От uncle
К All
Дата 03.10.2002 17:50:44
Рубрики WWII; ВВС; Загадки;

рейд Дуллитла на Токио

Всм здрасьте!
Вероятно, все знают о такой странице истории американских ВВС, как рейд Дуллитла на Японию. 16 самолетов В-25 были запущены с авианосца «Хорнет» 18 апреля 1942 года в 9 утра и в полдень сбросили бомбы на Токио, Йокогаму, Кобэ и Нагойю. Практический ущерб от точечных ударов 15 машин (один бомбардировщик из-за сильной утечки горючего вынужден был сбросить бомбы в море) был ничтожен, однако моральное воздействие рейда полностью оправдало все приложенные усилия и потери. А потери были – только один самолет приземлился невредимым. Все остальные либо разбились при аварийной посадке, либо были покинуты экипажами. Интересно, что тот единственный самолет, что остался цел, приземлился не на аэродроме в Чжучжоу (как было запланировано), а на аэродроме 39-го отдельного истребительного авиаполка ВВС Тихоокеанского флота в селе Унаши Буденновского района Приморского края. Так как между СССР и Японией был подписан договор о ненападении, а Сталин во время подготовки рейда лично отклонил просьбу Америки предоставить свои базы бомберам Дуллитла для дозаправки, самолет сразу же конфисковали, а всех пятерых членов экипажа отправили под конвоем в Хабаровск. Год они провели фактически в плену. Некоторые источники намекают даже, что экипаж в конце концов просто сбежал из специально созданного лагеря под Ташкентом. Самолет же просто канул. Возвращать его СССР не собирался, а Америка особенно и не настаивала. Это был В-25 с бортовым номером 2242 (серийный 40-2242), пилот капитан Эдвард Йорк. Самолет перед полетом подвергся переделкам – в частности, демонтировали механизм пулеметной башенки, убрали пулеметы в хвосте (чтобы облегчить машину), сняли все секретное оборудование (например, секретный прицел Norden заменили полукустарным прицельным приспособлением, себестоимостью в 20 центов), значительно увеличили бензобаки в крыльях, добавили дополнительные емкости в фюзеляже. Можно сказать, что самолет превратился в своего рода танкер. Интересно было бы узнать, что сталось с этой странной машиной. Вероятнее всего, она попала на фронт вместе с другими, полученными по лэнд-лизу американскими самолетами. Может, кто-то знает что-либо о судьбе этого бомбера? Поделитесь информацией.

От Олег...
К uncle (03.10.2002 17:50:44)
Дата 04.10.2002 10:00:25

Специально созданный лагерь под Ташкентом :о)...

Добрый день!

>Год они провели фактически в плену.

Это "фактически"... Практически же дело было несколько по-другому...
СССР был вынужден их взять в плен, что и было сделано чисто формально :о)...

>Некоторые источники намекают даже, что экипаж в конце концов просто сбежал из специально созданного лагеря под Ташкентом.

Судя по-всемц, этот лагерь был специально создан затем, чтобы они могли оттуда "сбежать" :о)... Немцев туда не сажали, почему-то :о)...

>Вероятнее всего, она попала на фронт вместе с другими, полученными по лэнд-лизу американскими самолетами.

Это вряд-ли... Можеть быть, конечно на запчпти разобрали,
да и то вряд-ли... Слишком нестандартная машина...


http://fortress.vif2.ru/

От Mike
К Олег... (04.10.2002 10:00:25)
Дата 04.10.2002 14:05:27

Re: Специально созданный

>>Год они провели фактически в плену.
>
>Это "фактически"... Практически же дело было несколько по-другому...
>СССР был вынужден их взять в плен, что и было сделано чисто формально :о)...

не в плену, а интернированными. всё законно


С уважением, Mike.

От Сергей Зыков
К Mike (04.10.2002 14:05:27)
Дата 04.10.2002 15:04:24

Re: Специально созданный


>не в плену, а интернированными. всё законно

А тут как-то худ-фильм смотрел про то как в независимой Ирландии скопом в таком лагере сидели "трофейные" немаки и англичане. Так беглых англичан сама старушка Англия арестовывала и возвращала обратно в лагерь.

От Макс
К uncle (03.10.2002 17:50:44)
Дата 04.10.2002 08:09:43

Re: рейд Дуллитла...

