От denis23
К All
Дата 06.09.2002 14:12:58
Рубрики WWII; ВВС;

Народ! Ну неужели нету комментариев по воспоминаниям истребителя???

Здравствуйте!
http://www.airforce.ru/history/ww2/golodnikov/index.htm

Правда ли то что И-16 тип 28 и 29 были лучшими советскими истребителями начала Войны.



Нашало цитаты:
А.С. Николай Герасимович, И-16 «мессершмидту» сильно уступал?

Н.Г. Все основные типы И-16 - 10, 17, 21 типов - по своим ТТХ уступали Бф-109Е, но не очень сильно,
старые типы – 4,5 - конечно сильнее.

А вот И-16 28 и 29 типов Бф-109Е превосходили. Скорость у них с «мессером» была одинаковая, зато
по маневренности, в т.ч. и по вертикальной «Е» «ишаку» уступал.

А.С. Странно. В любом справочнике сказано, что скорость И-16 28-29 типов на 3000 м в
среднем 440-460 км/час, у Бф-109Е – 570 км/час, а вы говорите одинаковая? А уж
«превосходство И-16 в вертикальном маневре», это вообще что-то новенькое.

Н.Г. На максимальной скорости в маневренном бою редко кто летает, точнее редко у кого
получается.

И-16, в принципе, легко и быстро делал до 500 км/час, «Е» летал быстрее, но не намного, в бою
разницы в их скорости практически не ощущалось. Динамика разгона у И-16 была потрясающей,
особенно с М-63. Это его второе уникальное качество, после горизонтальной маневренности. По
динамике он превосходил все тогдашние отечественные истребители, даже новых типов. Тогда,
ближе всех к нему по динамике разгона Як-1 был, но и он уступал.

«Мессер» пикировал хорошо, уходил, И-16 тут был хуже, «лоб» большой, на пикировании больше 530
км/час развить не давал. Но, надо сказать, в бою, если надо было оторваться, что они от нас, что мы
от них, всегда отрывались.

А.С. Как отрывались, пикированием или на вертикаль?

Н.Г. Да как обстановка позволяла. И так, и так.

А.С. То есть, когда ГСС В.Ф. Голубев и ГСС А.Л.Иванов в своих мемуарах писали, что И-16, как
истребитель, их устраивал, чуть ли не до конца 1942 года, то они не врали? Это не
пропаганда?

Н.Г. Не врали.

А.С. Николай Герасимович, а в сравнении с Бф-109Ф и ФВ-190 И-16 как выглядел?

Н.Г. Мне не довелось много воевать на И-16, могу сказать мнение моих товарищей.

С Бф-109Ф 28-й и 29-й типы были примерно на равных, немного уступали, остальные типы, конечно,
уступали сильно. На Севере «Ф» где-то в сентябре 42-го массово пошел, до этого в основном «Е»
были. И-16 тип 28, 29 уступая «Ф» по максимальной скорости и вертикальному маневру, имел
преимущество по горизонтальной маневренности и по вооружению. На вертикали «Ф» был очень
силен. Вроде догоняешь его, вот-вот, а он форсаж дает и отрывается.

ФВ-190 появился примерно в одно время с Бф-109Ф, где-то в октябре 42-го. Очень сильный
истребитель. «190-й» превосходил И-16 полностью, ну может быть, кроме горизонтальной
маневренности. Но к тому времени уже массово пошли наши «яки», ленд-лизовские Р-40, Р-39.

Бф-109Г пошли уже в 1943, И-16 с ними боев практически не имели.
Конец цитаты.

Что Киттихоук превашодил Ме 109Е?


Начало цитаты
А.С. Николай Герасимович, как вы бы оценили скорость, скороподъемность, динамика
разгона, маневренность Р-40? Вас устраивало?

Н.Г. Повторюсь, Р-40 значительно превосходил и «Харрикейн», и И-16, был на порядок выше.

Собственно говоря, со всеми типами «мессеров» Р-40 дрался на равных, почти до конца 1943 года.
Если брать весь комплекс ТТХ, то Р-40 «томахаук» был равен Бф-109Ф, а «киттихаук» чуть лучше.

