От Офф-Топик
К All
Дата 08.10.2002 06:51:47
Рубрики Прочее; Современность; Спецслужбы;

НЕту у Вольшанце счастья...

БЮЛЛЕТЕНЬ
Счетной палаты
Российской Федерации


Из постановления Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 27 ноября 1998 года № 34 (147) "О результатах ревизии использования средств федерального бюджета на содержание Западной пограничной группы Федеральной пограничной службы Российской Федерации":
Утвердить отчет по результатам ревизии.
Направить представления Счетной палаты Директору Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Министру сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
Направить материалы по результатам ревизии в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.




ОТЧЕТ
о результатах ревизии использования средств федерального бюджета на содержание Западной пограничной группы ФПС России

Основание для проведения проверки

План работы Счетной палаты Российской Федерации на 1998 год.

Цель ревизии

Проверить целевое использование средств федерального бюджета на содержание Западной пограничной группы Федеральной пограничной службы Российской Федерации, меры, принимаемые командованием Западной пограничной группы по решению задач охраны и защиты государственной границы, их материально-техниче-скому обеспечению за 1997-1998 годы.

Объекты ревизии

Управление Западной пограничной группы ФПС России, 106 пограничный отряд особого назначения, 26 отдельная авиационная эскадрилья, отряды пограничного контроля "Белгород" и "Ростов-на-Дону", 33 военный склад.

В результате ревизии установлено:

1. В связи с неподписанием Украиной Соглашения о сотрудничестве государств СНГ по обеспечению стабильности на внешних границах (г. Бишкек, 9 октября 1992 года) приказом министра безопасности Российской Федерации от 10 марта 1993 года № 058 был введен пограничный контроль на основных направлениях перемещения лиц, транспортных средств и грузов через российско-украинскую границу.

В соответствии с Указом Президента России от 19 июля 1997 г. № 732 "Вопросы Федеральной пограничной службы Российской Федерации" Западная группа пограничных войск переименована в Западную пограничную группу ФПС России, а приказом директора ФПС России от 7 августа сего года № 057-Ш (в рамках реформирования ФПС России согласно Указу Президента России от 8 декабря 1997 г. № 1275 и Указу Президента Российской Федерации от 1 августа 1998 г. № 913С) переименована в Западное региональное управление, которое выполняет задачи по охране и защите государственных интересов на российско-украинской границе на территории 6 субъектов Российской Федерации (Смоленской, Брянской, Курской, Белгородской, Воронежской, Ростовской областей) силами органов пограничного контроля, пограничных комендатур и авиации.

На государственной границе между Российской Федерацией и Украиной в зоне ответственности Западной пограничной группы ФПС России в соответствии с положениями Соглашения между Россией и Украиной от 8 февраля 1995 года предусмотрено открытие 59 пунктов пропуска. Из предусмотренных Соглашением действуют 36.

В настоящее время Западная пограничная группа осуществляет пограничный контроль перемещения лиц, транспортных средств и грузов в 47 пунктах пропуска через государственную границу, из которых 23 автомобильных, 13 железнодорожных, 8 воздушных, 2 морских и 1 речной.

Из них 10 пунктов пропуска через государственную границу открыты как международные пункты пропуска в аэропортах, морских и речном портах специальными распоряжениями Правительства Российской Федерации.

Кроме того, на аэродроме "Таганрог-южный" пограничный контроль осуществляется в соответствии с решением директора ФПС России (указание ФПС России от 13 ноября 1995 г. № 7/1/2268).

Помимо этого, на основании частных решений директора ФПС России осуществлялся разовый пограничный контроль на 3-х аэродромах:


"Сеща" (военный аэродром, Брянская область) - в 1996-1998 годах оформлено 9 воздушных судов военно-транспортной авиации силами контролерского поста "Брянск-аэропорт" отряда пограничного контроля "Брянск" (9 пограничных нарядов по 2-3 человека);
"Придача" (аэродром Воронежского авиационного завода) - в 1996-1998 годах оформлено 22 воздушных судна силами отделения пограничного контроля "Воронеж-аэропорт" отряда пограничного контроля "Белгород" (22 пограничных наряда по 2 человека);
"Бутурлиновка" (военный аэродром, Воронежская область) - в 1998 году оформлено 2 воздушных судна силами отделения пограничного контроля "Воронеж-аэропорт" отряда пограничного контроля "Белгород" (2 пограничных наряда по 2 человека).

2. Общая протяжённость охраняемого участка границы Западной пограничной группой составляет 3179,8 км, из них сухопутной - 2360,5 км, морской - 22 км, озёрной - 21,2 км, речной - 783,1 км. Часть территориальных вод Азовского моря - 315 километров - охраняют подразделения Кавказского Особого пограничного округа ФПС России.

В 1997 году на участке Западной пограничной группы в установленных пунктах пропущено свыше 18 млн. человек и около 3 млн. транспортных средств. Выявлено 305 лиц с чужими и поддельными документами. Выявлено и не пропущено через границу 7 тыс. 595 человек.

За 9 месяцев 1998 года в установленных пунктах пропущено свыше 11 млн. человек и около 1,5 млн. транспортных средств. Выявлено 166 лиц с чужими и поддельными документами. Выявлено и не пропущено через границу 7 тыс. 414 человек.

Через границу на участке пограничной группы проходят 25 железных дорог, 3 автострады, более 100 дорог с асфальтовым и бетонным покрытием. Помимо основных автомобильных дорог, на которых размещены пункты пропуска, насчитывается около 400 объездных дорог. Практически каждый приграничный населенный пункт России связан с сопредельной стороной 1-5 проселочными дорогами.

В настоящее время государственная граница между Российской Федерацией и Украиной в договорно-правовом отношении не оформлена, делимитация и демаркация не проведена. Деятельность Западной пограничной группы ФПС России по защите и охране государственной границы с Украиной осуществляется на основе 8 межгосударственных договоров и соглашений, а также 11 межведомственных протоколов руководителей пограничных ведомств России и Украины.

В отличие от российской стороны, руководство Украины в пограничной политике придерживается твёрдой линии наращивания усилий по охране российско-украинской границы и скорейшего завершения процессов делимитации и демаркации границы.

Открытие пунктов пропуска осуществлено с нарушениями статьи 12 Федерального закона "О Государственной границе Российской Федерации" и статей 9, 13 "Положения о пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 60 и других правительственных постановлений. Пункты пропуска недостаточно обустроены, технически оснащены слабо, в них не развиты или обустроены по временной схеме транспортные, инженерные и социально-бытовые инфраструктуры. Такое положение сложилось из-за недостаточного финансирования строительства пунктов пропуска со стороны федеральных органов исполнительной власти (МПС России, Минтранса России, ГТК России и других ведомств) и субъектов Российской Федерации (Смоленской, Брянской, Курской, Белгородской, Воронежской, Ростовской областей). Так, пункт пропуска "Успенская-железнодорожный" открыт по временной схеме и функционирует с февраля 1993 года. В пункте пропуска для размещения смены пограничных нарядов в составе более 20 чел. имеется одно помещение площадью 18 кв. метров. Другие служебные помещения, инженерные постройки и сооружения, необходимые для проведения пограничного контроля лиц и транспортных средств, следующих через границу, отсутствуют.

3. Указ Президента Российской Федерации от 29 августа 1997 г. № 950 "О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере", а также Постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 1998 года № 90 выполнены не в полном объеме. Работа по передаче ФПС России закрепленных за органами, осуществлявшими охрану, водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Азовского моря организована слабо. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации не передало до 20 марта 1998 года ФПС России штатную численность и материально-технические ресурсы управлений рыбоохраны Азовского бассейна. В результате функции по охране биологических ресурсов Азовского моря продолжают выполнять подразделения Азоврыбвода и Кубаньрыбвода.

Из инспекций (г. Ейск, г. Приморско-Ахтарск), где проходят основные миграционные пути проходных и полупроходных видов рыб, не передано ни одной штатной единицы, а также автотранспорт и плавсредства. По вине должностных лиц ФПС России, министерств и ведомств, отвечающих за выполнение Указа Президента Российской Федерации "О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственный контроль в этой сфере" и Постановления Правительства от 26 января 1998 года № 90, в вышеперечисленных городах не организованы инспекции ФПС России.

Охрану морских границ Азовского моря и защиту экономических и биологических ресурсов ФПС России осуществляет силами двух округов - Западной пограничной группы и Кавказского Особого пограничного округа.

4. Выделенные бюджетные ассигнования на содержание Западной пограничной группы в 1997-1998 годах не обеспечивали в полном объеме минимальные потребности группы. Недостаточное финансирование отрицательно влияло на полноту и своевременность выполнения возложенных задач на Западную пограничную группу. В 1997 году финансирование осуществлялось через финансово-экономическое управление ФПС России по схеме "округ - отряд - отдельная часть".

Общая сумма финансирования группы за 1997 год составила 124825,0 тыс. рублей - 62 процента от годовой потребности, в том числе 96956,0 тыс. рублей (77,7%) получено денежными средствами, 10785,0 тыс. рублей (8,6%) - векселями, 710,0 тыс. рублей (0,6%) - по взаимозачетам, 16374,0 тыс. рублей (13,1%) - денежными зачетами.

