От Kosta
К All
Дата 17.09.2002 13:46:50
Рубрики WWII;

Жизнь под свастикой


Статья о жизни на оккупированных территориях. Тут интересно, что немцы, как и татаро-монголы, старались не трогать церковь и даже более того -- помогать.

http://rus.delfi.lv/news/press/vriga/article.php?id=3912872

От Холод
К Kosta (17.09.2002 13:46:50)
Дата 18.09.2002 19:17:49

Рассказы матери.

САС!!!

Местами похоже на описанное в статье, но с некоторыми поправками на то, что населенный пункт был близ дороги и видимо на местные особенности...

1) Куры и яйца. Петуха в селе услышать было проблематично. Стоило ему поорать, как его отправлял в суп любой мимоезжий немец. Может и были какие постановления о числе яиц с курицы, но немецкую солдатню они мало тревожили.

То же было со всей прочей живностью. отбирали не церемонясь. Один дедок что-то там пробормотал об оплате по немецки, типа: "сынки, нехорошо..." так ему быстро разъяснили что к чему. Сапогами.

Вобщем мелкую живность извели под корень. Коров же удалось спрятать по оврагам. Там для них всякие сараюхи сооружали. Местная администрация об этом знала, но она тоже любила сметану. Так что централизовано коров не отбирали, зато отбирали молоко и его продукты. Причем не 360 литров. Это скорее нижний порог. Вообще же масло и сметана были обычным подношением. Впрочем мимоежие немцы коров тоже отбирали. Администрация этому не мешала. Мою мать как раз такие фуражиры и расстреливали.

2) Сельхозработы. Про барщину читали? Вот она и была. Продуктоав оставляли лишь бы не сдохннуть. Карошку, к примеру приходилось сажать кожурками.

3) Деньги. Не знаю, может что и было. По словам матери - бартер. Особо ценилась соль. На вес золота (в смысле на иногда него и меняли (обручальные кольца и т. п.))

4) Евреи. Смертники однозначно. В соседнем населенном пункте было довольно много. Перебили всех, кого смогли поймать.В поселке было две семьи евреев. Одна успела бежать ит возможно спаслась. Другую (что-то около одинадцати человек) убили.

5) Льготы неевреям. Ага, счаззз. Те же унтерменши только в профиль. В поселке первыми кончили не еврейских бедолаг, а бабкину родственницу (то-ли двоюродную, толи троюродную сестру), что была замужем за военнослужащим. Буквально в первые же дни. Какой-то любитель молока (ОБЫЧНЫЙ вермахтовец, а не эсэсман, ИМХО) увидал на стенке фоту, вывел во двор и расстрелял вместе с двумя детьми. Этаким манером извели треть села. Про изнасилования - не знаю. ИМХО не очень часто. "Зоофилию" командование не поощеряло. За людей местных не считали точно. Солдат мог преспокойно ссать на виду у местных девченок.

6)Школа. Не смешите. Учителей убили одними из первых. Учебники пожгли. (Правда иуду, который перед немцами выслуживался и на них донес вскоре после этого зарезали. не нацики, естественно).

7) Церковь. Какого-то хмыря вроде бы поставили. Потом сами же и убрали. Воровал не по чину много.

8) Староста. Хороший мужик. После войны был бригадиром. Врроде бы ему толи медаль, толи еще чего дали. НАШ, вобщем.


