От Unicorn
К Игорь Скородумов
Дата 27.09.2002 14:58:11
Рубрики WWII; ВВС;

Re: Какими каратами...

> А карты были топографическими, морскими или специальными?

Карты могли быть и топографическими (для полетов в зоне аэродрома). Что выдадут. Могли летать просто по "контурной" карте, которую штурман "поднимал" цветными карандашами прямо перед вылетом. Не шучу - Данилин подробно описывал правила подъема карты.

> Это были морские карты? Или же специальные?

Нет, не морские, а специальные. На морских картах много специфической, не нужной летчикам информации. Карта магнитных склонений (изогон), видимо, могла использоваться и пилотоам и моряками.

> Наши летали бомбить Берлин из под Москвы осенью-зимой 41. При таких расстояних и таких расчетах можно было и заблудиться...

Считать курс надо аккуратно и постоянно работать с картой в полете - сличать землю с картой, определять ветровой снос и боковое отклонение от маршрута, вводить поправки в курс. Тогда "не промахнешься".

Отставной пилот Полярной описывал способ полета "по чистому листу" - когда есть только "двухмиллионка", а более крупномасштабные карты не применялись - нет ориентиров. По чистому листу делались все построения курса, а по карте вели счисление. Кстати, именно так летали на льдины на Ан-2. GPS на нем не ставят до сих пор.

> А морская авиация, надеюсь, все ж использовала морские карты?

А зачем летчику вешки, створные знаки и прочие детали? Морская авиация летала по обычным авиационным картам. Это факт - рассказывал отставной морской летчик.

>С уважением
>Игорь




Unicorn

От Игорь Скородумов
К Unicorn (27.09.2002 14:58:11)
Дата 27.09.2002 15:36:18

Re: Спасибо(+) И еше вопрос

Насколько я понял все расчеты маршрута делались заранее. А как поступали если в процессе полета наступали обстаятельства непреодолимой силы?
Например:
Сильный грозовой фронт, закрывающий маршрут на основную и на резервную цель?
Сильная облачность, закрывающая наземные ориентиры?

С уважением
Игорь

От FVL1~01
К Игорь Скородумов (27.09.2002 15:36:18)
Дата 27.09.2002 17:08:24

На то и штурман

И снова здравствуйте
Читайте воспоминания Ракова, времен войны с финляндией. ПРи перенаправлении на НЕ РАСЧЕТНУЮ цель (а основная и запасная цели нанесены на планшеты) в воздухе - штурман СРАЗУ дал летчику примерный курс, а потом вел расчеты минут 15 и УТОЧНИЛ курс. Сделав в воздухе новую прокладку курса.

И все это в продуваемой кабине СБ, при -40, в полете, скрючившись в три погибели.

Такие дела.

С уважением ФВЛ

От Игорь Скородумов
К FVL1~01 (27.09.2002 17:08:24)
Дата 27.09.2002 18:02:47

Re: На то...

>И снова здравствуйте
>Читайте воспоминания Ракова, времен войны с финляндией. ПРи перенаправлении на НЕ РАСЧЕТНУЮ цель (а основная и запасная цели нанесены на планшеты) в воздухе - штурман СРАЗУ дал летчику примерный курс, а потом вел расчеты минут 15 и УТОЧНИЛ курс. Сделав в воздухе новую прокладку курса.

>И все это в продуваемой кабине СБ, при -40, в полете, скрючившись в три погибели.

>Такие дела.

Вот вот! Меня то это и заинтересовало! А каково стратегам в 41! Когда БФ с Моонзунда ушел, немцы финский залив минами нафаршировали, метео по пути дана с точностью от ясно до нелетная погода...
А вот девайсы такие - радиокомпасы... Это были пеленгаторы?

С уважением
Игорь

От tarasv
К Игорь Скородумов (27.09.2002 18:02:47)
Дата 27.09.2002 19:48:41

Re: На то...

> А вот девайсы такие - радиокомпасы... Это были пеленгаторы?

Да радикомпас это бортовой пеленгатор. По сложившейся терминологии пеленгатором называют устройство установленное на земле а аналог на борту называется радиокомпасом.

От Unicorn
К Игорь Скородумов (27.09.2002 15:36:18)
Дата 27.09.2002 15:52:22

Re: Спасибо(+) И...

