От Адмирал (v.)Krebs
К Валерий Мухин
Дата 12.08.2002 13:28:06
Рубрики Современность; ВВС;

Re: Смотрели по...

Джентельмены !

>Самовсплытие это как? Дыхание воздухом прям со 100м? Гарантированная отключка, как следствие баротравма….

гидрокостюм + ИДА 59 + тренированный подводник + хорошее здоровье.
выход через аварийный люк, без шлюзования - для минимизации времени нахождения под давлением, всплытие свободное (в пузыре), рот открыт на выдох, достаточно быстрое всплытие, выдержка не требуется.

>У нас на вооружение есть аппараты замкнутого цикла дыхания которые позволяют использовать газовые смеси (ребризеры по-буржуйски) и длительное время находится на такой глубине. Для меня, однако, остается несколько непонятных моментов.

это вы описываете системы для длительного нахождения на глубине и или погружения на глубину. т.е. для исключения разного рода наркозов в следствие изменения растворимости газов в крови на глубине

>1. Как осуществляется переход с нормального давления воздуха в лодки на 11 атмосфер газовой смеси?
через редуктор, естественно. как в большинстве аквалангов

>2. Всплывать надо на жилете, по мере всплытия необходимо стравливать из него воздух иначе можно очень сильно разогнаться и получить таки кесонку….

гидрокостюм это всё обеспечивает (в теории, если исправный, проверен и т.д.)

Опять же, надо интенсивно выдыхать, что бы баротравму не схватить… Неплохо бы вообще декостоп сделать… Как это все отражено в методике? Вообще неплохо бы предварительно интенсивно тренироваться к такому подъему….

так вы и сами всё знаете :)))

С уважением, (v.) Krebs

От Валерий Мухин
К Адмирал (v.)Krebs (12.08.2002 13:28:06)
Дата 12.08.2002 13:47:14

Re: Смотрели по...

>>Самовсплытие это как? Дыхание воздухом прям со 100м? Гарантированная отключка, как следствие баротравма….
>гидрокостюм + ИДА 59 + тренированный подводник + хорошее здоровье.

Ну ИДА-59 это не воздух, это геливая смесь...

>выход через аварийный люк, без шлюзования - для минимизации времени нахождения под давлением, всплытие свободное (в пузыре), рот открыт на выдох, достаточно быстрое всплытие, выдержка не требуется.

Что-то я сомневаюсь, что без шлюзования (затопления отсека)... Описание есть?

>это вы описываете системы для длительного нахождения на глубине

Системы одни и теже. ИДА-59 применяется и для спасения и для водолазных работ.

>>1. Как осуществляется переход с нормального давления воздуха в лодки на 11 атмосфер газовой смеси?
>через редуктор, естественно. как в большинстве аквалангов

Вы не поняли. Как осуществляется переход с воздуха на смесь. Впрочем сам нашел:
==============
http://www.armscontrol.ru/subs/rescue/ms0498.htm
Переходя сразу к индивидуальным средствам защиты (ИСЗ), напомним, что на подлодках они представлены портативными дыхательными устройствами (ПДУ) разового применения (используемыми также шахтерами); изолирующими противогазами (ИП) разового применения (используются танкистами); стационарным шланговым дыхательным аппаратом (ШДА) и индивидуальным дыхательным аппаратом (ИДА), оба - многоразового использования. Когда дело касается жизни людей, то, возможно, чем больше таких средств тем лучше. Но здесь мы говорим только об ИДА59, который с момента принятия на вооружение в самом начале 60х годов предназначался:

для самостоятельного выхода подводников из затонувшей ПЛ с глубин до 100 м;
выхода из лодки в обеспечении сил поисковых и аварийноспасательных работ с глубин до 120 м;
проведения легководолазных работ за бортом корабля на глубинах до 20 м;
ведения борьбы за живучесть в задымленных отсеках с отравленной атмосферой и избыточным давлением до 10 кг/см.
Позже этот аппарат стали успешно применять для проведения лечебной оксигенобаротерапии.

