От Владимир Старостин
К All
Дата 17.10.2002 08:30:10
Рубрики Флот; 1917-1939;

вопрос Exeter'у про набег на Ревель в декабре 1919

день добрый

Уважаемый Exeter!

не могли бы Вы обрисовать обстоятельства захвата Спартака и Автроила? Были ли убитые раненые среди красных?
Верно ли, что планировалось направить в этот рейд линкор, крейсер и три эсминца? Встретил упоминание, что помимо Спартака и Автроила в набеге участвовал крейсер?

заранее благодарен.

http://www.volk59.narod.ru

От Владимир Старостин
К Владимир Старостин (17.10.2002 08:30:10)
Дата 18.10.2002 03:05:34

Re: огромное спасибо VM, Exeter, Kazak! (-)


От Exeter
К Владимир Старостин (17.10.2002 08:30:10)
Дата 17.10.2002 17:58:35

Ответ

Здравствуйте, уважаемый Владимир Старостин!

>не могли бы Вы обрисовать обстоятельства захвата Спартака и Автроила? Были ли убитые раненые среди красных?
>Верно ли, что планировалось направить в этот рейд линкор, крейсер и три эсминца? Встретил упоминание, что помимо Спартака и Автроила в набеге участвовал крейсер?

Е:
Ну кое-что Вам уже по существу ответил уважаемый VM. По поводу самой операции. Да, для действий против Ревеля был сформирован Отряд судов особого назначения в составе "Андрея Первозванного", "Олега" и трех эсминцев - "Автроил", "Азард" и "Спартак". Командующим был член РВС БФ Раскольников. Кроме того, к Ревелю была выслана в море ПЛ "Пантера" знаменитого в будущем Бахтина, но из-за неисправности механизмов она 26 декабря вернулась в Кронштадт.
Реально большевисткое командование не располагало практически никакой информацией ни о силах англичан в Финском заливе, ни об их действиях, ни о действиях эстонцев, ни о ситуации в Эстонии вообще, поэтому действовало практически вслепую и не имея ясных целей операций. Вообще, Зарубаев, Раскольников и Альтфатер проявили себя в этой истории как абсолютно некомпетентные и неорганизованные начальники. Добавьте к этому полный развал на флоте, команды развращенных "братишек", состоящие из анархо-большевисткого сброда и т.д.

Сами действия большевизантов из этого ОСОНа:
24 декабря "Азард" произвел безрезультатную разведку у бухты Кунда-Лахт, в прикрытии у Шепелевского маяка находился "Олег".
На 25 декабря была запланирована операция против Ревеля силами эсминцев (уничтожение противника на Ревельском рейде, обстрел города и береговых батарей), для прикрытия к о.Суурсари высылался "Олег", "Андрей Первозванный" - к Шепелевскому маяку. В случае столкновения с превосходящими силами противника предусматривался отход сперва к "Олегу", а затем к "Андрею".
Реально вследствие полного бардака в море, кроме собственно крейсера и линкора в прикрытии, смог выйти только "Спартак" под флагом Раскольникова, поскольку на "Автроиле" перед самым выходом обнаружилась неисправность машины, а "Азард" от Шепелевского маяка повернул обратно в Кронштадт, "внезапно" обнаружив, что "погрузил мало топлива" (!!!). Скорее всего, команды просто не слишком рвались в бой за власть Советов и откровенно валяли дурку. "Олег" и "Спартак" вечером 25 декабря подошли к Гогланду, где встали на ночь. Утром 26-го один "Спартак" отправился к Ревелю, по пути захватив и отправив в Кронштадт финский пароход с грузом бумаги (пароход был, впрочем, вскоре отбит англичанами). Обстреляв без какого-либо ответа о.Вульф, "Спартак" подошел к Ревельской бухте, но около 13 ч. появились англичане (легкие крейсера "Калипсо" и "Кэрадок" и эсминцы "Вендетта" и "Уэйкфул"). Эсминец бросился драпать, пытаясь отстреливаться, при этом Раскольников дал свою известную радиограмму "Все пропало!". Именно пытаясь, поскольку сам Раскольников писал, что "пристрелка велась до такой степени скверно, что нам самим не было видно падения собственных снарядов" (!) Сами, разумеется, ни во что не попали, а единственный пострадавший на "Спартаке" в "бою" помощник Раскольникова по оперативной части Струйский был контужен выстрелом собственного бакового орудия. Англичане вообще-то ставили себе цель просто отгнать большевисткий эсминец, поэтому не очень-то активно преследовали и стреляли скорее для острастки, но тут около 14 ч. "Спартак" сел на банку Девельсей и без какого-либо сопротивления сдался. Существует версия, что он был вообще намеренно посажен на банку частью командного состава, не желавшей возвращаться в Кронштадт. Далее см.материал VM. Раскольников пытался затеряться среди команды, переодевшись в матросское обмундирование и выдавая себя за эстонца, но был вскоре опознан (или просто выдан командой).
"Олег" все это время оставался у Гогланда, а "Андрей" - у Шепелевского маяка (причем болтались они в море без всякого прикрытия и не имея никакой информации ни об обстановке, ни об участи "Спартака" с флагманом на борту). Для выяснения судьбы "Спартака" вечером 26 декабря в море был выслан "Автроил". Утром 27-го он был перехвачен той же британской группой, которая сама вела поиск "Олега". Далее см. опять-таки материал VM. С полностью деморализованной командой "Автроил" после сбития на нем радиоантенны остановил машины и сдался англичанам. Насколько мне известно, никаких потерь на нем не было. Публика просто не желала сражаться. "Олег" и "Андрей" 28 декабря вернулись в Кронштадт.

