От Офф-Топик
К All
Дата 05.10.2002 08:52:08
Рубрики Прочее; Спецслужбы;

Выступления руководителей ГВМУ минобороны по вопросам биотрерора

Противодействие биотерроризму: стратегия национального здравоохранения

Г.Г. Онищенко
Минздрав России, Москва

Террористические акты заставили мир более пристально и серьезно взглянуть на проблему обеспечения безопасности населения.

События с рассылкой писем, содержащих возбудителя сибирской язвы, подтвердили подозрения о возможности применения террористами оружия массового поражения, в данном случае биологического.

Конвенцией "О запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении" запрещено производство и использование бактериологического (биологического) оружия.

До последнего времени эта Конвенция соблюдалась всеми государствами. Однако относительная доступность биологических агентов (особенно природных возбудителей инфекционных заболеваний), их низкая стоимость, легкость применения и массовость поражения, а также тяжесть последствий и трудности выявления исполнителя делают их крайне привлекательными для использования в качестве биологического оружия.

Классические биологические агенты (БА) и средства их применения рассматриваются на основе 3 технологических категорий, с учетом целей террористического применения и типов действующих террористических групп по 10 тактическим параметрам.

Низкотехнологичные БА вносятся в пищу или в воду, вызывая пищевое отравление.

Высокотехнологичные БА могут применяться для заражения более крупных площадей. При этом БА, как правило, находятся в аэрозольной форме.

БА на основе микробиологических технологий - это, например, искусственно модифицированные бактерии, резистентные к действию любых известных антибиотиков, или вирусы, более устойчивые к факторам окружающей среды.

Развитие молекулярной биологии, микробиологии, генной инженерии и др. позволяет получать для нужд здравоохранения, сельского хозяйства, пищевой промышленности новые виды биологических агентов.

Однако эти же достижения можно использовать в антигуманных целях, применив полученные биологические агенты в качестве новейших видов биологического оружия.

Эффективность мероприятий по защите от террористического применения опасных патогенов и минимизация ущерба определяется, в первую очередь, своевременностью вакцинации значительных контингентов населения и готовностью медицинской службы к осуществлению лечебных и санитарно-эпидемиологических мероприятий в очаге поражения.

Однако существующая в России система биологической защиты не в состоянии в полной мере обеспечить проведение противоэпидемических мероприятий при чрезвычайных ситуациях, в том числе при противодействии биологическому терроризму.

Выходом из сложившейся ситуации является опережающее развитие биотехнологий. До начала 90-х годов их создание было одной из приоритетных отраслей. Однако сегодня мы потеряли свои позиции в этой сфере и ее необходимо развивать ускоренными темпами.

Кроме биотерроризма к основным источникам биологической опасности можно отнести:

природные и генетически модифицированные возбудители инфекционных заболеваний, в первую очередь, природно-очаговых, "возникающих" и "вновь возникающих";
неконтролируемый трансграничный перенос и интродукция чужеродных видов, включая генно-модифицированные организмы и корма, полученные на их основе;
неконтролируемая генно-инженерная деятельность и генотерапия;
техногенная деятельность;
неконтролируемое клонирование человека и животных.
К основным направлениям борьбы с биологической опасностью относятся:

Разработка законодательной базы обеспечения биологической безопасности.
Развитие научно-технического потенциала по разработке средств и методов диагностики и защиты, в том числе производство антибиотиков, иммунобиологических и генно-инженерных препаратов.
При этом ключевыми направлениями научно-исследовательской работы являются следующие:

обоснование перечня биологических агентов, которые могут быть использованы для биотерроризма;
моделирование ситуаций, вызванных актами биотерроризма, и разработка системы мероприятий по действиям в чрезвычайных ситуациях;
обоснование путей получения биологических материалов и мер предупреждения их возможного незаконного применения;
разработка новых и усовершенствование существующих средств и методов специфической и неспецифической индикации, позволяющих определить характеристики примененного БА в минимально короткие сроки и с высокой вероятностью;
разработка новых и усовершенствование существующих средств профилактики и лечения.
Целевое финансирование научных работ, связанных с обеспечением биологической безопасности, охранных подразделений научно-исследовательских институтов и организаций.
Усиление мер по обеспечению охраны водозаборных, водопроводных и канализационных сооружений, предприятий по производству продуктов питания.
Усиление контроля за хранением и расходованием биологических препаратов.
В настоящее время в стране в целях обеспечения биологической безопасности предприятий принят ряд мер. Одной из наиболее важных является принятие Федерального закона "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности".