С уважением, Холод

От Одессит
К Kosta (17.09.2002 13:46:50)
Дата 17.09.2002 14:48:09

И снова из воспоминаний тещи

Добрый день

Под немцами она жила в самом начале оккупации, пока территорию не передали с состав "Транснистрии", и в конце, когда те снова вернулись и забрали у румын то, что в 1941 году им передали.
В отличие от румын, о немцах ее воспоминания отнюдь не забавны. Сразу же размнестили на постой в хате двух солдат, один из которых был обычным нормальным человеком, а второй - сволочь сволочью, требовал, чтобы семья переселилась в хлев (и пришлось!) и не попадалась на глаза, кроме ситуаций с обстирыванием и кормлением. Первое, что сделали немцы - застрелили их собаку, а потом и всех остальных в округе. В доме была мать, отец на фронте, естественно, и две дочки. Тут и начались проблемы. Обе девчонки крупные, красивые, и если теще в 1941 году было 11 лет, то есть еще не вполне, то ее сестре - 16, то есть годилась для изнасилования. Несколько таких случае в Березовке было. Поэтому мать одевала их обеих в невообразимое тряпье, мазала лица сажей и старалась не выпускать днем на улицу. Конечно, ни о какой школе речи не было. Старшая сестра была дурой идейной, уже комсомолкой и все порывалась немцам сказать, что Сталин несомненно их победит... Слава Богу, мать уберегла. Теща моя тоже хороша. Пионерка ведь! Вечером подпалила скирду соломы в поле и стращно гордилась своим вкладом в защиту родины. По селу поездила полиция, никого не нашли, а односельчане страшно ругались в адрес неизвестного поджигателя, поскольку планировали эту солому поделить. Потом немцы съехали, а ни их место пришли румыны.
После ухода румынов немцы вернулись. У тещи хил на этот раз один солдат, добрый, забитый и несчастный, все время плакал и показывал фото семьи. Подкармливал своим пайком, но был грязный и полностью завшивленный, вовсе не как немцы. Тещина мать боялась инфекции и однажды, взяв у спящего солдата рубаху с кишащими в швах вшами, понесла ее показывать офицеру через две улицы. Паника началась страшная Солдата подняли среди ночи, он получил по морде и немедленно был отправлен на санобработку вместе со всеми вещами. Пришел через день тихий, отпаренный и без насекомых.
Немцы перерезали всю скотину и птицу, фактически отобрали 3/4 накопленного при румынах, так что к приходу освободителей отдавать в фонд обороны страны было уже нечего. Начался голод (не сильный).
В период оккупации ни о каких партизанах в Березовке никто и не слышал, хотя лес там рядом. Якобы однажды наклеили несколько листовок, но полиция сразу же их сняла.
Запомнился теще массовый расстрел евреев на горке за городом, их туда гнали со всего прилегающего региона вплоть до Одессы. Местных все это не слишком впечатлило, поскольку касалось их мало. Зато по ночам к месту расстрела снаряжались экспедиции - помародерствовать, снять одежду и т.д. Встречались и недостреленные, их не выдавали, но и не помогали.
Самое ее жуткое впечатление - это когда через село прокатывался фронт. Сидели в погребе, по двору подоить корову передвигались ползком под свист путь. Но все обошлось (у них). Были и погибшие, и сгоревшие дома, и т.д.

С уважением

От Нумер
К Одессит (17.09.2002 14:48:09)
Дата 17.09.2002 16:38:19

Re: И снова...


>Добрый день

>В отличие от румын, о немцах ее воспоминания отнюдь не забавны. Сразу же размнестили на постой в хате двух солдат, один из которых был обычным нормальным человеком, а второй - сволочь сволочью

О, моя бабушка рассказывает о фрицах, что те были удивительными сволочами. Финны - то же зверюги. А вот мадьяров вспоминает как забитых людей в рваной форме, которых даже немцы били. Не агрессивны.

>требовал, чтобы семья переселилась в хлев (и пришлось!) и не попадалась на глаза, кроме ситуаций с обстирыванием и кормлением.

Вот почти так и жила моя бабушка.

>Первое, что сделали немцы - застрелили их собаку, а потом и всех остальных в округе.

Про округу не помню, а вот собаку и у бабушки, вроде, застрелили.

>В доме была мать, отец на фронте, естественно, и две дочки.

Прадет мой был партизаном. Брат бабушки - лётчиком. На чём летал и как летал-не знаю. Почти сразу же пропал без вести. Так и не нашли.

>Запомнился теще массовый расстрел евреев на горке за городом, их туда гнали со всего прилегающего региона вплоть до Одессы. Местных все это не слишком впечатлило, поскольку касалось их мало. Зато по ночам к месту расстрела снаряжались экспедиции - помародерствовать, снять одежду и т.д. Встречались и недостреленные, их не выдавали, но и не помогали.

Бабушка рассказывает, что как фрицы придут - сразу висилицы на центральной площади. Как наши- всё тихо. Их село под Курском несколько раз из рук в руки переходило.

Примечание: жила бабушка в селе Дежевка Солнцевского района.

От Нумер
К Одессит (17.09.2002 14:48:09)
Дата 17.09.2002 15:28:33

Re: И снова...


>Добрый день

>В отличие от румын, о немцах ее воспоминания отнюдь не забавны. Сразу же размнестили на постой в хате двух солдат, один из которых был обычным нормальным человеком, а второй - сволочь сволочью

О, моя бабушка рассказывает о фрицах, что те были удивительными сволочами. Финны - то же зверюги. А вот мадьяров вспоминает как забитых людей в рваной форме, которых даже немцы били. Не агрессивны.

