От Сергей Зыков
К Venik
Дата 17.09.2002 04:25:22
Рубрики Флот; ВВС;

Re: Мой экраноплан...

проектец СВВП (ниже) студенты МАИ прям для вашего екраноплана сочинили

=============================
ПРОРЫВ В XXI ВЕК

Говорят, "холодная война" кончилась. Может и так, не будем спорить; просто приведем несколько скромных цифр. Сейчас ВМС США имеют ^полноценных авианосцев, на которых базируется без малого 1500 различных самолетов: перехватчиков, истребителей, истребителей-бомбардировщиков, штурмовиков, спецмашин ближнего и дальнего обнаружения противника с системами АВАКС... Самолеты пятнадцати авиационных дивизий, расположенных на плавучих аэродромах, барражируют по Мировому океану, всегда готовые подкрепить "миротворческую" политику - "политикой канонерок". Так сказать, США там правят бал...
А что у нас?
Продав по цене металлолома 5 авианесущих крейсеров проектов 1123 и 1143 и оставив ржаветь недостроенные атомоходы "Варяг" и "Ульяновск", Россия по числу авианосцев сравнялась с такими странами, как Аргентина и Таиланд. Сейчас в строю остался всего лишь один тяжелый крейсер "Адмирал флота Советского Союза Н.Кузнецов". Другой подобный - "Адмирал флота Советского Союза С.Горшков" - деградирует в отстое. Увы, это не страшный сон, а реальность.
На строительство авианосцев, стоимостью 4 -6 миллиардов долларов каждый, у государства денег нет. Так что же - тупик?
Ан нет!
Пятеро энтузиастов из Московского авиационного института, доценты факультета летательных аппаратов, кандидаты технических наук Михаил Куприков и Владимир Максимович, а также аспиранты Артем Аведьян, Константин Евченко и Иван Неганов подошли к решению проблемы весьма творчески: коль скоро авианосцы нам не по карману, надо создать самолет, который мог бы базироваться не на дорогом мастодонте, а, скажем, на легком крейсере, вертолетоносце или даже на контейнеровозе соответствующего тоннажа О том, как реализовалась нестандартная идея, нашему корреспонденту Юрию ЕГОРОВУ рассказал руководитель проекта М.Ю.КУПРИКОВ.


- Михаил Юрьевич, каким же вы представили себе палубный самолет XXI века?
- Мы сразу поставили перед собой сверхзадачу: машина должна по всем параметрам превосходить известные типы самолетов палубного базирования. Это значит безусловно, самолет вертикального взлета и посадки (СВВП), сверхзвуковой, сверхманевренный, большого радиуса действия, снабженный мощной РЛС и вооруженный ракетами малой, средней и большой дальности.

- Да, замах не слабый. А был ли прототип?
- О подобных проектах нам неизвестно; но некая "печка", от которой мы стали плясать, имелась Ею, как ни странно, стала камера стандартного лифтоподъемника авианесущего крейсера - параллелепипед 18х6х6 м, в который следовало вписать тяжелую машину, по техническим показателям эквивалентную F-14 и МиГ-31, но вертикального взлета и посадки.

- Почему тяжелую?
- Потому, что мы априорно решили разместить на ней многоцелевое вооружение и РЛС типа "Заслон" с фазированной антенной решеткой, обеспечивающую передний и задний обзор, ведение боя со всех дистанций, все координирующие функции - а ведь это все вес, и немалый. Что и обусловило необходимость двухдвигательной схемы. А геометрия лифтоподъемника продиктовала "чемоданный" вид самолета; оно, правда, непривычно и потому как бы неэстетично, но, как в итоге выяснилось, целесообразно.

- Как же вы достигли этой целесообразности?
- Тут-то и поработали наши ребята А.Аведьян, К.Евченко и И.Неганов. Используя существующие системы компьютерного моделирования SD-Studio R4.0 и AutoCAD Release 13 (AMD), они заменили натурное макетирование трехмерным математическим моделированием, описывающим геометрические параметры самолета и взаимосвязь элементов конструкции. Срез сопел двигателей "подогнали" к задней стенке лифта, антенну радиолокатора (с откинутым коком) - к передней, позади РЛС разместили кабину пилотов, за ней-двойной блок выносных форсажных камер, а пространство между камерами и двигателями отвели под отсеки вооружения.