В целях противодействия биологическому и химическому терроризму и во исполнение решения Федеральной антитеррористической комиссии Минздравом России, совместно с ФСБ России, Минобороны России, МВД России и другими заинтересованными министерствами и ведомствами приняты следующие меры:

16 февраля 1999 года Федеральной антитеррористической комиссией разработана и одобрена Концепция антитеррористической деятельности федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды и здоровья населения;
образована межведомственная рабочая группа по вопросам защиты населения, сельскохозяйственных животных и растений от возможного применения террористами биологических, химических и иных средств массового поражения, а также борьбы с незаконным оборотом потенциально опасных веществ и материалов;
созданы Федеральный межведомственный центр подготовки специалистов, испытания средств и методов идентификации возбудителей особо опасных инфекций на базе Волгоградского научно-исследовательского противочумного института, а также Центр специальной лабораторной диагностики и лечения на базе Вирусологического центра научно-исследовательского института микробиологии Минобороны России;
в целях развития научно-биотехнологического потенциала, необходимого для обеспечения обороноспособности и национальной безопасности страны, Правительством Российской Федерации 02 июля 1999 года утверждена разработанная Минздравом России Федеральная целевая программа "Создание методов и средств защиты населения и среды обитания от опасных и особо опасных патогенов в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в 1999-2005 годах".
Принят ряд документов. Однако несмотря на принимаемые меры, положение с обеспечением биологической безопасности нельзя признать удовлетворительным.

Отсутствует достаточная правовая база, регулирующая отношения в этой области, прежде всего Федеральный закон "О биологической безопасности".

Имеющаяся в настоящее время материально-техническая база специализированных медицинских учреждений и научных организаций основывается на созданных в конце 80-х - начале 90-х годов средствах индикации, диагностических и лечебно-профилактических препаратах, дезинфектантах, которые не соответствуют современным критериям чувствительности, скорости действия и эффективности. Отсутствуют автоматические средства обнаружения биологических агентов в окружающей среде, в местах наиболее вероятного совершения терактов (метро, вокзалы и аэропорты). Практически нет федеральных запасов вакцин, иммунобиологических препаратов и антибиотиков. Научные исследования по разработке и организации выпуска высокоэффективных средств диагностики, профилактики, лечения и дезинфекции особо опасных инфекций практически не финансируются.

Имеются серьезные проблемы в обеспечении физической безопасности биологически опасных объектов. Ответственность администрации и должностных лиц по выполнению обязанностей, связанных с обеспечением безопасности этих объектов, снижена. Наблюдается тенденция уклонения руководителей от решения сложных, требующих финансовых затрат проблем.

Охрана биологически опасных объектов имеет крайне важное значение, так как, по данным ряда министерств и ведомств, основными каналами поступления в незаконный оборот особо опасных биологических веществ и патогенных микроорганизмов могут являться:

военно-биологические и промышленные объекты по разработке и производству средств защиты от биологического оружия;
объекты по хранению запасов и образцов средств защиты от биологического оружия;
научно-исследовательские и промышленные объекты, выпускающие и использующие в производственном цикле особо опасные биологические вещества и патогенные микроорганизмы;
специалисты-биологи, незаконно синтезирующие особо опасные биологически активные вещества и патогенные микроорганизмы по заказу криминальных структур террористической направленности;
незаконный ввоз в страну особо опасных биологических веществ и патогенных микроорганизмов из стран ближнего и дальнего зарубежья.
Перечисленные проблемы вызывают крайнюю озабоченность возможностью обеспечения биологической безопасности страны.