С 1 января 1998 года воинские части группы переведены на казначейскую систему обслуживания. Общая сумма финансирования группы за 6 месяцев 1998 года составила 38220 тыс. рублей (все денежными средствами, что составило 45 процентов минимальной потребности).

Особые расходы, вещевое довольствие, капитальный ремонт и инженерное оборудование границы, автобронетанковая техника, авиационная техника, учебные расходы, политико-просветительные расходы, артиллерийское вооружение не финансировались.

5. Задолженность по социальным выплатам на 1 октября 1998 года составила 19586 тыс. рублей, в том числе: государственные пособия на детей (с мая) - 401 тыс. руб.; денежная компенсация на санаторно-курортное лечение - 490 тыс. руб.; денежная компенсация за наем (поднаем) жилья (с декабря 1997 по сентябрь 1998 года) - 1722 тыс. руб.; денежная компенсация взамен вещевого имущества - 2670 тыс. руб.; денежная компенсация взамен продовольственного пайка - 11666 тыс. руб.; оплата проезда в очередные отпуска и служебные командировки - 1089 тыс. руб.; суточные и квартирные деньги при служебных командировках - 1548 тыс. рублей.

Денежным довольствием военнослужащие и заработной платой гражданский персонал удовлетворены по август 1998 года включительно.

6. За период с 1 января 1997 года по настоящее время по пограничной группе было издано 48 приказов по организационно-штатным мероприятиям. Только на выплату единовременных пособий уволенным по сокращению солдатам и сержантам контрактной службы израсходовано 52,9 тысяч рублей.

Кроме того, в связи с предстоящим сокращением по организационно-штатным мероприятиям будет дополнительно израсходовано на увольнение офицеров и прапорщиков 585,9 тысяч рублей.

На протяжении последних лет руководством ФПС России проводилась кадровая политика на создание различных структур в аппаратах управлений округов и групп. Образованы отделы международно-договорной и погранпредставительской деятельности, служба собственной безопасности, прокуратура и другие. На вновь образованные вакантные должности установленным порядком призывались солдаты и сержанты контрактной службы, прапорщики и офицеры для прохождения службы. Вместе с тем, после очередной реорганизации ФПС России численность аппарата сокращается по должностям, которые в течение 2-3 лет укомплектовывались солдатами и сержантами контрактной службы, прапорщиками и офицерами со всех регионов России. Предполагается уволить по достижении предельного возраста пребывания на военной службе - 4 офицера, по организационно-штатным мероприятиям - 36 офицеров, имеющих практический опыт пограничной службы, желающих служить и годных по состоянию здоровья. При увольнении их по организационно-штатным мероприятиям только на выплату единовременного пособия потребуется 510,8 тыс. рублей. Кроме того, будет сокращено 17 должностей прапорщиков, также укомплектованных. Расходы по увольнению (выплата единовременного пособия, оклада по воинскому званию в течение года) составят 75,1 тыс. рублей. В целом расходы составят 585,9 тыс. рублей. Всего расходы, связанные с организационно-штатными мероприятиями за 1997-1998 годы, составят 628,8 тыс. рублей.

Анализ расходов за 1997 год показал, что объем финансирования частей и соединений, непосредственно осуществляющих охрану границы, составил 54797,8 тыс. рублей (43 процента от общего объема финансирования пограничной группы). Расходы на Управление пограничной группы составили 13147 тыс. рублей (10,5 процентов).

Из расходов на Управление пограничной группы значительные суммы составляют расходы на: военную прокуратуру - 646,2 тыс. рублей (6,2 процента); службу собственной безопасности - 746,9 тыс. рублей (5,5 процента); ансамбль - 457,1 тыс. рублей (3,4 процента); военный оркестр - 394,3 тыс. рублей (2,9 процента); комендатуру - 1775,0 тыс. рублей (13,2 процента).

7. Окружной госпиталь Западной пограничной группы планировалось разместить в комплексе зданий бывшего профилактория НПО "Энергия" общей площадью 4204 кв. м, приобретенного в декабре 1994 года за 6306 тыс. руб. по решению должностных лиц ФПС России. Для того, чтобы приспособить приобретенный комплекс под госпиталь, необходимо было дополнительно провести реконструкцию. В результате частично проведенной реконструкции с 1995 года освоено 2683 тыс. рублей. Кроме того, на содержание комплекса зданий (топливо, электроэнергия, вода, заработная плата работникам котельной) израсходовано 2100 тыс. рублей. В настоящее время госпиталь не работает, а из бюджета по вине должностных лиц ФПС России израсходовано более 11 млн. рублей.

8. Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 1994 г. № 617 "Об образовании в составе Пограничных войск Российской Федерации Западной пограничной группы Пограничных войск Российской Федерации" была сформирована авиация Западной пограничной группы с местом постоянной дислокации в г. Воронеже.

Формирование авиации Западной группы пограничных войск началось в июне 1994 года с образованием отдельной авиационной эскадрильи. При управлении группы войск было организовано авиационное отделение.

В 1995 году на содержание авиационной техники по ст. 16 Сметы выделено денежных средств 23 процента от потребностей, в 1996 году - 0,4 процента, в 1997 году тенденция финансирования сохранилась. По состоянию на 21 октября 1998 года задолженность авиации Западной пограничной группы за базирование составляет 1097,4 тыс. рублей. Ограниченный лимит топлива и техническое состояние авиации Западной пограничной группы не позволяют выполнять полеты, предусмотренных летными нормативами. За 10 месяцев 1998 года авиационная эскадрилья смогла налетать только 92 часа, что составляет 25 процентов от налета за аналогичный период 1997 года. Вместе с тем, расходы за 9 месяцев 1998 года на авиационный отдел и отдельную авиационную эскадрилью составили 3890,0 тыс. рублей. В связи с отсутствием финансирования и неготовностью летного и инженерно-технического состава осуществлять полеты на вертолетах Ми-2, 261 авиационный отряд (г. Таганрог) не выполнил ни одного вылета на охрану государственной границы (начиная с октября 1997 года). Однако на его содержание израсходовано 196,7 тыс. рублей.

9. Обеспеченность Западной пограничной группы вещевым имуществом по плану 1998 года составляет до 53 процентов, отдельными предметами - 25-30 процентов. Полностью обеспеченным повседневным обмундированием можно считать каждого второго военнослужащего Западной пограничной группы, которому приходится нести службу в международных пунктах пропуска.

Недостаточное финансирование для выплаты денежной компенсации взамен вещевого имущества не позволяет выполнять требования Федерального закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих".

В 1998 году денежные средства для выплаты компенсации за вещевое имущество и пошив обмундирования ФПС не выделялись, все положенные выплаты уволенным в запас военнослужащим производились только по решению суда. На сегодняшний день задолженность по выплате денежной компенсации взамен вещевого имущества составляет 2553 тыс. рублей.

В течение 1997 и 1998 года запасы продовольствия в воинских частях группы составляли 1-1,5 месячную потребность. В 1998 году при потребности 14136,5 тыс. рублей выделено 2470,0 тыс., что составило 17,5 процентов от потребности. Задолженность составляет 11666,5 тыс. рублей, или 82,5 процента от годовой потребности.

При потребности денежных средств на ГСМ в 1997 году 5739 тыс. руб. выделено 80 тыс. и поставлено ГСМ на сумму 2610 тыс. руб., всего - 2690 тыс. руб., что составило 46,9 процента от потребности. При минимальной потребности денежных средств на 1998 год в 2380 тыс. руб. выделено 38 тыс. и поставлено горючее на сумму 474 тыс. руб., всего 512 тыс. руб., что составило 21,5 процента от минимальной потребности.

10. Незавершенное строительство по состоянию на 1 января 1997 года составило 13416 тыс. рублей, на 1 января 1998 года - 9159,6 тыс. рублей, на 1 октября 1998 года - 9592 тыс. рублей.

В результате недостаточного финансирования и распыления капитальных вложений в течение 2-3 лет не осуществлялось строительство:


2-квартирного жилого дома в п. Весело-Вознесенка сметной стоимостью 92 тыс. рублей в ценах 1991 года. За период с октября 1994 по октябрь 1995 года произведен монтаж фундаментастоимостью 38 тыс. рублей;
административно-хозяйственного здания отряда пограничного контроля "Белгород" сметной стоимостью 979 тыс. рублей в ценах 1991 года. Стоимость незавершенного строительства в текущих ценах - 3703 тыс. рублей. Для завершения строительства необходимо 1500 тыс. рублей.
профилактория под госпиталь (реконструкция). С июня 1995 года до настоящего времени освоено 2828 тыс. рублей. Для завершения строительства необходимо 3500 тыс. рублей, в том числе на приобретение оборудования - 2000 тыс. рублей.

Для завершения данных объектов необходимо 5000 тыс. рублей, что превышает лимит капитальных вложений по титулу на 1998 год. Фактически профинансировано в текущем году 379 тыс. рублей.

11. В 1994 году было приобретено здание в поселке "Весело-Вознесенка" за 35 тыс. руб. у Натальевского сельпо Неклиновского района Ростовской области. С целью восстановления и переоборудования для административного помещения отделения пограничного контроля "Весело-Вознесенка-авто".

Здание общей площадью 270 кв. м построено в 1955 году. Согласно акту технического состояния, подписанному членами комиссии отряда пограничного контроля "Ростов-на-Дону", основные конструкторские элементы здания были повреждены или требовали замены от 50 до 80 процентов. Но решение о покупке было принято должностными лицами Западной пограничной группы. Здание не эксплуатировалось ни одного дня. Незаконный расход бюджетных средств составил 35 тыс. рублей.

