От Евгений Путилов
К All
Дата 31.10.2000 17:03:47
Рубрики Прочее;

Для Андю и интересовавшихся: продолжение по ЧФ

К концу 1994 стало ясно, что Украина удержится в Крыму. И командование ЧФ во главе с Балтиным стало вырабатывать свою позицию на переговорах по разделу флота. Основной проблемой считался раздел мест базирования, с чем тесно увязывалась и вся крымская территориальная проблема между Украиной и Россией.
В 1992 адмирал Касатонов говорил, что необходимо убрать ВМС Укр в Одессу. Однако еще при самом Касатонове в Севастополе объявился и штаб ВМС Укр, и первый их корабль "Славутич". Первоначально кораблю не давали места для стоянки, и он стал возле морского вокзала. Но в марте 1993 к нему присоединился фрегат "Гетман Сагайдачный", затем появились новые береговые части, и украинский флот таки "застолбил" себе место в Севастополе. Корабли хохлов пытались выдворить из Севастополя, не давая возможности швартоваться, отключая от линий подачи электроэнергии и пресной воды с берега. Но они предпочитали гробить моторесурс, но оставаться в Севастополе.
Балтин после кризиса 1994 выступал резко против совместного базирования двух флотов в одном Севастополе и вынужденно уступил хохлам в качестве замены Крымскую ВМБ (кстати, самую новую и современную среди всех баз ЧФ). Таким образом, ЧФ уступал уже не только Одессу, но и сам Крым.
В 1995 началась передача Украине кораблей ее половины ЧФ. Это должно было быть 18,3% состава флота, а остальная часть 50% украинской доли продавалась России за газовые долги. Но Кучма заявил, что его флот из Севастополя принципиально не уйдет. 5 апреля 1996 появились сообщения, что переданные украинцам корабли начали швартовку в отведенных им Сочинскими договоренностями двух севастопольских бухтах. Особую нервозность в штабе ЧФ вызвало решение о передаче хохлам Стрелецкой бухты, контролировавшей выход из больших севастопольских бухт.
На практике украинские корабли оставались на тех местах в Севастополе, где они находились до передачи из состава ЧФ. А вот российский флот таки покинул базы в Балаклаве, Донузлаве и Феодосии. В Керчи появилась новая украинская бригада ПСКР. Так ЧФ "ужался" до размеров Севастопольского района, да и тот нужно было делить с Украиной. В 1997 в Киеве Черномырдин окончательно признал украинскую принадлежность Крыма и Севастополя, подписав договор о 20-летней аренде объектов флота на территории Украины. Цена, правда, была довольно символической - около $92 млн.
Для сравнения: Байконур обошелся России в 120 млн., а США за базы Субик-Бей и Кларк-Филд платили Филиппинам до 1 млрд. в год (именно от этого примера отталкивались хохлы в выработке своих требований к России).
Тем не менее, "3-я оборона Севастополя" фактически оказалась проигранной Россией, как и первые две...


От Евгений Путилов
К Евгений Путилов (31.10.2000 17:03:47)
Дата 31.10.2000 18:04:41