И нужно сказать, что при борьбе с пожарами он спас не одну сотню жизней подводников, а при выходе из затонувших ПЛ использовался дважды: в 1981 г. под Владивостоком, на дизельной ПЛ проекта 613, и в 1983 г. в одной из бухт Камчатки, на ПЛА проекта 670. Глубины аварий в этих случаях составили не более 35 м. Он неплохо себя показал и во время выполнения срочных легководолазных работ, даже в условиях наших холодных вод, в комплекте с ИСП-60.

К недостаткам ИДА - 59 можно отнести довольно значительный вес и габариты, неудобную шлеммаску с быстро запотевающими стеклами и отсутствие переговорного устройства.

Но наука и практика не стоят на месте, и не так давно появилась его модификация ИДА-59М. Вместе с ним доработали и ИСП-60, превратив его в ССП, а также усовершенствовали (усложнили) аварийноспасательный люк на лодках. В результате увеличили глубину выхода подводников из лодки до 250 м. Вроде бы хорошо, но подводники отнеслись к этому весьма прохладно. Когда под килем лодки в океане простираются многокилометровые глубины, то "150 м больше, 150 м меньше - разница невелика, тем более, что на ходу не выпрыгнешь". А тут еще оказалось, что в новом аппарате им в буквальном смысле перекрыли кислород.

Дело в том, что при совершенствовании ИДА-59 основной упор делался на увеличение глубины выхода из затонувшей ПЛ. Согласно же физиологии человеческого организма чистый кислород при большом давлении вреден: когда оно равно 5 - 6 кг/см наступает кислородное отравление. Поэтому в старом аппарате непрерывная подача кислорода при увеличении внешнего давления автоматически снижалась и на глубинах 45 - 55 м прекращалась вовсе, а вместо него в дыхательный мешок начинала поступать гелиевокислородная смесь. Правда, если внешнее давление повышалось значительно (сверх 6 атм) и быстро, например при его выравнивании с забортным перед выходом из затонувшей ПЛ, кислородный баллон следовало перекрыть вручную, чтобы исключить его избыток в мешке, а перед выходом открыть. В экстремальных условиях такие действия не всегда выполнимы. Поэтому в модернизированном аппарате конструкторы, не мудрствуя лукаво, этот баллон перекрыли сразу, оставив только мизерную подачу из него в мешок в объеме 0,2 - 0,5 л/мин. Лишь при понижении внешнего давления (всплытии) с 45 м начиналось обильное поступление кислорода для промывки легких. Таким образом, чтобы пошла непрерывная подача кислорода в мешок, требовалось сначала поднять внешнее давление до 6 атм, а потом сделать его ниже 4,5 атм.

В результате в условиях борьбы за живучесть и при проведении легководолазных работ использовавший ИДА - 59М человек обрекался на кислородное голодание, тоже вызывающее весьма тяжелые последствия. Тем более, что в таких аппаратах, в отличие от ИП, не предусматривается пусковое устройство для задействования регенеративного патрона. А в документах же назначение ИДА-59М по сравнению с ИДА-59 осталось прежним, был заменен только первый пункт: "самостоятельное спасение с глубин до 250 м".
==============
Короче операция с перекрытием кислорода достаточно стремная - из серии цирковых номеров :-(

>Опять же, надо интенсивно выдыхать, что бы баротравму не схватить… Неплохо бы вообще декостоп сделать… Как это все отражено в методике? Вообще неплохо бы предварительно интенсивно тренироваться к такому подъему….
>так вы и сами всё знаете :)))

Конечно знаю, но несколько с другой стороны (моя квалификация TDI ERD).

C уважением, Валерий Мухин. http://mukhin.vif2.ru

От Адмирал (v.)Krebs
К Валерий Мухин (12.08.2002 13:47:14)
Дата 12.08.2002 14:44:05

Re: Смотрели по...