Здравствуйте!

Норман Полмар. "Авианосцы" Москва АСТ 2001
Том 1
с. 265-266
"24 бомбардировщика В-25 были поставлены на переоборудование... Дорогостоящий бомбовый прицел Нордена заменили примитивным самодельным устройством, стоящим 20 центов, которое прекрасноьработало при бомбометании с бреющего полета"

1. Где-то я про эти 20 центов уже читал :-)
2. Не "секретный", а "дорогостоящий"

там же с. 270
"Один самолетсел в Приморье на территории Советского союза. Советы интернировали и самолет и 5 человек его экипажа. С летчиками обращались хорошо, но освободить отказались. Вероятно, Советы опасались, что японцы истолкуют посадку В-25 на их территории как враждебный акт. В конце концов, эти 5 человек весной 1943 года отбыли в Иран, а оттуда вернулись в Соединеннве Штаты."

С уважением, Макс

От uncle
К Макс (04.10.2002 08:09:43)
Дата 04.10.2002 13:58:14

Re: рейд Дуллитла...

Добрый день
За что купил, за то и продаю. Книги «Авианосцы» у меня нет (хотя давно пора купить), а американский иллюстрированный альбом сообщает, что эти прицелы Norden были секретными. Сомневаюсь, что большая цена была бы в данном случае оправданием для снятия прицелов. Самолет стоил побольше (96000$ в ценах 1941 года), что на его фоне какой-то прицел... Автором кустарного приспособления за 20 центов (должно быть сей факт очень греет душу американцам, что они не забывают про него) был морской офицер-артиллерист (!) Росс Грининг (Ross Greening). Он же, кстати, сообразил острастки ради установить вместо демонтированных пулеметов рукоятки метель, окрашенные черной краской.

От Rustam Muginov
К uncle (04.10.2002 13:58:14)
Дата 04.10.2002 15:05:50

Re: рейд Дуллитла...

Здравствуйте, уважаемые.

>За что купил, за то и продаю. Книги «Авианосцы» у меня нет (хотя давно пора купить), а американский иллюстрированный альбом сообщает, что эти прицелы Norden были секретными.

Основными параметрами были:
1) Вес. Кустарная конструкция была легче навороченной оптики.
2) Эффективность. Для атаки с малых высот норден был сложноват. А вот пара алюминиевых планок с дырками или что там было - позволяло за малое время прицелиться и получить не худшую точность.

С уважением, Рустам Мугинов.

От FVL1~01
К Rustam Muginov (04.10.2002 15:05:50)
Дата 04.10.2002 18:45:10

Норден ОДИН стоил в районе 12-20000 уе

И снова здравствуйте
в зависимоти от модификации - при эитом был сложен весьма и капризен, по сранению с векторными прицелами.

На некоторые части действовавшие в 1943 в Италии (на Б-25 например) Нордены ставили ОДИН на эскадрилью и остальные бомбиили по сгналу или по визуалу.

Но главное все же вес и масса, и полная ненужность на МАЛОЙ высоте. С А-26 Инвейдер например Норден в конце концов ДЕМОНТИРОВАЛИ, нафиг он там.
С уважением ФВЛ

От Сергей Зыков
К uncle (03.10.2002 17:50:44)
Дата 03.10.2002 19:23:09

дядюшка, сколько пообещали за 40-2242 американские друзья? честно? ;с)

Поздно начали искать однако, озабоченые американы с начала 90 пошустрили в приморском крае.

>А потери были – только один самолет приземлился невредимым. Все остальные либо разбились при аварийной посадке, либо были покинуты экипажами.
По моему они все попадали в желтое море немного недолетев до берега (экипажи благоразумно их покинули) а так - был бы подарок для чай кан ши.

>а Сталин во время подготовки рейда лично отклонил просьбу Америки
художественный свист. надо же и тут Сталин виноват.

>Год они провели фактически в плену.
Терпя невыразимые лишения... без кака-колы и гамбургеров почти год ;)
Можно сказать колобками в масле катались, конечно с поправкой на те условия.
Интернировали их и самолет по закону как и Б-29-е позже

>Некоторые источники намекают даже, что экипаж в конце концов просто сбежал из специально созданного лагеря под Ташкентом.
Какие источники? а что члены экипажа при посадке языки себе пооткусывали? Все они вернулись в США через Иран в 44. Да и сам "побег из Гулага" сомнителен.