Re: Для Андю и интересовавшихся: продолжение по ЧФ

Как известно, в случае отступления русская армия обычно исповедует тактику "выжжженой земли". Все передававшиеся по договору Украине объекты ЧФ разбирались, насколько это возможно. Имущество и оборудование вывозились в Новороссийскую ВМБ, где все предстояло собрать заново. Затем местные жители растаскивали, что еще оставалось, вплоть до деревянных полов и рам в помещениях. Особенно яркий пример разгрома объекта - это судьба внутрискального убежища и подземного судоремонтного завода для подлодок проекта 613 в Балаклаве. Сегодня он пригоден лишь для экстр. туризма.
Символической была передача Крымской ВМБ. В Донузлаве оставались около 2 десятков кораблей для Украины. Состояние их было тяжелое, вдобавок с них поснимали все, что можно было еще где-то применить. На холме, возвышающемся над базой, установили деревянный крест, аналогичный сельским погостам, на котором написали названия и номера всех оставленных кораблей. Это означало похороны базы и кораблей, восстановление которых теперь стоило бы слишком дорого. Потому за их упокой выпили водку тут же возле креста покидавшие базу российские офицеры.
Хохлы стали возмущаться. По каждому объекту или кораблю подписывался акт приема-передачи, и они отказывались подписывать его, требуя компенсации за разгром. Именно так они отказались принимать от ЧФ три полагавшиеся им ПЛ, вместо восстановления которых проще было построить новые. Взамен ЧФ передал ПЛ Б-435 проекта 641, недавно отремонтированную, но без аккумуляторных батарей. Предоставить батареи штаб ЧФ отказался, указав, что единственная своя боеспособная ПЛ ("Варшавянка") сама их не имеет.
Однако в ряде случаев персонал переходивших к Украине объектов и экипажи вдруг отказались выполнять приказ о демонтаже наиболее ценного оборудования. Связано это было с тем, что они уже определились с решением остаться жить на Украине, и стремились сохранить свою технику целой для своей будущей службы на стороне Украины. Например, это касается некоторых вспомогательных судов 171 дивизиона Крымской ВМБ. Достаточно странное изменение, учитывая, что в июне 1993 именно вспомогательные суда ЧФ первыми подняли Андреевские флаги. Потом уже выяснилось, что в 171 дивизионе подъем флагов судами осуществлялся по приказу, но и при этом нашлись отказники: МБ-23, ВТН-99, РБ-256, РБ-308. Невыполнение приказа - главное последствие втягивания войск в политику.
С другой стороны, были и принципиальные отказы выполнять приказ. Так, офицеры и служащие Николаевского гидрографического района после решения командования ЧФ погасить маяки и демонтировать оборудование, объявили о переходе к Украине.
Дальше борьба велась за технику. Об использовании при этом украинской морской пехоты выше уже говорилось. Офицеры 43-го отд. морского штурмового авиаполка на собрании решили, что в случае попыток захвата части Украиной, они перелетят на территорию России. Столь решительная позиция летчиков остановила хохлов (они уже имели опыт бегства в Россию семи бомбардировщиков Су-24М). Но со своей стороны МО Украины предупредило, что помешает любым попыткам перегнать в Россию самолеты морской ракетоносной авиации. Кто-то из перебежчиков сообщил им, что во время учений 20 "Бэкфайров" 2-й гв. дивизии взлетят и на Украину уже не вернутся. Спасти авиацию от раздела не удалось, перелет не состоялся. Потом 20 самолетов российской половины отправятся на ТОФ, где со времен снятия с вооружения ВМФ Ту-22М2 один тбап не имел авиапарка. А украинские 19 самолетов отправятся в Полтаву к местному полку ДА. Так морская ракетоносная авиация ушла с юго-западного стратегического направления.
Учитывая общее ослабление ЧФ, баланс сил на Черном море стал стремительно меняться. Уже 11 января 1995 2 турецких "Фантома" позволили себе подлететь к Крыму и провести убчебную атаку Ан-12 авиации ЧФ в 8-10 км от побережья...