Осознавая важность обеспечения биологической безопасности как составной части национальной безопасности, необходимо:

принять Федеральный закон "О биологической безопасности", "О питьевой воде и питьевом водоснабжении";
внести изменения и дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации, предусматривающие уголовную ответственность за биотерроризм с использованием генно-инженерных модифицированных организмов;
обеспечить развитие и существенное увеличение государственной поддержки приоритетов фундаментальной науки, в первую очередь, тех лабораторий, которые способны прогнозировать развитие ситуации в области генной, клеточной и белковой инженерии, вести поиск эффективных способов защиты человека и животных от новых видов биологического оружия, обеспечивая их идентификацию и биологические характеристики;
ускорить реализацию Национального плана действий по гигиене окружающей среды;
активизировать международное сотрудничество в области биобезопасности, гармонизацию российского правового поля проблем биобезопасности с международными аналогами;
провести оценку отечественного биологического потенциала в стране и внести предложения по его реструктуризации;
обеспечить государственную санитарно-эпидемиологическую службу материально-финансовыми ресурсами;
наладить производство и оснастить центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с имеющимися потребностями, в первую очередь, портативными автоматическими средствами контроля состояния окружающей среды;
обеспечить финансирование программ и мероприятий по обеспечению биологической безопасности;
разработать и создать автоматизированные системы средств обнаружения и контроля содержания потенциальных биотеррористических агентов в окружающей среде;
разработать методики оценки источников, характера и тенденций развития микробиологических угроз, а также оценки уязвимости биологических объектов;
пересмотреть в сторону ужесточения правила доступа на биологические объекты, работающие с опасными биологическими агентами и токсинами, и обеспечить физическую защиту этих объектов;
организовать подготовку специалистов по новым направлениям биологии и биотехнологии в интересах национальной безопасности.

От Офф-Топик
К Офф-Топик (05.10.2002 08:52:08)
Дата 05.10.2002 08:53:19

тупления руководителей ГВМУ минобороны по вопросам биотрерора-3

О некоторых первоочередных мерах по созданию системы противодействия биологическому терроризму

К.К. Раевский
Научно-исследовательский испытательный центр (медико-биологической защиты)
ГНИИ военной медицины МО РФ

В мировой научной литературе, всевозможных средствах массовой информации на протяжении последних 15-17 лет широко обсуждаются проблемы биологического (БО) и токсического (ТО) оружия. Обусловлено это получившими известность многочисленными фактами реализации в ряде стран таких исследовательских и технологических программ, которые, не нарушая по формальным признакам Конвенцию 1972 г. "О запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериоло-гического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении", не могут расцениваться иначе, как подготовка к применению этих видов оружия массового поражения (ОМП).

На рубеже ХХ-ХХI веков, однако, произошло существенное смещение акцентов с позиций традиционных представлений о боевом использовании БО и ТО как таковых в сторону применения их основных компонентов - биологических поражающих агентов (БПА) и токсинов в виде актов биологического терроризма. Исключительную озабоченность и тревогу в этой связи вызывает потенциально легкая доступность БПА - в мире сейчас насчитывается порядка 1000 объектов, содержащих коллекции патогенных микроорганизмов и вирусов.

Под средствами для осуществления биотеррористических актов подразумеваются объекты, которые представляют микромир, т.е. микробиологические объекты, в отдельных случаях, правда, в сочетании с кровососущими членистоногими-переносчиками. Таким образом, термин "биологический терроризм" и его синонимы отражают по сути понятие "микробиологический терроризм". Следует отметить также, что БПА и токсины - это две принципиально различные категории поражающих средств.

Имевшие место в США и других зарубежных странах в последней трети 2001 г. десятки случаев сибиреязвенной инфекции, возникшие вследствие злоумышленной рассылки спор бактерий в почтовых отправлениях, должны получить такую же нравственную оценку, как газобаллонная хлорная атака в период Первой мировой войны и атомная бомбардировка Хиросимы во время Второй, ставшие прецедентами применения принципиально новых для человечества средств массового уничтожения.

