От Вад
К Евгений Путилов
Дата 23.10.2000 15:27:23
Рубрики Современность; Флот; Локальные конфликты;

Re: Для Андю и интересовавшихся: продолжение по ЧФ.

>Доброго здравия.
>До этого момента при рассмотрении истории противостояния на ЧФ речь больше шла отрывками наиболее интересного и преимущественно вне Крыма. Сейчас, рискуя где-то повториться, я вернусь в 1992, так как события в Крыму развивались с некоторыми отличиями от Северного Причерноморья.

>С 1 января 1992 начался процесс переприсягания. За 3-6 июня Украине присягнули 6 тыс. чел, из которых офицеров было только 3200, но затем вал стал нарастать. 13 января присягнули все пограничники, а 18 января - первая флотская часть (900 матросов и 490 офицеров и мичманов в Киеве). При этом национальность, как мы уже видели и как еще не раз увидим, не была определяющим фактором. Л/с ЧФ состоял из украинцев на 30% по офицерам и на 60% по матросам-срочникам. Но усилиями командования флотом переприсягания и подъем укр. флагов удалось прекратить. ЧФ не повторил судьбу трех округов, хотя 90% его сил дислоцировались на Украине. Про то, что такая угроза была вполне реальна, говорит хотя бы то, что 2 января из Черного моря срочно ушли ТАВКР "Кузнецов" и "Баку". Последний не закончил ремонта и это здорово сократило ему жизнь. Кроме того, среди поднимавших украинский флаг кораблей были и весьма далекие от Украины. Первым (еще раньше, чем на самой Украине) в начале января 1992 это сделал рейдовый тральщик в Поти. Экипаж пошел на это, чтобы выбраться с Кавказа. Через 3 дня флаг сняли.
> Тем не менее, флот почти сразу начал медленное отступление в пределы России и Крыма. Уже весной 1992 расформировывается 119-я иад, стоявшая в Одесской обл. Ее 86-й иап передается Молдове. Никаких реальных рычагов влияния на переприсягнувшие части флота вне Крыма у Касатонова не было. МО Укр. сразу переподчиняло их штабу ОдВО, и оставшиеся верными России офицеры покидали свои части. Именно так ушли к Украине 33-й ЦБПиПЛС морской авиации под Николаевом и 17-я бригада спецназа на Майском под Очаковым.
> Процесс ухода ЧФ из Северного Причерноморья окончательно завершится к началу 1995. Я о нем говорил и уточню лишь историю с прорывом "Челекена" из Одессы. Его задержали не в самом порту, а на рейде под предлогом таможенного досмотра. Экипаж пытался пробиться в море. Его облетали украинские Су-15, а из Балаклавы навстречу вышли 1 или 2 ПСКР. Но раньше к "Челекену" добрались БПК и МТЩ, отконвоировавшие его в Севастополь. А местный 318-й дивизион кораблей консервации ЧФ в Одессе перешел к Укр.
> Но в самом Крыму до перетряски 32-й армии (теперь 32 АК) генералом Палием у хохлов не было особых сил…

**Приветствую,с большим интересом прочитал предыдущие постинги по этому вопросу,но мне кажется,что не отажена еще весьма интересная история с соединением ДПЛ в Одессе,там помнится дело почти дошло до оружия.
Еще вопросы-
1.Как прошло в частях на Дунае.
2.Стоящиеся суда в Николаеве,если можно поподробнее о Кузнецове,Баку,Славе,предпринимались ли там попытки перейти к Украине.
С уважением

От Евгений Путилов
К Вад (23.10.2000 15:27:23)
Дата 23.10.2000 15:52:39

Re: продолжение по ЧФ.

>**Приветствую,с большим интересом прочитал предыдущие постинги по этому вопросу,но мне кажется,что не отажена еще весьма интересная история с соединением ДПЛ в Одессе,там помнится дело почти дошло до оружия
>Еще вопросы-
>1.Как прошло в частях на Дунае.

ПБ в Одессе был фактически захвачен силой одновременно с событиями вокруг "Челекена". Про это было ниже. А на Дунае, в принципе обошлось без применения силы, хотя украинские десантники перед Одессой побывали и там. О причинах, подталкивавших офицеров к принятию укр. присяги, стоит поговорить отдельно. К сожалени, нередко их стимулировало к этому само командование ЧФ.

>2.Стоящиеся суда в Николаеве,если можно поподробнее о Кузнецове,Баку,Славе,предпринимались ли там попытки перейти к Украине.

"Кузнецов" где-то с 1989 я видел возле Севастополя. Захвата кораблей в Николаеве не было - нечего захватывать, кроме достроя. С "Баку", я думаю, Россия серьезно погарячилась. Общий язык можна было найти и закончить ремонт крейсера. Ведь в конце концов нашли общий язык и по "Славе". Кстати, сам РКР "Слава" стал в док уже в 1992, когда началось переприсягание. Тогда с него убрали принявших укр. присягу.

Подобие захвата имело место в 1993 на БПК "Способный", ремонтировавшемся в Севастополе. Экипаж сокращенного состава не пожелал бросать насиженные места и направляться на Дальний Восток (БПК списывался), и поднял укр. флаг. Их тут же сняли и перевезли на укр. фрегат "Гетман Сагайдачный".

В 1995 в Николаеве командование ЧФ передало заводу БПК "Ташкент" и еще какой-то похожий, как оплату за проведенный ранее ремонт. Увидев их состояние, ВМС Укр. от них отказались, и оба БПК пустили "на иголки".

Вроде больше не слышал про истории на заводах.

