От полковник Рюмин
К All
Дата 17.09.2002 23:12:41
Рубрики WWII;

В связи с обсуждением германской и советской церковной политики в годы ВОВ

О религиозной политике немцев на оккупированной территории советую почитать доклад питерского историка М.В.Шкаровского, который так и называется – «Германская церковная политика и "религиозное возрождение" на оккупированной территории Белоруссии, Прибалтики и Северо-Запада России».
http://kuz1.pstbi.ccas.ru/institut/book/1997/shk.htm

С 1943 г. немцы начали испытывать нешуточные сомнения в правильности выбранного курса церковной политики. Все получилось не так, как они задумывали. Восстановленная Церковь вместо воспитания паствы в духе покорности оккупантам способствовала росту ее национального самосознания и патриотических настроений.

Статья про порядки при немецкой оккупации, которая вызвала обсуждение, - из рижской газеты. Поэтому прошу обратить внимание, как Шкаровский описывает своеобразие условий на Северо-Западе и в Прибалтике. Тут уже вплотную мы подходим к другой теме, близкой ВИФу – «Спецслужбы». Дело с митр.Сергием (Воскресенским), Экзархом Прибалтики, настолько, по моему убеждению, темное, что убить его действительно могли и гестаповцы, и советские профессиональные партизаны. Он был неприемлем и для немцев, и для наших партии и правительства. Интересна в связи с этим цитата из П.А.Судоплатова.

О специфике германской церковной оккупационной политики на оккупированной территории Украины советую почитать отца протоиерея Владислава Цыпина.

http://www.mrezha.ru/ua/occupant.htm

Там «церковным возрождением» заправляли раскольники и самосвяты, то есть самозванцы, нацепившие кресты и панагии. А канонические православные священники «погибали по вине и оккупантов, и партизан; но прямую охоту за ними, настоящий террор против них развязали в интересах автокефальной группировки как раз украинские националисты».

О патриотической деятельности Русской Православной Церкви в годы войны можно почитать у отца протоиерея Бориса Пивоварова – это статья газетная, простенькая.

http://www.sbras.ru/HBC/2000/n17/f28.html

Вот характерная история.

«В 1943 году отец протоиерей Александр Романушко на отпевании полицая при большом скоплении народа и в присутствии вооруженной полицейской охраны прямо на кладбище сказал: "Братья и сестры, я понимаю большое горе матери и отца убитого, но не наших молитв и "Со святыми упокой" своей жизнью заслужил во гробе предлежащий. Он - изменник Родины и убийца невинных детей и стариков. Вместо "Вечной памяти" произнесем же "Анафема". Подойдя к полицаям, он просил их искупить свою вину, обратив оружие против фашистов. Эти слова произвели на людей очень сильное впечатление, и прямо с кладбища многие ушли в партизанский отряд…». А еще о.Александр для партизан «ходил в разведку» (а что? Свв.Каноны запрещают только с оружием в руках…).

И опять пусть любители рубрики «Спецслужбы» обратят внимание на невинную фразу:

«…Нередко священнослужители оказывались единственным связующим звеном между населением, оказавшимся на оккупированных территориях, и партизанами.»

Гм. Дело в том, что большинство священников, оставшихся перед войной в немногих действовавших храмах, имели должным образом оформленные отношения с госбезопасностью. Поверьте, эта реалия жизни, а не написанные много позже страшилки про агентов НКВД в рясах.

"...В доме о. Василия проходили встречи руководства и связных партизанских отрядов. Однажды в сопровождении партизан он приехал к ним в лагерь, обстоятельно познакомился с их жизнью и бытом. С того времени стал священник партизанским связным. О.Василий помогал не только молитвами, но и материально - собирал продукты для раненых, присылал оружие..."