12. Выделенные администрацией земельные участки для размещения частей регионального управления в связи с отсутствием финансирования не использовались:


участок площадью 8 га, выделенный постановлением администрации Рамонского района от 7 апреля 1995 г. № 210, для размещения приемо-передающего центра связи пограничной группы;
участок площадью 12 га, выделенный постановлением главы администрации г. Воронежа от 29 сентября 1995 г. № 794, для авиационной эскадрильи.

13. В ходе проведенных проверок и ревизий в частях Западной пограничной группы выявлены нарушения штатной дисциплины, переплата денежного довольствия, заработной платы и другие нарушения на 113,1 тыс. рублей, возмещено 14,6 тысяч рублей. Например, в отдельной авиационной эскадрилье Западной пограничной группы при отсутствии помещения офицерской столовой для лётного состава шесть военнослужащих-женщин, назначенных на штатные должности поваров, фактически исполняли сверхштатные должности: делопроизводитель, уполномоченный секретной части, бухгалтер тыла, оператор ЭВМ.

Выводы

Проведенная ревизия Западной пограничной группы ФПС России свидетельствует, что финансовое положение ФПС России ухудшается. Выделенные бюджетные ассигнования не обеспечивают в полном объеме минимальные потребности Западной пограничной группы. Недостаточное финансирование отрицательно влияло на полноту и своевременность выполнения задач, возложенных на Западную пограничную группу по охране и защите государственных интересов на российско-украинской границе, проходящей по территории 6 субъектов Российской Федерации, силами органов пограничного контроля, пограничных комендатур и авиации. Государственная граница между Российской Федерацией и Украиной в договорно-правовом отношении не оформлена. Делимитация и демаркация не проведены.

Задолженность по социальным и другим выплатам личному составу по состоянию на 1 октября 1998 года составили 19526,0 тыс. рублей, что составляет объем финансирования более двух месяцев.

Задолженность поставщикам с 1 января 1997 года возросла в 3 раза и по состоянию на 1 октября 1998 года составила 9260,0 тыс. рублей.

В основном финансовые средства направлялись на погашение задолженности по денежному довольствию и заработной плате. В результате особые расходы, капитальный ремонт и инженерное оборудование границы, автомобильная и авиационная техника, артиллерийское вооружение вообще не финансировались.

Образованная Указом Президента Российской Федерации авиация Западной пограничной группы из-за недостаточного финансирования не позволяет летному составу выполнять налет часов, предусмотренный летными нормативами, вместе с тем расходы на авиационный отдел и авиационную эскадрилью за 9 месяцев составили 3890,0 тысяч рублей.

Нецелевого использования бюджетных средств в ходе ревизии не выявлено.

Несмотря на сложное финансовое положение в ФПС России, в Западной пограничной группе в ходе проведения ревизии выявлены нарушения в неисполнении законов, указов, постановлений Правительства Российской Федерации и расходовании государственных средств:

1. Автомобильные и железнодорожные пункты пропуска открыты на российско-украинской границе с нарушениями статьи 12 Федерального закона "О Государственной границе Российской Федерации" и статей 9,13 "Положения о пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 60, других правительственных постановлений.

2. Указ Президента Российской Федерации от 29 августа 1997 г. № 950 "О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере", а также Постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 1998 г. № 90 должностными лицами ФПС России выполнены не в полном объеме. Слабо организована работа по передаче ФПС России закрепленных за органами, осуществлявшими охрану водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Азовского моря.

3. В результате организационно-штатных мероприятий в связи с увольнением военнослужащих по сокращению штатов по вине должностных лиц ФПС России из бюджетных средств израсходовано 52,9 тыс. рублей и будет израсходовано 585,9 тысяч рублей.

4. Комплекс зданий приобретенных под госпиталь в 1994 году не функционирует, вместе с тем из бюджета израсходовано 11089,0 тыс. рублей, в том числе на покупку зданий - 6306 тыс. рублей, частичную реконструкцию - 2683,0 тыс. рублей, содержание комплекса (топливо, электроэнергия, заработная плата работников котельной) - 2100 тысяч рублей.

5. Денежные средства в сумме 196,7 тыс. рублей неэффективно израсходованы на содержание авиационного отряда, не выполнившего ни одного вылета с октября 1997 года.

6. В результате недостаточного финансирования и распыления капитальных вложений образовалось незавершенное строительство на 3741,0 тыс. рублей. Строительство объектов в течение 2-3 лет не осуществлялось.

7. Незаконные расходы на приобретение здания в 1994 году, которое не эксплуатировалось ни одного дня, составили 35 тысяч рублей.

8. В ходе проведенных проверок и ревизий в частях Западной пограничной группы выявлены нарушения штатной дисциплины, переплата денежного довольствия, заработной платы и другие на 113,1 тыс. рублей.

Возражений должностных лиц Западной пограничной группы по результатам ревизии нет.

По результатам ревизии направить представления:


Директору Федеральной пограничной службы Российской Федерации;
Министру сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.

Направить материалы по результатам ревизии Главному военному прокурору Российской Федерации.



Аудитор Счетной палаты
Российской Федерации Ю. Н. РОДИОНОВ


От Офф-Топик
К Офф-Топик (08.10.2002 06:51:47)
Дата 08.10.2002 07:18:53

Re: Или Есть ....