Непосредственным результатом этих скандальных событий был приказ Реввоенсовета РСФСР от 18 января 1919 г за подписью тов.Троцкого, которым на БФ упразднялись судовые комитеты, ликвидировался порядок "добровольного" комплектования команд, учреждался Ревтрибунал БФ, а на все корабли назначались комиссары.

С уважением, Exeter

От Владислав
К Exeter (17.10.2002 17:58:35)
Дата 18.10.2002 03:32:12

Re: Ответ

Приветствую!

>Добавьте к этому полный развал на флоте, команды развращенных "братишек", состоящие из анархо-большевисткого сброда и т.д.

Хм... Судя по приведенным в переводе описаниям, бардак на "Спартаке" был знатный -- но "Автроил" на отходе дал 32 узла. Весьма неплохо после полутора лет разрухи -- если учесть, что на приемных испытаниях он дал 31,7.


>Утром 27-го он был перехвачен той же британской группой, которая сама вела поиск "Олега". Далее см. опять-таки материал VM. С полностью деморализованной командой "Автроил" после сбития на нем радиоантенны остановил машины и сдался англичанам.

Ну, один против пяти -- не воин.

>Насколько мне известно, никаких потерь на нем не было. Публика просто не желала сражаться. "Олег" и "Андрей" 28 декабря вернулись в Кронштадт.

Встерчал версию, что один из эсминцев был сдан после заявления англичан о том, что они считают корабли пиратскими и в случае сопротивления будут поступать с экипажами, как с пиратами. Насколько это соответствует действительности? Вообще-то на англичан похоже...


>С уважением, Exeter

Взаимно

Владислав

От Exeter
К Владислав (18.10.2002 03:32:12)
Дата 18.10.2002 16:44:45

:-))))

Здравствуйте, уважаемый Владислав!

>>Добавьте к этому полный развал на флоте, команды развращенных "братишек", состоящие из анархо-большевисткого сброда и т.д.
>
>Хм... Судя по приведенным в переводе описаниям, бардак на "Спартаке" был знатный -- но "Автроил" на отходе дал 32 узла. Весьма неплохо после полутора лет разрухи -- если учесть, что на приемных испытаниях он дал 31,7.

Е:
Ну и что? Он после ввода в строй детом 1917 г все эти "полтора года разрухи" просто стоял почти исключительно у стенки, практически не плавая и не участвуя в боевых действиях. Все механизмы просто оставались достаточно "новыми".
И вообще-то испытания "Изяслава" и "Автроила", как я помню, проводились специально без форсирования котлов для сбережения трубок.


