня западные историки отмечают как самый результативный день для люфтваффе. В тот день крупные силы советских бомбардировщиков были брошены на разрушение переправ у Бобруйска и Двинска.

Над Березиной у Бобруйска действовали пять бомбардировочных дивизий, основу двух из них составляли ДБ-3 и ДБ-3Ф. Переправа и подступы к ней прикрывались большим количеством зенитных пулеметов и малокалиберной артиллерией. Истребители врага непрерывно барражировали в этом районе. Эти обстоятельства были известны с 28 июня, когда экипажи 212-го ДБАП впервые атаковали эту цель. Однако 30 июня ни истребителей прикрытия, ни специальных сил для подавления ПВО советское командование не выделило! Более того, у какого-то штабного умника появилась идея воздействовать на противника непрерывно. В других обстоятельствах такое решение могло стать верным, но тогда оно привело к появлению над целью с небольшими интервалами звеньев и отдельных экипажей, что стало равносильно смертному приговору…

Жертвы были огромны (до 50%), но советским летчикам удавалось наносить противнику урон, и порою немалый. 56-й корпус Манштейна был задержан на 3 дня!…

По причине больших потерь 3 июля 1941 г. вышла директива Ставки, предписывавшая дальнебомбардировочной авиации действовать ночью и с больших высот. Приказ правильный, но экипажи как летали днем, так и продолжали. Почему? Ветеран ДБА Герой Советского Союза В.В.Решетников (в 1980-86 гг. заместитель главкома ВВС) считает, что от безысходности, ведь противник наступал с темпом до 50 км в сутки, нужно было срочно принимать хоть какие-то меры, и Генштаб их принимал. Потери росли. Из глубины страны прибывали новые эскадрильи, полки и целые дивизии… Но восполнять потери не успевали, и к концу июля на западном направлении оставалось 75 исправных ДБ-3 разных модификаций [из 1122-х на начало войны только в западных округах]. Из-за резкого сокращения численности авиапарка стали ненужными аппараты управления корпусов ДБА, и в конце июля – начале августа их упразднили...

ДБ-3Ф (Ил-4) делали до 1945-го с темпом максимум чуть больше 100 в месяц (всего 5256 за годы войны). После войны его заменил Ту-4.

(Фото на www.i.com.ua/~zhistory/G061941)

С уважением…

От Рустам
К Кейстут Закорецкий (11.08.2002 02:19:35)
Дата 13.08.2002 11:35:31

Re: Не могу вспомнить...

Доброго здоровья!
... Но где-то, возможно даже в сети, читал огромную статью про сей случай.
Там были сделаны выводы, что колонну пытался протаранить Маслов, а Гастелло пытался протаранить зенитную батарею.
И там же отмечалось, что никто из них "не попал".
Может еще кто-нибудь читал это?
С Уважением, Рустам

От Vatson
К Рустам (13.08.2002 11:35:31)
Дата 13.08.2002 12:52:51

Это как раз те "Два капитана" Полянского

Ассалям вашему дому!
про которую в этой статье упоминается. Она и тут где-то в архиве есть
Будьте здоровы!

От kilkunda
К Кейстут Закорецкий (11.08.2002 02:19:35)
Дата 11.08.2002 10:07:45

В адресе Вы забыли постаить расширение "htm"..., (+)

Здравия желаю!
...но мне сайт показался оччень злобным. Впечатление такое, что специально подбирается материал "развенчивающий мифы о победе СССР в ВОВ".
"Может я не прав? (с) Караулов"

С уважением, Kilkunda

От solger
К Кейстут Закорецкий (11.08.2002 02:19:35)
Дата 11.08.2002 05:05:53

Re: О подвиге...


Привет!

Могу добавить как абориген, выросший в тех местах, и регулярно, по памятным датам, бывавший на экскурсиях, а то и мобилизованным в пионерское оцепление, у памятника Гастелло. Местные жители хором отрицали сам факт падения какого-либо самолета "в гущу вражеской техники" в то время в тех местах.