От Lesha
К Евгений Путилов (23.10.2000 15:52:39)
Дата 24.10.2000 02:54:12

Re: продолжение по ЧФ.

>>**Приветствую,с большим интересом прочитал предыдущие постинги по этому вопросу,но мне кажется,что не отажена еще весьма интересная история с соединением ДПЛ в Одессе,там помнится дело почти дошло до оружия
>>Еще вопросы-
>>1.Как прошло в частях на Дунае.
>
>ПБ в Одессе был фактически захвачен силой одновременно с событиями вокруг "Челекена". Про это было ниже. А на Дунае, в принципе обошлось без применения силы, хотя украинские десантники перед Одессой побывали и там. О причинах, подталкивавших офицеров к принятию укр. присяги, стоит поговорить отдельно. К сожалени, нередко их стимулировало к этому само командование ЧФ.

>>2.Стоящиеся суда в Николаеве,если можно поподробнее о Кузнецове,Баку,Славе,предпринимались ли там попытки перейти к Украине.
>
>"Кузнецов" где-то с 1989 я видел возле Севастополя. Захвата кораблей в Николаеве не было - нечего захватывать, кроме достроя. С "Баку", я думаю, Россия серьезно погарячилась. Общий язык можна было найти и закончить ремонт крейсера. Ведь в конце концов нашли общий язык и по "Славе". Кстати, сам РКР "Слава" стал в док уже в 1992, когда началось переприсягание. Тогда с него убрали принявших укр. присягу.

>Подобие захвата имело место в 1993 на БПК "Способный", ремонтировавшемся в Севастополе. Экипаж сокращенного состава не пожелал бросать насиженные места и направляться на Дальний Восток (БПК списывался), и поднял укр. флаг. Их тут же сняли и перевезли на укр. фрегат "Гетман Сагайдачный".

>В 1995 в Николаеве командование ЧФ передало заводу БПК "Ташкент" и еще какой-то похожий, как оплату за проведенный ранее ремонт. Увидев их состояние, ВМС Укр. от них отказались, и оба БПК пустили "на иголки".

>Вроде больше не слышал про истории на заводах.


Второй БПK был "Николaeв" :) Они по очeрeди с "Taшкeнтом" в сухом докe нa зaводe "61 коммунaрa" стояли пeрeд тeм кaк их пустили нa "иголки" :(

Kaстaти "Слaву" в докe я нe видeл, он долгоe врeмя стоял у стeнки a потом eго пeрeстaвили. Зaкончили тaки рeмонт или нeт нe знaю, помоeму нeт.

С увaжeниeм,
Лeшa

От Вад
К Lesha (24.10.2000 02:54:12)
Дата 24.10.2000 11:02:34

Re: продолжение по ЧФ.

>Kaстaти "Слaву" в докe я нe видeл, он долгоe врeмя стоял у стeнки a потом eго пeрeстaвили. Зaкончили тaки рeмонт или нeт нe знaю, помоeму нeт.

**Ремонт не незакончили,из-за денег 61 заводу,Москву(Славу в девичестве)увели в Севастполь на буксире там чего то досуетились,вроде бы сейчас кое как выползла на ходовые.

>С увaжeниeм,
>Лeшa

От Евгений Путилов
К Вад (24.10.2000 11:02:34)
Дата 24.10.2000 12:52:24

Re: продолжение по ЧФ.

>>Kaстaти "Слaву" в докe я нe видeл, он долгоe врeмя стоял у стeнки a потом eго пeрeстaвили. Зaкончили тaки рeмонт или нeт нe знaю, помоeму нeт.
>
>**Ремонт не незакончили,из-за денег 61 заводу,Москву(Славу в девичестве)увели в Севастполь на буксире там чего то досуетились,вроде бы сейчас кое как выползла на ходовые.

"Слава" ушла на ремонт в Николаев в 1990, но точных данных по докованию не имею. С захватом крейсера была странная ситуация. "Лобов" перешел к Украине, и БРК "Приднепровье" тоже (хотя к последнему в Николаеве и экипаж был готов с СФ). Но к "славе" после удаления оттуда переприсягнувших ничего вроде бы не предпринималось.

По поводу 131 ДПЛ в Одессе. Согласно данным адмирала Костриченко в нем числились 4 ПЛ: Б-6 (пр 641), С-70, С-96, С-185 (пр 613) и учебная "Щука".
С-96 ушла на слом в 1991, Б-6 в 1992. По остальным лодкам точных дат под рукой не имею, но захват Одесского ПБ относится к 8-10 апреля 1994. Вероятно, 131 ДПЛ уже к тому моменту ничего собой не представлял, и украинцев заинтересовали остатки НК 318 дивизиона кораблей консервации, пока и их не продали на слом без участия Украины (один из них - БДК "Илья Азаров" - ныне военный транспорт "Ровно"). Опять таки подстегнули события вывод 98-й вдд и вывоз гидрографического имущества.


С увaжeниeм,
Евгений

От Дмитрий Болтенков
К Евгений Путилов (24.10.2000 12:52:24)
Дата 24.10.2000 13:50:09

Костриченко

Евгений!
Доброй еды!
Костриченко--это не адмирал, а врач, интересующийся кораблями и живущий в Севастополе!

От Евгений Путилов
К Дмитрий Болтенков (24.10.2000 13:50:09)
Дата 24.10.2000 15:21:12

Re: Сорри... Спутал с адмиралом Костровым. (+)

Тихо шифером шурша,
Крыша едет не спеша.

Не обращай внимания :-))