От Вад
К Евгений Путилов (31.10.2000 18:04:41)
Дата 01.11.2000 12:37:22

Re: Для Андю и интересовавшихся: продолжение по ЧФ

>Как известно, в случае отступления русская армия обычно исповедует тактику "выжжженой земли". Все передававшиеся по договору Украине объекты ЧФ разбирались, насколько это возможно. Имущество и оборудование вывозились в Новороссийскую ВМБ, где все предстояло собрать заново. Затем местные жители растаскивали, что еще оставалось, вплоть до деревянных полов и рам в помещениях. Особенно яркий пример разгрома объекта - это судьба внутрискального убежища и подземного судоремонтного завода для подлодок проекта 613 в Балаклаве. Сегодня он пригоден лишь для экстр. туризма.
> Символической была передача Крымской ВМБ. В Донузлаве оставались около 2 десятков кораблей для Украины. Состояние их было тяжелое, вдобавок с них поснимали все, что можно было еще где-то применить. На холме, возвышающемся над базой, установили деревянный крест, аналогичный сельским погостам, на котором написали названия и номера всех оставленных кораблей. Это означало похороны базы и кораблей, восстановление которых теперь стоило бы слишком дорого. Потому за их упокой выпили водку тут же возле креста покидавшие базу российские офицеры.
> Хохлы стали возмущаться. По каждому объекту или кораблю подписывался акт приема-передачи, и они отказывались подписывать его, требуя компенсации за разгром. Именно так они отказались принимать от ЧФ три полагавшиеся им ПЛ, вместо восстановления которых проще было построить новые. Взамен ЧФ передал ПЛ Б-435 проекта 641, недавно отремонтированную, но без аккумуляторных батарей. Предоставить батареи штаб ЧФ отказался, указав, что единственная своя боеспособная ПЛ ("Варшавянка") сама их не имеет.
> Однако в ряде случаев персонал переходивших к Украине объектов и экипажи вдруг отказались выполнять приказ о демонтаже наиболее ценного оборудования. Связано это было с тем, что они уже определились с решением остаться жить на Украине, и стремились сохранить свою технику целой для своей будущей службы на стороне Украины. Например, это касается некоторых вспомогательных судов 171 дивизиона Крымской ВМБ. Достаточно странное изменение, учитывая, что в июне 1993 именно вспомогательные суда ЧФ первыми подняли Андреевские флаги. Потом уже выяснилось, что в 171 дивизионе подъем флагов судами осуществлялся по приказу, но и при этом нашлись отказники: МБ-23, ВТН-99, РБ-256, РБ-308. Невыполнение приказа - главное последствие втягивания войск в политику.
> С другой стороны, были и принципиальные отказы выполнять приказ. Так, офицеры и служащие Николаевского гидрографического района после решения командования ЧФ погасить маяки и демонтировать оборудование, объявили о переходе к Украине.
> Дальше борьба велась за технику. Об использовании при этом украинской морской пехоты выше уже говорилось. Офицеры 43-го отд. морского штурмового авиаполка на собрании решили, что в случае попыток захвата части Украиной, они перелетят на территорию России. Столь решительная позиция летчиков остановила хохлов (они уже имели опыт бегства в Россию семи бомбардировщиков Су-24М). Но со своей стороны МО Украины предупредило, что помешает любым попыткам перегнать в Россию самолеты морской ракетоносной авиации. Кто-то из перебежчиков сообщил им, что во время учений 20 "Бэкфайров" 2-й гв. дивизии взлетят и на Украину уже не вернутся. Спасти авиацию от раздела не удалось, перелет не состоялся. Потом 20 самолетов российской половины отправятся на ТОФ, где со времен снятия с вооружения ВМФ Ту-22М2 один тбап не имел авиапарка. А украинские 19 самолетов отправятся в Полтаву к местному полку ДА. Так морская ракетоносная авиация ушла с юго-западного стратегического направления.
> Учитывая общее ослабление ЧФ, баланс сил на Черном море стал стремительно меняться. Уже 11 января 1995 2 турецких "Фантома" позволили себе подлететь к Крыму и провести убчебную атаку Ан-12 авиации ЧФ в 8-10 км от по

бережья...

Евгений добрый день,с нетерпением ждем продолжения,одно из самых интересных чтив за последнее время.У меня тут появился вопрос.А,что представляет из себя Новороссийская база,из того,что я читал раз интервью в НВО,я понял,что зона ее ответственности,это практически все российское побережье Черного и Азовского моря с базами-Новороссийск,Туапсе,Темрюк.Я к сожелению не был ни в одном из этих городов,но я ничего и не слышал о том,что там есть какие-то флотские объекты.Это ,что как всегда в голом поле-В Новороссийске есть только один причал кажется.
С уважением



От Евгений Путилов
К Вад (01.11.2000 12:37:22)
Дата 03.11.2000 10:51:20

Re: ...

Доброго здравия, Вадим!