С уважением…

От И. Кошкин
К solger (11.08.2002 05:05:53)
Дата 11.08.2002 05:33:14

Угу. Стояли на обочине и наблюдли, кто там куда падал. (-)


От solger
К И. Кошкин (11.08.2002 05:33:14)
Дата 11.08.2002 16:42:33

Re: Не смотрели конечно. Работали в поле и не знали, что тут немцы появились. (-)


От И.Пыхалов
К Кейстут Закорецкий (11.08.2002 02:19:35)
Дата 11.08.2002 04:11:30

Статья сына Н.Ф.Гастелло

http://www.mj.rusk.ru/02/5/mj5_4.htm

ПРАВДА О ЛЕГЕНДАРНОМ ПИЛОТЕ
В.Н.ГАСТЕЛЛО

6 мая 2002 года исполнилось 95 лет со дня рождения Героя Советского Союза капитана Николая
Францевича Гастелло. 26 июня 1941 года он геройски погиб, направив свой подбитый самолет в
скопление машин и танков противника. Однако в последние годы появились публикации, ставящие под
сомнение достоверность этого факта. Сын Н.Ф.Гастелло Виктор Николаевич, как он объяснил, не в
силах долее молчать, передал в редакцию статью, которую мы и предлагаем вниманию читателей.