> Насколько я понял все расчеты маршрута делались заранее. А как поступали если в процессе полета наступали обстаятельства непреодолимой силы?
> Например:
> Сильный грозовой фронт, закрывающий маршрут на основную и на резервную цель?
> Сильная облачность, закрывающая наземные ориентиры?

Во-первых, штурманский расчет маршрута (и составление штурманского плана полета) всегда предполагало знания погоды и прогноза погоды. Например, при налетах на Германию, погоду обеспечивали несколько подводных лодок, развернутых на позициях в Балтийском море. Метеорологи составляли прогноз на основании данных не только своих метеостанций, но и метеосводок союзников.

В Арктике, метеосводкиобеспечивались большим числом метеостанций на островах. Их были СОТНИ(!).

Грозовой фронт полагалось обходить. Для этого в расчете полета делается "припуск" по запасу топлива до 1/3 от общего запаса. Экипаж должен знать свое место, и штурман делает расчет курса обхода грозового фронта.

В некоторых случаях можно было попытаться "перевалить" через облачную гряду сверху.

В условиях отсутствия визуальных оринетиров, курс прокладывался по счислению (знаем скорость, хотя бы воздушную, можем оценить пройденный путь, знаем курс и путь - можем оценить свое положение). При первой же возможности экипаж должен восстановить ориентировку.

Искренне с уважением

Unicorn

От Олег...
К Unicorn (27.09.2002 15:52:22)
Дата 27.09.2002 15:55:44

Re: Спасибо(+) И...

Добрый день!

>В условиях отсутствия визуальных оринетиров, курс прокладывался по счислению (знаем скорость, хотя бы воздушную, можем оценить пройденный путь, знаем курс и путь - можем оценить свое положение).

Если ветер меняется постоянно и по скорости и направлению???
Только по ориентирам???

>При первой же возможности экипаж должен восстановить ориентировку.

А внизу лес или море???

http://fortress.vif2.ru/

От Unicorn
К Олег... (27.09.2002 15:55:44)
Дата 27.09.2002 16:14:03

Re: Спасибо(+) И...

>Если ветер меняется постоянно и по скорости и направлению???
>Только по ориентирам???

Постоянно (порывами) ветер меняться может, это только увеличивает ошибку счисления места. В 1948 году погиб самолет Ли-2 Полярной авиации, который из-за неучтенного сильного попутного ветра проскочил весь (!) Таймырский полуостров и по израсходовании горючего упал в море.

В конце 30-х годов стали появляться самолетные радиопеленгаторы, позволяющие определять (брать пеленг) радиостанций, как специальных (приводных), так и широковещательных (ШВРС). Например, так пользовались радиостанцией Коминтерна, антенная система которой расположена была на Шуховской башне.

Это тоже не панацея - в вышеописанном случае радист ошибся в установке частоты станции и вместо Хатанги пеленговал мощную ШВРС Архангельска.

>А внизу лес или море???

Для определения сноса над водной поверхностью предполагалось пользоваться т.н. маркерными бомбами. То есть, просто сделать такой ориентир самому. Но я не располагаю информацией о практическом применении таких средств.

Можно было запросить наземный пеленгаторный пункт дать направление на самолет.

Вообще, авиация стала всепогодной только в 60-е годы, когда появились надежные средства радионавигации и пилотажные приборы, были оборудованы радиосредствами трассы и т.д. А до того полеты в тяжелых метеоусловиях были искусством и во многом зависили от удачи.

Не будем забывать, что даже такой опытнейший летчик, как Мермоз погиб в мирное время, выполняя обычный рейс через Антлантику.

Искренне с уважением

Unicorn

От NV
К Олег... (27.09.2002 15:55:44)
Дата 27.09.2002 16:04:39

А вверху звезды, Луна или Солнце

>Добрый день!

>>В условиях отсутствия визуальных оринетиров, курс прокладывался по счислению (знаем скорость, хотя бы воздушную, можем оценить пройденный путь, знаем курс и путь - можем оценить свое положение).
>
>Если ветер меняется постоянно и по скорости и направлению???
>Только по ориентирам???

>>При первой же возможности экипаж должен восстановить ориентировку.
>
>А внизу лес или море???

а у штурмана - хронометр и секстант. Вперед и с песней - астроориентирование есть вещь хорошо известная.

Виталий

От Игорь Скородумов
К NV (27.09.2002 16:04:39)
Дата 27.09.2002 16:37:12

Re: А вверху...

Добрый день!