- И "нарисовался" самолет?
- Ой, не сразу. Используя функцию так называемого морфинга, позволяющую преобразовывать простые формы в сложные, выглаживали обводы, увязывали внутреннюю компоновку агрегатов; панельным и конечно-разностным методами обсчитывали аэродинамику, определяли прочностные характеристики .. В итоге фактически создали "виртуальный" макет первого уровня, который в КБ обычно делается из дерева или металла.

- Значит, использованные вами компьютерные технологии позволяют исключить "твердотельное" моделирование?
- По сути, да С помощью математической модели удалось увязать в объеме все агрегаты, найти точки пересечения векторов тяг двигателей, разрешив триединую задачу аэродинамической, объемно-весовой и конструктивно-силовой компоновки и, таким образом, оптимизировать центровку. На третьем этапе уже "вручную" мы провели окончательную увязку агрегатов и-выполнили рабочие чертежи, по которым можно изготавливать реальные детали.

- Кроме "чемоданной" внешности - на самолете много новинок?
- Чтобы вписать в лифт тяжелую машину, пришлось все узлы вгонять в это "прокрустово ложе" Сделали откидными передний и задний коки РЛС, по-хитрому сложили консоли крыла, отказались от хвостового оперения, нестандартно спроектировали "велосипедное" шасси Наконец, совершенно необычно выполнили выносные форсажные камеры' они соединены с компрессорами эластичными кевларовыми трубопроводами и практически не занимают места Жесткая трубопроводная система привела бы к увеличению миделя фюзеляжа Английский СВВП "Харриер", например, выглядит, как бочонок, и не может выйти на сверхзвук, потому что слишком "правильно" сделан. Мягкие трубопроводы позволили к тому же удобно расположить кабину пилотов и обеспечить прекрасный обзор.

- А чем хороша двухдвигательная схема?
- Силовая установка из двух двигателей НК-32, по 25 т тяги каждый, позволила увеличить габариты самолета и соответственно - эффективность целевой нагрузки, добавив ракеты большой дальности, что для боевого самолета - главное, а также мощную РЛС (какой нет ни на одном СВВП), обеспечивающую автономность действий.
Бытует мнение, что вертикальный взлет очень "расточителен" Но это не так Он энергичен,скоротечен и потому на взлете тратится даже меньше топлива, чем у тех же Су-27 и Миг-29. Наша сверхмощная силовая установка позволяет до минимума сократить время разгона, а это экономично.
Тяговооруженность современных истребителей выше единицы (у Су-27 она равна 1,2), что необходимо при маневрировании. А при барражировании такой мощности не требуется, и двигатели приходится дросселировать, тем самым увеличивая расход топлива. В нашем СВВП избыточная мощность утилизируется в газодинамической струйной системе управления. Обратите внимание: у "бесхвостки" нет обычных рулей и килей, но она при этом - сверхманевренная, а значит, способна быстро выходить на цель. Если аэродинамический маневр заставляет расплачиваться дополнительными нагрузками, то маневрирование с помощью газодинамических рулей в этом смысле куда "дешевле".
Я не могу утверждать, что наш самолет безупречен, но то, что подобного в мире нет - факт.

- Вы, понятное дело, запатентовали проект, коль скоро выносите его на всеобщее обозрение?
- Патентование нынче - муторный и дорогой процесс. Заниматься этим некому, да и платить нечем Найти патентодержателя, который стал бы оплачивать поддержку, тоже проблематично. Но если положить проект в сейф, то через несколько лет он "протухнет"; где-то родится подобная машина, похуже, получше - неважно. И ради технического прогресса как такового, ради нашего престижа и приоритета, думаю, следует приоткрыть занавес. Именно приоткрыть - ноу-хау в проекте предостаточно. А с вашей помощью мы надеемся найти партнеров для дальнейшей работы над СВВП (см. таблицу).


Летно-тактические характеристики СВВП МАИ и его конкурентов



P.S. Разработка М.Ю.Куприкова, В.З.Максимовича, А.Б.Аведьяна, К.Г.Евченко и И.А.Неганова прошла апробацию на многочисленных научно-технических конференциях и симпозиумах. Авторы удостоены золотых медалей Госкомитета по высшему образованию за лучшую научную работу, именных стипендий Президента России, Правительства РФ, Ассоциации российских ВУЗов, "Авиабанка" и мэра Москвы, дипломов Всероссийского молодежного научного форума "Интеллектуальный потенциал России - в XXI век" и т.д. Методы автоматизированного проектирования самолета внедрены в учебный процесс кафедры "Проектирование самолетов" МАИ.



Т-М 3-98