В 1900 году из глухой белорусской деревни Пружаны Невогрудского уезда в Москву на заработки пришел
25-летний Франц Павлович Гастелло. Поступил на металлургический завод чернорабочим, выучился на
вагранщика. Когда Францу Павловичу шел тридцать первый год, ему сосватали шестнадцатилетнюю
белошвейку Анастасию Кутузову. 6 мая 1907 года в рабочей семье Гастелло родился первенец Николай
(позднее родились еще сестра Нина и брат Виктор). Жили в Сокольниках, поэтому именно в
Сокольниках после войны появилась улица Николая Гастелло.
В 1914 году Николай был определен в Сокольническое городское мужское училище (ныне школа имени
А.С.Пушкина), окончить которое помешала революция. В 1924 году Франца Павловича как опытного
вагранщика перевели на паровозоремонтный завод в город Муром. В Москву семья вернулась только
через шесть лет. К тому времени Николай стал слесарем высокой квалификации и легко устроился
работать на механический завод имени Первого Мая. Весной 1932 года его вызвали на заседание
цехового партбюро и объявили, что член партии Николай Францевич Гастелло направляется в летную
школу. В мае 1932 года Николай Гастелло стал курсантом 11-й военной школы пилотов в городе
Луганске, по окончании которой в декабре 1933 года получил назначение в 82-ю
тяжелобомбардировочную эскадрилью 21-й авиационной бригады, дислоцирующейся под
Ростовом-на-Дону. Начав летать правым летчиком на бомбардировщике ТБ-3, он с ноября 1934 года уже
самостоятельно пилотировал самолет.
В 1938 году часть переименовали. Николай Гастелло оказался в 1-м тяжелобомбардировочном
авиаполку. В мае 1939 года его назначили командиром отряда, а через год с небольшим — заместителем
командира эскадрильи.
Почти семь лет прослужил отец под Ростовом-на-Дону. Учебные будни то и дело прерывались: летчики
полка воевали в Китае, Испании, в районе реки Халхин-Гол, в Финляндии.
Весной 1941 года Николай Гастелло, пройдя соответствующую переподготовку, освоил самолет ДБ-Зф и
стал командиром 4-й эскадрильи 207-го авиаполка дальних бомбардировщиков 42-й авиационной
дивизии. 207-й и 96-й авиаполки, а также штаб дивизии располагались на аэродроме «Боровское» под
Смоленском.
Отец впервые получил благоустроенную двухкомнатную квартиру в военном городке. Мать радостно
хлопотала, обустраивая ее. Мне шел тогда девятый год.
22 июня 1941 года был выходной. Мы собирались в этот день съездить посмотреть Смоленск. Однако
утром я, проснувшись, сразу же каким-то наитием понял: поездка отменяется. Мать стояла на кухне и,
заметно нервничая, смотрела в окно на аэродром. Меня поразила странность доносящегося оттуда гула
моторов — мощного, непрерывного, вовсе не того «учебного», к которому мы привыкли. Что-то
фатальное чувствовалось в происходящем. В 13 часов 40 минут (с этого момента события довольно
подробно фиксировал начальник штаба полка А.Г.Павлов в «Общем учете боевых вылетов 207 ДБАП по
дням за период с 22.6 по 1.9.1941 г.») начали взлетать самолеты. Один из них, едва оторвавшись от
земли, упал сразу же за аэродромом у кромки леса. Густые черные клубы дыма стали медленно
подниматься в небо. Послышался сухой треск — это рвался пулеметный запас горящего
бомбардировщика. Потом оглушительно взорвались бомбы.
Меня в этот солнечный июньский день больше всего поразил плач женщин, столпившихся на улице и
неотрывно глядевших в небо над станцией Энгельгардовской — на запад, откуда должны были
возвращаться наши отцы.
В 15 часов 40 минут самолеты 207-го полка нанесли бомбовый удар по большой мотоколонне
противника в районе местечка Мерканс, встретив сильное противодействие истребителей и зенитной
артиллерии. В столь же трудных условиях оказался 96-й полк, бомбивший моторизованные колонны
немцев в районе Сейна—Сувалки—Квитемотис. Строи полков оказались нарушенными. Самолеты