>>Утром 27-го он был перехвачен той же британской группой, которая сама вела поиск "Олега". Далее см. опять-таки материал VM. С полностью деморализованной командой "Автроил" после сбития на нем радиоантенны остановил машины и сдался англичанам.
>
>Ну, один против пяти -- не воин.

Е:
Угу. На эсминце пять 4" орудий и 9 ТА - и даже не было сделано попытки оказать сколько-нибудь значимое сопротивление. Могу только присоединиться к замечанию уважаемого В.Старостина :-))


>>Насколько мне известно, никаких потерь на нем не было. Публика просто не желала сражаться. "Олег" и "Андрей" 28 декабря вернулись в Кронштадт.
>
>Встерчал версию, что один из эсминцев был сдан после заявления англичан о том, что они считают корабли пиратскими и в случае сопротивления будут поступать с экипажами, как с пиратами. Насколько это соответствует действительности? Вообще-то на англичан похоже...

Е:
Не понял, каким образом англичане сделали это заявление экипажам удирающих эсминцев?? По мегафону?? :-)) По-моему, для экипажей большевистких кораблей это был бы только дополнительный стимул не сдаваться, коль их пиратами считают :-)))
А в государственно-правовом смысле - поскольку Англия тогда не признавала Совдепию, то вполне могла относиться к красным кораблям, как к пиратским, тем более, что большевички себя тогда тоже не слишком обременяли соблюдением каких-либо норм в отношении кого бы то ни было.


С уважением, Exeter

От Владислав
К Exeter (18.10.2002 16:44:45)
Дата 19.10.2002 04:08:21

Re: :-))))

Приветствую!

>Здравствуйте, уважаемый Владислав!

>>>Добавьте к этому полный развал на флоте, команды развращенных "братишек", состоящие из анархо-большевисткого сброда и т.д.
>>
>>Хм... Судя по приведенным в переводе описаниям, бардак на "Спартаке" был знатный -- но "Автроил" на отходе дал 32 узла. Весьма неплохо после полутора лет разрухи -- если учесть, что на приемных испытаниях он дал 31,7.
>
>Е:
>Ну и что? Он после ввода в строй детом 1917 г все эти "полтора года разрухи" просто стоял почти исключительно у стенки, практически не плавая и не участвуя в боевых действиях. Все механизмы просто оставались достаточно "новыми".
>И вообще-то испытания "Изяслава" и "Автроила", как я помню, проводились специально без форсирования котлов для сбережения трубок.

Согласно Апалькову, котлы на испытаниях "Автроила" не форсировались, однако мощность машин превзошла проектную -- 35 700 л.с против 32 700 л.с. Тем не менее, установленная скорость в 32 узла достигнута не была. Для сравнения -- "Новик" при меньшем водоизмещении и 35 000 л.с. контрактных дал на испытаниях 42 000 л.с. и 37 без малого узлов. Котлы при этом форсировались по полной.

>>>Утром 27-го он был перехвачен той же британской группой, которая сама вела поиск "Олега". Далее см. опять-таки материал VM. С полностью деморализованной командой "Автроил" после сбития на нем радиоантенны остановил машины и сдался англичанам.
>>
>>Ну, один против пяти -- не воин.
>
>Е:
>Угу. На эсминце пять 4" орудий и 9 ТА - и даже не было сделано попытки оказать сколько-нибудь значимое сопротивление. Могу только присоединиться к замечанию уважаемого В.Старостина :-))

Я где-то сказал, что надо было сдаваться? Это у вас аберрация восприятия.

>>Встерчал версию, что один из эсминцев был сдан после заявления англичан о том, что они считают корабли пиратскими и в случае сопротивления будут поступать с экипажами, как с пиратами. Насколько это соответствует действительности? Вообще-то на англичан похоже...
>
>Е:
>Не понял, каким образом англичане сделали это заявление экипажам удирающих эсминцев?? По мегафону?? :-))

Например, флажными сигналами.

Впрочем, я задел вопрос -- есть ли у вас какая-либо ринформация по это

По-моему, для экипажей большевистких кораблей это был бы только дополнительный стимул не сдаваться, коль их пиратами считают :-)))
>А в государственно-правовом смысле - поскольку Англия тогда не признавала Совдепию, то вполне могла относиться к красным кораблям, как к пиратским, тем более, что большевички себя тогда тоже не слишком обременяли соблюдением каких-либо норм в отношении кого бы то ни было.