>Евгений добрый день,с нетерпением ждем продолжения,одно из самых интересных чтив за последнее время.У меня тут появился вопрос.А,что представляет из себя Новороссийская база,из того,что я читал раз интервью в НВО,я понял,что зона ее ответственности,это практически все российское побережье Черного и Азовского моря с базами-Новороссийск,Туапсе,Темрюк.Я к сожелению не был ни в одном из этих городов,но я ничего и не слышал о том,что там есть какие-то флотские объекты.Это ,что как всегда в голом поле-В Новороссийске есть только один причал кажется.

Именно так, как всегда--практически в голом поле. А вообще-то очень трудно совместить торговый порт и ВМБ. Потому нынешнему ЧФ реально некуда уходить. Но в конечном итоге российский флот может оказаться весь на территории России. К этой теме еще вернемся.

С уважением



От Евгений Путилов
К Евгений Путилов (31.10.2000 18:04:41)
Дата 01.11.2000 12:32:25

Re: Для Андю и... в противостояние включается НАТО

О факте нарушения турками границы сообщил штаб ЧФ. Но командование ПВО Украины заявило, что турецкие самолеты границу не нарушали, хотя на всякий случай в боевую готовность был приведен 62-й иап ПВО (на Су-15 и Су-27) в Бельбеке. Это было началом вмешательства в тему противостояния на ЧФ темы НАТО.
В августе-сентябре 1994 укр. фрегат "Гетман Сагайдачный" совершил первый в истории их ВМС дальний поход во Францию. Если первоначально по Севастополю ходили весьма скептические настроения относительно возможности хохлов сделать это ("от Босфора за ноздрю назад притянут"), то потом на ЧФ стали серьезнее относиться к соседу. Окончательно укр. ВМС нарисовались 1 августа 1996, когда с участием президента Кучмы (он вышел на яхте "Крым") провели маневры "Море-96". Этот день стал официальным праздником ВМС Украины.
С этого момента наши военные стали внимательно следить за путями дальнейшего развития укр. флота. Все основные вопросы дележа ЧФ уже были улажены. Поэтому на повестку дня вышел вопрос налаживания союзных отношений, так как укр. ВМС все больше и больше дрейфовали в сторону НАТО, опережая в этом даже вооруж. силы в целом (а минобороны в контактах с Западом даже опережало МИД).
Первые совместные маневры с НАТО на море Украина развернула в 1995, после чего они стали традиционными. Но на учения в Румынии, Турции, США, "Си бриз" в Болгарии, укр. ВМС активно приглашались НАТО уже с 1993. Как результат, на первых украинских маневрах "Море-96" из примерно 20 кораблей и катеров десяток уже имели опыт одного или нескольких совместных с НАТО морских учений.
При этом Украина откровенно "доила" НАТО, вышибая деньги на ремонт. Когда "Си бриз" в 1997 впервые был проведен уже Украиной, НАТО выделило три лимона "баксов" на ремонт ВМБ в Донузлаве. Кстати говоря, именно поэтому хохлы так любят проводить международные учения на своей территории. Натовцы приедут и уедут, а приведенные за их счет в порядок полигоны остаются служить их войскам.
Все эти реверансы НАТО внесли новое напряжение в отношения моряков двух стран на Черном море, и даже опять поставили "братские народы" друг против друга под прицелы…


От Евгений Путилов
К Евгений Путилов (01.11.2000 12:32:25)
Дата 01.11.2000 18:00:46