>требовал, чтобы семья переселилась в хлев (и пришлось!) и не попадалась на глаза, кроме ситуаций с обстирыванием и кормлением.

Вот почти так и жила моя бабушка.

>Первое, что сделали немцы - застрелили их собаку, а потом и всех остальных в округе.

Про округу не помню, а вот собаку и у бабушки, вроде, застрелили.

>В доме была мать, отец на фронте, естественно, и две дочки.

Прадет мой был партизаном. Брат бабушки - лётчиком. На чём летал и как летал-не знаю. Почти сразу же пропал без вести. Так и не нашли.

>Запомнился теще массовый расстрел евреев на горке за городом, их туда гнали со всего прилегающего региона вплоть до Одессы. Местных все это не слишком впечатлило, поскольку касалось их мало. Зато по ночам к месту расстрела снаряжались экспедиции - помародерствовать, снять одежду и т.д. Встречались и недостреленные, их не выдавали, но и не помогали.

Бабушка рассказывает, что как фрицы придут - сразу висилицы на центральной площади. Как наши- всё тихо. Их село под Курском несколько раз из рук в руки переходило.

Примечание: жила бабушка в селе Дежевка Солнцевского района.

От Kosta
К Одессит (17.09.2002 14:48:09)
Дата 17.09.2002 14:55:51

А что про румын то говорит? (-)


От Одессит
К Kosta (17.09.2002 14:55:51)
Дата 17.09.2002 15:23:57

См. мой: vif2ne.ru/nvk/forum/0/co/370637.htm (-)


От Константин Федченко
К Kosta (17.09.2002 13:46:50)
Дата 17.09.2002 13:54:13

Re: Жизнь под...



>Статья о жизни на оккупированных территориях. Тут интересно, что немцы, как и татаро-монголы, старались не трогать церковь и даже более того -- помогать.

Не помогать - а использовать в своих целях.
Как раз это - объяснимо. Вполне в русле господствовавшего в нацистском руководстве мнения о христианстве как религии рабов. А заодно - противовес влиянию большевиков.
>
http://rus.delfi.lv/news/press/vriga/article.php?id=3912872
С уважением

От Никита
К Константин Федченко (17.09.2002 13:54:13)
Дата 17.09.2002 14:56:39

Re: Жизнь под...

Вполне в русле господствовавшего в нацистском руководстве мнения о христианстве как религии рабов.

ИМХО не вполне так. Просто считалось, что в отличие от классического образования, дающего навыки аналитического мышления, церковь, за отсутствием первого, оглупляет, уводя от проблем и мыслей об организованном сопротивлении.

Кроме того, противовес не слишком мощный, т.к. большевики использовали церковь в своих целях. ПОчитайте книги Колесникова как ковпаковцам для пропагандистских целей сбрасывали обращение церковных иерархов из Москвы и Библии.

С уважением,
Никита

От Kosta
К Константин Федченко (17.09.2002 13:54:13)
Дата 17.09.2002 14:18:40

Re: Жизнь под...




>>Статья о жизни на оккупированных территориях. Тут интересно, что немцы, как и татаро-монголы, старались не трогать церковь и даже более того -- помогать.
>
>Не помогать - а использовать в своих целях.
>Как раз это - объяснимо. Вполне в русле господствовавшего в нацистском руководстве мнения о христианстве как религии рабов. А заодно - противовес влиянию большевиков.

Нет. конечно понятно. Но сам факт интересен - ведь и Сталин дал послабления РПЦ во время войны. тут получается такой интересный "ласковый телок"...
А появления нового Сергия Радонежского немцы, выходит, априори не опасались.

С уважением

От Sav
К Kosta (17.09.2002 14:18:40)
Дата 17.09.2002 14:27:13

Re: Жизнь под...

Приветствую!

>Нет. конечно понятно. Но сам факт интересен - ведь и Сталин дал послабления РПЦ во время войны. тут получается такой интересный "ласковый телок"...

Ну, зачем немцы поддерживали церкви, более менее понятно - как средство идеологической обработки населения. А зачем Сталину понадобилось либерализовать политику по отношению к РПЦ? Церковь должна была дать народу утешение? Или освятить войну против фашизма (помимо официальной пропаганды)? Кто знает, про что проповеди читали в 43-45 годах?

С уважением, Савельев Владимир

От Одессит
К Sav (17.09.2002 14:27:13)
Дата 17.09.2002 15:39:56

Re: Задача РПЦ

Добрый день

>Приветствую!