В смысле, пиратски топили английские корабли? ;)

Нацисты вот тоже партизан объявляли бандитами? Ну и что -- от этого они стали менее нацистами?

>С уважением, Exeter

От Exeter
К Владислав (19.10.2002 04:08:21)
Дата 19.10.2002 16:20:34

Re: :-))))

Снова здравствуйте!

>>Ну и что? Он после ввода в строй детом 1917 г все эти "полтора года разрухи" просто стоял почти исключительно у стенки, практически не плавая и не участвуя в боевых действиях. Все механизмы просто оставались достаточно "новыми".
>>И вообще-то испытания "Изяслава" и "Автроила", как я помню, проводились специально без форсирования котлов для сбережения трубок.
>
>Согласно Апалькову, котлы на испытаниях "Автроила" не форсировались, однако мощность машин превзошла проектную -- 35 700 л.с против 32 700 л.с. Тем не менее, установленная скорость в 32 узла достигнута не была. Для сравнения -- "Новик" при меньшем водоизмещении и 35 000 л.с. контрактных дал на испытаниях 42 000 л.с. и 37 без малого узлов. Котлы при этом форсировались по полной.

Е:
Ну так о том и речь. Что если "Автроил" на испытаниях без форсировки котлов дал 31,7 уз, то что мешало "товарищам" во время бегства форсировать котлы и дать хотя бы кратковременно 32 уз??
>>Е:
>>Угу. На эсминце пять 4" орудий и 9 ТА - и даже не было сделано попытки оказать сколько-нибудь значимое сопротивление. Могу только присоединиться к замечанию уважаемого В.Старостина :-))
>
>Я где-то сказал, что надо было сдаваться? Это у вас аберрация восприятия.

Е:
А как еще можно понять Вашу реплику??!!


>>>Встерчал версию, что один из эсминцев был сдан после заявления англичан о том, что они считают корабли пиратскими и в случае сопротивления будут поступать с экипажами, как с пиратами. Насколько это соответствует действительности? Вообще-то на англичан похоже...
>>
>>Е:
>>Не понял, каким образом англичане сделали это заявление экипажам удирающих эсминцев?? По мегафону?? :-))
>
>Например, флажными сигналами.

Е:
С какой дистанции??


>Впрочем, я задел вопрос -- есть ли у вас какая-либо ринформация по это

Е:
Разумеется, нет. Но в юридическом смысле англичане считали русские красные корабли в случае совершения ими враждебных действий именно пиратскими, о чем были британские официальные ноты осенью 1920 г.


>По-моему, для экипажей большевистких кораблей это был бы только дополнительный стимул не сдаваться, коль их пиратами считают :-)))
>>А в государственно-правовом смысле - поскольку Англия тогда не признавала Совдепию, то вполне могла относиться к красным кораблям, как к пиратским, тем более, что большевички себя тогда тоже не слишком обременяли соблюдением каких-либо норм в отношении кого бы то ни было.
>
>В смысле, пиратски топили английские корабли? ;)

Е:
В смысле, к примеру, национализировали британскую собственность и хлопали британских граждан. Как погиб Кроми хотя бы вспомните. Да и захват Раскольниковым финского парохода - яркий образчик.


>Нацисты вот тоже партизан объявляли бандитами? Ну и что -- от этого они стали менее нацистами?

Е:
А при чем тут это. Позиция Англии вполне соответствовала международным правовым нормам того времени. Если не признается государственная принадлежность боевого корабля, то это судно считается пиратским. Вспомните дело "Уаскара" и венесуэльский конфликт 1902 г.

С уважением, Exeter

От Владимир Старостин
К Владислав (18.10.2002 03:32:12)
Дата 18.10.2002 04:46:08

Re: заветы Швейка живут и побеждают (+)

день добрый

>Ну, один против пяти -- не воин.