>Самолет перед полетом подвергся переделкам
они все подверглись

>Вероятнее всего, она попала на фронт вместе с другими, полученными по лэнд-лизу американскими самолетами. Может, кто-то знает что-либо о судьбе этого бомбера? Поделитесь информацией.

Никуда он не попал, простоял как минимум год на том аэродроме. Никакого интереса к нему сверху не было проявлено. Позже летал немного в Приморском крае. списан в утиль в конце 40-х. Так что оставте надежды...

текст по стилю похож на американский, откуда взяли?

(А может купить алюминевых каструль, порубить на кусочки расфасовав в красивые целофановые пакетики и экспортировать в США? )

От uncle
К Сергей Зыков (03.10.2002 19:23:09)
Дата 04.10.2002 13:22:38

Re: дядюшка, сколько...

Добрый день
Знаете, идея вдуть этот самолет американцам мне до вашего сообщения как-то и в голову не приходила. Нет у меня купеческой жилки. А вообще, идея неплохая. Жаль, что невыполнимая… Материалы, которыми я пользовался, действительно, американские (что вовсе не удивительно, операция-то американская, им и карты в руки; к тому же на русском языке про такого рода события как-то и нет ничего кроме общих фраз, специфика национальная у россиян в большинстве своем, к сожалению, совершенно аналогична американской – «кроме наших историю никто больше не делает». Или я плохо искал?). Использовал я подарочное издание по случаю 60-той годовщины рейда. Там, кстати, ни слова нет о том, что американцы хотели бы приобрести какие-нибудь сведения о канувшем в СССР самолете. Я оперировал данными этого издания, когда писал свою мессагу и не собираюсь с пеной у рта отстаивать, что это - истина в последней инстанции. Там расписан каждый самолет. Т.е. экипаж, цели, дальнейшая судьба и прочее. Так вот по этим сведениям один самолет (пилот Тревис Гувер) приземлился на рисовое поле, посадка была жесткой, экипаж позже сжег развалившийся самолет. Три машины (пилоты Дин Халмарк, Тед Лоусон и Говард Сесслен) упали в море, остальные экипажи покинули самолеты, когда они уже находились над континентом. Из трех погибших в рейде (пленных и казненных в расчет не беру, имею в виду только тех, кто погиб в ночь с 18 на 19 аперля), двое утонули – это как раз летчики одной из этих приводнившихся машин. Там вообще какая-то беда случилась с передатчиками, которые должны были направить самолеты на посадочные полосы, их просто не сумели установить. Даже будь в баках горючее, летчики все равно не нашли бы аэродромы. Кстати, никто ни Сталина, ни русских не винит. Может, это я как-то неверно передал текст. Сказано, что Сталин отказался предоставить аэродромы, и это было его право, потому что положение СССР было и без того критическим. И по поводу интернирования экипажа тоже никаких особых претензий не высказано. Посол США регулярно этих ребятишек навещал и отмечал, что единственное, по поводу чего они выказывали недовольство – это вынужденное бездействие. Заметьте, я и не писал, что они терпели лишения или страдали от голода. Я просто сказал, что они были в плену. И языки они себе не пооткусывали, человек пять весьма увесистые книжки выпустили после войны про этот рейд. Просто у меня, например, возможности почитать их нет (да и не настолько я заболел этим «рейдом», чтобы так глубоко копать). В имеющейся у меня книжке написано, что их освободили по договоренности между США и СССР, а вот в нескольких русскоязычных источника (в основном статьи из журналов) упорно намекают (именно, намекают), что американцы сбежали. Сидели они не в ГУЛАГЕ, а в специально созданном лагере (по сравнению с ГУЛАГОМ, это, наверное, спецсанаторий). Думаю, при желании дернуть оттуда можно было. По крайней мере про два случая совершенно невероятных побегов из нацистских лагерей, совершенных союзниками, у меня есть сведения. Если можно было убежать там, почему это невозможно здесь. И бежать-то всего ничего, от Ташкента до Ирана – это не через Сибирь чесать…
Спасибо за информацию о самолете Йорка. Идея с нарезанными кастрюльками тоже хороша, но думаю, поздно уже, раз американцы еще в 90-ых мутили воду. Вот тогда бы подсуетиться…
Вообще говоря, я все эти материалы лопатить стал только потому, что знакомый моделист, не владеющим современной латынью (т.е. английским), попросил поискать про сие событие. У него легкий сдвиг на тему войны на Тихом океане. Сейчас вот хочет построить все 16 бомберов Дулитла. По тем фотографиям, что есть у него, они мало чем отличались внешне – близнецы-братья, только номера разные. Однако я копнул слегка – оказалось, что как минимум у двух машин собственные имена были (пилоты Тед Лоусон и Уильям Фарроу). Так что, зная страсть америкосов к бортовой живописи, можно предположить, что внешние отличия имели место. Может у вас есть какая-то инфа по этому поводу или источники, где это можно узнать. Премного благодарен буду. Клянусь, к американцам эти сведения не попадут. Я, вообще, все больше с немцами да голландцами общаюсь. А они такие антиглобалисты, русским и во сне не снилось…