возвращались по одному — по два, реже звеньями. Непривычно было видеть, как они садились —
почти впритирку один за другим. До позднего вечера шла эта карусель: бомбардировщики прилетали,
подвешивали бомбы, заправлялись, снова выруливали на взлетную полосу и взмывали в небо.
Женщины все стояли и смотрели.
В первый день войны 96-й полк потерял 10 самолетов. 207-й полк потерь избежал.
Отец появился дома поздно — мрачный, усталый. Долго ужинал, пил чай. Мать сквозь слезы твердила:
— Коля, что же будет? Что происходит, Коля?
Отец сжал кулаки:
— Они еще пожалеют. Станем бить их, как поганых псов!
23 июня 207-й полк не летал: поступил приказ оборудовать самолеты нижними люковыми установками
с крупнокалиберными пулеметами. До войны экипаж ДБ-Зф состоял из трех человек — летчик, штурман
и стрелок-радист. Первый же боевой вылет показал, что ДБ-Зф совершенно беззащитен перед
вражескими истребителями, атакующими с нижней полусферы. Теперь бомбардировщик имел экипаж из
четырех человек. Поскольку люковые стрелки по штату не предусматривались, в качестве таковых
поначалу «подсаживались» мотористы, механики по вооружению, радисты, даже штабные работники.
Так, в последнем полете капитана Гастелло в люковую установку его самолета «подсел» адъютант
эскадрильи лейтенант Григорий Скоробогатый.
Утром 24 июня, когда мы с матерью завтракали, я увидел в окно необычный самолет, на малой высоте
скользивший к аэродрому. Через мгновение раздалась длинная пулеметная очередь, по черепичным
крышам домов звонко зацокали пули. Тут я разглядел черные кресты на крыльях и свастику на хвосте.
Самолет пронесся над городком и скрылся за лесом. Я, невзирая на окрик матери, выбежал на улицу.
Немец уже возвращался на бреющем полете, продолжая стрельбу, но теперь заходил на аэродром, откуда
вдруг ему в ответ заработал наш крупнокалиберный пулемет. «Юнкерс» задымил, начал стремительно
терять высоту и вскоре скрылся из глаз. С аэродрома к месту его падения выехала группа, захватившая
летчиков в плен.
«Юнкерс» сбил пулеметной очередью с турельной установки капитан Гастелло. Когда при угрозе с
воздуха все бросились в укрытия, отец, находившийся у самолета, не растерялся, заскочил в кабину
стрелка-радиста и открыл ответный огонь.
В 12 часов дня 18 бомбардировщиков 207-го полка взлетели и взяли курс на запад — в район
Бобрин—Пружаны, где наблюдалось большое скопление мотопехоты противника. Группа нанесла по
нему массированный бомбовый удар, но и сама подверглась мощной атаке вражеских истребителей.
Полк потерял 12 самолетов. Погибли командиры эскадрилий старший лейтенант К.И. Кошельков и
капитан А.Г. Мултеновский.
25 июня 207-й полк пятью самолетами бомбил район Януши—Рудники южнее Вильно и потерял одну
машину.
26-го июня рано утром отец сказал, чтобы мы с матерью готовились к отъезду — скоро за семьями
летчиков пришлют грузовики. Сам он ушел на аэродром. В этот день на боевое задание вылетело звено
командира эскадрильи капитана Маслова, затем — звенья командиров эскадрилий старшего лейтенанта
Висковского и капитана Гастелло. Все они имели одно задание — бомбить скопление немецкой
бронетехники в районе Молодечно—Радошковичи. Из шести бомбардировщиков вернулся только один
— из состава звена капитана Гастелло. Пилот — старший лейтенант Федор Воробьев и штурман
Анатолий Рыбас в рапорте изложили, что капитан Гастелло направил свой подбитый самолет во
вражескую механизированную колонну.
Позднее было написано соответствующее боевое донесение, пошедшее по команде, и 26 июля 1941 года
капитан Николай Гастелло стал Героем Советского Союза.
Что случилось с отцом, мы тогда, естественно, не знали. Днем семьи военнослужащих погрузили на
автомашины, отвезли на железнодорожную станцию и посадили в теплушки. Через месяц мы были в
Москве, у родителей отца — Франца Павловича и Анастасии Семеновны.