О как! Бравый солдат Швейк столь же категорично заявлял: "Подразделение, окруженное противником - обязано сдаться!"
То есть по Вашему с Швейком мнению экипаж "Варяга" просто дурку свалял? Как и экипаж КВ под Расейняем? И право мужествено сражаться Вы уступаете только "нацикам"?

http://www.volk59.narod.ru

От Kazak
К Exeter (17.10.2002 17:58:35)
Дата 17.10.2002 19:45:39

У меня вопрос по расстреляным: не в курсе за что?

Здравия желаю !
То есть эстонцы признают расстрел 36 матросов, но причину не указывают. Ведь Раскольникова например, не тронули. Может расстреляные были эстонцы, отказавшиеся служить в национальном флоте?
Кстати, есть сведения, что часть матросов всё-же к эстонцам перешла. Количество не известно?
С уважением Kazak

От Exeter
К Kazak (17.10.2002 19:45:39)
Дата 17.10.2002 20:03:07

Re: У меня...

Здравствуйте, уважаемый Kazak!

>То есть эстонцы признают расстрел 36 матросов, но причину не указывают. Ведь Раскольникова например, не тронули. Может расстреляные были эстонцы, отказавшиеся служить в национальном флоте?

Е:
По традиционной советской версии - расстреляли "идейных" большевиков.
Вряд ли на двух эсминцах в экипажах было столько эстонцев, да еще "отказавшихся служить" - самое большее, эстонцев было по несколько человек.


>Кстати, есть сведения, что часть матросов всё-же к эстонцам перешла. Количество не известно?

Е:
Не знаю, сколько перешло, а общую статистику я внизу уже давал - из 251 чел, взятого в плен, расстреляно было, по разным данным, от 36 до 45 чел, Раскольникова и Нынюка обменяли, позднее из плена вернулось в Советскую Россию еще 94 чел. Судьба остальных неизвестна, но, видимо, бОльшая их часть стала невозвращенцами. Возможно, кото-то пошел служить и на эстонский флот, но, повторяю, вряд ли там этнических эстонцев было сколько-нибудь значимое количество.

С уважением, Exeter

От Kazak
К Exeter (17.10.2002 20:03:07)
Дата 18.10.2002 07:47:11

Ну уменя особых иллюзий то нет:)

Здравия желаю !
На 1917 год в составе флота 1 тыс. эстонцев, при том что в армии их 80 тыс.
Просто подумал, что в связи с освободительным походом в Прибалтику экипажи могли специально разбавить нацсоставом.
С уважением Kazak

От Kazak
К Владимир Старостин (17.10.2002 08:30:10)
Дата 17.10.2002 09:58:27

Re: вопрос Exeter'у...

Здравия желаю !
Я вас слегка поправлю:) "Спартак" и "автроил" были захвачены уже в декабре 1918 года, набег был организован в рамках общего наступления Красной Армии на Эстонию и Латвию.
С уважением Kazak

От Kazak
К Kazak (17.10.2002 09:58:27)
Дата 17.10.2002 12:51:06

Да,.. Без спеца не разобраться. Есть нестыковочки..

Здравия желаю !
По эстонским источникам:
26 декабря 1918 года у Таллина появился эсминец "Спартак". ЗАДЕРЖАН англичанами, позже передан эстонцам.
27 декабря 1918 года у Таллина появился эсминец "Автроил". ЗАДЕРЖАН англичанами, передан эстонцам.
По советским источникам: эсминцы призводили поисковую операцию, "Спартак" налетел на камни, "Автроил" сражался до последнего заряда.
Крейсер "Олег" и три эсминца учавствовали в поддержке десанта в Нарва-Йыесу 29 ноября 1918 года. Почему позже силы разделили, непонятно.
Источники сходяться в одном: экипажи эсминцев отправлены в концлагерь на Найссаар, где 3 и 4 февраля 36 моряков были расстреляны. Около ста человек умерло от голода ( по сов. источникам).
ЗЫ: Балтийский флот в это время находился в оперативном подчинении 7-ой Армии, которой была поставлена задача по освобождению Прибалтики.
ЗЗЫ: Эсминец эстонского флота "Вамбола", бывший "Спартак"

Старостину:решили обновить статью про интервенцию?

С уважением Kazak

От Владимир Старостин
К Kazak (17.10.2002 12:51:06)
Дата 18.10.2002 02:32:37

Re: Да,..