>>>При первой же возможности экипаж должен восстановить ориентировку.
>>
>>А внизу лес или море???
>
>а у штурмана - хронометр и секстант. Вперед и с песней - астроориентирование есть вещь хорошо известная.

Это да. Но тогда вопрос - входил ли секстант в оборудование кабины штурмана? А были ли у него астрономические таблици (период видимости, таблици расчета)?

С уважением
Игорь

От Олег...
К Игорь Скородумов (27.09.2002 16:37:12)
Дата 27.09.2002 16:44:41

Re: А вверху...

Добрый день!

>а у штурмана - хронометр и секстант. Вперед и с песней - астроориентирование есть вещь хорошо известная.

> Это да. Но тогда вопрос - входил ли секстант в оборудование кабины штурмана? А были ли у него астрономические таблици (период видимости, таблици расчета)?

Конечно входил...На некоторых самолетах даже колпаки специальные наверху были - для ориентирования по звездам (на Ли-2, например)...

http://fortress.vif2.ru/

От Unicorn
К Олег... (27.09.2002 16:44:41)
Дата 27.09.2002 16:51:58

Re: А вверху...

>Добрый день!
>Конечно входил...На некоторых самолетах даже колпаки специальные наверху были - для ориентирования по звездам (на Ли-2, например)...

В СССР использовался "цельнотянутый" авиационный секстант "Герц", с пузырьковым искусственным горизонтом.

Сам расчет положения самолета по "скачанным" звездам очень длителен, поэтому заранее, при подготовке полета, рассчитывались таблицы для подходящих светил. Некоторое представление о астроориентации дают мемуары Заслуженного штурмана В.И. Аккуратова:

http://www.flightsim.krsk.ru/polar/a1_book.htm

Unicorn

От Игорь Скородумов
К Unicorn (27.09.2002 16:51:58)
Дата 27.09.2002 17:13:55

Re: Спасбо! А для ТБ-7 (ПЕ-8) и ЕР-2 секстант был ШТАТНЫМ средством?(-)

Добрый день!

>
>В СССР использовался "цельнотянутый" авиационный секстант "Герц", с пузырьковым искусственным горизонтом.

>Сам расчет положения самолета по "скачанным" звездам очень длителен, поэтому заранее, при подготовке полета, рассчитывались таблицы для подходящих светил. Некоторое представление о астроориентации дают мемуары Заслуженного штурмана В.И. Аккуратова:

>
http://www.flightsim.krsk.ru/polar/a1_book.htm

С уважением
Игорь

От Unicorn
К Игорь Скородумов (27.09.2002 17:13:55)
Дата 27.09.2002 17:51:40

Re: Спасбо! А...

Да. На Пе-8 штурман пользовался астролюком на потолке носовой кабины. Можно посмотреть хорошие чертежи Пе-8 на сайте

http://www.aviacherteg.narod.ru

По Ер-2 информации мало.

Секстант вместе с ветрочетом, НЛ ( ;o)) и навигационным визиром НВ-1 (он же бомбардировочный прицел "Герц") входил в обязательный комплект оборудования для дальних полетов.

Эти нехитрые приборы (секстант и НВ-1) были настолько надежны, что активно использовались до 60-х годов.

Искренне с уважением
Unicorn

От FVL1~01
К Unicorn (27.09.2002 17:51:40)
Дата 27.09.2002 23:07:35

ДА, секстант выдавался на ТБ-3, Пе-8, Ли-2, Ил-4, Б-25 Митчел и Ер-2 ВСЕМ

И снова здравствуйте

штурманам подготовленым для ночных полетов , а на СБ , Пе-2 и прочую подобную фронтовую авиацию - 1 на эскадрилью - ШТУРМАНУ эскадрильи - на случай как говориться. Это правда в ТЕОРИИ , на практике по всякому было.
С уважением ФВЛ

От Олег...
К Олег... (27.09.2002 16:44:41)
Дата 27.09.2002 16:47:03

Только их может быть не видно... (-)


От Unicorn
К NV (27.09.2002 16:04:39)
Дата 27.09.2002 16:16:05

Re: А вверху...

>а у штурмана - хронометр и секстант. Вперед и с песней - астроориентирование есть вещь хорошо известная.

Верно. "За Солнышко держись!" (с) Иван Дмитриевич Папанин. А он, будучи начальником ГУСМП, знал что советовать своим летчикам.

Unicorn