От Сергей Зыков
К uncle (04.10.2002 13:22:38)
Дата 04.10.2002 14:56:21

Re: дядюшка, сколько...

>Там вообще какая-то беда случилась с передатчиками, которые должны были направить самолеты на посадочные полосы, их просто не сумели установить.
Они все равно были обречены т.к. взлетели раньше срока

>Заметьте, я и не писал, что они терпели лишения или страдали от голода. Я просто сказал, что они были в плену.
Ну понятно, просто текст так стильно составлен по американски

>Может у вас есть какая-то инфа по этому поводу или источники, где это можно узнать. Премного благодарен буду. Клянусь, к американцам эти сведения не попадут.
какие-такие сведения не попадут? ;))) если они все от американцев и могут быть. То что может помочь моделисту - точно ничего нет.

>Сказано, что Сталин отказался предоставить аэродромы
я и говорю - козлы. и никто бы не предоставил, так что и писать это не стоило, но пишут ведь.

В начале 90-х и "крылья родины" призывали помочь и публикации в других журналах на эту тему органихованы были, - валяется где-то журнал Москва(или Столица?) со статьей и кличем "поможите". найду - зашлю. а так что было приятелю отдал, у него от амеров пара книжечек тоже ничего особого, не комикс, но так себе.
Самолетом Ёрка (он бывший поляк так что у пшеков поищите, они любят своих везде отыскивать, !польский рисунок этого борта у меня где-то есть) занимался мой товарищ несколько дет, работал и в архивах... Вообщем у него вопросов по этому делу уже нет - "следствие закрыто", американа который к нам в гости ездил (очень милый дедушка прохвессор) похоже удалось убедить, а вот других озабоченых как то не проняло (т.о. кастрюлька с сертификатом подлинности таки будет иметь спрос) но даже если предположить невозможное то за 10 последних лет ажиотаж со вторчерцветметом убил бы его точно еще раз. Знакомый у меня в этом бизнесе и разбирается в раритетах - так чего только через эту "мясорубку" не проходит.. недавно оперативно порубили приличный Ил-4. До того был довоенный ЗиС-5 и какаято трофейная японская "тачка" а еще раньше какие-то пушки "сорокапятки".

Еще Кирасир 24.03.2001 постил на форуме Фотохронику рейда Дулиттла с фотографиями из фотоархива Национального Центра Истории ВМС

От Поручик Баранов
К Сергей Зыков (03.10.2002 19:23:09)
Дата 04.10.2002 08:42:02

Подарок был, и это не главный, кстати, итог рейда Дулиттла

Добрый день!

На старом форуме озвучивались совершенно невероятные цифры репрессированных японцами китайцев - несколько сот тысяч человек. Репрессированы они были за укрывательство американских экипажей.

С уважением, Поручик

От uncle
К Поручик Баранов (04.10.2002 08:42:02)
Дата 04.10.2002 13:42:14

Re: Подарок

Данные о жертвах, действительно, очень пространные (от 80 до 250 тысяч в разных источниках). Японцы методично уничтожили все посадочные площадки и примерно наказали местных жителей, подозреваемых в симпатиях (!) к США. Обнаружение любых вещей американского происхождения (монеты, сувениры, одежда, перчатки, шарфы и пр.) означало расстрел на месте. Но очень сомнительно, что 70 пилотов могли оставить столько сувениров и вещей… Скорее всего, это была просто плановая карательная акция.