Джентельмены !

>Ну ИДА-59 это не воздух, это геливая смесь...
только при подключении дополнительного третьего баллона с гелием, в комплект не входит. А так - обычный воздух.

>Что-то я сомневаюсь, что без шлюзования (затопления отсека)... Описание есть?
человек входит в шлюзовую камеру, задраивает внутренний люк, изнутри компенсируют затоплением камеры разность давлений для возможности открытия люка (но быстро, чтоб человек азот не набрал), открывается наружный люк и человек в пузыре воздуха "выстреливается" из камеры.

>>это вы описываете системы для длительного нахождения на глубине

>Системы одни и теже. ИДА-59 применяется и для спасения и для водолазных работ.

согласен, но алгоритмы в этих случаях разные. как и доп оборудование (гелиевые баллоны)

>Вы не поняли. Как осуществляется переход с воздуха на смесь. Впрочем сам нашел:

чес слово, уже не помню, вроде бы автоматическое переключение клапанами.

С уважением, (v.) Krebs

От Валерий Мухин
К Валерий Мухин (12.08.2002 13:47:14)
Дата 12.08.2002 14:39:24

Нашел про скорость подъема в ИДА+ССП. Там есть парашют! (+)

=====================
Применяющиеся в настоящее время индивидуальные средства спасения подводников используются для всплытия с глубин более 200 м. Они состоят из гидрокостюма и ИДА, позволяющего находиться под водой, в зависимости от выполняемой работы, до 2,5 часа. Для дыхания используется, как правило, кислородно-азотно-гелиевая смесь, позволяющая дышать на глубинах свыше 60 м, и кислород для дыхания на глубинах менее 60 м. Кроме того, ИДА могут использоваться подводниками при борьбе за живучесть ПЛ в задымленных отсеках.

В ВМФ России уже несколько десятилетий используется изолирующее снаряжение подводника ИСП-60 с аппаратом ИДА-59, позволяющее осуществлять выход из затонувшей ПЛ самостоятельно методом свободного всплытия или по буйрепу с глубин до 100 м, или до 120 м при обеспечении силами поисково-спасательной службы (ПСС). Эти ИДА спасли жизни многим подводникам при авариях на ПЛ. Они же использовались при выходе подводников из затонувших лодок в 80-х годах. Другая, более современная модель - спасательное снаряжение подводника (ССП), оснащенное изолирующим дыхательным аппаратом ИДА-59М (разработан в 1978 году), гидрокомбинезоном СГП-К с емкостью всплытия (она выполнена в форме капюшона и предназначена для увеличения скорости всплытия с больших глубин) и парашютной системой ПП-2, - позволяет обеспечивать максимальную глубину спасения свободным всплытием в полном комплекте до 250 м, без парашютной системы и емкости всплытия - до 140 м, а при обеспечении средствами спасения ПСС ВМФ - до 200 м. Парашютная система используется при спасении свободным всплытием с глубин более 140 м и обеспечивает снижение скорости всплытия подводника до 0,2 - 0,4 м/с (такая скорость необходима для прохождения декомпрессии). В процессе свободного всплытия на заданной глубине срабатывает автомат всплытия, что приводит к раскрытию сначала вытяжного, а затем основного парашюта площадью 15 м2 и уменьшению скорости всплытия.



Однако не все новое лучше хорошо проверенного старого. По мнению специалистов, основным недостатком ИДА-59М является отсутствие у него постоянной подачи кислорода, что явилось причиной издания в 1996 году директивы о запрете использования этого аппарата для борьбы за живучесть ПЛ в задымленных отсеках. Проведенная модернизация, по сути, превратила эту модель опять в предыдущую, с постоянной подачей кислорода.
================

C уважением, Валерий Мухин.
http://mukhin.vif2.ru