Re: Для Андю и... в противостояние включается НАТО-2

В ВМС Укр. помнили позицию Касатонова, борьбу с переприсягнувшими, передачу разбитых объектов, потому с большим интересом относились к налаживанию связей с НАТО, чем с Россией. Россия - это война на Кавказе, а НАТО - это халявные поездки на Запад (когда "Гетман Сагайдачный" в 1995 ходил в Абу-Даби на выставку вооружений, в штат экипажа пристроились два десятка пассажиров - все командование флота отправилось на экскурсию).
Наложили свой отпечаток и бесконечные мелочные конфликты, сотрясавшие отношения между флотами. Правда, временами их цена была совсем недешевой. В начале июня 1995 укр. ВМС обратились к ЧФ с просьбой помочь перегнать их новый МДК на ВП "Донецк" типа "Зубр" из центра морской авиации в Саках до Феодосии на ремонт (украинский командир не имел опыта). Но российский офицер посадил корабль на трубопровод, и из "Донецка" вытекло 35 тонн горючего. Ущерб составил 140 миллиардов (!!!) карбованцев, МДК пришел в негодность.
Штаб ВМС Укр. выдвинул претензии ЧФ в намеренном выводе техники из строя (читай: вредительстве). Штаб ЧФ назвал эти претензии бредом, списал всю вину на своего офицера, вынес ему показательный выговор и перевел продолжать службу в Новороссийск. Потом вдруг выяснилось, что "Донецк" в Феодосии должен был пройти плановый ремонт перед намеченными на 20 июля того же года украино-американскими учениями морской пехоты. МДК заменили на корабль управления "Славутич", но совместная высадка десанта на необорудованное побережье оказалась сорвана. Янки не удалось отработать десантирование в мелководных районах Северного Причерноморья, потому, возможно, авария МДК "Донецк" и не была случайной.


От Евгений Путилов
К Евгений Путилов (01.11.2000 18:00:46)
Дата 01.11.2000 18:26:56

Re: Для Андю и... в противостояние включается НАТО-3

С середины 90-х гг. Черное море окончательно вошло в зону ответственности 6-го флота США и постоянного соединения кораблей НАТО в Средиземноморье. В начале 90-х появление здесь западных кораблей было не меньшим ЧП, чем, например, где-нибудь в Финском заливе под Ленинградом. Но теперь натовцы уверенно осваивали ранее закрытый для них регион, используя сотрудничество с Украиной. Чтобы Киев был более податливым, его старательно обхаживали, приглашали на маневры к себе, и всякий раз оплачивали все расходы сами.
Поначалу это были бесконечные дружеско-разведывательные визиты в Одессу и Севастополь. На смену фрегатам и эсминцам стали приходить десантные корабли, а венцом всего стал визит штабного корабля 6-го флота США "Лассаль". Потом ВМС Укр. организовали ежегодные учения "Си бриз" у себя, принимая у берегов Крыма то отдельные корабли от 15-20 стран одновременно, то все постоянное соединение кораблей НАТО в Средиземноморье.
На "Си бриз-97" Россия прямо отказалась участвовать, так как стороны отрабатывали вмешательство международных сил с моря в страну N, где часть местных жителей подняли бунт против центральной власти, подстрекаемые с раположенных здесь же иностранных военных баз. Вам это Крым не напоминает?
Правда, высадившаяся морская пехота ограничилась организацией блок-поста и спортивными соревнованиями. Как всегда, англо-американцы были первыми в перетягивании каната. Но увидев, как украинские морпехи бодро разбивают об свои лбы пустые бутылки из-под шампанского, очень удивились. Повторить это упражнение они отказались, но очень интересовались его смыслом.
Ярко выраженный разведывательный характер учений проявился и в следующем 1998. Тогда турецкая ПЛ должна была атаковать охраняемый международными силами конвой "с гуманитарными грузами". Но старший конвоя--командир турецкого же фрегата--так построил свои корабли, что украинский МПК "Луцк" при всем желании не смог установить контакт с ПЛ.
Наблюдая за активностью НАТО, наши адмиралы вдруг осознали, что за будущее военного союза с Украиной надо бороться уже сейчас. В противовес "Си бризу" украинским ВМС предложили проводить ежегодные совместные учения, чтобы перехватить у натовцев инициативу. Отрабатывать предполагалось совместную борьбу за господство на Черном море против вошедшего со стороны Босфора корабельного соединения нечерноморских стран. Учения планировалось назвать "Братство по оружию" (!).
Эти учения таки состоялись, но после стольких лет противостояния украинцы уже не верили нивкакое "братство по оружию", а ограничились совместным маневрированием под названием "Фарватер мира-97". Зато попытки России помешать вольготному поведению натовцев в Черном море в том же таки 1997 натолкнулись на силовое противодействие ВС Украины…