НЕЗАМЕЧЕННЫЕ ПОБЕДЫ РОССИИ генерал-майор Валерий ЧЕБАН


Инерция падения авторитета и утеря позиций России на международной арене приобрели такую силу, что трудно в негативном потоке явлений отыскать светлое пятно. Между тем были настоящие победы, имеющие большое значение для страны.
Среди них выделяются перелом ситуации на таджикско-афганской границе 1993-94 гг. и блокировка, остановка острого клина сепаратизма, угрожающего с Северного Кавказа.
Распад Советского Союза вызвал к жизни не просто противоречия, а настоящие вооруженные конфликты вблизи территории России. Огромное постсоветское пространство стало объектом стремительной военно-политической приватизации. Особенно отличались северокавказское и центральноазиатское направления. А на Западе, окрыленный победой в «холодной войне», стал готовиться к расширению военный блок НАТО.
Годы 1992-1995 характеризовались небывалым всплеском сепаратизма в Российской Федерации. Выполнение рекомендации по заглатыванию суверенитета без учета разумных возможностей пищеварительного тракта национальной политики и экономики субъектов приводило не только к расстройству суверенных организмов, но и к угрозе целостности России.
Достаточно вспомнить войну законов между федеральным центром и рядом субъектов Федерации, построенных по национальному принципу, их стремление укрепить внешние связи, минуя Москву, и даже создать свои вооруженные формирования. Сепаратизм на этнической основе усилился сепаратизмом экономическим и административно-политическим. Заговорили о самостоятельной Уральской республике, об удивительных возможностях в обеспечении самостоятельной жизни Самарской, Саратовской и других областей. На Севере была поднята тревога о будущем малых народов Крайнего Севера. Федеральный центр тем временем был погружен в пучину острой и непримиримой внутренней политической борьбы.
В итоге стал отчетливо формироваться острый клин сепаратизма и нестабильности вверх от Северного Кавказа, по Волге и Уральскому хребту. Этот клин мог рассечь Россию по меридиану на западную и восточную части. Причем так, что промышленно развитое Поволжье оставалось в зоне постоянного конфликта, а огромные энергоресурсы Западной Сибири, составляющие около 90% всех запасов России, были бы предоставлены на милость «доброжелательной» мировой рыночной стихии.
Нельзя было рассчитывать на спокойствие со стороны огромной территории Казахстана, которая буквально вдавилась в тело Урала и Сибири по границе в 7,5 тыс. км!
Словом, сухой хворост сепаратизма для большого костра был готов в самом центре России, и на юге уже бушевало пламя кровавой междуусобицы.
…Хотя у России и Таджикистана нет общей границы, тем не менее обострение ситуации на афгано-таджикской границе представляло серьезную угрозу безопасности России.
Ситуация развивалась следующим образом. В 1991 г. в Таджикистане вспыхнула гражданская война. В конце 1992 г. после драматических событий в Душанбе огромный поток беженцев устремился в Афганистан. Среди десятков тысяч человек границу перешла большая масса боевиков, которая, пройдя специальную подготовку в лагерях, снова устремилась в Таджикистан. У них на пути встали российские пограничники.
Пик боевых действий пришелся на начало апреля 1993г.
Однако только в июле, после трагедии на 12-й заставе Московского погранотряда, Россия и весь мир представили всю остроту ситуации. Тогда на боевую прочность проверялась не только застава, но и вся политика безопасности государства. В 4 часа утра 13 июля 1993 г. четырнадцать групп боевиков таджикской оппозиции и афганских моджахедов общей численностью свыше 300 человек совершили нападение на заставу. Нападавшие имели на вооружении стрелковое оружие и гранатометы. Предварительно на господствующих высотах бандиты организовали огневые точки, где установили пулеметы, безоткатные орудия и минометы.
Необходимо подчеркнуть одну существенную деталь. Пограничные заставы этого участка государственной границы строились так, чтобы они были максимально удобными для проживания людей и организации службы по охране государственной границы. Их возводили не как объекты обороны границы, тем более при внезапном нападении, а как объекты сравнительно комфортного проживания. Это и понятно. После завершения борьбы с басмачами и установления добрососедских отношений с Афганистаном этот участок считался мирным.
Застава была поднята «в ружье». Однако силы были неравными. В итоге, не получив своевременной и эффективной поддержки, пограничники понесли большие потери. Марш колонны 201-й дивизии, спешившей на помощь, затянулся на несколько часов. Основные события уже закончились. Не было четкой организации авиационной и огневой поддержки. Гибель пограничников потрясла страну и потребовала от руководства решительных мер.
Через месяц после трагедии 12-й заставы заместителем министра безопасности—командующим пограничными войсками назначается генерал-полковник А.И. Николаев. На всех уровнях была проведена огромная работа по созданию качественно новой пограничной службы. Одно перечисление проведенных мероприятий может сказать многое о масштабах этой деятельности.
Так, были полностью укомплектованы части и подразделения группировки, которая с 1993 г. выросла более чем в три раза и составила 16,5 тыс. человек.
Немало сделано по укреплению коллективных миротворческих сил, службу в которых стали проходить представители Казахстана, Киргизии и Узбекистана.
Практически с чистого листа создавались резервы ФПС России, способные активно включиться в обстановку. Была усилена авиационная группировка (кроме полка под Душанбе были развернуты эскадрильи в Хорогском и Московском пограничных отрядах).
Была реализована сложнейшая программа инженерного укрепления границы. Оборудование застав доведено до самой высокой надежности. Так, по одной из застав было выпущено 300 ракет, и ни один пограничник не пострадал.
Широко использовался опыт русской и Советской армии по ведению боя в горных условиях.
Система охраны и обороны границы выстраивалась многослойно. На первой линии находились заставы и блокпосты. Прежде расстояние между заставами в горах составляло от 15-20 до 100 км и между ними не было ни одного поста. В результате принятых мер расстояние между блокпостами доведено до 2-3 км, а вокруг базовых застав на господствующих высотах оборудованы посты.
Во второй линии разместили тактические резервы (начальников пограничных отрядов). На определенных направлениях — оперативные резервы пограничной группы. Кроме того, созданы огневые резервы, новая группировка артиллерии — 300 систем, 300 единиц боевой техники.
К охране и обороне границы привлекалось до 50 единиц транспортных и боевых вертолетов.
Активизировалась работа с местным населением и борьба с авторитетами, поддерживающими боевиков и наркодельцов.
Был установлен тесный контакт с афганскими пограничниками, который позволял предвидеть и предотвратить опасное развитие ситуации на границе.
Эффективность применяемых мер была проверена в настоящем бою. В эпицентре событий вновь оказалась 12-я застава Московского погранотряда. В ночь на 19 августа 1994 г. после огневой подготовки отряды боевиков численностью около 500 человек при поддержке афганских моджахедов и арабских наемников предприняли попытку захватить и уничтожить пограничные посты. В ходе ожесточенного боя пограничники отразили более 15 атак противника, не отступив ни на шаг. С рассветом были подняты вертолеты. С интервалом в 30-40 минут 12 машин нанесли несколько ракетно-огневых ударов по наступающим боевикам, позициям их огневых средств и переправам. Затем к вертолетчикам присоединились самолеты Су-25 из состава миротворческих сил.
За это время подошел резерв Московского погранотряда и мотострелки 149-го полка 201-й дивизии. Враг, понеся большие потери, отошел.
На фоне всеобщего развала и поражений ситуация была переломлена и удалось добиться крупной победы в обеспечении безопасности России. Трудно предсказать, как развивались бы события в регионе и в мире, если бы не было этой победы. На «проектную мощность» уже выходило движение «Талибан», и казахстанские степи его вряд ли бы остановили.
Валерий ЧЕБАН,
академик Академии военных наук, доктор философских наук, генерал-майор

От Офф-Топик
К Офф-Топик (08.10.2002 07:18:53)
Дата 08.10.2002 07:19:05

ФПС

ПОГРАНИЧНИКИ С НАЛОГОВИКАМИ
ПЛЕТУТ СВОЮ СЕТЬ


Лжеимпорт, лжеэкспорт, ложный транзит, подставные фирмы, различного рода фальсификации — на какие только криминальные комбинации не пускаются дельцы, курсирующие через пограничные посты нашего Отечества, в стремлении уйти от уплаты налогов. Их изобретательность поистине не знает границ. Но, как говорится, одни убегают, другие догоняют. И в последнее время, судя по рассказу заместителя директора Федеральной пограничной службы России генерал-полковника Александра ЕРЕМИНА, догоняют все чаще.
— За последние три года в системе контроля за перемещением через государственную границу товаров и транспортных средств произошли существенные изменения. ФПС и федеральные налоговые органы нашли алгоритм контроля за законностью этих перемещений. Суть его в том, что пограничники и налоговики наладили обмен информацией и совместный анализ обстановки в сфере экономической деятельности, позволяющие своевременно предупреждать преступления и правонарушения, перекрывать каналы незаконного вывоза за рубеж стратегического сырья, перемещения через границу грузов и товаров на основании фальшивых и поддельных документов.
Мы ведем единую информационную базу о физических и юридических лицах, допустивших правонарушения в сфере внешнеэкономической деятельности. Эта очень важная работа должна вылиться в создание единой электронной информационной сети взаимодействия Федеральной пограничной службы, Министерства по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции.
По предварительным расчетам для создания подобной сети потребуется дополнительно 416 млн. рублей. Но, условно говоря, мы уже окупили затраты. За последние два года совместной работы пограничной службы с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предотвращен ущерб государству на сумму около 4,6 млрд. рублей, в результате проведенных налоговыми органами проверок в бюджет поступило более 1,8 млрд. рублей, в ходе следственных мероприятий возмещено свыше 411 млн. рублей.
Материал предоставлен пресс-службой Федеральной пограничной службы РФ.
Из беседы с пограничниками мы узнали, сколько перекрыто каналов незаконной внешнеэкономической деятельности, сколько совместных с налоговой полицией спецопераций проведено, и убедились, что уж на сеть-то, в которую попадет еще больше щук, пограничники и налоговики заработали.

От Офф-Топик
К Офф-Топик (08.10.2002 06:51:47)
Дата 08.10.2002 07:14:18

Re: НЕту у

Арктическое региональное управление ФПС России празднует пятилетие со дня начала ...
Арктическое региональное управление ФПС России празднует пятилетие со дня начала дежурства на арктических рубежах
МУРМАНСК. 5 ноября. /CеверИнформ/. Сегодня Арктическое региональное управление Федеральной пограничной службы России (АРУ ФПС РФ) празднует пятилетие со дня начала несения службы. Под охраной АРУ ФПС находится арктическое побережье России, а также граница с Норвегией и Финляндией. Место дислокации управления - г. Мурманск. Боевой состав АРУ ФПС включает 5 пограничных отрядов, учебный центр, 2 отдельных контрольно-пропускных пункта, бригаду и два дивизиона пограничных сторожевых кораблей и катеров, авиационный полк, авиа-эскадрилью и части боевого обеспечения.
С 1998 года АРУ ФПС РФ осуществляет контроль за охраной морских биоресурсов России. В 1999 году Региональной инспекцией охраны морских биоресурсов АРУ ФПС было осмотрено 1250 российских и иностранных промысловых судов. 50 из них были задержаны, конфисковано более 500 тонн незаконно выловленной рыбы на сумму 6 млн. рублей. По инициативе АРУ для сохранения молоди рыбы был введен запрет на промысел в ряде районов Баренцева моря. Расчеты, проведенные Мурманским морским биологическим институтом Кольского научного центра РАН, показали, что это предотвратило ущерб на сумму не менее 900 тысяч долларов.
НС/ВТ
Источник: агентство "СеверИнформ"


От Офф-Топик
К Офф-Топик (08.10.2002 07:14:18)
Дата 08.10.2002 07:15:38

ФПС


Военно-политические проблемы Обозреватель - Observer


--------------------------------------------------------------------------------




ПОГРАНИЧНЫЕ ВОЙСКА
И ВОЕННАЯ ДОКТРИНА РОССИИ


А. НИКОЛАЕВ,
главнокомандующий Пограничными войсками РФ,
генерал-полковник






-Ооенному человеку известна участь группировки, потерявшей 30% личного состава и вооружения. И, пожалуй, каждый с уверенностью скажет, что потеря 50% штатной численности - неминуемая утрата боеспособности.

Именно такими Пограничные войска России оказались на своих новых рубежах.

За пределами Российской Федерации осталось 50% пограничных округов (5 из 10), войска утратили до 40% сухопутных, морских и авиационных сил и средств с обжитыми местами их дислокации, базирования, инженерно-техническим оборудованием участков границы, отлаженной пограничной инфраструктурой, учебно-материальной базой, пунктами управления и связи, жилищным и казарменным фондом, а также - 100% пунктов пропусков, отвечающих международным требованиям на западе и юге страны.

Боевые возможности Пограничных войск России за пять последних лет уменьшились более чем наполовину.

На единицу охраняемой площади территориальных вод и исключительной экономической зоны России приходится в 2-3 раза меньше кораблей и катеров, чем в США и Японии.