Скорость, вертикальная и горизонтальная маневренности у него были хорошие, с самолетами
противника вполне сопоставимые.

По динамике разгона Р-40 был чуть тяжеловат, но когда приноровишься к двигателю, то нормальный.

Когда пошли поздние типы Бф-109Г и ФВ-190, Р-40 «киттихаук» стал немного уступать, но немного.
Опытный летчик бой с ними вел равный.

На Р-40 я провел 10-12 воздушных боев, и в общей сложности где-то 50-т боевых вылетов.

Потом
полк в очередной раз сменил матчасть на Р-39 «Аэрокобра»…

Конец цитаты.


Что Кобра превошодила немецкие истребители?

Начало цитаты?


Герасимович, что реально «Кобра» могла противопоставить Бф-109Г и ФВ-190 в
воздушном бою?

Н.Г. Да что хотела. «Кобра», особенно К-5, нисколько не уступала, а даже превосходила все
немецкие истребители.

На «кобре» я совершил более 100 боевых вылетов, из них 30 разведок и провел 17 воздушных боев.
И «кобра» не уступала ни по скорости, ни по динамике разгона, ни по вертикальной и
горизонтальной маневренности. Очень сбалансированный был истребитель.

А.С. Вот это, странно. По словам одного американского пилота, «кобра» была самолетом
«годным для больших, низких и медленных кругов». Более того, если судить по
справочникам, то по максимальной скорости «кобра» уступала даже Бф-109Ф, не говоря уже
о более поздних немецких истребителях. Ее союзники и с вооружения сняли потому, что ни с
«мессером», ни тем более с «фоккером» на ней драться было невозможно. Не держали ее за
истребитель, ни американцы, ни англичане.

Н.Г. Ну, не знаю. У нас она себя очень хорошо показала. Покрышкин на ней воевал, это о чем-то
говорит?

Видимо, все зависело от того, что ты хотел получить. Либо ты «мессеров-фоккеров» сбиваешь, либо
у тебя «Аллисон» 120 часов вырабатывает.

Насчет скорости «кобры» и «мессера». У меня была «кобра» К-25, с фотокамерами, для разведки. За
двигателем стоял плановый АФА-3с и два перспективных АФА-21. Я запросто на ней уходил от
группы Бф-109Г, правда со снижением. Может одиночный «мессер» со мной и потягался бы, но от
группы уходил.

А.С. А.С. Николай Герасимович, только начистоту, «Кобра» лучше наших истребителей была?
И вообще, отечественные машины, они как истребители полноценные были?

Н.Г. Если говорить по отечественные истребители, то надо уточнять, смотреть какие и когда.

Про И-16 я уже говорил.

Из других самолетов первой половины войны я летал на ЛаГГ-3 и МиГ-1.

На «лагге» я начал летать в 1941 году, еще в училище. Тяжел, даже облегченный. В войсках его
сразу невзлюбили. Слабоват был двигатель для такого планера. Воздушных боев я на нем не вел.

На МиГ-1 я стал летать в полку, у нас их три штуки было. Они много стояли, по причине
ненадежности двигателя. Как бывшему инструктору, мне и пришлось на одном из них летать.
Конец цитаты.


По моему очен интересные и красочные воспоминания технически грамотного человека с отличной памятю. Жду комментариев.
С уважением, Денис.

От Pavel
К denis23 (06.09.2002 14:12:58)
Дата 07.09.2002 22:44:41

Вопрос-то оказался не простым(+)

Доброго времени суток!
Возможно мы имеем дело с малоизвестными фронтовыми испытаниями Як-9 с пушкой 57мм, если бы ветеран перепутал пушку 57мм с НС-45(как я думал) то назвал бы б/к около 30 патронов, но он четко говорит о 8-12.Мне лично все это дело очень интересно.
С уважением! Павел.

От Сергей Зыков
К Pavel (07.09.2002 22:44:41)
Дата 08.09.2002 10:45:46

Re: Вопрос-то оказался...