Противодействие биотерроризму как социальному злу в глобальных масштабах, равно как решение конкретных задач по предупреждению и отражению биотерактов на местах, требуют тщательных разноплановых научных исследований и разработок на системной основе, причем при условии самой широкой международной интеграции. Естественно, что для этого потребуются усилия большого числа компетентных специалистов, а реальные плоды появятся только по прошествии какого-то времени. Однако уже сейчас, на основании имеющихся знаний, практического опыта и критической оценки складывающейся ситуации, могут быть предложены меры, реализация которых окажет существенную помощь при решении таких непростых задач.

Прежде всего, очевидно, что проблемы противодействия биотерроризму необходимо решать в едином комплексе с такими близкородственными проблемами, как биологическая безопасность (ББ) и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.

Принципиально важное значение имеет разработка концепции ББ страны, определяющей на перспективу первых десятилетий ХХI века такие основополагающие позиции как источники биологической опасности, организационные принципы ББ, силы и средства обеспечения ББ, научно-техническая политика и приоритетные направления развития средств и методов защиты, организационные и технико-экономические подходы к созданию необходимых резервов сил и средств и т.д.

Исключительно важной с позиций ББ, противодействия биотерроризму и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия представляется организация национальной единой автоматизированной системы наблюдения и контроля биологической обстановки. Основу системы должны составить НИИ микробиологического, вирусологического и эпидемиологического профиля, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора и другие практические санитарно-эпидемиологические и ветеринарно-санитарные учреждения Минобороны РФ, Минздрава РФ, Минсельхозпрода РФ.

Нуждается в осуществлении в первоочередном порядке также довольно большой блок мер юридического и организационно-технического характера. Центральное место в числе таких мер мы склонны отвести закреплению в законодательстве РФ уголовной ответственности как за тяжелейшие преступления перед человечеством за несанкционированные действия, связанные с добычей (выделением), содержанием, накоплением и применением в антигуманных целях возбудителей инфекций человека, а также животных и растений, представляющих потенциальную или предположительную угрозу для жизни и здоровья людей.

Бесспорно, позитивную роль должны сыграть также:

переход к унифицированной системе обеспечения безопасности на объектах, осуществляющих выделение, содержание, накопление, научные исследования и др. действия с возбудителями инфекций человека, животных и растений;
сведение до минимума числа объектов (особенно в крупных населенных пунктах), которым разрешено хранение микроорганизмов и вирусов I-II групп патогенности и создание в регионах на базе наиболее готовых в кадровом и материально-техническом отношении учреждений межведомственных центров хранения таких возбудителей;
придание межведомственным центрам статуса федеральных особо важных режимных учреждений, введение в них вооруженной охраны и соответствующего пропускного режима, оборудование территорий трудно преодолеваемыми ограждениями с электронной охранной сигнализацией, а помещений для хранения коллекций возбудителей инфекций - автономной охранно-пожарной сигнализацией;
разработка в федеральных особо важных режимных учреждениях планов по антитеррористической защите, согласованных с территориальными органами "силовых" ведомств, с последующей практической отработкой соответствующих навыков;
искоренение и недопущение впредь накопления, так называемых авторских коллекций микроорганизмов и вирусов I-II групп патогенности.
В первоочередном решении нуждаются также и вопросы кадрового порядка. Благодушное восприятие проблем БО в 1980-90 годы привело к постепенному практически полному "вымыванию" из учебных программ подготовки врачей и последипломного образования вопросов защиты от БО, микробиологии БПА, эпидемиологии, патогенеза, клиники, профилактики и лечения вызываемых ими инфекций и, следовательно, к снижению среднего уровня готовности специалистов к выполнению в особый период своих профессиональных обязанностей. В качестве радикальной меры по преодолению сложившегося положения предлагается пересмотр учебных программ с внесением в них необходимых корректив и переход на обучение медицинского персонала всех категорий и специализаций, в особенности эпидемиологов, микробиологов, вирусологов, врачей-лаборантов и инфекционистов по обновленным программам.

Можно с уверенностью утверждать, что обсуждаемые меры, не претендующие на исчерпывающую полноту, явятся реальными шагами на пути к решению не только задач противодействия биотерроризму, но и сложнейших проблем обеспечения ББ страны и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.