день добрый

>Старостину:решили обновить статью про интервенцию?

да копаю помаленьку. Вот еще про 26 бакинских комиссаров любопытную инфу в советской энциклопедии нашел. Обалденно интересно.

http://www.volk59.narod.ru

От VM
К Kazak (17.10.2002 12:51:06)
Дата 17.10.2002 13:15:38

"Спартак" и "Автроил"

Привет всем!

>По эстонским источникам:
>26 декабря 1918 года у Таллина появился эсминец "Спартак". ЗАДЕРЖАН англичанами, позже передан эстонцам.
>27 декабря 1918 года у Таллина появился эсминец "Автроил". ЗАДЕРЖАН англичанами, передан эстонцам.
>По советским источникам: эсминцы призводили поисковую операцию, "Спартак" налетел на камни, "Автроил" сражался до последнего заряда.

Вот как это описывается в статье
"Леонид Башкиров (Украина), Andres Waldre (Финляндия), Николай Митюков (Россия), John A.Rodriges (Перу). Эсминцы «Спартак» и «Автроил».", первые три части которой опубликованы в польском журнале "Okrety Wojenne" Nr.1,2,3 за 2002 г.
http://members.fortunecity.com/marlib/ow/ow2002_01.htm
http://members.fortunecity.com/marlib/ow/ow2002_02.htm
http://members.fortunecity.com/marlib/ow/ow2002_03.htm

Имеется информация, что статью планируется опубликовать в каком-нибудь русскоязычном издании.

Ниже перевод фрагментов:

26 декабря 1918 г. в 13:40 "Спартак" наскочил на банку Девельсей (ныне Карадимуна – две скалы глубиной 5,4 и 3,4 м) и обломал винты. Осознав полную безысходность ситуации, Раскольников дал приказ на "Олег" прекратить операцию и возвращаться в Кронштадт. Была отдана команда открыть кингстоны, но инженер-механик эсминца Нейман ответил, что подобный приказ невозможно исполнить ввиду их полной негодности!
Вероятно, англичане были готовы прекратить погоню, так как есть сведения, что командир английского отряда коммодор Thesiger приказал поворачивать. Но при виде аварии англичане пошли на сближение и, подойдя на 15 кбт, легли в дрейф и спустили шлюпки. Экипаж "Спартака" был доставлен на английские корабли, а сам эсминец взят на буксир эсминца "Vendetta".
Интересно отметить, что англичане нашли корабль в весьма запущенном и грязном состоянии, но более всего членов призовой партии поразил грязный и неопрятный вид моряков, находившихся в "неуставной" форме. Корпус тек, так что требовалось запустить помпу. На приказ призовой партии сделать это, экипаж эсминца провел стихийный митинг, в ходе которого было решено пар дать. Это также очень поразило англичан!
Около 19 часов корабль был приведен в Ревель, а на другой день передан эстонцам. В работе Мордвинова указано, что в тот же день эстонцам был передан и весь экипаж, но как вспоминает Раскольников, он, вместе с двадцатью матросами был доставлен на борт эсминца "Wakeful", где они несколько дней содержались в кормовом трюме. При этом они даже стали свидетелями сдачи "Автроила". Очевидно, эстонцам в тот день был передан лишь комсостав и те, кто согласился служить в эстонском флоте.
Утром 27-го, так и не получив известий от "Спартака", на крейсере сочли его погибшим и направились в Кронштадт.
...
Утром 27 декабря 1918 г., как только рассвело, "Автроил" встретился буквально нос к носу с "Vendetta". Немного восточнее от нее маячил "Vortigern", так что ни о каком равном бое не могло быть речи. Следуя указаниям командования, командир эсминца Николаев развернулся и на полной скорости, делая около 32 улов, начал отход к Кронштадту вдоль южного берега залива. Поначалу "Автроилу" удалось оторваться – впрочем, "Vendetta" и "Vortigern", выполняя роль загонщиков, не слишком усердствовали в погоне. В 12:30, находясь на меридиане маяка Экхольм, на "Автроиле" обнаружили "Caradoc", после чего эсминец повернул на север. Узел облавы окончательно затянулся, ловушка сработала: эсминец теперь находился между пятью вражескими кораблями. Понимая безвыходность ситуации, на нем практически сразу же подняли белый флаг.
За все время погони англичане, не желая наносить повреждения потенциальному трофею (они сразу предполагали, что он сдастся), произвели всего несколько залпов. Перерыв радиопереговоров после 12:48 объяснялся тем, что первыми же выстрелами была сбита стеньга с радиоантенной, и связь оборвалась.
"Vortigern" доставил призовую партию на борт "Автроила", и с этой минуты эсминец мог считаться вычеркнутым из состава красного флота.