+ + +

«Перестройка» в числе прочего породила беспрецедентную кампанию «дегероизации» героев нашего
Отечества. На недавней нашей памяти — печатные глумления над Зоей Космодемьянской, Александром
Матросовым, Виктором Талалихиным. Дошли и до Николая Гастелло.
Я не буду подробно излагать все уже читанные и слышанные мною инсинуации в его адрес, обрисую
лишь суть. Утверждается, что вместе с комэском капитаном Гастелло и заместителем комэска старшим
лейтенантом Воробьевым на боевое задание летел комэск капитан Маслов, который и совершил подвиг,
Гастелло же вообще не оставался в своем подбитом самолете — вышел на крыло и выпрыгнул с
парашютом, а после делся неизвестно куда. Так говорится, в частности, в статьях «Два капитана»
(«Известия», 29 января 1997 года, автор Эд. Поляновский) и «Тайна двух капитанов» («Московия», 7
сентября 2001 года, автор В.Чуприн).
Здесь все — домыслы, крайняя предвзятость, а то и сознательная фальсификация фактов. Особенное
возмущение вызвал у читателей опус «Тайна двух капитанов». Многие расценили его как прямую
клевету.
Приведу (с небольшими сокращениями) официальный ответ директора Белорусского Государственного
музея истории Великой Отечественной войны Г.И. Баркуна губернатору Московской области Б.В.
Громову, датированный 18 октября 2001 года.
«Уважаемый Борис Всеволодович!
В наш музей обратился житель г. Ногинска Московской области, ветеран Великой Отечественной войны
Гнусарев Георгий Геннадиевич (аналогичный запрос Г.Г.Гнусарев послал и в администрацию
Московской области, поэтому Г.И.Баркун и адресуется к Б.В.Громову. — В.Г.), который очень озабочен
содержанием статьи «Тайна двух капитанов», опубликованной в газете «Московия» 7 сентября 2001
года. Ознакомившись с данной статьей, сотрудники музея разделяют мнение уважаемого ветерана
войны о том, что опубликованный в газете материал носит клеветнический характер на Героя
Советского Союза Гастелло Николая Францевича.
26 июня 1941 г. с аэродрома «Боровское» Смоленского аэродромного узла поднялись в воздух не три
самолета (как в статье), а 3 звена самолетов (по два в каждом), и не одновременно, а с интервалом в
1,5–2 часа. Командирами звеньев были командиры эскадрилий (в связи с большими потерями
материальной части). Капитан Маслов вылетел со своим звеном первым в 8 часов 30 минут; старший
лейтенант Висковский вылетел в 10 часов вторым и капитан Гастелло вылетел в 12 часов третьим со
своим звеном, в составе которого находились Воробьев и Рыбас (во втором самолете), которые и были
единственными свидетелями подвига и гибели Н.Гастелло. Их показания явились основой для текста
наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза, и нет абсолютно никакого основания
сомневаться в совершенном им подвиге. Другое дело, что место гибели Гастелло и его экипажа
неизвестно, только направление: Молодечно—Радошковичи, где в тот день, 26 июня, погибли 15
человек из состава отдельного бомбардировочного полка и из 207 дальнего бомбардировочного полка —
это экипаж Гастелло, Маслова и другие — всего 26 человек. Возможно, кому-то из них удалось
выпрыгнуть с парашютом, но на каком основании можно утверждать, что это был именно Гастелло? В
документах встречаются конкретные фамилии спасшихся.
Трудно допустить это даже теоретически. Дальние бомбардировщики летят на больших высотах. Но в
данном случае выполнялся приказ на бомбометание с малых высот. В музее имеется личное дело
авиатехника И.Ф.Филоненко. Именно он. готовил самолет Гастелло к вылету. Он пишет, что штурман
Бурденюк приказал ему снять обычные фугасные авиабомбы ФАБ-100 и вместо них подвесить
маленькие ротативно-рассеивающиеся авиабомбы весом в 7 кг, т.е. бомбили с высоты 400–800 м. И как
с такой высоты можно было выпрыгнуть с горящего самолета, который терял высоту и управление? И на
каком основании сделана архивная запись о том, что один из членов экипажа выпрыгнул с парашютом,
если свидетелей гибели экипажа, кроме Воробьева и Рыбаса, не было? В 70-е годы в ЦАМО работал
исследователь Н. Акалович, который сделал копии документов потерь личного состава полка, однако
там такого примечания не имеется. Обвинять Гастелло в том, что он оставил экипаж и поэтому стал
военным преступником, не только безнравственно, но и, можно сказать, преступно. Кроме того,
Николаю Гастелло присвоили звание Героя Советского Союза не только за таран 26 июня 1941 года, а за
два подвига. Двумя днями раньше на аэродроме он расстрелял из турельного пулемета немецкий
самолет-разведчик, экипаж которого был взят в плен. За этот подвиг он был представлен к награде, но
не успели оформить наградные документы, как Гастелло погибает, совершив следующий подвиг.
Памятник в центре Радошковичей 149 воинам установлен на братской могиле не только летчикам, но и
всем, кто отдал свои жизни в боях за Радошковичи Минской области. Среди фамилий на памятнике —
Маслов и его экипаж — Реутов, Балашов, Бейсекбаев. Имен гастелловского экипажа там нет.
А то, что в районе деревень Миговка—Декшняны погиб экипаж Маслова, музею было известно еще в
1951 г. В экспозиции материалы Гастелло и Маслова на протяжении 50 лет всегда были и сегодня —
рядом. Мы одинаково уважительно относимся к обоим героям».
Можно и дальше перечислять фактологические подтасовки авторов упомянутых статей — я не буду
этого делать. Скажу лишь еще об одном. С фанатичным упорством, игнорируя всякую логику и здравый
смысл, «правдоискатели» настаивают: Маслов, а не Гастелло! Один из них дошел до самого Ельцина.
Вот как об этом пишет В.Чуприн:
«Будучи доверенным лицом Ельцина в Коломне, он («правдоискатель». — В.Г.) лично знал Бориса
Николаевича. И уже решил, что настал час сказать всю правду о 26 июня 1941 г.
Но целых шесть лет ему понадобилось на то, чтобы на стол Ельцина в Кремле лег проект Указа о
присвоении звания Героев России Маслову и его экипажу. Помогли тогдашние председатель Госдумы
Иван Рыбкин, депутат Госдумы Калашников и его референт Гущин, которые каким-то образом и
положили на стол Б.Н. проект Указа.
Ельцин, демократ Ельцин отказался подписывать тот указ, не решился «отменять» подвиг Гастелло.
Пришлось пользоваться старым советским вариантом. Что «в одно время, в одном месте и в одном
воздушном бою капитан Маслов предвосхитил подвиг капитана Гастелло».
Так в 1996 г. Маслов и его боевые товарищи — Балашов, Реутов, Бейсекбаев — посмертно стали
Героями России. А стрелок Бейсекбаев — еще и народным героем у себя в Казахстане».
Тут сразу настораживает то, что ревнители «справедливости» не просто стремились отдать должное
также геройски погибшему капитану Маслову — для них было важнее, по всей видимости, именно
«отменить» подвиг Гастелло. Но ведь, во-первых, документально подтверждено: экипажи Александра
Маслова и Николая Гастелло вылетели с аэродрома с интервалом около четырех часов, то есть никак не
могли участвовать в «одном бою».
Теперь насчет «предвосхищения» Масловым подвига Гастелло. В 1951 году при перезахоронении
останков погибших в районе Радошковичей летчиков в могиле, как думали, Николая Гастелло,
обнаружили. останки членов экипажа Маслова.
Неужели не ясно, что если бы масловский экипаж совершил огненный таран, от него ничего бы не
осталось: представьте себе силу удара, взрыва и пламени! А вот останков капитана Гастелло так и не
нашли.