А ни у кого из уважаемых экспертов не найдется книжечки:
Нудельман А.Э. "Пушки для боевых самолетов". М., Информтехника, 1993


>Возможно мы имеем дело с малоизвестными фронтовыми испытаниями Як-9 с пушкой 57мм, если бы ветеран перепутал пушку 57мм с НС-45(как я думал) то назвал бы б/к около 30 патронов, но он четко говорит о 8-12.Мне лично все это дело очень интересно.

Почему 29?
Шавров приводит меньше

Было не менее 15 модификаций Як-9 по вооружению.
Ставилась пушка НС-37 или пушка Т-111П калибра 45 мм, три пушки ШВАК-20, пушка ВЯ-23 и один пулемет УБС, иногда - два УБС, был и ряд других вариантов.
...
Як-9Т (танковый) с двигателем ВК-105ПФ и винтом ВИШ-105СВ и с мощным вооружением: одна пушка 11П-37 (30 снарядов) и один УБС (220 патронов), или же одна пушка МП-20 с одним УБС, или же пушка МП-23-ВВ с одним УБС. Ствол крупных пушек выступал из кока винта, и общая длина самолета возрастала до 8,65 м, причем из-за размеров пушки кабина была сдвинута на 0,4 м назад. Запас топлива был уменьшен до 360 л (260 кг) и дальность полета - до 440 км на скорости 470 км/ч на высоте 1000 м и 820 км на скорости 297 км/ч
...
Як-9К (крупнокалиберный, Як-9-45) (рис. 132) - как Як-9Т, но с пушкой Нудельмана ОКБ-16-45* (15 снарядов) и даже калибра 57 мм, но это уже оказалось чрезмерным и в жизнь не пошло. В малых масштабах Як-9К применялся главным образом против бомбардировщиков.
*Пушка - такая же, как и 11П-37, но другой ствол.


От Pavel
К denis23 (06.09.2002 14:12:58)
Дата 06.09.2002 15:41:12

Повторю свой вопрос(+)

Доброго времени суток!
Таки интересно, что это или он запамятовал или местная самодеятельность?
А вообще очень интересные воспоминания.
Вот такая цитата:
========================
А.С. Як-9, это который с 37 мм пушкой?

Н.Г. Почему 37? У нас были с 57 мм пушкой.

А.С. Это Як-9К?

Н.Г. Да не помню я индекса. Их у нас 2 или 3 штуки было. Их специально для борьбы с плавсредствами сделали, «морскими охотниками» и т.п. У пушки, кажется, 12-ть снарядов боезапас был, нет 8-мь. Да 8-мь. Ну вот иду, скорость 600-т. Стреляю. Бах! 400-та! Останавливается. Потом у-ух, и пошла по новой набирать.
=====================
Что-то здесь не то, может ветеран имел ввиду НС-45? Так у ней боекомплект 29 снарядов, с НС-45 было 53 машины+1 опытная, а с 57мм вроде у Яковлева только мечты были, а машин таких не строилось даже в единичных экземплярах.

С уважением! Павел.

От denis23
К Pavel (06.09.2002 15:41:12)
Дата 06.09.2002 15:44:28

Ре: Повторю свой...

Здравствуйте!

>Доброго времени суток!
>Таки интересно, что это или он запамятовал или местная самодеятельность?
>А вообще очень интересные воспоминания.
>Вот такая цитата:
>========================
>А.С. Як-9, это который с 37 мм пушкой?

>Н.Г. Почему 37? У нас были с 57 мм пушкой.

>А.С. Это Як-9К?

>Н.Г. Да не помню я индекса. Их у нас 2 или 3 штуки было. Их специально для борьбы с плавсредствами сделали, «морскими охотниками» и т.п. У пушки, кажется, 12-ть снарядов боезапас был, нет 8-мь. Да 8-мь. Ну вот иду, скорость 600-т. Стреляю. Бах! 400-та! Останавливается. Потом у-ух, и пошла по новой набирать.
>=====================
>Что-то здесь не то, может ветеран имел ввиду НС-45? Так у ней боекомплект 29 снарядов, с НС-45 было 53 машины+1 опытная, а с 57мм вроде у Яковлева только мечты были, а машин таких не строилось даже в единичных экземплярах.