Виктор - http://members.fortunecity.com/marlib/

От Kazak
К VM (17.10.2002 13:15:38)
Дата 17.10.2002 15:27:54

Спасибо большое ! Все бы хорошо... Только не с 26 бы декабря, а чуть пораньше?

Здравия желаю !
То есть, с какой целью был организован рейд и состав группы, "Олег" я так понимаю в неё входил? Почему корабли были так разбросаны, что не могли оказать поддержку друг другу? И знали краснофлотцы про британский флот в Таллине?
С уважением Kazak

От VM
К Kazak (17.10.2002 15:27:54)
Дата 17.10.2002 17:31:55

Начнем с 24-го.

Привет всем!

>То есть, с какой целью был организован рейд и состав группы, "Олег" я так понимаю в неё входил? Почему корабли были так разбросаны, что не могли оказать поддержку друг другу? И знали краснофлотцы про британский флот в Таллине?

Ну что ж, пораньше, так пораньше!
Ниже приведен сокращенный перевод - кое-где дословно, где-то с сокращениями, а где-то в моем изложении. В любом случае, рекомендую дождаться выхода этой статьи на русском языке (либо прочитать ее на польском), т.к. очень много деталей я опустил.

24 декабря 1918 г. поступил приказ "Олегу", "Азарду" и "Спартаку" спешно идти к Кунде, чтобы выяснить силы находящегося там противника и при благоприятной обстановке атаковать его. За день до этого, т.е. 23 декабря, там высадился эстонский десант в составе 40 человек, который после наступления темноты вернулся на свои корабли ("Lembit", "Laine" и "Lood"). Но "Спартак" еще не успел произвести необходимый ремонт после предыдущей операции, и в море вышли лишь "Олег" с "Азардом".
В это же время в спешном порядке было решено начать операцию по занятию острова Нарген. На первом этапе планировалось провести разведку боем для выяснения сил английского флота, а также произвести бомбардировку Ревеля, с целью содействия выступлению местных рабочих против своего правительства. Для этой цели был сформирован отряд кораблей (линкор "Андрей Первозванный", эсминцы "Автроил" и "Спартак" и уже находившиеся в море "Олег" с "Азардом"), командование которым поручили только что прибывшему с Волги члену РВС Балтфлота Ф.Ф. Раскольникову.
Согласно плану "Спартак" должен был выйти в море в 10:00, с тем расчетом, чтобы быть у Ревельстейна с рассветом 26-го. К этому времени к маяку уже должен был подойти "Автроил", вышедший из Петрограда с рассветом 25-го. "Андрей Первозванный" оставался в тылу у Шепелевского маяка, "Олег" выдвигался вперед к острову Гогланд. Посылать "Андрея" и "Олега" дальше командование не рискнуло, так как те не могли развить полного хода. Эсминцы должны были проникнуть в Ревель и выяснить силы английского флота. Попутно предполагалось обстрелять острова Вульф и Нарген, чтобы выяснить есть ли там батареи.
Рано утром 25 декабря Раскольников поднял свой вымпел на "Спартаке", и, покинув Кронштадт, с "Андреем Первозванным" вышли в море. Расставшись с "Андреем Первозванным", "Спартак" отправился в дфльнейшее плавание в одиночестве. "Олег" с "Азардом" в это время уже были в море. "Автроил", только что вернувшийся в Петроград, в результате плавания во льдах получил серьезные повреждения машин и не мог выйти немедленно.
При встрече "Спартака" с "Олегом" и "Азардом" выяснилось, что на последнем запасы топлива на исходе и командующего просят отослать его обратно в Кронштадт. Таким образом, из трех эсминцев остался только один. Операцию отложили на 24 часа.
С наступлением темноты "Спартак" и "Олег" подошли к Гогланду, осмотрели его бухты, но не найдя там ничего подозрительного, стояли у восточного побережья. Предполагалось, что ночью или утром к ним присоединится "Автроил". Но утром из Кронштадта пришла шифровка, что "Автроил" не готов даже к выходу. Поэтому Раскольников принял решение идти в Ревель в одиночестве, а остальным кораблям приказал быть готовыми поддержать его.
Приблизительно в 9 утра, эсминец приблизился к северо-восточному берегу острова Вульф и сделал 8 выстрелов по тому месту, где раньше располагалась батарея 305-мм орудий. Батарея располагавшихся на острове полевых 76-мм орудий ответить не смогла из-за слишком большой дальности, но комендант Вульфа успел предупредить Ревель.
По пути в Ревель "Спартак" столкнулся с финским торговым судном с грузом бумаги, направлявшееся в Эстонию. Судно решили захватить в качестве приза.
Вся эта возня у острова Вульф и с финским судном привели к тому, что англичане уже были готовы встретить эсминец. Уже через 15 минут после того, как "Спартак" начал обстрел, англичане вышли на перехват. Около 13 часов "Спартак" планировал войти на Ревельский рейд, но с эсминца заметили дым пяти кораблей, и было принято решение отступить. Предполагалось либо уйти в Кронштадт, либо спрятаться в финских шхерах. Из-за плохого состояния машин "Спартак" делал 23-25 узлов, в то время как англичане делали все 35.
В 13:40 "Спартак" наскочил на банку.