>>
> Ну, зачем немцы поддерживали церкви, более менее понятно - как средство идеологической обработки населения. А зачем Сталину понадобилось либерализовать политику по отношению к РПЦ? Церковь должна была дать народу утешение? Или освятить войну против фашизма (помимо официальной пропаганды)? Кто знает, про что проповеди читали в 43-45 годах?

Это все шло в русле генеральной линии Сталина на консолидацию общества в борьбе с внешним врагом. Нужно было использовать все, в том числе и исторические корни. Именно тогда появились ордена Александра Невского и т.д., вышли фильмы "Адмирал Ушаков" и пр. Церковь рассматривалась ВКП(б) как важнейший инструмент в деле роста патриотического сознания людей, ради чего быстро забыли о ее "опиумном" характере и неприкрытой ненависти Ленина ко всяческой "поповщине". Считалось, и не без оснований, что поворот официального курса в сторону церкви поможет привлечь многих истинно верующих, чтобы этим рычагом не воспользовались эмигрантские центры (тогда в их силу и опасность еще отчасти верили).
Но большевики не были бы большевиками, если бы пустили дело на самотек. 3-е (секретно-политическое) управление НКВД СССР активизировало борьбу с "церковно-сектантской белогвардейской контрреволюцией". На практике это означало, что РПЦ принимала предложенные ей правила игры (за что постоянно подвергалась осуждению "катакомбной" церкви и эмигрантского духовенства), становилась полностью лояльной, а ее иерархи, как и прежде, продолжали утверждаться "инстанциями". В ответ государство давало послабления, тем более. что любое отклонение от генеральной линии сразу же фиксировалось внутренней агентурой НКВД в церковных кругах. И тем более обрушилось государство на различного рода секты (а такими считались не только секты в чистом виде, но и, например, различные течения протестантской церкви). Священники теперь проповедовали пастве идеологически верные теории, а существование верующих, в принципе, не признавалось враждебным режиму проявлением. Но только при условии приверженности каноническим религиям. И такая ситуация продлилась вплоть до прихода к власти "верного ленинца Никиты Сергеевича Хрущева", который с идеологической точки зрения был гораздо более повернутым, чем прагматик Сталин.

С уважением

От Pavel
К Sav (17.09.2002 14:27:13)
Дата 17.09.2002 14:41:19

Re: Жизнь под...

Доброго времени суток!

> Ну, зачем немцы поддерживали церкви, более менее понятно - как средство идеологической обработки населения. А зачем Сталину понадобилось либерализовать политику по отношению к РПЦ? Церковь должна была дать народу утешение? Или освятить войну против фашизма (помимо официальной пропаганды)? Кто знает, про что проповеди читали в 43-45 годах?
ИМХО, что бы поменьше недовольных его политикой было.В войну все средства хороши были направленные на достижение скорейшей победы.Да и церковь он сделал в общем-то управляемой партией.А проповеди и молебны были естественно за победу православного воинства над супостатом.У меня книжка есть про РПЦ, церковное издание 60-х годов, там целая глава РПЦ в ВОВ, могу подробнее посмотреть, если интересно.

С уважением! Павел.

От Sav
К Pavel (17.09.2002 14:41:19)
Дата 17.09.2002 15:04:43

Re: Жизнь под...

Приветствую!

>ИМХО, что бы поменьше недовольных его политикой было.

:) Политикой партии? Для этого другие органы имелись,ИМХО. Для разъяснения политики и работы с теми, кто не понЯл.

>В войну все средства хороши были направленные на достижение скорейшей победы.

Это так. Интересно, какой участок борьбы, конкретно, выделялся РПЦ.

>У меня книжка есть про РПЦ, церковное издание 60-х годов, там целая глава РПЦ в ВОВ, могу подробнее посмотреть, если интересно.

Спасибо, но тут интереснее не как РПЦ оценивала свою роль, а как эту роль оценивало Советское руководство.

С уважением, Савельев Владимир

От Pavel
К Sav (17.09.2002 15:04:43)
Дата 17.09.2002 15:16:13

Re: Жизнь под...