По моему было все же несколко махин с 57-мм авиапушкой....А может быт деиствително путает ветеран...

>С уважением! Павел.
С уважением, Денис.

От FVL1~01
К denis23 (06.09.2002 15:44:28)
Дата 06.09.2002 16:26:56

их БЫЛо две серии

И снова здравствуйте

С 57мм пушкой то в одной папртии 6 машин, в другое не то 2 не то 3...

Так что могло быть. Хоть агрегат и сверхредкий, как Як-3 с 37мм пушкой...С уважением ФВЛ

От Роман (rvb)
К FVL1~01 (06.09.2002 16:26:56)
Дата 06.09.2002 16:28:44

Понятно. Т.е. практически "штучное" изделие (-)


От FVL1~01
К Роман (rvb) (06.09.2002 16:28:44)
Дата 06.09.2002 16:30:10

Коенчно, мы же не немцы

И снова здравствуйте
Это они всякое блин "улучшение" толпой индексов расписывают....

Вот был у нас Миг-3 РАЗВЕДЧИК, а нигде в ведомостях не чилситься. А был даже 2-х вариантов.
С уважением ФВЛ

От Banzay
К FVL1~01 (06.09.2002 16:30:10)
Дата 06.09.2002 16:39:33

Это мне всегда напоминает...


>И снова здравствуйте
>Это они всякое блин "улучшение" толпой индексов расписывают....

>Вот был у нас Миг-3 РАЗВЕДЧИК, а нигде в ведомостях не чилситься. А был даже 2-х вариантов.
>С уважением ФВЛ
***************
Приветствую!
Извечный питерский спор при измерениии пиписек типа немцы круче у них все крупносерийное стандартное а у русских хрен знает что следует ответ: "Ваш ....й Насхорн с крупной серией в 80 с лишним машин и наша мелкосерийная самоходка Су-76И!!!!"

От Pavel
К denis23 (06.09.2002 15:44:28)
Дата 06.09.2002 16:02:37

Ре: Повторю свой...

Доброго времени суток!
>По моему было все же несколко махин с 57-мм авиапушкой....А может быт деиствително путает ветеран...
Уж и не знаю, сам Яковлев вроде бы писал про попытки установить пушку большего калибра, чем 45мм.Однако, под рукой сейчас книжка Лейпника "Як-9:Рядовые небес" так там таблица (по данным ОКБ), где приведены ТТХ 27-ми модификаций Як-9, включая сделанные в единственном экземпляре, так нет там и в помине 57мм.

С уважением! Павел.

От dankes
К Pavel (06.09.2002 16:02:37)
Дата 06.09.2002 16:18:02

Ре: Повторю свой...

Степанец что-то говорит про Як-9П/вариант 3 с пушкой 57мм, но он испытывался после войны.

Наверное 45мм


>Доброго времени суток!
>>По моему было все же несколко махин с 57-мм авиапушкой....А может быт деиствително путает ветеран...
>Уж и не знаю, сам Яковлев вроде бы писал про попытки установить пушку большего калибра, чем 45мм.Однако, под рукой сейчас книжка Лейпника "Як-9:Рядовые небес" так там таблица (по данным ОКБ), где приведены ТТХ 27-ми модификаций Як-9, включая сделанные в единственном экземпляре, так нет там и в помине 57мм.

>С уважением! Павел.

От FVL1~01
К dankes (06.09.2002 16:18:02)
Дата 06.09.2002 16:28:54

Это как раз ТРЕТЬЯ серия...

И снова здравствуйте

>Степанец что-то говорит про Як-9П/вариант 3 с пушкой 57мм, но он испытывался после войны.

на них и 57мм пушка была ДРУГОЙ несколько....

ЕЕ обкатывали для перспективных истребителй на Яках и Ту-1.


Это сентябрь 1945 года.