При осмотре "Спартака" было найдено много интереснейшей и по-настоящему ценной информации, но больше всего англичан заинтересовал факт, что у Гогланда находится "Олег".
Намерения англичан состояли в том, чтобы атаковать "Олег" рано утром на рассвете 27 декабря. Около двух ночи мимо англичан прошло без огней какое-то судно. Это был "Автроил". Офицеры начали убеждать коммодора ввязаться в бой, но тот ответил категоричным отказом: в ходе ночного боя англичане не смогли бы эффективно использовать свой перевес в артиллерии, а вот торпедные аппараты русского эсминца представляли реальную опасность.
Когда англичане подошли к Гогланду, то, к своему огорчению, "Олега" там не обнаружили.
Русский крейсер весь день крейсировал в море восточней Гогланда, и только в 16:55 с наступлением темноты стал на якорь. Около 19 часов на крейсере в направлении Гогланда были замечены огни, и, не рискуя вторую ночь стоять на том же месте, крейсер перешел к острову Гросс-Тютерс, до утра простояв на якоре. Утром 27-го, так и не получив известий от "Спартака", на крейсере сочли его погибшим и направились в Кронштадт.
В западной части Финского залива оставался таким образом лишь "Автроил".
Между тем, командование Балтфлота знало, что "Автроил", закончив ремонт, вечером 26-го вышел в море и направился к Ревелю. Утром следующего дня, около 11:00, было получено сообщение, что эсминец находится в районе плавмаяка Ревельстейн. Между 12:25 и 12:48 с него передали сразу три радиограммы: в первой сообщалось: "неприятель стреляет в нас", во второй – "наблюдаю неприятельские суда", и еще одна депеша, которую дословно не расшифровали. После этого связь оборвалась.
По получении первого сигнала "Олег" находился в 13 милях к востоку от Гогланда. Он поспешно изменил курс, увеличил собственный ход до максимума, то есть до 12 узлов, и направился к северной оконечности Гогланда. В 14:15, пройдя Гогланд, он продолжил движение в западном направлении. Но спустя полчаса, получив сообщения по беспроволочному телеграфу, крейсер развернулся и взял курс на Кронштадт. И только 28-го, когда "Олег" вместе с "Андреем Первозванным" достигли базы, их команды узнали, что и "Спартак", и "Автроил" домой не вернулись.

Виктор -
http://members.fortunecity.com/marlib/

От Kazak
К VM (17.10.2002 17:31:55)
Дата 17.10.2002 19:39:37

Еще раз спасибо (-)