И если предположить, что возрождать Пограничные войска пришлось бы в стабильной обстановке, то и тогда работа предстояла бы титаническая. Но таких "благоприятных" условий у нас нет. Это объясняется в первую очередь тяжелым положением, сложившимся на Государственной границе России и тех государств СНГ, где Пограничные войска защищают российские интересы.

Существенно изменился статус Государственной границы Российской Федерации.

Из более чем 60 тыс. км российской границы около 14 тыс. км (свыше 80% сухопутного участка) приходится на новые рубежи, которые не оборудованы и не оформлены в международно-правовом отношении. Можно представить предстоящие затраты, если учесть, что каждый оборудованный километр Государственной границы обойдется сегодня государству и налогоплательщикам более чем в 1 млрд. руб. Но это не единственная причина обострения обстановки на Государственной границе. Растущая напряженность обусловливается рядом внешних и внутренних факторов, которые в своей совокупности создают реальную угрозу территориальной целостности и безопасности Российской Федерации.

В последнее время считается дурным тоном упоминать о росте активности иностранных разведок в отношении России. Однако повышение интереса спецслужб к нашей стране закономерно, и говорить об этом нужно. "Старые" разведки адаптируются к динамике российских перемен, спецорганы многих образовавшихся государств и некоторых бывших союзников впервые развернули свои разведывательные службы по периметру российских границ и активизируют деятельность в прикордоне и закордоне.

Открытость российских рубежей на ряде участков, массовый выход отечественных предприятий и коммерческих структур на рынки сопредельных государств, а также бесконтрольное движение граждан, транспортных средств и грузов через внешние границы некоторых стран СНГ сделали Россию более уязвимой для разведывательно-подрывной деятельности. Это побудило Пограничные войска усилить контрразведывательные мероприятия, потребность в которых диктуется также нарушением существовавшего до разделения органов безопасности информационного пространства.

Тревожным фактором становится обострение территориальных притязаний к России. В таблице 1, приведенной ниже, перечислены только некоторые оспариваемые российские территории. Из истории известно немало случаев, когда споры на границе переходили в международные конфликты. Но россияне всегда знали, что их могло быть гораздо больше, если бы не умелая работа пограничных представителей, выдержка и мужество личного состава подразделений и частей, охраняющих границу.



Таблица 1


Некоторые оспариваемые сопредельными государствами
участки Государственной границы России



ГОСУДАРСТВА
ОСПАРИВАЕМЫЕ СОПРЕДЕЛЬНЫМИ СТРАНАМИ ТЕРРИТОРИИ

Эстония
Территории на восточном берегу р. Нарва Кингисепского района Ленинградской обл. общей площадью 0,8 тыс. кв. км с населением более 22 тыс.чел.; Печорский район Псковской обл. общей площадью 1,5 тыс. кв. км с населением 25 тыс. чел.

Латвия
Территории Пыталовского и Палкинского районов Псковской обл. общей площадью 1,6 тыс.кв.км с населением около 30 тыс. чел.



Япония
Часть Курильских островов общей площадью 8548,96 кв.км, в том числе:

а) 2 острова Большой Курильской гряды (8270 кв.км); о. Кунашир — площадь 1,550 кв. км, население около 10 тыс. чел. (пос. Южно-Курильск — 3 тыс. чел., пос. Головнино — 600 чел., пос. Дубовое — 200 чел., пос. Отрадное — 200 чел.); о.Итуруп — площадь 6,720 кв.км, население около 8 тыс. чел., в основном проживает в г.Курильске;
б) острова Малой Курильской гряды (278,96 кв.км); О.Шикотан — площадь 182 кв.км, население около 6 тыс.чел. (пос. Малокурильское — 2,5 тыс. чел., пос. Крабозавод-ское — 200 чел.); острова, называемые в Японии Хабомаи — площадь 96,96 кв.км: о.Полонского (Тараку); о.Зеленый (Сибоцу); о.Юрий (Юри); о.Танфильева (Суйсе); о.Анучина (Акиюри); о.Сторожевой (Моисе); о.Сигнальный (Кайгара); о. Рифовый (Одоке); о-ва Демина (Харукаримосери).

Китай
о.Большой на р. Аргунь (район Абагайтуй) — площадь 58,463 кв.км. острова Большой Уссурийский и Тарабаров (район Хабаровска) — площадь 336,7 кв.км





Возникли проблемы на границе с государствами Балтии. Ряд сложных вопросов встал в процессе разграничения России с Украиной, Грузией и Азербайджаном. Видоизменилась деятельность Японии, которая планомерно наращивает усилия по созданию условий для возвращения так называемых "северных территорий". В последнее время ставка делается на формирование среди жителей Южных Курил мнения о необходимости и выгодности передачи островов Японии. Важная роль в этом отводится взаимным безвизовым поездкам жителей Курил и о.Хоккайдо.

За пересмотр границ с Россией выступают некоторые экстремистские организации в Монголии и Финляндии. Присоединить к своей территории все оспариваемые участки на границе с Россией в ходе ведущихся переговоров пытается Китай. Не может остаться незамеченной тенденция к проработке вопроса об образовании на территории России этнических районов компактного проживания выходцев из Китая, насыщении российского рынка китайской рабочей силой.

Проблема китайских граждан в России начинает напрямую затрагивать российские национальные интересы, уже сейчас приводит к конфликтным ситуациям в сфере межнационального общения. Подобное "культурное освоение" российской территории должно быть, на наш взгляд, согласовано с российской стороной, в противном случае оно выглядит неприкрытой экспансией.

На обстановку в Дальневосточном регионе все большее влияние оказывает и проблема создания "корейской автономии в Приморье". Инициатива в этом плане исходит от ряда корейских общественных организаций России. Так, подготовлен проект программы переселения до 100 тыс. корейцев в Приморье к 2000 году.

Представители Южной Кореи выражают готовность оказать значительную финансовую поддержку этому процессу. Создаваемые в регионе с участием южнокорейского капитала коммерческие структуры нацелены на приобретение крупной недвижимости, в том числе богатых полезными ископаемыми земельных участков, а также на установление финансового контроля за торговлей и бытовым обслуживанием - сферами, где позиции корейской общины уже достаточно сильны.

Анализ тенденций развития обстановки на Государственной границе требует усиления российского государственного и общественного влияния в приграничных районах России. Нельзя допустить непродуманного вывода частей и объединений Вооруженных Сил, массового оттока россиян из этих районов. Хотелось бы обратить внимание на то, что льготы "пограничным жителям" могли бы значительно укрепить обстановку на Государственной границе. Улучшение экономических и социальных условий жизни в пограничных районах Российской Федерации должно стать принципом государственной пограничной политики.

Это тем более важно сейчас, когда появляются нетипичные факторы изменения ситуации в этих районах страны. Например, новым и неодназначным элементом обстановки стал поднятый в американских кругах вопрос о создании международного биосферного парка "Берингия", территория которого включала бы полуостров Сьюард (США), а также российские Чукотку и Берингов пролив.

По обсуждаемому проекту государственная граница между США и Россией дожна стать границей охраняемых акваторий. Статус парка предусматривает изменения в демографической политике, в частности, проживание на заповедной территории только эскимосов и чукчей, что резко активизирует миграционные процессы среди русскоязычного населения региона. В перспективе планируется полное удаление регулярных воинских формирований с территории международного парка, в том числе пограничников и войск ПВО, что фактически подорвет обороноспособность России в Восточном стратегическом районе.

Само предложение о создании биосферного парка имеет право на существование. Но не возникает ли впечатление о попытке реанимировать идею национальной резервации, причем сделать это искусственно, без учета интересов Российского государства и его граждан? Думается, что условия для появления подобных трансгосударственных анклавов еще не созрели. Скорее всего сейчас подобная идея привела бы к стагнации коренных народов Дальнего Востока. Это сложнейшие вопросы, они включают не только интересы Пограничных войск, но и всего общества.

Особую опасность для российских интересов представляет кризисная ситуация в Кавказском регионе. Ее развитие обусловлено наличием исторических межнациональных трений и значительной активизацией националистических и автономистских сил в последние годы.

Дополнительную напряженность вносят нарастающие усилия Турции, Ирана, Пакистана, Сирии, Иордании по упрочению своего влияния на Северном Кавказе, созданию некоего мусульманского альянса наряду с постепенным вытеснением России из этого региона. Удивление вызывает нежелание некоторых местных руководителей в сложившейся ситуации прислушаться к голосу истории. Известно, что русскоязычное население, по природе своей терпеливое и менее темпераментное, издавна являлось своеобразным социальным и демографическим буфером между конфликтующими народами Кавказа. Не раз приходили россияне на помощь коренным жителям, невзирая на их религиозную и национальную принадлежность. Теперь же мы столкнулись с ситуацией, когда в отдельных районах Северного Кавказа выставление пограничных подразделений встречает противодействие со стороны части местного населения и некоторых властных структур.

Сложившиеся обстоятельства вынуждают Пограничные войска охранять границу лишь на отдельных направлениях, что, в свою очередь, создает благоприятные условия для разведывательно-подрывной деятельности зарубежных спецслужб, контрабанды оружия, боеприпасов, наркотиков, незаконного вывоза материальных средств, массовой миграции через границу иностранцев.

Негативное влияние существующих и потенциальных очагов военных конфликтов в непосредственной близости от российских границ стимулирует развитие подпольного оружейного бизнеса. Можно без преувеличения сказать, что регион буквально наводнен оружием, взрывы гремят повсюду.