С уважением ФВЛ

От dankes
К FVL1~01 (06.09.2002 16:28:54)
Дата 06.09.2002 17:29:21

Re: Это как

Я собственно не спорю, только хотел сказать, что дед ошибся - не мог он летать на Як-9 и обстреливать корабли из 57мм пушки


>И снова здравствуйте

>>Степанец что-то говорит про Як-9П/вариант 3 с пушкой 57мм, но он испытывался после войны.
>
>на них и 57мм пушка была ДРУГОЙ несколько....

>ЕЕ обкатывали для перспективных истребителй на Яках и Ту-1.


>Это сентябрь 1945 года.


>С уважением ФВЛ

От Pavel
К dankes (06.09.2002 17:29:21)
Дата 06.09.2002 17:51:06

Re: Это как

Доброго времени суток!
>Я собственно не спорю, только хотел сказать, что дед ошибся - не мог он летать на Як-9 и обстреливать корабли из 57мм пушки
Потому-то вопрос и интересен! Если бы ошибся (хотя вроде память у него в порядке), то назвал бы б/к 29 снарядов(если это Як-9К с НС-45, что вполне могло быть), а он говорит 8 снарядов.С другой стороны об испытаниях Як-9 с 57мм на фронте конкретно ничего не известно.
"Рекбус, кроксворд"(С) однако:-))
С уважением! Павел.

От denis23
К dankes (06.09.2002 16:18:02)
Дата 06.09.2002 16:20:00

Так дед и говорит что на Яках после войны летал (-)

Здравствуйте!

>Степанец что-то говорит про Як-9П/вариант 3 с пушкой 57мм, но он испытывался после войны.

>Наверное 45мм


>>Доброго времени суток!
>>>По моему было все же несколко махин с 57-мм авиапушкой....А может быт деиствително путает ветеран...
>>Уж и не знаю, сам Яковлев вроде бы писал про попытки установить пушку большего калибра, чем 45мм.Однако, под рукой сейчас книжка Лейпника "Як-9:Рядовые небес" так там таблица (по данным ОКБ), где приведены ТТХ 27-ми модификаций Як-9, включая сделанные в единственном экземпляре, так нет там и в помине 57мм.
>
>>С уважением! Павел.
С уважением, Денис.

От Pavel
К denis23 (06.09.2002 16:20:00)
Дата 06.09.2002 16:48:43

Ага и кораблики топил:-))(-)


От denis23
К Pavel (06.09.2002 16:48:43)
Дата 06.09.2002 16:52:35

С кем не бывает, ну пустил на дно парочку (-)

Здравствуйте!

С уважением, Денис.

От Роман (rvb)
К dankes (06.09.2002 16:18:02)
Дата 06.09.2002 16:19:20

Ре: Повторю свой...


>Степанец что-то говорит про Як-9П/вариант 3 с пушкой 57мм, но он испытывался после войны.

Но и тот на госиспытания вроде не представлялся?

S.Y. Roman

От Роман (rvb)
К Pavel (06.09.2002 16:02:37)
Дата 06.09.2002 16:12:25

Степанца смотреть надо

http://www.aviation.ru/book/Stepanets/

А Лейпник - так себе источник. Немногим лучше Гугли. Бо пристрастен.

S.Y. Roman

От Pavel
К Роман (rvb) (06.09.2002 16:12:25)
Дата 06.09.2002 16:34:40

И где у него про 57мм?(+)

Доброго времени суток!
>А Лейпник - так себе источник. Немногим лучше Гугли. Бо пристрастен.
Не спорю, но таблица ТТХ соответствует данным Степанца.Про 57мм у него только в рекомендациях аж 46 года, похоже невыполненных.ИМХО ветеран имел ввиду Як-9К с НС-45, ну попутал бывает, тем более понятно, если его спрашивают про 37мм, а он четко помнил, что калибр был больше.

С уважением! Павел.

От FVL1~01
К Pavel (06.09.2002 16:34:40)
Дата 06.09.2002 16:38:39

Могло быть и то и другое...