От Мазут
К И.Пыхалов (11.08.2002 04:11:30)
Дата 11.08.2002 13:07:39

Н.Ф.Гастелло

Мир вам,
Сидишь вдалеке от России... Думаешь о том, как люди прыгали в самолет, третий-четвертый-пятый день войны, ..... Страх, растерянность, тревога за семьи, а ты, блин, фигачишь на 400 м, с л-том, извините, Колупаевым, в фюзеляже - "он нас от мессеров прикроет!"

Чесслово!, мне, правда, небезразлично были ли капитан Маслов и сержант Бейсекбаев героями!!!

Но не нужно мне доказывать, что Николай Францевич и его ребята не были!!!!!!!!!!!!!!

Да. Может быть там один-два-три-двадцать три панфиловца оказались негерои. Кто-то сдался в плен. Но кто-то ведь, блин, отстреливался под Дубосеково! Чьи-то косточки и сейчас лежат под Подольском!!

С той минуты, как про них написал журналист, их имена им не принадлежат. Для меня, эти имена олицетворяют не конкретного такого-то и такого-то, принадлежат и моим дядям, погибшим без вести (!!!) на Беломорканале, под Новгородом и под Москвой.

Я вас умоляю! Вы не хотите мне сказать, что экипажи к-на Маслова бОлее достойны звания Героя России????

Вам не важно просто сказать, что они просто "достойны" ????

Прошу прощения за, может быть излишнее кол-во восклиц. и вопрос. знаков.

С ув.,
Мазут


От solger
К Мазут (11.08.2002 13:07:39)
Дата 11.08.2002 18:36:16

Re: Н.Ф.Гастелло


>Чесслово!, мне, правда, небезразлично были ли капитан Маслов и сержант Бейсекбаев героями!!!

>Но не нужно мне доказывать, что Николай Францевич и его ребята не были!!!!!!!!!!!!!!

Никто по-моему не говорит, что Гастелло не был героем. "В этой войне все герои" (С) (Повесть о настоящем человеке). НО! По-моему очень важно объяснить, в чем чей подвиг заключался, кто конкретно что совершил, а чего вообще не было. Разве не подвиг летать на бомбежки без прикрытия? Разве не подвиг сбить с земли самолет противника из пулемета? Но об этом почему-то молчат, в школе про это не рассказывают. Зато рассказывают про подвиг, который он не совершал. Ну не направлял он свой самолет на колонну фашистской бронетехники! Во-первых потому, что вряд ли это возможно физически - бомбили с небольшой высоты, и если самолет подбили, он горит и падает, у летчика не будет времени ни на принятие решения, ни на выбор цели, ни на маневр. А во-вторых потому, что я родился и вырос именно в этих местах, разговаривал со многими старожилами, в т.ч. моими родственниками, которые говорили, что никакой самолет в том месте вообще не падал. Падал самолет в болото возле дороги километрах в 5 от того места, где сейчас стоит памятник Гастелло, в районе деревни Красное (сейчас ПГТ), и это был истребитель. После войны его достали, мотор поставили на постамент, и этот памятник тоже стоит там до сих пор. А ЕДИНСТВЕННЫМ свидетельством факта тарана является рапорт ведомого Гастелло - ст.лейтенанта Воробьева, составленный им по возращению на базу. Тем не менее в школе нас учат, что командир принял решение идти на таран, ОТДАЛ ПРИКАЗ экипажу прыгать, но экипаж отказался и решил погибнуть вместе с командиром. Правда, как об ЭТОМ узнали - не говорят...

>Да. Может быть там один-два-три-двадцать три панфиловца оказались негерои. Кто-то сдался в плен. Но кто-то ведь, блин, отстреливался под Дубосеково!

Вот и хотелось бы узнать - кто сдался, а кто отстреливался, и как отстреливался - удалось ли задержать немцев хоть на день?

>Чьи-то косточки и сейчас лежат под Подольском!!

Надеюсь, вы это не в связи с Дубосеково?

>С той минуты, как про них написал журналист, их имена им не принадлежат.

Даже если журналист написал про них вранье? И вообще, я не согласен, что кто-либо может за меня определить, принадлежу я либо мое имя себе или не принадлежу. И их имена, и их поступки принадлежат именно им.

>Для меня, эти имена олицетворяют не конкретного такого-то и такого-то, принадлежат и моим дядям, погибшим без вести (!!!) на Беломорканале, под Новгородом и под Москвой.

Непонятна мне ваша позиция. Ваши дяди погибли как герои, но вы даже не знаете как, те кто их на войну отправлял, не удосужились вам об этом сообщить. Зато они рассказывают вам небылицы - и вас это устраивает! Ведь в этом то и беда, что никто не знает про НАСТОЯШИЕ подвиги, которым нет числа, потому что вокруг только и кричат о том, чего не было.

>Я вас умоляю! Вы не хотите мне сказать, что экипажи к-на Маслова бОлее достойны звания Героя России????

>Вам не важно просто сказать, что они просто "достойны" ????