© К.К. Раевский, 2002

От Офф-Топик
К Офф-Топик (05.10.2002 08:52:08)
Дата 05.10.2002 08:52:29

Выступления руководителей ГВМУ минобороны по вопросам биотрерора-2

Биотерроризм и биокатастрофы: предупреждение, проблемы защиты и безопасности

П.И. Мельниченко
Главное военно-медицинское Управление МО РФ

В настоящее время термин "терроризм" стал едва ли не самым употребляемым в лексиконе политиков и государственных деятелей. И если эта угроза национальной безопасности касалась, главным образом, России в связи с вооруженным конфликтом на Северном Кавказе, то после известной авиаатаки на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке (США) мир заговорил о реально наступившей глобализации терроризма.

Вскоре, не успев оправиться от шока после трагедии в Нью-Йорке, США подвергаются новой атаке, на этот раз биологической! Причем, это была первая эффективная биотеррористическая акция с сознательным применением возбудителя особо опасной инфекции - сибирской язвы (Bacillus anthracis). Всего было зарегистрировано 23 случая заболевания, в том числе 5 летальных, у 11 больных выявлена легочная форма заболевания. Понятие "биотерроризм" теперь уже на устах не только политиков, дипломатов, государственных деятелей, но и ученых всех континентов. В первую очередь проблема биотерроризма коснулась специалистов, род деятельности которых связан с изучением биологических агентов (БА).

Наблюдается существенная активизация усилий со стороны международных террористических организаций с целью получения доступа к биологическим средствам поражения, а также технологиям их получения и применения. Это обусловлено, в частности, их высокой поражающей эффективностью, возможностью скрытой наработки необходимых для применения количеств при наличии минимальной по площади и техническому оснащению лабораторной базы, относительно низкой стоимостью и сильнейшим психологическим воздействием на население факта применения этих средств наряду со значительным экономическим ущербом.

Основным методом совершения биологического террористического акта является диверсионный, в ходе которого с помощью различного малогабаритного снаряжения осуществляется преднамеренное заражение внешней среды, замкнутых воздушных пространств, воды, продовольствия, предметов.

Наибольший поражающий эффект может быть достигнут при реализации воздушно-капельного (аэрозольного, аспирационного) механизма передачи инфекции с использованием фактора ограниченного пространства.

Вторым по значению механизмом передачи заразного начала для достижения существенного поражающего эффекта является фекально-оральный, при котором конечным фактором передачи инфекции служат пищевые продукты и вода.

Третьим механизмом передачи биологических поражающих агентов при совершении террористического акта может быть трансмиссивный, реализуемый путем рассеивания на местности или в помещении искусственно зараженных переносчиков (блох, комаров, клещей). Несмотря на малую вероятность использования трансмиссивной передачи инфекции при акте биотерроризма, её также следует учитывать.

Наряду с диверсионным методом непосредственного применения биологических агентов, взрывы на объектах биологической промышленности, в микробиологических лабораториях научно-исследовательских и практических учреждений Минздрава России, других министерств и ведомств РФ по возможному характеру медико-санитарных последствий необходимо также отнести к биотеррористическим актам.

Указанные объекты по своей природе являются искусственными резервуарами возбудителей опасных инфекционных заболеваний и по этой причине должны быть отнесены к биологически опасным объектам. Имевшие место аварийные ситуации на этих объектах (не террористического происхождения) полностью подтверждают это положение.

Существенную трудность представляет собой установление самого факта совершения биотеррористического акта, который, как правило, своевременно обнаружить невозможно, а его скрытность, вероятнее всего, приведет к внезапному и необъяснимому появлению единичных или массовых случаев опасных инфекционных заболеваний среди населения или в войсках.

Приведенные выше особенности чрезвычайных ситуаций, связанных с актами биотерроризма требуют обеспечения высокой степени готовности соответствующих государственных структур к проведению комплекса мероприятий по ликвидации медико-санитарных и других последствий биотеррористических актов.