И снова здравствуйте


>Не спорю, но таблица ТТХ соответствует данным Степанца.Про 57мм у него только в рекомендациях аж 46 года, похоже невыполненных.ИМХО ветеран имел ввиду Як-9К с НС-45, ну попутал бывает, тем более понятно, если его спрашивают про 37мм, а он четко помнил, что калибр был больше.

57мм на Яках это отдельная песня... Но велись работы - там главный прикол - НОВЫЙ редуктор и кок винта. июо если для 45мм рассверливали до невозможности то тут
>С уважением! Павел.
С уважением ФВЛ

От Pavel
К FVL1~01 (06.09.2002 16:38:39)
Дата 06.09.2002 16:54:52

А вот могло ли оно быть на фронте?ИМХО-нет(-)


От Роман (rvb)
К Pavel (06.09.2002 16:54:52)
Дата 06.09.2002 16:57:22

Как раз вполне могло

Раз уж МиГ-3 с М-82 (он же МиГ-9 первый с этим обозначением) на фронте было, почему бы и нет?

S.Y. Roman

От FVL1~01
К FVL1~01 (06.09.2002 16:38:39)
Дата 06.09.2002 16:39:57

И вообще общим лейтмотивом стало - был ряд других вариантов

И снова здравствуйте

несмотря на работы Степанца - Як-9 до сих пор не изучен толком.

С уважением ФВЛ

От Роман (rvb)
К Pavel (06.09.2002 16:34:40)
Дата 06.09.2002 16:38:22

У Як-9К боезапас заметно больше.

Так что мог быть и Як-9 с 57 мм - см. выше сообщение ФВЛ.

S.Y. Roman

От FVL1~01
К Роман (rvb) (06.09.2002 16:38:22)
Дата 06.09.2002 16:40:49

Ладно - покапаемся - уточним.... (-)


От И. Кошкин
К denis23 (06.09.2002 14:12:58)
Дата 06.09.2002 14:31:11

Не понимаю, как можно комментировать деда...

Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!

...который летал, дрался, сбивал и, судя по интервью, в маразм не впал? Надлежит почтительно внимать, благоговея.

И. Кошкин

От denis23
К И. Кошкин (06.09.2002 14:31:11)
Дата 06.09.2002 14:37:53

Да, я и внимаю как бы...но хочу комментариев, ссылок на другие источники(-)

Здравствуйте!

>Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!

>...который летал, дрался, сбивал и, судя по интервью, в маразм не впал? Надлежит почтительно внимать, благоговея.

>И. Кошкин
С уважением, Денис.

От FVL1~01
К denis23 (06.09.2002 14:37:53)
Дата 06.09.2002 16:23:02

А зачем они вам?????

И снова здравствуйте

Неужели не ясно что ОСВОЕННЫЙ ЭКИПАЖЕМ самолет будет некоторое время лучше ТЕХНИЧЕСКИ НОВОГО но незнакомого агрегата...


Кстати просьбы о ВОСТАНОВЛЕНИИ выпуска И-16 приходили в ГКО до середины 1942 от пилотов с довоенным опытом - он для них ПРИВЫЧНЕЕ был...

С уважением ФВЛ

От denis23
К FVL1~01 (06.09.2002 16:23:02)
Дата 06.09.2002 16:46:32

Продолжайте:) И того и другого и можно без хлеба :))

Здравствуйте!

>И снова здравствуйте

>Неужели не ясно что ОСВОЕННЫЙ ЭКИПАЖЕМ самолет будет некоторое время лучше ТЕХНИЧЕСКИ НОВОГО но незнакомого агрегата...


>Кстати просьбы о ВОСТАНОВЛЕНИИ выпуска И-16 приходили в ГКО до середины 1942 от пилотов с довоенным опытом - он для них ПРИВЫЧНЕЕ был...

>С уважением ФВЛ
С уважением, Денис.

От Роман Алымов
К denis23 (06.09.2002 14:12:58)
Дата 06.09.2002 14:27:54

Ну а что можно сказать? (+)

Доброе время суток!

Человек делится своим опытом, комментировать может только другой человек с аналогичным опытом, среди нас вроде таких нет, все бумажные лётчики.
С уважением, Роман