Это лишь некоторые из существенных факторов, влияющих на охрану Государственной границы России и становление ее Пограничных войск. Обстановка могла быть значительно напряженней, если бы не удалось сохранить систему управления войсками и прежде всего центральные органы. Пограничники сегодня выполняют свои задачи с небывалым напряжением, значительная часть личного состава прошла поистине боевую школу.

Очевидно, что в таких тяжелейших условиях охрана российских рубежей становится приоритетной задачей государства. И следует ожидать, что на этом стратегическом направлении его деятельности будут сосредоточены адекватные силы и средства. Тем более, что этого требует и лавинообразный рост пассажирского и грузового потоков через Государственную границу.

В 1993 г. границу России пересекло 43 млн.чел., что в 21 раз больше уровня предыдущих лет, за 6 месяцев 1994 г. - 31 млн. чел. В недалеком прошлом такой объем и условия движения через границу даже не прогнозировались. А между тем, если в среднем служебная нагрузка на пограничников возросла в 2,5 раза, то уровень обеспеченности Пограничных войск техническими средствами охраны границы в пунктах пропуска понизился в среднем на 50%.

Пограничные войска в пунктах пропуска обнаружили и передали органам таможенного контроля контрабанды на сумму в 1 млрд. руб., задержали около 1500 единиц оружия, более 100 000 шт. боеприпасов, более полутора тонн наркотиков. Резко возросло количество досмотренных транспортных средств, обнаруженных подделок в документах, задержанных нарушителей границы. При этом в 1993 г. в войска не поступило 62% необходимых для охраны границы сигнализационных средств, 97% радиолокационного и прожекторного вооружения, которые традиционно обеспечивали значительную часть боевых возможностей Пограничных войск по обнаружению нарушителей границы.

Как не вспомнить границу времен прославленного следопыта Никиты Карацупы (30-е годы), когда пограничные умельцы прибегали к помощи ниток, жестяных банок и промасленных факелов...

Выход из того трудного положения, в котором оказались Пограничные войска, один: разрешение сложившегося противоречия между формой охраны границы и ее содержанием - в изменении формы адекватно содержанию. И это касается не только деятельности Пограничных войск, но и государственной политики на границе в целом.

Если рассматривать недавно учрежденную Федеральную пограничную службу - Главное командование с позиций системного подхода, то эта правоохранительная организация выступает как элемент структурированной системы - Российского государства. Самоочевидным является, что структурная и содержательная трансформация подсистемы (ФПС - Главкомата) должна проходить при лидирующей роли суперсистемы - государства. Этот процесс выражается в реализации государственных программ, руководящих документов, таких как концепции, доктрины, законы, другие нормативные акты.

В связи со сказанным понятен интерес, проявленный в Пограничных войсках к принятым "Основным положениям военной доктрины Российской Федерации". Помимо изложения официально принятых в государстве взглядов на предотвращение войн и подготовку страны к обороне, в этом важнейшем документе определяется использование Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации для защиты жизненно важных интересов России. Кстати, впервые отечественная военная доктрина разграничила Вооруженные силы и "другие войска" (их более десяти наименований). Пограничные войска, как и другие военные структуры, вправе были ожидать определения основ своей деятельности в условиях предоставленной самостоятельности.

Необходимо заметить, что такого рода документ важен для Пограничных войск и в силу их специфики. Пограничная служба имела и имеет собственную культуру деятельности, которая исторически сложилась и концептуально мало изменилась на протяжении всей истории российской границы. Оставаясь военной организацией, Федеральная пограничная служба несет в себе признаки универсальной правоохранительной структуры, сочетающей гражданские и военные функции.

Однако внимательное изучение "Основных положений военной доктрины Российской Федерации" показывает, что определенные в них роль и задачи Пограничных войск не соответствуют их предназначению. Федеральной пограничной службе отведено, мягко говоря, странное место - охраняя границу, содействовать "правоохранительным органам в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, контрабандой оружием, в предотвращении распространения внутренних вооруженных конфликтов за пределы Российской Федерации". Но это в лучшем случае раздел из инструкции по взаимодействию, но ни коим образом не сущностные задачи Пограничных войск.

Ведь тогда для предотвращения распространения вооруженных конфликтов за границы России Пограничные войска должны строиться по принципу Вооруженных Сил, по крайней мере в зонах конфликтов. Возникает вопрос, для чего же тогда нужны Вооруженные Силы?

Ссылка на то, что основные положения военной доктрины будут дополняться, уточняться и совершенствоваться - неутешительны. По нашему мнению, закономерен вопрос, соответствует ли документ своему названию - "Основные положения военной доктрины Российской Федерации".

Во введении и заключении этого документа отмечается, что Основные положения военной доктрины Российской Федерации являются составной частью Концепции безопасности Российской Федерации и представляют собой документ переходного периода - периода становления российской государственности, осуществления демократических реформ, формирования новой системы международных отношений. Причем, во введении говорится о "концепции безопасности", а в заключении вводится новый термин - "общая концепция безопасности".

Не останавливаясь на анализе терминов, хотелось бы обратить внимание на сущностные моменты. А именно: военная доктрина признается составной частью концепции безопасности. Но подобная концепция только разрабатывается и еще официально не принята. Как можно говорить о ее составной части? Когда такая концепция будет разработана, почему ее составной частью должна стать военная доктрина? Нам представляется, что концепция национальной безопасности, являясь основной точкой зрения нации на свою собственную безопасность, объективизируется в национальной доктрине. И уже военная доктрина является частью, подсистемой национальной доктрины.

В России подходы к национальной доктрине в настоящий момент находятся в стадии разработки, опубликованы первые предложения. Следовательно, "Основные положения военной доктрины Российской Федерации" опередили время и заняли место другого документа, который корректно было бы назвать основными доктринальными положениями военной безопасности России. И даже такое строгое ограничение сомнительно, так как первичного документа - доктрины национальной безопасности - еще нет.

Поспешности с принятием "Основных положений военной доктрины Российской Федерации" можно было бы избежать, если бы составители документа смогли увидеть Концепцию национальной безопасности России в системе временных и пространственных координат. Наиболее пологим и протяженным, по нашему мнению, будет концептуальный период (не менее 100 лет) и соответственно более короткий - доктринальный (15-25 лет - в зависимости от социально-экономического положения). Период решения стратегических задач - до 5 лет (соответственно курсу Президента и Правительства), тактические в Концепции национальной безопасности целесообразно предусматривать на 1-1,5 года (в соответствии с задачами, поставленными Президентом в ежегодном обращении к народу).

Нельзя согласиться и с упомянутым в "Основных положениях военной доктрины Российской Федерации" особым состоянием "становления российской государственности, формирования новой системы международных отношений".

Концептуально российская государственность определена не в настоящее время и даже не в этом столетии. Принципы национальной концепции хорошо известны. Это государственный суверенитет, территориальная целостность, духовное единство нации и другие. И если национальная концепция в современном видении еще не опубликована, это не причина провозглашения периода "становления российской государственности". Система международных отношений также в целом сложилась до выхода в свет Основных положений. Другое дело, что Россия адаптируется к этой системе, как и система международных отношений к ней.

Проблема заключается не только в методологии разработки "Основных положений военной, доктрины Российской Федерации" (хотя именно невнимание к ней привело к содержательным изъянам) . Проблема в том, что среди обилия принципов, составляющих политические, военные, военно-технические и экономические основы военной доктрины, отсутствует типологизация возможных войн. Представлены лишь термины: "крупномасштабная война", "локальная война", "вооруженный конфликт". Что подразумевается под этими терминами, остается только догадываться, они не определены.

Впервые за всю историю отечественной военной доктрины потенциальный противник закамуфлирован в лучших традициях дипломатической маскировки. В военных и национальных доктринах, национальных военных стратегиях НАТО, США, Китая, Японии возможные войны освещены достаточно полно, в некоторых из этих документов Россия без лукавства и стеснения названа в числе потенциальных противников или же определены регионы, откуда исходит военная опасность.

Видимо, желание продемонстрировать "российское миролюбие" не позволило включить эти моменты в военную доктрину России. Отсюда парадокс - "Основные положения военной доктрины Российской Федерации", на базе которых должны разрабатываться стратегия и тактика Вооруженных Сил, Пограничных и других войск России, потеряли собственно военное содержание.

Военные организации не ориентированы в сущности, целях, характере возможных будущих войн и вооруженных конфликтов, способах их ведения. Непонятно, какие положения относятся только к Вооруженным Силам, а какие к другим войскам. Читать между строк и додумывать - дело опасное и неблагодарное. Следовательно, неизбежны частые родовые и видовые концепции и доктрины, которые без ясного и прочного общего доктринального каркаса не застрахованы от неточностей и перегибов.

Перечисленные недостатки делают реализацию "Основных положений военной доктрины Российской Федерации" в Пограничных войсках весьма проблематичной.

Одной из причин появления недостаточно проработанного документа, по нашему мнению, явилось игнорирование мнения крупных военных ученых, целых научных коллективов. Создается впечатление, что "Основные положения военной доктрины Российской Федерации" - плод эклектики, где под одним названием сосредоточено несколько похожих материалов. Чем еще можно объяснить появление терминов, не обоснованных предыдущим содержанием и нераскрытых (например, "военная безопасность" и многих других)? И подобных недоработок много.