Доброго времени суток!
>>ИМХО, что бы поменьше недовольных его политикой было.
> :) Политикой партии? Для этого другие органы имелись,ИМХО. Для разъяснения политики и работы с теми, кто не понЯл.
Само собой, другие органы типа-кнут.Но ИМХО многие верующие были благодарны ИВС за послабления в отношении к РПЦ, а это-пряник.
>>В войну все средства хороши были направленные на достижение скорейшей победы.
>
> Это так. Интересно, какой участок борьбы, конкретно, выделялся РПЦ.
Поднятие боевого духа у верующих, одно дело если политработник говорит, другое если священник(для верующего), опять же воспитание ненависти к врагу, да и в материальном плане РПЦ не мало сделала, средства на танки, самолеты итд.
>>У меня книжка есть про РПЦ, церковное издание 60-х годов, там целая глава РПЦ в ВОВ, могу подробнее посмотреть, если интересно.
>
> Спасибо, но тут интереснее не как РПЦ оценивала свою роль, а как эту роль оценивало Советское руководство.
А вот как раз уж эта книга-то и показывает роль РПЦ с точки зрения руководства, время издания-то какое!Все, что легально издавалось должно было соответствовать Ген.линии:-))
С уважением! Павел.

От Sav
К Pavel (17.09.2002 15:16:13)
Дата 17.09.2002 15:33:59

Re: Жизнь под...

Приветствую!

>Само собой, другие органы типа-кнут.Но ИМХО многие верующие были благодарны ИВС за послабления в отношении к РПЦ, а это-пряник.

Вобщем-то, да. Те кто не верили официальной пропаганде, могли поверить священникам.

>> Это так. Интересно, какой участок борьбы, конкретно, выделялся РПЦ.
>Поднятие боевого духа у верующих, одно дело если политработник говорит, другое если священник(для верующего), опять же воспитание ненависти к врагу, да и в материальном плане РПЦ не мало сделала, средства на танки, самолеты итд.

Не очевидно. Политработники начинались с ротного уровня, т.е. имели возможность общаться непосредственно с каждым бойцом. А вот насчет молебнов в войсках и полковых священников, как раз, слыхать и не приходилось. Вряд ли РПЦ была ориентирована на армию.

Сбор средств на танки и пр. - вряд ли это стало причиной легализации РПЦ, собирали и так.


>А вот как раз уж эта книга-то и показывает роль РПЦ с точки зрения руководства, время издания-то какое!Все, что легально издавалось должно было соответствовать Ген.линии:-))

Только Ген.линия колебнулась к 60-м (в том числе и по отношению к религии). Тут, повторю, интересна точка зрения руководства издания 41-43 г.г. Или донесение какое-нибудь НКВД (НКГБ?) о направленности проповедей и т.п.
Я не привередничаю, просто как-то неудобно Вас напрягать - оценка РПЦ своей роли в ВОВ в общих чертах известна.

С уважением, Савельев Владимир

От Pavel
К Sav (17.09.2002 15:33:59)
Дата 17.09.2002 15:47:58

Re: Жизнь под...

Доброго времени суток!
>>Поднятие боевого духа у верующих, одно дело если политработник говорит, другое если священник(для верующего), опять же воспитание ненависти к врагу, да и в материальном плане РПЦ не мало сделала, средства на танки, самолеты итд.
>
> Не очевидно. Политработники начинались с ротного уровня, т.е. имели возможность общаться непосредственно с каждым бойцом. А вот насчет молебнов в войсках и полковых священников, как раз, слыхать и не приходилось. Вряд ли РПЦ была ориентирована на армию.
Я и не говорю, что именно на армию, а на труженников тыла, к примеру.Среди них не мало верующих было.Но и про разрешение посещений церкви солдатами где-то читал, хотя в реале ИМХО этого практически не было.
>Сбор средств на танки и пр. - вряд ли это стало причиной легализации РПЦ, собирали и так.
Не понял про легализацию.РПЦ никогда официально не запрещалась, просто во время ВОВ уменьшились гонения, сошла на нет атеистическая пропаганда, было разрешено избрать Патриарха Сергия, а Алексий Первый ИМХО даже орден за ВОВ имел.
> Только Ген.линия колебнулась к 60-м (в том числе и по отношению к религии). Тут, повторю, интересна точка зрения руководства издания 41-43 г.г. Или донесение какое-нибудь НКВД (НКГБ?) о направленности проповедей и т.п.
> Я не привередничаю, просто как-то неудобно Вас напрягать - оценка РПЦ своей роли в ВОВ в общих чертах известна.
Да, такие документы были бы интересны.А линия конечно колебнулась, хотя прежних гонений уже не было, однако церквей при НСХ немало позакрывали и пропаганда атеистическая усилилась.
С уважением! Павел.