Появление реальной угрозы биологического терроризма в России может иметь тяжелые последствия, поскольку на сегодняшний день ни население, ни государственные службы в полной мере не готовы к адекватному реагированию на его проявление, а также к проведению своевременных и эффективных мер по ликвидации последствий таких террористических актов. В целом возрастающая вероятность использования террористами биологических средств представляет реальную угрозу национальной безопасности России. Ситуация катастрофически ухудшается из-за прогрессирующей утраты Россией интеллектуального потенциала. В настоящее время продолжается стремительный отток квалифицированных кадров, в том числе и в зарубежные научные биологические центры. Еще в 1997 году к выводу об опасном отставании в сфере разработки проблем биологической защиты пришли в Минобороны, Минздраве России. В связи с этим была разработана Федеральная целевая программа "Создание методов и средств защиты населения и среды обитания от опасных и особо опасных патогенов в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в 1999 - 2005 годах" - "Защита". Однако с 2002 года она была исключена из перечня федеральных целевых программ, предусматриваемых к финансированию из Федерального бюджета, что еще в большей мере усугубило ситуацию в этой области.

Реальность угрозы биотерроризма в нашей стране обусловила принятие ряда мер законодательного, организационного и специального характера. Подготовлен проект Федерального закона "О биотерроризме и биокатастрофах". Работа в области защиты населения, сельскохозяйственных животных и растений координируется Межведомственной рабочей группой Федеральной антитеррористической комиссии.

Проблемы защиты населения страны от биотерроризма стали предметом обсуждения в Аппарате Правительства Российской Федерации в октябре 2001 года, в итоге которого были разработаны и представлены Председателю Правительства РФ предложения о принятии неотложных мер по противодействию биотерроризму. Ключевыми среди них являются разработка концепции о биологической безопасности России, её военной и промышленной составляющей и реализация первоочередных мер по восстановлению и наращиванию защитного биопотенциала страны, создание единой государственной системы управления биокомплексом страны, разработка Федеральной целевой программы развития прорывных биотехнологий и другие.

В рамках Экспертно-консультативного Совета по проблемам национальной безопасности при Председателе Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации действует Комиссия по биологической безопасности. В ноябре 2001 года этой комиссией разработан и направлен в адрес Президента страны ряд обоснованных предложений, направленных на создание специальных государственных структур для руководства на межведомственном и межрегиональном уровнях всей деятельностью государства по обеспечению мобилизационной готовности страны к отражению нападения с применением биологических и химических средств, в том числе террористических актов.

Вызывает удовлетворение принятое в феврале текущего года решение Комиссии по охране здоровья населения Совета Безопасности Российской Федерации, в котором Правительству РФ рекомендовано возобновить финансирование из государственного бюджета Федеральной целевой программы "Защита".

Приняты дополнительные меры по повышению готовности оперативных групп специалистов в составе учреждений противочумной системы Минздрава России и санитарно-эпидемиологических учреждений Министерства обороны, которые всегда были основой медицинских сил и средств быстрого реагирования при возникновении чрезвычайных эпидемических ситуаций.

В Решении Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения, рассмотревшей в феврале 2002 года вопрос "Особо опасные инфекции как вероятное средство биотерроризма", отмечается: "Определяющим фактором противодействия биологическому терроризму является как на федеральном, так и на уровне субъектов Российской Федерации, готовность органов и учреждений здравоохранения и государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, соответствующих учреждений других министерств и ведомств к проведению профилактических, противоэпидемических мероприятий при возникновении эпидемических или эпизоотических очагов в результате применения биологических агентов, укрепление материально-технической базы и создание надежной системы "раннего оповещения" с использованием электронных средств.

В Российской Федерации обеспечение мероприятий по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе террористических (биотеррористических) акций, имеет многоуровневую, межведомственную и иерархически соподчиненную организацию".

Однако реальное состояние готовности органов государственной власти, заинтересованных Министерств и ведомств к проведению мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий актов биотерроризма и биокатастроф пока не отвечает в полной мере потребностям страны. Определены лишь пути и направления, в соответствии с которыми предстоит целенаправленная кропотливая работа по восстановлению и наращиванию системы биологической защиты в России.

Таким образом, решение проблем, связанных с противодействием биотерроризму, является актуальной государственной задачей, напрямую затрагивающей интересы обеспечения национальной безопасности России.



© П.И. Мельниченко, 2002