Неудивительно, что пресса собрала массу негативных откликов на Основные положения. Мы считаем справедливой критику категориального и понятийного аппарата, нарушений смысловой целостности документа, непроработанности мероприятий по стратегическому руководству вооруженными силами в военное время.

Представляется, что адекватный времени документ, содержащий основные положения военной доктрины, должен четко и недвусмысленно заявить взгляды государства на возможные войны, способы их ведения, роль и место каждой военной организации в обеспечении национальной безопасности, порядок взаимодействия между ними. Этот документ должен стать основой для стратегии и тактики Вооруженных Сил, Пограничных и других войск Российской Федерации.

К сожалению, в "Основных положениях военной доктрины Российской Федерации" военный аспект безопасности государства проработан недостаточно конкретно и полно. Нет идентифицируемого лица ни у военной системы государства как целого, ни у Вооруженных Сил и других войск России как его частей. А могло ли быть иначе, если военная система государства пока еще остается незавершенной? У нее нет единого руководящего и координирующего органа, а следовательно, нет единой военной идеологии.

Согласно Закону Российской Федерации "Об обороне" к защите государства с применением средств вооруженной борьбы совместно с Вооруженными Силами могут привлекаться и другие войска Российской Федерации. Однако пограничные, внутренние, железнодорожные и другие войска в мирное время не входят в состав Вооруженных Сил. Следовательно, Генеральный штаб не имеет юридической основы планировать применение других войск на военное время и не может координировать программы вооружения и вопросы строительства этих войск в интересах обороны страны.

Мировой опыт подтверждает выводы военной науки: создание системы военной безопасности с началом войны обходится государству и обществу дорогой ценой.

Вполне очевидно, что сложившееся противоречие не может быть разрешено включением в состав Вооруженных Сил других войск Российской Федерации, потому что в мирное время другие войска, защищая жизненно важные интересы Российской Федерации в своих областях деятельности, выполняют задачи, которые не свойственны Вооруженным Силам ни по содержанию, ни по формам и способам их реализации.

В то же время координация функционирования силовых структур в сфере военной безопасности государства необходима. Чтобы осуществить такую координацию, ничего не надо разрушать или переподчинять. На наш взгляд, решение проблемы содержится в совершенствовании системы и уточнении функций органов высшего военного управления.

Совет безопасности Российской Федерации имеет несколько направлений деятельности. Было бы целесообразно сферу военной безопасности государства возложить на специальный рабочий орган - Совет обороны. Совет обороны, являясь составной частью Совета безопасности, будет возглавляться Верховным Главнокомандующим - Президентом Российской Федерации. Главное предназначение Совета обороны - обеспечение военной безопасности Российской Федерации в мирное и военное время. В военное время Совет обороны может быть преобразован в Ставку Верховного Главнокомандующего. Причем такое преобразование в главный орган руководства страной и Вооруженными Силами с началом войны осуществится без кардинального изменения его функциональных задач.

Совет обороны, главным образом, будет осуществлять функции военно-политического руководства. Для управления силовыми структурами ему необходим рабочий механизм, инструмент управления. Самым оптимальным вариантом в такой ситуации было бы использование возможностей Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

Став на путь строительства правового государства, мы признали верховенство закона в деятельности юридических и физических лиц. Наделение Генерального штаба полномочиями в области планирования применения Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации на военное время должно быть юридически закреплено. Лучше всего это осуществить внесением дополнений в Положение о Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации и утверждением его Президентом Российской Федерации. Такая мера полностью соответствует содержанию ст.5 Закона Российской Федерации "Об обороне", которая определяет, что Президент Российской Федерации утверждает Положение о Министерстве обороны Российской Федерации и Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации.

Вопрос о Генеральном штабе, способном выработать единую военную идеологию, не нов. Еще в 1910 году на страницах влиятельной в то время военной газеты "Русский инвалид" было высказано предложение об учреждении "...органа, который бы создал единую военную доктрину, изучал все новое, что может отразиться на ведении войны; словом, нужен генеральный штаб (не нынешний), который знал бы военное дело и армию...".

Россия, позволившая себе иметь столько военных организаций, должна позаботиться об их надежном управлении. Сама жизнь требует упорядочения субординационных связей всех войск Российской Федерации.

Может показаться странным, что подобные вопросы активно обсуждаются в "пограничной среде" и ею инициируются. Тем не менее анализ процессов, происходящих на Государственной границе и соответственно в Федеральной пограничной службе, может стать убедительным аргументом в поддержку наших предложений и инициатив.

В настоящее время Российская Федерация на суше и на море граничит с 18 государствами. Каждый участок границы с сопредельным государством требует поиска новых форм реализации пограничной политики. Учитывая участие в ней таких государственных структур, как Министерство обороны, Государственный таможенный комитет, Министерство внутренних дел, МИД России, Министерство по делам национальностей и региональной политике, Федеральная служба контрразведки и многих других ведомств, следует поставить вопрос о настоятельной необходимости создания государственного координационного органа, занимающегося пограничным регулированием.

Существенным недостатком сегодняшнего состояния координации деятельности субъектов охраны границы является недостаточная централизация, запоздалая реакция на изменения во внутренней и внешней политике, отсутствие превентивности. Речь должна идти о принципиально новом подходе к решению вопроса о координации деятельности субъектов охраны границы - о создании более высокой по уровню иерархии государственной структуры, объединяющей и координирующей в охране границы деятельность всех участвующих в этом процессе субъектов и наделенной соответствующими властными полномочиями по отношению к ним.

Если в военной области такую миссию в масштабе всей России мог бы выполнить Федеральный Генеральный штаб, то государственным пограничным регулированием должна заниматься, как минимум, Федеральная служба с правами министерства или Министерство пограничного регулирования. Помимо Пограничных войск в состав такого министерства, на правах самостоятельных, могут войти и другие субъекты или их отдельные структуры - ФМС, ГТК, органы, осуществляющие санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный контроль, охрану рыбных ресурсов, войска МВД и Минобороны, участвующие в охране границы и т.д.

Вопрос создания единого органа пограничного регулирования крайне сложен. Видимо, немногие знают, что в США проблема учреждения единого агентства пограничного управления обсуждается с 1912 г. Практичные американцы во главу угла ставят вопрос экономии государственных средств, а значит, и средств налогоплательщиков. И это при стабильной границе.

Россия же в настоящий момент стала уникальным государством, имеющим три типа участков границы: государственная граница, совпадающая с границей бывшего СССР, как оформленная в международно-правовом отношении (с Норвегией, Финляндией, Польшей, Китаем, Монголией, Кореей), так и не оформленная надлежащим образом (с Японией и США); государственная граница с бывшими республиками Союза ССР, не вошедшими в СНГ (Эстонией, Латвией и Литвой), не оформленная в международно-правовом отношении;

государственная граница с государствами - участниками СНГ (Белоруссией, Украиной, Азербайджаном, Грузией и Казахстаном), не оформленная в международно-правовом отношении.

Кроме того. Пограничные войска Российской Федерации продолжают охранять отдельные участки Государственной границы бывшего СССР в Грузии, Армении, Таджикистане и Киргизии.

Охрана Государственной границы как деятельность по осуществлению политических, правовых, экономических, военных, оперативных, организационных, технических, экологических, санитарных и иных мер в их совокупности одними Пограничными войсками никогда в России на осуществлялась. В полном объеме эти задачи всегда решало государство. Объединение усилий всех субъектов, реализующих государственную пограничную политику в единую систему, позволит более надежно защитить интересы России на государственной границе.

Со своей стороны Федеральная пограничная служба предприняла конкретные и энергичные шаги для овладения ситуацией на охраняемых участках границы. В ФПС-Главкомате созданы международно-договорное, информационно-аналитическое и ряд других у правлений, обеспечивающих оперативное решение пограничных проблем. Помимо погранпредставительской деятельности непосредственно на границе, мы планируем ввести институт пограничных представителей в странах, граничащих с Россией.

Работа по укреплению охраны границы носит планомерный характер. Сегодня мы имеем утвержденную Президентом Российской Федерации Концепцию охраны Пограничными войсками Российской Федерации Государственной границы и исключительной экономической зоны Российской Федерации и внешних границ государств СНГ. Исходя из задач, изложенных в Законе "О Государственной границе Российской Федерации", и современной обстановки, сформирована структура Пограничных войск России. В настоящее время они состоят из Главного командования, шести пограничных округов (Северо-Западный, Кавказский особый, Забайкальский, Дальневосточный, Тихоокеанский, Северо-Восточный), трех групп пограничных войск (в Калининграде, Таджикистане и Киргизии), Западной группы Пограничных войск (в Воронеже), Отдельного Арктического пограничного отряда, Отдельного отряда пограничного контроля "Москва", Оперативной группы Пограничных войск в Туркмении. В Пограничных войсках насчитывается около 200 пограничных отрядов, морских и авиационных частей, отдельных контрольно-пропускных пунктов, а также Академия пограничных войск, военные институты, учебные заведения, предприятия, учреждения и организации.