По адресу http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?4_3158
можно узнать персоналии – «Приходское духовенство Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

В заключение позвольте выразить свое убеждение в том, что поворот в церковно-государственных отношениях в годы войны, связанный с именами И.В.Сталина и Святейших патриархов Сергия и Алексия I, произошел потому, что изменилась историческая ситуация. Был иным, чем в 20-300е годы, состав правительства, где практически не осталось ни одного человека из «ленинской гвардии», четверть века назад начавшей форсированный «штурм небес». «Сталинская гвардия», более хладнокровная и прагматичная, была способна более здраво оценить практическую невозможность да и ненужность насильственного уничтожения вековых традиций многомиллионного народа.


ЗЫ Да! Важное дополнение. На оккупированной немцами территории действовали и прибывшие эмигрантские православные священники из «белой Церкви» - юрисдикции Русской Православной Церкви за границей. После войны многие годы ее громогласно обвиняли в «сотрудничестве с фашистами». Эти было забытые обвинения в наши снова извлекаются из запасников. Про взаимоотношения РПЦЗ и нацистского государства советую почитать «Михаил Шкаровский. Нацисты и русское церковное Зарубежье: правда и вымысел.»

http://religion.russ.ru/history/20011023-shkarovskiy.html


От Sav
К полковник Рюмин (17.09.2002 23:12:41)
Дата 18.09.2002 13:12:48

Re: В связи...

Приветствую!

Спасибо. Т.е. цероквь должна была не только утешать и вселять надежду, но и служить делу мобилизации граждан на борьбу с врагом (в первую очередь, на окупированных териториях). А каков был количественный, возрастной, социальный и пр. состав паствы во время ВОВ?

С уважением, Савельев Владимир

От Pavel
К полковник Рюмин (17.09.2002 23:12:41)
Дата 18.09.2002 13:02:16

Спасибо! Весьма интересно(-)


От полковник Рюмин
К полковник Рюмин (17.09.2002 23:12:41)
Дата 18.09.2002 00:04:12

Воззвание митр.Сергия от 22 июня 1941 г.

В первый день войны глава православной церкви в России патриарший местоблюститель блаженнейший Сергий, митрополит Московский и Коломенский, обратился к пастырям и верующим со своим посланием, разосланным в тот же день по всем приходам. В нем он благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины.


Пастырям и пасомым
христовой православной церкви


В последние годы мы, жители России, утешали себя надеждой, что военный пожар, охвативший едва не весь мир, не коснется нашей страны, но фашизм, признающий законом только голую силу и привыкший глумиться над высокими требованиями чести и морали, оказался и на этот раз верным себе. Фашиствующие разбойники напали на нашу родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью родины, кровными заветами любви к своему отечеству.

Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божиею помощью, и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы — православные, родные им и по плоти и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может. Тут есть дело рабочим, крестьянам, ученым, женщинам и мужчинам, юношам и старикам. Всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства.

Вспомним святых вождей русского народа, например Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов, безвестные имена которых русский народ увековечил в своей славной легенде о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, разбивших наголову Соловья Разбойника.

Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг.

Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: “Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя”. Душу свою полагает не только тот, кто будет убит на поле сражения за свой народ и его благо, но и всякий, кто жертвует собой, своим здоровьем или выгодой ради родины. Нам, пастырям Церкви, в такое время, когда отечество призывает всех на подвиг, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается, малодушного не ободрить, огорченного не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге и о воле Божией. А если, сверх того, молчаливость пастыря, его некасательство к переживаемому паствой объяснится еще и лукавыми соображениями насчет возможных выгод на той стороне границы, то это будет прямая измена родине и своему пастырскому долгу, поскольку Церкви нужен пастырь, несущий свою службу истинно “ради Иисуса, а не ради хлеба куса”, как выражался святитель Димитрий Ростовский. Положим же души своя вместе с нашей паствой. Путем самоотвержения шли неисчислимые тысячи наших православных воинов, полагавших жизнь свою за родину и веру во все времена нашествий врагов на нашу родину. Они умирали, не думая о славе, они думали только о том, что родине нужна жертва с их стороны, и смиренно жертвовали всем и самой жизнью своей.

Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины.

Господь нам дарует победу.


Патриарший местоблюститель смиренный Сергий,

митрополит Московский и Коломенский

Москва

22 июня 1941 года