По-моему, Маслов и Гастелло совершили одинаковый подвиг. 26 июня оба вылетели на бомбежку в район Радашковичи, оба были сбиты, оба погибли как герои. Выполнить приказ, т.е. разбомбить немецкую колонну или хотя бы нанести ей какой-либо урон им, к сожалению, не удалось. Достен ли этот подвиг звания Героя России - вопрос отдельный.
ИМХО история с тараном была придумана так же, как и с панфиловцами. Журналюге в тылу под Смоленском надо было позарез раскопать какой-нибудь подвиг, комполка надо было как-то объяснить, почему потери растут. Вот он и придумал, что его летчики, даже если их сбивают, падают не просто так, журналюга подхватил - и родилась легенда про огненный таран. После войны же решили собрать по этой теме больше фактов - выяснилось, что факты не сходятся. Но не отказываться же от такой легенды! Стали ее раскручивать без фактов. Сейчас к этой истории вернулись снова - видят, факты не сходятся, Гастелло ничего не совершал, тогда кто? В тот день погиб еще и Маслов, значит, по дедуктивному методу, он и совершил подвиг. Но и здесь факты не сходятся. Просто потому, что тарана не было.

С ув.

От Геннадий
К solger (11.08.2002 18:36:16)
Дата 12.08.2002 04:36:12

О чем тут спорить?

Доброго времени суток!

>>Чесслово!, мне, правда, небезразлично были ли капитан Маслов и сержант Бейсекбаев героями!!!
>
>>Но не нужно мне доказывать, что Николай Францевич и его ребята не были!!!!!!!!!!!!!!
>
>Никто по-моему не говорит, что Гастелло не был героем. "В этой войне все герои" (С)

Я не хочу говорить о Гастелло и Маслове. Мне интересно, почему такие попытки пересмотреть подвиги ("мифы") встречают (тут по крайней мере) такую яростную реакцию. Ну вот написал бы кто-нибудь, что не вел Раевский своих сыновей под Салтановкой, что не бросал Ермолов кресты на редут, - спокойно обсудили бы и разошлись. А тут совсем другое. Почему?
Да, я тоже считаю, что "правда выше Пушкина, выше Некрасова, выше народа, выше России, правда выше всего" (с). Но в иных случаях это правило не работает. Например, если Вам какой-нибудь ублюдок скажет: "Я твою маму е...", - Вы ведь не станете доискиваться - а был ли сей факт, а факт ли это, а если был, то как именно он это делал... Простите, реакция будет совсем другой.
Так и тут. Есть группа людей, которые те же самые слова кричат нам о всех наших наших предках до третьего (в моем случае) колена. А мы им подвякиваем, пытаемся спорить - было или не было?

И это все о нем - о Гастелло, Маслове, панфиловцах, защитниках Ленинграда, и о меом деде, который без руки и контуженным вернулся из Венгрии и потом - будучи калекой! - шугал алкашей из-под наших окон. "Чтобы разрушить храм, надо на его месте построить храм" (с) Вы разрушаете - подумайте о том, кто и какой храм построит на месте разрушенного.

>С ув.
С уважением
Геннадий

От И. Кошкин
К solger (11.08.2002 18:36:16)
Дата 11.08.2002 19:01:08

А Вы не спрашивали, где...

Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!

и когда они находились в момент боя? Как далеко бой происходил от их деоевни? С того задания не вернулись два самолета, погибшие в районе цели, а старожтлы говорят, что падал один истребитель? На каком основании эти местные являются "свидетелями боя"? Это все мне напоминает ситуацию с экипажем из 1 МТАП, таранившим на горящем самолете немецкий истребитель над Зап. Двиной, а потом упавшим на том, что осталось на немцев. В книжке, по моему, "Морская авиация СССР в ВОВ" это подается так: столкнулся в воздухе, а потом упал.

И. Кошкин

От solger
К И. Кошкин (11.08.2002 19:01:08)
Дата 11.08.2002 19:45:18

Re: Кто где, но это не важно.


Я вас приветствую!

>и когда они находились в момент боя? Как далеко бой происходил от их деоевни? С того задания не вернулись два самолета, погибшие в районе цели, а старожтлы говорят, что падал один истребитель? На каком основании эти местные являются "свидетелями боя"?

Которого боя? Они являются свидетелями тех событий, и ТАКОГО боя во время тех событий не помнят - не странно ли? ИМХО, для деревни падение советского самолета даже в 5 км в то время - достаточный информационный повод, что б об этом говорила вся деревня, и помнили это долго. И пример с истребителем это подтверждает. Если самолеты упали в болото км в 10 к востоку (а на восток от той деревни как раз шли леса и болота, сейчас все осушили), жители этого могли просто не заметить. А вот если бы самолет упал бы на шоссе, да еще куча немецких машин сгорела - об этом говорили бы все, все бы ходили смотреть, и все бы помнили. Дело же не в том, что нашелся один свидетель, который говорит, что он что-то такое видел - это можно было б и поставить под сомнение. Дело в том, что ВСЕ в один голос говорят: "ничего такого не было". Причем говорили они это мне лично и отнюдь не во времена разгула "дерьмократии" и "либерастии" как их у вас называют, и говорили шепотом и с оглядкой, только своим, и добавляли "ты же понимаешь, об этом распространяться не следует". Так что сомневаться в их словах у меня нет оснований.