Большой объем и сложность задач по созданию современной системы охраны государственных рубежей потребовали определить приоритеты деятельности Федеральной пограничной службы. В их числе:

борьба с разведывательно-подрывной деятельностью иностранных спецслужб и организаций, противоправной деятельностью преступных сообществ, групп и отдельных лиц на Государственной границе;
создание полномасштабной эшелонированной группировки Пограничных войск и системы управления войсками;
совершенствование форм и способов охраны границы и экономической зоны;
повышение качества пограничного контроля и обеспечение его соответствия международным нормам и стандартам;
развитие сотрудничества с пограничными войсками государств Содружества и координация деятельности в охране внешних границ и экономических зон государств СНГ;
создание, с привлечением сил и средств министерств и ведомств Российской Федерации, эффективных систем освещения обстановки в территориальных, внутренних водах и исключительной экономической зоне.
Эти приоритетные направления деятельности Пограничных войск юридически закреплены.

В построении группировки Пограничных войск, которая формируется и функционирует в общей системе сил и средств, обеспечивающих государственную безопасность Российской Федерации, появились новые элементы. Мы считаем, что они также должны найти отражение в новой редакции доктриналь-ных положений безопасности России, а затем и военной доктрине.

Развертывание группировки Пограничных войск осуществляется в два эшелона с учетом угрозы безопасности Российской Федерации на Государственной границе, особенностей охраны участков границы по регионам и реальных возможностей Российской Федерации.

Первый эшелон составляют формирования Пограничных войск, непосредственно охраняющие Государственную границу, тактические резервы, оперативные силы и средства.

Второй эшелон включает резервы командующих пограничными округами, группами войск, войсковыми группами и начальников оперативно-войсковых отделов, оперативные силы и средства Пограничных войск - в зависимости от важности направлений. Оперативные резервы Пограничных войск создаются для решения вновь возникающих задач на Государственной границе и в исключительной экономической зоне.

Необычное для Пограничных войск оперативно-стратегическое построение охраны границы на двух рубежах свойственно прежде всего для Кавказского направления. Первый рубеж совпадает с

границей бывшего СССР. Второй - создается по линии пограничного контроля на Северном Кавказе. Это не войсковая линия с развитой системой инженерных сооружений и опорных пунктов, там нет сигнализационных систем. Это прежде всего пограничные пункты пропуска, оперативные и войсковые формирования, которые обеспечивают контроль в промежутках между этими пунктами.

Двухэшелонное построение границы не является признаком применения армейской тактики или же стремления максимально облегчить задачи Вооруженных Сил в "горячих точках". Это признак изменения самой концепции охраны границы. Прежняя концепция ориентировала Пограничные войска на обеспечение государственных интересов на национальных границах. При этом не учитывалась историческая динамика российских границ, в процессе которой фомировался национальный характер, традиции, появились целые этносы. Национальные интересы России не помещаются в новые территориальные рамки, как бы их туда ни пытались втиснуть. Они существовали и будут существовать, и эту проблему нельзя искусственно замалчивать, рано или поздно она прорвется серьезным конфликтом. Это не "имперские устремления" и не "традиционная агрессивность России", а закономерное явление.

Поэтому сегодня Пограничные войска обеспечивают безопасность России на своих национальных границах, а также на выдвинутых рубежах - в странах Содружества. Достигнуты договоренности с Арменией, Грузией. Российские пограничники охраняют там границу и содержатся на долевой основе - с Арменией 50 на 50, с Грузией 60 на 40%, включая состав срочной службы, контрактников и офицеров. Если мы сумели договориться о совместной охране прежней границы с целым рядом стран СНГ, зачем обустраивать заново границу России. Внутренняя граница должна оставаться прозрачной там, где только возможно. Это в интересах экономического сотрудничества государств, 30 млн. русскоязычного населения, оставшегося вне исторической родины, и многочисленных казахских, армянских, грузинских и других семей, живущих в России. Это в интересах экологии. Оборудование сигнализационных заборов, рубежей прикрытия, состоящих из малозаметных проволочных заграждений, нанесет существенный урон миграции животных. Контрольно-следовые полосы, ширина которых достигает в среднем Юм, выведут из хозяйственного пользования сотни квадратных километров земли. Граница должна иметь цивилизованный вид, ее обустройство должно максимально учитывать интересы государств, их граждан и природной среды.

Безусловно, там, где требует обстановка, Государственная граница берется под жесткий контроль. Прежде всего это касается границы с Прибалтийскими государствами. Не мы были инициаторами этого процесса, но смотреть, как беспрепятственно уходит через эту границу российское добро, нельзя. Кто мог себе представить, что на этом направлении контрабандисты будут пробиваться с боями? (Нечто похожее было на границе России с Пруссией в 1829 году. Тогда для борьбы с контрабандистами потребовалась переброска егерского полка и артиллерийской батареи.) Поэтому государственный подход требует и плотного прикрытия границы, и взвешенного отношения к формированию таможенного тарифа. На что способен капитал, чувствуя сверхприбыль, мы знаем из классической литературы. Особенно, когда он имеет криминальный оттенок.

Хотелось бы надеяться, что граница между Россией и Украиной останется прозрачной. Это как раз тот случай, когда граница проведена через сердца миллионов людей и каждое неловкое движение на ней вызывает боль.

Каковы, на наш взгляд, основные тенденции развития Федеральной пограничной службы?

Как уже подчеркивалось, это будет в основном гражданское ведомство, в котором военная структура обеспечит выполнение правоохранительных функций на Государственной границе, в том числе обеспечение собственной безопасности. Военная функция не станет главной. Приоритеты будут отданы сотрудничеству в охране границ с соседями, пунктам пропуска, оперативной работе по выявлению преступных группировок. Особое место займут наукоемкие структуры долгосрочного и оперативного прогнозирования, организационно-научного обеспечения, в которых гражданские и военные специалисты будут реализовывать новую для пограничной службы научную концепцию "на шаг вперед". Знаменитая фраза Цезаря "пришел, увидел, победил" в нашей обстановке лучше бы звучала "предвидел - победил".

Одним из серьезных препятствий в работе сегодня является ограниченность возможностей Федеральной пограничной службы, которые заканчиваются в зоне ответственности Пограничных войск. Мы не можем проконтролировать намерения и перемещение по территории России "нелегалов". В лучшем случае контроль осуществляется на "входе" и "выходе". Если же взять иммиграционную и натурализационную службу США, отвечающую за контроль сухопутной границы этой страны, ее влияние распространяется на все регионы Соединенных Штатов. Американские "пограничники" обладают разветвленной организационной и информационной структурой как своей собственной, так и объединенной с другими ведомствами. Поэтому, учитывая опыт стран, которые прошли стадию формирования рыночных отношений, мы не можем ограничиться только военными мероприятиями на границе. Ее охрана должна быть цивилизованной, экологической и, безусловно, по карману государству и обществу.

В осуществляемой реформе Пограничных войск, как и других военных организаций, есть важнейшая доминанта, о которой иногда забывают. Это культура Пограничных войск. Она в общем понимании заключается не только в выработанных веками формах и методах охраны границы, материально-техническом компоненте, но и в людях границы. Можно с уверенностью сказать, что положение на границе было бы значительно хуже, если бы не моральная стойкость и патриотизм солдат и офицеров. Это традиция войск, и она будет всемерно развиваться. Решающим направлением в сохранении культуры Пограничных войск становится собственная система обучения и воспитания на базе высших и специальных учебных заведений. Такие учебные заведения существуют во многих странах. Их задача - формировать каркас, вокруг которого строится все здание пограничной службы. Можно привести, как пример, Академию береговой охраны США, Школу федеральной пограничной службы Германии и др.

Система подготовки кадров российских Пограничных войск формируется с соблюдением требований комплексного подхода: действуют учебные центры младших командиров и специалистов, школы прапорщиков, военные пограничные институты и, наконец, недавно созданная Академия Пограничных войск. Планируется создание специального учебного заведения для юношей по типу суворовского училища. Эти меры позволят войскам подготовить не только хорошего военного специалиста, но и человека, обладающего культурой пограничной службы, которая всегда основывалась на любви к Отечеству, чести и мужестве.

В тяжелейших условиях приходится пограничникам выполнять свои задачи. Трудности служебные умножаются бытовыми проблемами, неустроенностью семей. В решении этих проблем продвинуться далеко пока не удалось. Но некоторые конкретные шаги уже сделаны.

Современные Пограничные войска имеют давние традиции. Взаимосвязь их с военной системой государства очевидна, как очевидно и то, что они никогда не были простым слепком с Вооруженных Сил. Пограничная служба стала самостоятельным видом правоохранительной деятельности не по субъективным соображениям, а в силу объективных факторов. Внутренние и внешние аспекты обеспечения безопасности, которые оказывают непосредственное влияние на Пограничные войска, определили характер и содержание современных задач по охране границы.

Пограничная служба становится все больше наукоемкой, психологически и физически напряженной, зависящей от взаимоотношений со всеми ведомствами, участвующими в реализации государственной пограничной политики. Охрана Государственной границы нуждается в государственной поддержке, потому что является приоритетным направлением обеспечения национальной безопасности. Пограничным войскам необходима также помощь общества в возрождении традиций шефства и участия российских граждан в охране границы. Ведь именно пограничникам в трудные минуты истории Россия доверила охранять и защищать передовые рубежи Отечества.










TBN.ru




TBN.ru - СЕТЬ, ЖИВУЩАЯ ПО ПРАВИЛАМ


[ СОДЕРЖАНИЕ ] [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]