Все возраставший и усложнявшийся объем работ по опытному самолетостроению, решение сложных задач по становлению серийного производства цельнометаллических самолетов привели к постепенному отходу КБ от вопросов аэросаностроения. Этому способствовало и то, что в 1932 г. была создана организация по постройке аэросаней - ОСГА, которая в 1934 г. была преобразована в завод Лессудомашстрой. На этом заводе серийно выпускались сани марки НКЛ конструктора Н. М. Андреева. На горьковском заводе "Красный металлист" в это же время строились сани КМ конструкции М. В. Веселовского.
Начавшаяся Отечественная война потребовала быстрых, оперативных действий. В конце июня 1941 г. в составе бронетанковых войск было образовано специальное управление, отвечавшее за обеспечение Красной Армии боевыми и транспортными аэросанями. Уже в конце 1941 г. в действующую армию поступили новые боевые и транспортные аэросани НКЛ-16141, НКЛ-26, НКЛ-34, НКЛ-38 и РФ-8 (ГАЗ-98), созданные под руководством Андреева и Веселовского. Они успешно применялись в зимних кампаниях всех военных лет.
После нашего доклада о результатах разведки Военный совет Ленфронта 19 ноября принял решение организовать через озеро дорогу. Одновременно Ленинградская военно-морская база формировала для Ладожского озера буерно-лыжный отряд из 19 буеров и 75 матросов. Почти все они были добровольцами - ленинградскими спортсменами-парусниками. Возглавил отряд известный яхтсмен лейтенант И.И.Сметанин. Штаб его разместился в деревне Кокорево. Буера прибыли на Ладогу вовремя, когда на озере стоял еще тонкий, но хороший лед, и сразу включились в боевую работу. Они несли дозорную и разведывательную службу на фланге. Буера спасли жизнь сотням людей, перевозя раненых и больных через озеро всего за 30 минут. Многим застрявшим в сугробах машинам они доставляли горючее. Фашистские самолеты охотились за ними, поливая их пулеметным огнем. Спасали маневренность и большая скорость - ледовые парусники легко развивали 100 километров в час. О работе Ладожской ледовой дороги, сыгравшей такую важную роль в героической обороне Ленинграда, написано много, но нигде ни слова еще не сказано о первых скромных разведчиках озерной трассы, о ее пионерах - балтийских гидрографах и буеристах.
Н.Бавин,
ветеран Краснознаменной Ладожской флотилии, разведчик