От И. Кошкин
К solger (11.08.2002 19:45:18)
Дата 12.08.2002 03:50:08

Re: Кто где,...

Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!


>Я вас приветствую!

>>и когда они находились в момент боя? Как далеко бой происходил от их деоевни? С того задания не вернулись два самолета, погибшие в районе цели, а старожтлы говорят, что падал один истребитель? На каком основании эти местные являются "свидетелями боя"?
>
>Которого боя? Они являются свидетелями тех событий, и ТАКОГО боя во время тех событий не помнят - не странно ли? ИМХО, для деревни падение советского самолета даже в 5 км в то время - достаточный информационный повод, что б об этом говорила вся деревня, и помнили это долго. И пример с истребителем это подтверждает. Если самолеты упали в болото км в 10 к востоку (а на восток от той деревни как раз шли леса и болота, сейчас все осушили), жители этого могли просто не заметить. А вот если бы самолет упал бы на шоссе, да еще куча немецких машин сгорела - об этом говорили бы все, все бы ходили смотреть, и все бы помнили. Дело же не в том, что нашелся один свидетель, который говорит, что он что-то такое видел - это можно было б и поставить под сомнение. Дело в том, что ВСЕ в один голос говорят: "ничего такого не было". Причем говорили они это мне лично и отнюдь не во времена разгула "дерьмократии" и "либерастии" как их у вас называют, и говорили шепотом и с оглядкой, только своим, и добавляли "ты же понимаешь, об этом распространяться не следует". Так что сомневаться в их словах у меня нет оснований.

Оченбь напрасно. Расследование проводилось, обломки самолета Маслова и медальон одного из членов экипажа Маслова был найден. так что Ваши местные жители малость ошибаются.

И. Кошкин

От И.Пыхалов
К solger (11.08.2002 19:45:18)
Дата 12.08.2002 03:37:04

А это уже противоречит фактам

>>и когда они находились в момент боя? Как далеко бой происходил от их деоевни? С того задания не вернулись два самолета, погибшие в районе цели, а старожтлы говорят, что падал один истребитель? На каком основании эти местные являются "свидетелями боя"?
>
>Которого боя? Они являются свидетелями тех событий, и ТАКОГО боя во время тех событий не помнят - не странно ли? ИМХО, для деревни падение советского самолета даже в 5 км в то время - достаточный информационный повод, что б об этом говорила вся деревня, и помнили это долго. И пример с истребителем это подтверждает. Если самолеты упали в болото км в 10 к востоку (а на восток от той деревни как раз шли леса и болота, сейчас все осушили), жители этого могли просто не заметить. А вот если бы самолет упал бы на шоссе, да еще куча немецких машин сгорела - об этом говорили бы все, все бы ходили смотреть, и все бы помнили. Дело же не в том, что нашелся один свидетель, который говорит, что он что-то такое видел - это можно было б и поставить под сомнение. Дело в том, что ВСЕ в один голос говорят: "ничего такого не было". Причем говорили они это мне лично и отнюдь не во времена разгула "дерьмократии" и "либерастии" как их у вас называют, и говорили шепотом и с оглядкой, только своим, и добавляли "ты же понимаешь, об этом распространяться не следует". Так что сомневаться в их словах у меня нет оснований.

Насколько я понимаю, в отношении самолета Маслова факт его падения в том районе, причем недалеко от шоссе, явлется ДОКАЗАННЫМ, причем с помощью вещественных доказательств - найдены обломки самолета и медальон одного из членов экипажа. И если местные старожилы такого "не помнят", значит они это просто не заметили. Точно так же они могли "проворонить" и падение самолета Гастелло. Тем более, что приход немецких оккупантов был для местных жителей все-таки гораздо более важным "информационным поводом", чем упавший поблизости самолет.

Выскажу еще вот какое соображение. Предположим, Гастелло действительно протаранил немецкую колонну. Что в этом случае должны были сделать немцы? Убрать с дороги обломки техники и засыпать воронки. Т.е. никаких материальных свидетельств на месте, где был совершен таран, остаться не могло в принципе.